ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-5570/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 21 мая 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Прудентовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3014/2019 (УИД 04RS0007-01-2019-003816-62) по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение мер социальной поддержки,
по кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 5 сентября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 ноября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) обратился в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ к Министерству социальной защиты населения по Республике Бурятия о признании за ним права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 25 апреля 2003 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования «Ильинское» сельское поселение Прибайкальского района Республики Бурятия, Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 5 сентября 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 27 ноября 2019 г., исковые требования ФИО1 удовлетворены. За ФИО1, как ветераном боевых действий, признано право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с 25 апреля 2003 г.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ФИО2 обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 5 сентября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 27 ноября 2019 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований или направить дело на новое рассмотрение.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 в период с 28 апреля 2002 г. по 26 ноября 2002 г. проходил военную службу в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Чечня.
Дубликат удостоверения ветерана боевых действий взамен утраченного был выдан ФИО1 решением комиссии Восточного военного округа 25 апреля 2016 г.
С 24 апреля 2003 г. истец состоит на учете в администрации МО «Ильинское» сельское поселение как участник боевых действий.
В связи с тем, что в 2003 г. на момент принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий у ФИО1 отсутствовало удостоверение ветерана боевых действий, он был исключен из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из доказанности ФИО1 наличия у него права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем как ветерана боевых действий, поскольку на дату постановки на учет он являлся ветераном боевых действий в силу закона, соответственно относился к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем независимо от времен выдачи удостоверения.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 г.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. № 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. № 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».
Как следует из письма МВД России от 10 октября 2018 г., имеющегося в материалах дела, работа по оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий организована с момента вступления Приказа МВД России от 7 мая 2004 г. № 282, централизованный учет выдачи удостоверений ветерана боевых действий не предусмотрен.
Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Поскольку с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий ФИО1 обратился до 1 января 2005 г., в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, которые в тот период не оформлялись, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у ФИО1 права на получение мер социальной поддержки, установленных статьей Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» являются правильными, соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у ФИО1 статуса ветерана боевых действий и права на меры социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» подлежат отклонению.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
ФИО1 данным критериям соответствует, что в дальнейшем, было подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, взамен утраченного, которое не аннулировано и недействительным не признано.
В целом доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции и не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 5 сентября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.В. Прудентова