ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-2427/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 2 марта 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Кожевниковой Л.П., Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №22RS0068-01-2020-003346-36 (№2-2953/2020) по иску прокурора г. Новоалтайска алтайского края в интересах Д.В.Ф. к Министерству социальной защиты Алтайского края о признании незаконным отказа, возложении обязанности включить в краевой регистр, как лицо, имеющее право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов,
по кассационной жалобе Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., прокурора Трифонову М.К., полагавшую кассационную жалобу удовлетворению не подлежащей, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
прокурор г. Новоалтайска Алтайского края, действуя в интересах Д.В.Ф., обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты Алтайского края о признании незаконным отказа, возложении обязанности включить Д.В.Ф. в краевой регистр, как лицо, имеющее право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.
В обоснование исковых требований ссылался на то, что прокуратурой проведена проверка по обращению Д.В.Ф. о нарушении его прав на получение мер социальной поддержки, не включении в краевой регистр на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, в ходе которой было установлено, что с июля 2008 года Д.В.Ф. состоит на учете в краевом государственном казенном учреждении «Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску и Первомайскому району» (далее- КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району»), как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а с января 2014 года – как ветеран труда Алтайского края.
В 2020 году заявитель обратился в Министерство социальной защиты Алтайского края по вопросу включения его в краевой регистр на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.
В предоставлении указанных мер отказано в связи с получением ежемесячной денежной выплаты на основании Федерального закона от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», поскольку бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов было предусмотрено до 2005 года, с 2005 года указанная норма утратила силу, но указано, что он. имеет право на получение социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов как ветеран труда Алтайского края.
Просил суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты Алтайского края о включении в краевой регистр Д.В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица, имеющего право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, признать его право на меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов на основании Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», обязать Министерство социальной защиты Алтайского края включить Д.В.Ф. в краевой регистр, как лицо, имеющее право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 июля 2020 г. исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства социальной защиты Алтайского края в предоставлении Д.В.Ф. права на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, признал право Д.В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов на основании Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», обязал Министерство социальной защиты Алтайского края включить Д.В.Ф. в список лиц, имеющих право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 октября 2020 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 июля 2020 г. оставлено без изменения.
Представитель Министерства социальной защиты Алтайского края обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене указанных судебных актов ввиду допущенных судами нарушений норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверного толкования законов, регулирующих спорные правоотношения.
Относительно кассационной жалобы прокурором и Д.В.Ф. представлены возражения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалоб.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Д.В.Ф. с июля 2008 года состоит на учете в КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району», как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившее суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения свыше 25сЗВ (бэр).
Истец также является ветераном труда Алтайского края, имеет удостоверение серии В № от 16 ноября 2006 г.
Д.В.Ф. включен в краевой регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки до 31 декабря 2016 г.
Кроме того, Д.В.Ф. является получателем ежемесячной денежной выплаты (далее- ЕДВ) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Д.В.Ф. обратился в Министерство социальной защиты Алтайского края о предоставлении ему меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления зубных протезов.
Ответом Министерства социальной защиты Алтайского края от 19 февраля 2020 г. Д.В.Ф. разъяснено, что у него отсутствует право на получение меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов на основании Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», так как он является получателем ЕДВ как «семипалатинец», в состав которой входит данная мера с 2005 года.
Суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», установив, что Д.В.Ф. является ветераном труда Алтайского края, включен в регистр по социальной поддержке, в соответствии с законом Алтайского края, которым предусмотрена мера социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов для граждан, включенных в региональный регистр, осуществляемая за счет бюджета Алтайского края, пришел к выводу о признании за Д.В.Ф. права на указанную меру социальной поддержки, в связи с чем возложил на ответчика обязанность по включению истца в список лиц, имеющих право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. При этом отказ в предоставлении права на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов признал незаконным.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды при рассмотрении дела нормы материального права применили правильно.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда предоставляется мера социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях, подведомственных органу исполнительной власти Алтайского края в сфере охраны здоровья, либо в организациях других форм собственности, у индивидуальных предпринимателей в случае отсутствия зубопротезных кабинетов в медицинских организациях, подведомственных органу исполнительной власти Алтайского края в сфере охраны здоровья, по месту жительства (месту пребывания)
Согласно ч. 1.1 ст.6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и настоящим Законом Алтайского края, ему предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные указанными законами.
Учитывая, что в силу ч. 1.1 ст. 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки предусмотренных двумя Законами (Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» и Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), суды пришли к правильному выводу о том, что основания для лишения Д.В.Ф. права на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов по закону Алтайского края отсутствовали.
Установив фактические обстоятельства дела, применив указанные нормы права, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении иска. Выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Доводы кассатора о том, что Д.В.Ф. является получателем ЕДВ в сумме 2 227,55 руб. в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», и в эту сумму входит, в том числе, компенсация на расходы, связанные с бесплатным изготовлением и ремонтом зубных протезов, не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который правильно указал, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих компенсацию социальной услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов ежемесячной денежной выплатой, предусмотренной федеральным законодательством, тогда как получение меры социальной поддержки в виде права на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов предусмотрено законом Алтайского края, каких-либо исключений ч. 1.1 ст. 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» не содержит, напротив прямо указывает на предоставление мер социальной поддержки двумя указанными законами.
Иные доводы кассаторов по существу повторяют позицию стороны ответчика при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика, получили соответствующую оценку с подробным правовым обоснованием с учетом обстоятельств дела, имеющих юридическое значение. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанций, в ходе разбирательства дела не допущено нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, следует решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты Алтайского края оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи