ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-302/2021 от 25.05.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-8708/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 25 мая 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Александровой Ю.К.

судей Белинской С.В., Нестеровой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-302/2021 по иску ФИО1 к Жилищному Комитету Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, обязании выплатить субсидию,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 1 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 января 2022 г.

Заслушав доклад судьи Белинской С.В.,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Жилищному Комитету Санкт-Петербурга, в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконными действия ответчика в части нарушения требований форм заявки приказа Минстроя РФ от 18 марта 2019 г. №165пр «Об утверждении форм заявки об участии в мероприятии по обеспечению жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» и обязать ответчика выплатить компенсацию в размере стоимости помещения или суммы на строительство индивидуального жилого дома, предоставляемой молодой семье согласно целевой программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что его семья с 1986 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Василеостровского района.

Распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 18 марта 2019 г. №424-р семья ФИО1 признана молодой семьей и являлась участником Мероприятия - целевой программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по предоставлению, в частности молодым семьям социальным выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденной Правительством РФ от 17 декабря 2010 г. №1050.

Распоряжением Жилищного Комитета СПб от 21 июня 2019 г. №1004-р исходя из запланированных лимитов финансирования и списка молодых семей, был утвержден сводный список участников Мероприятия на 2020 год, в который вошло 345 семей с датой принятия на жилищный учет до 27 июля 2000 г., в том числе и семья истца.

Вместе с тем заявка Санкт-Петербурга, направленная письмом Жилищного Комитета от 24 июня 2019 г. , была представлена за подписью не уполномоченного лица, в связи с чем не была учтена при распределении средств федерального бюджета на реализацию мероприятия, ввиду чего в 2020 году молодым семьям-участникам мероприятия социальные выплаты могут быть предоставлены исключительно за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Полагая, что указанные действия ответчика лишили его права на обеспечение жилым помещением в рамках Мероприятия, истец обратился в суд с настоящим иском.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 1 сентября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 января 2022 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене принятых судебных постановлений по мотиву их незаконности и несоответствия выводов судов обстоятельствам дела, а также принятия нового решения об удовлетворении иска.

В судебном заседании суда кассационной инстанции ФИО1 поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения доводов жалобы, просила судебные акты оставить без изменения.

Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не было допущено.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 года» (Постановление №105) целями которой, в том числе являются выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства, предоставление социальной помощи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям.

В рамках вышеуказанной федеральной целевой программы «Жилище» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», основная цель которой государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

С 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1710 (далее Программа) и их реализация в настоящее время осуществляется с учетом установленных новой Программой особенностей.

Российская Федерация принимает участие в реализации Программы путем софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на улучшение жилищных условий.

Распределение средств федерального бюджета, предусмотренное на реализацию мероприятия в планируемом году, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, приведенных в Приложении №5 к Программе (далее Правила №1070), на основании отбора заявок, поступивших от субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил №1070 субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующих финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Минстроя России как получателя бюджетных средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 1 Правил №1070.

Согласно пункту 2 Правил №1070 для участия в целевой программе высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в Минстрой России заявку об участии в целевой программе по форме и в срок, которые утверждаются Минстроем России.

Приказом Минстроя России от 7 мая 2019 г. №266/пр (с учетом изменений, внесенных приказом Минстроя России от 27 июня 2019 г. №368/пр) утвержден срок приема заявок субъектов Российской Федерации на участие в реализации мероприятия в 2020-2022 годах с 10 июня по 5 июля 2019 г.

В указанный срок Минстрой России осуществлял сбор заявок субъектов Российской Федерации.

Форма заявок об участии в реализации мероприятия установлена приказом Минстроя России от 18 марта 2019 г. №165/пр «Об утверждении формы заявки об участии в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и формы сводного списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году» (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2019 г. №54613, утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 16 марта 2020 г. № 124/пр).

Заявка Санкт-Петербурга, направленная письмом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 24 июня 2019 г. (вх. /МС от 28 июня 2019 г.), представлена за подписью неуполномоченного лица, в связи с чем не была учтена при распределении средств федерального бюджета на реализацию мероприятия.

Заявка Санкт-Петербурга, направленная письмом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16 июля 2019 г. (поступила 18 июля 2019 г.) с приложенной доверенностью от 11 июля 2019 г. на подписание указанной заявки председателем Жилищного комитета ФИО6, не учтена при распределении средств федерального бюджета, поскольку издание указанной доверенности, а также направление заявки совершено с нарушением установленного срока.

Учитывая изложенное, в связи с неисполнением Правительством Санкт-Петербурга условий участия в реализации мероприятия, предусмотренных пунктом 3 Правил , город Санкт-Петербург не принимает участия в реализации мероприятия в 2020 году за счет средств федерального бюджета.

В Федеральном законе от 2 декабря 2019 г. №380-Ф3 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (Федеральный закон №380-Ф3) городу Санкт-Петербургу субсидия на реализацию мероприятия в 2020-2022 годах не предусмотрена.

Учитывая прогнозируемое снижение поступления доходов, в связи с необходимостью реализации мероприятий по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и ликвидации ее последствий Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт- Петербурга от 10 июня 2020 г. №295-64 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», направленный на сокращение расходов на реализацию целевых жилищных программ. С учетом корректировки бюджета, финансирование Мероприятия на 2020 год не предусмотрено.

Таким образом, учитывая, что Российская Федерации принимает участие в реализации Программы путем софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на улучшение жилищных условий, реализация мероприятия в городе Санкт-Петербург в 2020 году не осуществлялась как в связи с отсутствием средств федерального бюджета, так и вследствие их незапланированности бюджетом Санкт-Петербурга.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Суд апелляционной инстанции оценивая доводы жалобы истца и не находя оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, исходил из того, что истец не обладал бесспорным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, избранный им способ защиты права не может обеспечить его восстановления, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании ответчика выплатить компенсацию в размере стоимости помещения или суммы на строительство индивидуального жилого дома, предоставляемой молодой семье согласно целевой программы не имелось.

Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что истец права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем молодых семей не лишен и в целях его реализации может воспользоваться одним из способов получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем, предложенных в письме Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга от 22 июня 2020 г. №

Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований основаны на правильном применении норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств на основании доказательств, которым дана оценка в соответствии с положениями статей 55, 56, 57, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 г. N 738-О-О, от 19 октября 2010 г. N 1333-О-О, от 14 июля 2011 г. N 988-О-О, от 16 июля 2013 г. N 1195-О, от 29 января 2015 г. N 122-О и др.).

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 г. утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт "а" пункта 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 г. N 738-О-О и от 15 января 2015 г. N 3-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы истца о том, что действиями ответчика нарушаются гарантированные ему приоритетные права на получение социальной выплаты, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Применительно к обстоятельством настоящего гражданского дела, возможность приобретения семьей истца субъективного права на получение данной социальной выплаты обусловлена комплексом обстоятельств, связанных, в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.

Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, вывод о том, что действиями ответчика нарушено гарантированное право истца на получение социальной выплаты, основан на неверном толковании норм права.

Несогласие с выводами судов, основанными на нормах закона, установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, и иное толкование заявителем норм материального права, не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права судами.

Применительно к установленным обстоятельствам данного дела выводы судов сомнений в законности не вызывают.

Оснований для иных выводов у судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не имеется.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что при вынесении обжалуемых судебных актов суды нижестоящих инстанций правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильных судебных постановлений или повлечь за собой их безусловную отмену, содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, которым дана надлежащая оценка, основания для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 1 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи