ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-3023/20 от 04.02.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88 – 1522/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 04 февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Хасановой В.С., Козиной Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3023/2020 по иску ФИО1 к Уральскому таможенному управлению о признании решения незаконным, о перерасчете пенсии,

по кассационным жалобам ФИО1, Уральского таможенного управления на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Уральскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы о признании решения, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете пенсии по выслуге лет, незаконным; возложении обязанности произвести перерасчет ранее назначенной пенсии по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом продолжительности выслуги лет 25 лет 00 месяцев 01 день.

В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года является получателем пенсии по выслуге лет по линии Федеральной таможенной службы, исчисленной из её продолжительности 24 года 11 месяцев 17 дней. Полагая, что при назначении пенсионного обеспечения расчет выслуги лет произведен неправильно, а именно период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года прохождения учебных сборов при войсковой части во время очного обучения в Курганском машиностроительном институте, исчислен с коэффициентом 0,5, а не в календарном порядке, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года обратился в Уральское таможенное управление с соответствующим заявлением. Оспариваемым решением, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ года №, ФИО1 отказано в перерасчете пенсии по выслуге лет, по мотиву того, что период нахождения на учебных сборах при войсковой части входил в обязательный процесс обучения в высшем учебном заведении, и подлежит исчислению при расчете выслуги лет, в соответствии с пунктом 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 года №103, как время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях из расчета один год учебы за шесть месяцев (коэффициент 0,5). Не согласившись с таким отказом, истец полагает, что период нахождения на учебных сборах в войсковой части во время обучения в высшем учебном заведении, должен быть включен в выслугу лет в календарном исчислении.

Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Принято по делу новое решение, которым иск ФИО1 удовлетворен частично. Признано решение Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе в перерасчете пенсии, незаконным. Возложена на Уральское таможенное управление Федеральной таможенной службы обязанность произвести перерасчет ранее назначенной ФИО1 пенсии по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом продолжительности выслуги лет в 25 лет 00 месяцев 01 день.

В кассационной жалобе стороны просят отменить апелляционное определение, полагая его незаконным ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.

Седьмым кассационным судом общей юрисдикции была обеспечена возможность участия истца в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, истец в судебном заседании суда кассационной инстанции участия не принимал, об уважительных причинах неявки не сообщил, о времени и месте рассмотрения дела и месте проведения видеоконференцсвязи истец извещен надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, в соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие истца.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного постановления не имеется.

Судом установлено и из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 является получателем пенсии по выслуге лет по линии Федеральной таможенной службы, исчисленной из её продолжительности 24 года 11 месяцев 17 дней.

При исчислении выслуги лет период очного обучения истца в Курганском машиностроительном институте с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, исчислен с коэффициентом 0,5 (02 года 04 месяца 19 дней).

Тюменской таможней (место прохождения сотрудником службы), на основании дополнительно представленных ФИО1 документов (справки ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» от ДД.ММ.ГГГГ года №, письма Военного комиссариата города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ года №, письма ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» от года №) произведен расчет выслуги лет для назначения пенсионного обеспечения, продолжительность которой, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, составила 25 лет 00 месяцев 01 день.

Период прохождения ФИО1 учебных сборов при войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года во время очного обучения в Курганском машиностроительном институте, при повторном расчете исчислен в календарном порядке.

В этот же день, Тюменской таможней издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ года №, которым в приказ от ДД.ММ.ГГГГ года № об увольнении ФИО1 внесены изменения относительно продолжительности выслуги лет (25 лет 00 месяцев 01 день).

ДД.ММ.ГГГГ года расчет выслуги лет для назначения пенсии с приложенными к нему документами направлен Тюменской таможней в Уральское таможенное управление для обязательного согласования с соответствующим подразделением пенсионной службы ФТС России.

При проверке поступивших документов Уральским таможенным управлением сделан вывод об отсутствии правовых оснований для изменения расчета выслуги лет и перерасчета соответствующей пенсии, в связи с чем представленный Тюменской таможней расчет выслуги лет от ДД.ММ.ГГГГ года не согласован, о чем ФИО1 извещен письмом ответчика от №.

ФИО1 обратился в Уральское таможенное управление с заявлением о перерасчете ранее назначенной пенсии по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом продолжительности выслуги лет в 25 лет 00 месяцев 01 день.

Оспариваемым решением, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ года №, ФИО1 отказано в перерасчете пенсии по выслуге лет, по мотиву того, что период нахождения на учебных сборах при войсковой части входил в обязательный процесс обучения в высшем учебном заведении, подлежит исчислению при расчете выслуги лет, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 №103, как время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев (коэффициент 0,5).

Приказом Тюменской таможни от ДД.ММ.ГГГГ года № приказ от ДД.ММ.ГГГГ года №, признан утратившим силу с момента его издания.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федерального закона от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 года №103, которым утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, приказа ФТС России от 06 августа 2013 года №1473 «Об организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации», исходя из оценки совокупности, представленных в материалы дела доказательств, пришел к выводу о недоказанности обстоятельств нахождения ФИО1 на военных сборах в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года во время очного обучения в Курганском машиностроительном институте (с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года), влекущих у территориального подразделения пенсионной службы ФТС России обязанность по перерасчету ранее назначенной ему пенсии по выслуге лет, с учетом исчисления спорного периода в календарном порядке.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и удовлетворяя исковые требования, не согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 N 114-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 02 февраля 1998 N 103, которым утвержден Порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" (далее - Порядок).

Пунктом 1 Порядка определено распространить с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941) на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 N 103, также утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (далее - Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов).

Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941, время службы (работы), указанное в статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1).

Статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 установлен закрытый перечень видов службы (работы) и периодов времени, засчитываемых в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона, в котором помимо прочего указана военная служба.

Пунктом "ж" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов предусмотрена возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов времени обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Положения абзаца 10 пункта 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941 позволяют включать в выслугу лет в календарном исчислении время пребывания на военных сборах не ранее чем с 01 марта 1993 года.

Таким образом, законодатель определил включение время пребывания на военных сборах и в выслугу лет, если эти сборы имели место после 01 марта 1993 года.

При наличии одновременно двух и более оснований, предусмотренных настоящим Положением, для зачета одного и того же периода службы (работы, учебы и другой деятельности) выслуга исчисляется по основанию, дающему наибольшую льготу (пункт 5 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов).

В силу положений части 4 статьи 17 действовавшего в момент спорных правоотношений Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" учебные сборы (стажировки), предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами.

Аналогичные положения содержатся в действующем в настоящее время Федеральном законе от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (статья 20).

Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и установленных фактических обстоятельств и доводами кассационных жалоб не опровергаются.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе ответчика о том, что представленные ФИО1 документы воинского учета не содержат доказательств, подтверждающих соответствие пройденных им учебных сборов определению военных сборов; военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации он не проходил, за время пребывания в запасе на военные сборы не призывался, в период обучения истец в запасе не пребывал и воинского звания не имел, представленные истцом документы не содержат доказательств, подтверждающих соответствие пройденных им учебных сборов, не имеется оснований для включения спорного периода в расчет выслуги лет в календарном исчислении, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, аналогичны доводам апелляционной жалобы ответчика, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка в апелляционном определении.

Удовлетворяя требования истца, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, в том числе, представленные истцом справку ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» от ДД.ММ.ГГГГ года №, письмо Военного комиссариата города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ года №, письмо ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ года №, с учетом приведенных нормативных положений и установленных по делу фактических обстоятельств, указал, что нахождение ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на учебных сборах при войсковой части , как обязательный элемент освоения программы подготовки офицеров запаса, следует расценивать как военные сборы, время пребывания на которых в силу положений абзаца 10 пункта 1 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941 указывает на необходимость их включения в выслугу лет в календарном исчислении.

С учетом приведенных обстоятельств оспариваемое решение Уральского таможенного управления, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе ФИО1 в перерасчете пенсии по выслуге лет, признано судом законным.

Доводы кассационной жалобы истца о том, что повышение размера пенсии истцу должно производится с момента назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года, а не с ДД.ММ.ГГГГ года в Управление таможенной службы, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции.

При этом, согласно части 2 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Положения приведенных норм закона свидетельствуют о том, что перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы, с которыми закон связывает право пенсионера на соответствующий перерасчет.

Разрешая спор и определяя дату перерасчета с момента обращения истца с заявлением о перерасчете в Уральское таможенное управление, суд исходил из того, что перерасчет размера пенсий носит заявительный характер, и поскольку назначение, выплата пенсий, пособий, компенсаций и прекращение их выплаты, пересмотр и перерасчет пенсии относится к исключительной компетенции Уральского таможенного управления, то возложение на указанного ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии истца, уволенного из таможенных органов и являющегося получателем соответствующей пенсии по линии ФТС России, отвечает интересам законности.

Доводы кассационных жалоб заявителей, выражающие несогласие с выводами судов, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца и ответчика, приведенных ими в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в апелляционном определении.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое апелляционное определение принято с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО1 и Уральского таможенного управления – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи