ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-304 от 19.11.2010 Боханского районного суда (Иркутская область)

                                                                                    Боханский районный суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Боханский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

п. Бохан Боханского района 19 ноября 2010 года

Боханский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Чановой Е.В., при секретаре Каримовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-304/2010г. по заявлению прокурора Боханского района в порядке ст.ст.45, 245 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации к администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» о признании незаконными действий администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» по заключению соглашения № 36 от 01.10.2010г. в части передачи полномочий по утверждению документов территориального планирования поселений, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселения, утверждения правил землепользования и застройки соответствующих поселений, ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории поселения, администрацией МО «Тихоновка» администрации МО «Боханский район»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Боханского района обратился в суд с заявлением в порядке ст.ст.45, 245 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации к администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» о признании незаконными действий администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» по заключению соглашения № 36 от 01.10.2010г. в части передачи полномочий по утверждению документов территориального планирования поселений, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселения, утверждения правил землепользования и застройки соответствующих поселений, ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории поселения,администрацией МО «Тихоновка» администрации МО «Боханский район», указав в заявлении следующее:

01 октября 2010 года между администрацией муниципального образования «Боханский район» и администрацией муниципального образования «Тихоновка» заключено соглашение № 36 о передаче администрацией МО «Тихоновка» части своих полномочий по решению вопросов местного значения администрации МО «Боханский район».

В соответствии с п.2 указанного соглашения администрация поселения передает следующие полномочия администрации МО «Боханский район» в области градостроительной деятельности:

- подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

- утверждение правил землепользования и застройки соответствующих поселений;

- утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территорий, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ;

- выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующем поселении;

- ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях поселений.

В соответствии с п.20 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к одному из вопросов местного значения поселения в сфере градостроительной деятельности относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Согласно ч.4 ст.15 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного значения муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В нарушение норм градостроительного законодательства полномочия органов местного самоуправления уровня поселения, предусмотренные подпунктами 1-3, 6 п.2 настоящего соглашения от 01.10.2010г., переданы администрации муниципального района незаконно по следующим основаниям:

Документами территориального планирования муниципальных образований уровня поселений являются генеральные планы поселений (ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ), подготовка и утверждение которых регламентированы ст.24 ГрК РФ.

В силу требований частей 1,2 ст.24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения. А решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимается главой местной администрации поселения.

В настоящем случае неуполномоченный исполнительный орган местного самоуправления - администрация МО «Тихоновка» - передает обязанность по утверждению документов территориального планирования поселений неуполномоченному органу местного самоуправления муниципального района - администрации МО «Боханский район».

Кроме того, подготовка и утверждение генерального плана поселения требует временных и значительных затрат. В частности, в соответствии со ст.24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования РФ, схемах территориального планирования субъектов РФ, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Также проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за 3 месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет».

В настоящем случае соглашение заключено сроком до 31.12.2010г., что указывает на фактическую невозможность подготовки администрацией МО «Боханский район» генерального плана поселения.

Аналогичное нарушение допущено и при передаче полномочий по утверждению правил землепользования и застройки соответствующего поселения (подпункт 3 п.2 соглашения).

В силу требований частей 15, 16 ст.31 ГрК РФ после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний. Глава местной администрации в течение 10 дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Таким образом, право утверждения правил землепользования и застройки поселения принадлежит представительному органу местного самоуправления, то есть Думе муниципального образования.

Соглашение о передаче полномочий по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселения (пп.2 п.2 соглашения) также не соответствует требованиям закона, поскольку утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.6 ст.24 ГрК РФ).

Названный нормативный правовой акт органами местного самоуправления МО «Тихоновка» не принят, следовательно, передавать данные полномочия администрация поселения не вправе.

Подпункт 6 п.2 соглашения в части передачи полномочий по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности не законен, поскольку в силу с ч.1 ст.57 ГрК РФ право ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности принадлежит органам местного самоуправления муниципальных районов. Органы местного самоуправления муниципального района обязаны осуществлять сбор, документирование, актуализацию, обработку, систематизацию, учет и хранение сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с ГрК РФ размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в течение 7 дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы.

Таким образом, обязанность по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности возложена на органы местного самоуправления МО «Боханский район» законом и не требует передачи полномочий.

В настоящем случае действия органов местного самоуправления, выраженные в заключении соглашения № 36 от 01.10.2010г., нарушают права и интересы местных жителей, неопределенного круга лиц и муниципального образования, так как градостроительным законодательством предусмотрена определенная процедура принятия и утверждения нормативных правовых актов в градостроительной сфере. В частности, право утверждения документов территориального планирования поселения, правил землепользования и застройки соответствующих поселений принадлежит представительному органу местного самоуправления, предусмотрено проведение публичных слушаний.

Также нарушены интересы РФ, которые заключаются в том, что при заключении соглашения не исполнены требования федерального законодательства о градостроительной деятельности. В то время как в соответствии с ч.2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и государства, в связи с чем прокурор Боханского района просил признать незаконными действия администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» по заключению соглашения № 36 от 01.10.2010г. в части передачи полномочий по утверждению документов территориального планирования поселений, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселения, утверждения правил землепользования и застройки соответствующих поселений, ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории поселения.

В подготовительной части судебного заседания по делу представитель заявителя - прокурора Боханского района - помощник прокурора Боханского района Николаева В.П., действующая на основании поручения прокурора района от 15.11.10г., от заявленных требований прокурора Боханского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации к администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» о признании незаконными действий администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» по заключению соглашения № 36 от 01.10.2010г. в части передачи полномочий по утверждению документов территориального планирования поселений, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселения, утверждения правил землепользования и застройки соответствующих поселений, ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории поселения, администрацией МО «Тихоновка» администрации МО «Боханский район»,отказалась и просила суд прекратить производство по заявлению прокурора района в связи с добровольным исполнением МО «Боханский район» и МО «Тихоновка» заявленных требований. Порядок и последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст.ст.220-221 ГПК РФ, о том, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию не допускается, ей разъяснены и понятны.

Представитель администрации МО «Боханский район» Лархаева Л.Р., действующая на основании доверенности, с прекращением производства по данному гражданскому делу согласилась, т.к. администрация МО «Боханский район» действительно добровольно выполнила требования прокурора района о признании незаконными действий администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» по заключению соглашения № 36 от 01.10.2010г. в части передачи полномочий по утверждению документов территориального планирования поселений, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселения, утверждения правил землепользования и застройки соответствующих поселений, ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории поселения, администрацией МО «Тихоновка» администрации МО «Боханский район»,вынесли дополнительное соглашение, в связи с чем представитель прокурора Боханского района от заявленных требований отказался. Порядок и последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст.ст. 220-221 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.

Представитель администрации МО «Тихоновка» Скоробогатова М.В., действующая на Устава МО «Тихоновка», с прекращением производства по данному гражданскому делу согласилась, т.к. администрация МО «Тихоновка» действительно добровольно выполнила требования прокурора района о признании незаконными действий администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» по заключению соглашения № 36 от 01.10.2010г. в части передачи полномочий по утверждению документов территориального планирования поселений, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселения, утверждения правил землепользования и застройки соответствующих поселений, ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории поселения, вынесли дополнительное соглашение, в связи с чем представитель прокурора Боханского района от заявленных требований отказался. Порядок и последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст.ст. 220-221 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.

Обсудив заявленное ходатайство представителя прокурора Боханского района о прекращении производства по делу, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к выводу ходатайство представителя прокурора Боханского района о прекращении производства по заявлению прокурора района удовлетворить по следующим основаниям:

Так, согласно представленному в суд представителем МО «Боханский район» дополнительному соглашению от 17.11.10г. в данном соглашении отсутствуют сведения в части передачи полномочий по утверждению документов территориального планирования поселений, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселения, утверждения правил землепользования и застройки соответствующих поселений, ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории поселения, которые прокурор района просил признать незаконными.

Таким образом, заявленное прокурором района требование о признании незаконными действий администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» по заключению соглашения № 36 от 01.10.2010г. в части передачи полномочий по утверждению документов территориального планирования поселений, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселения, утверждения правил землепользования и застройки соответствующих поселений, ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории поселения, администрацией МО «Тихоновка» администрации МО «Боханский район»,добровольно сторонами соглашения исполнено, на момент рассмотрения дела в суде быловынесено дополнительное соглашение между МО «Тихоновка» и МО «Боханский район», в котором сведения о передаче вышеуказанных полномочий отсутствуют.

Следовательно, прекращение производства по делу не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.

Порядок и последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст.ст.220-221 ГПК РФ, о том, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, сторонам разъяснены и понятны.

Итак, суд пришел к выводу прекратить производство по делу по заявлению прокурора Боханского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации к администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» о признании незаконными действий администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» по заключению соглашения № 36 от 01.10.2010г. в части передачи полномочий по утверждению документов территориального планирования поселений, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселения, утверждения правил землепользования и застройки соответствующих поселений, ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории поселения, ввиду добровольного исполнения МО «Боханский район» и МО «Тихоновка» заявленных прокурором района требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.220-221 ГПК РФ, районный суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Производство по заявлению прокурора Боханского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации к администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» о признании незаконными действий администрации МО «Боханский район» и администрации МО «Тихоновка» по заключению соглашения № 36 от 01.10.2010г. в части передачи полномочий по утверждению документов территориального планирования поселений, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселения, утверждения правил землепользования и застройки соответствующих поселений, ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории поселения, в связи с добровольным исполнением МО «Боханский район» и МО «Тихоновка» заявленных прокурором Боханского района требований прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в Иркутский областной суд через Боханский районный суд в течение 10 суток с момента его вынесения.

Судья Боханского районного суда Е.В. Чанова