ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-305/20 от 19.01.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-717/2021 – (88-19979/2020)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 19 января 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Лавник М.В.,

судей: Богдевич Н.В., Раужина Е.Н.,

с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-305/2020 (УИД 02RS0002-01-2020-000331-81) по иску ФИО2 к Совету депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконными решения и приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов

по кассационной жалобе Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 3 сентября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., пояснения председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» ФИО3, представителя районного Совета депутатов муниципального образования «Кош – Агачский район» ФИО4, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В., полагавшего, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО2 обратился в суд с иском к Совету депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконными решения и приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов

В обоснование иска указано, что истец является депутатом Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» четвертого созыва, распоряжением ответчика от 27 декабря 2018 г. он был назначен заместителем председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», с ним был заключен трудовой договор. Истец полагает, что взаимоотношения между истцом и ответчиком регулировались Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования «Кош-Агачский район». Представителем нанимателя в отношении истца выступает председатель Совета, но при назначении и освобождении от должности у последнего возникает обязанность согласования кандидатуры с депутатами районного Совета, разрешаемого путем вынесения соответствующего решения о согласовании на сессии. По мнению истца, расторгнуть трудовой договор можно только по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Приказом Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от 24 марта 2020 г. с истцом расторгнут трудовой договор на основании решения Совета депутатов МО « Кош-Агачский район» от 24 марта 2020 г . Истец указывает, что такого основания действующее трудовое законодательство не предусматривает. Незаконно. По мнению истца, решение Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от 24 марта 2020 г. , которым было выражено недоверие (отзыв) истцу как заместителю председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», осуществляющему свои полномочия на постоянной основе и досрочном освобождении от занимаемой должности. Уставом района не предусмотрена процедура отзыва заместителя председателя Совета депутатов. Названное решение посягает на трудовые права и охраняемые законом интересы истца, и подлежит признанию незаконным и отмене. После незаконного увольнения истец испытывал моральные страдания.

ФИО2 просил признать незаконным и отменить решение Совета депутатов МО « Кош-Агачский район» от 24 марта 2020 г , приказ от 24 марта 2020 г. «О прекращении трудового договора», восстановить его на работе в должности заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», взыскать с ответчика среднюю заработную плату за время вынуджденного прогула с 25 марта 2020 г. по день восстановления на работе, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50 0000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 30 000 рублей.

Решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от4 июня 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 3 сентября 2020 г. исковые требования ФИО2 удовлетворены частично; признаны незаконными и отменены решение Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от 24 марта 2020 г. «О выражении недоверия заместителю председателя Совета народных депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» ФИО2 и досрочном прекращении его полномочий в должности заместителя председателя Совета народных депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», приказ Совета народных депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от 24 марта 2020 г. о прекращении (расторжении) трудового договора с работником, ФИО2 восстановлен на работе в должности заместителя председателя Совета народных депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» с 25 марта 2020 г.; взысканы с Совета народных депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» средний заработок за время вынужденного прогула в размере 198 676 рублей 32 копейки, денежная компенсация морального вреда в размере 15 000 рублей, судебные расходы в сумме 30 000 рублей. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.

В кассационной жалобе председатель Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай ФИО3 просит отменить решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 3 сентября 2020 г. как незаконные и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Прокурором прокуратуры Республики Алтай, участвовавшим в деле, принесены возражения на кассационную жалобу, в которых прокурор просит оставить судебные постановления без изменения.

От истца ФИО2 поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью участия его представителя в судебном разбирательстве, назначенном на 19 января 2021 г.

ФИО2, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Разрешая ходатайство истца об отложении судебного заседания, руководствуясь абзацем 2 части 2 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отказать в удовлетворении данного ходатайства, признав причины неявки ФИО2 неуважительными, поскольку суду не представлены доказательства, подтверждающие невозможность участия истца в судебном заседании лично или заключении им соглашения с иным представителем. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, стороны были уведомлены о времени месте судебного заседания в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, отказав в удовлетворении ходатайства ФИО2 об отложении судебного заседания.

Проверив материалы дела, пояснения председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» ФИО3, представителя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» ФИО4, действующего на основании доверенности от 11 января 2021 г., поддержавших доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от 27 декабря 2018 г. №300 ФИО2 с 27 декабря 2018 г. назначен заместителем Председателя Совета депутатов МО «Кош-Агачского района» четвертого созыва.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» пятой сессии четвертого созыва от 27 декабря 2018 г. кандидатура ФИО2 согласована на замещение должности заместителя Председателя Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» четвертого созыва.

27 декабря 2018 г. между Советом депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» в лице председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» ФИО3 и ФИО2 заключен трудовой договор.

Договором установлено, что работник принят на работу в Совет депутатов МО «Кош-Агачский район». Работа является основной. Трудовой договор заключен на срок полномочий Совета депутатов четвертого созыва.

Согласно разделу III подпункта «в» п. 10 трудового договора, работодатель имеет право, в том числе, привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

В силу пункта 30 трудового договора, настоящий трудовой договор прекращается по основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

24 марта 2020 г. состоялась очередная двенадцатая сессия Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» четвертого созыва.

На данной сессии группа депутатов внесла на рассмотрение вопрос о недоверии заместителю председателя Совета депутатов ФИО2 и освобождении его от занимаемой должности согласно статье 26 Устава муниципального образования «Кош-Агачский район».

По результатам голосования данный вопрос был включен в повестку дня.

Путем открытого голосования депутатов за освобождение от занимаемой должности заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования ФИО2 проголосовало 15 депутатов, «против» - 1.

24 марта 2020 г. Советом депутатов муниципального образования «Кош-Агачского района» очередной двенадцатой сессии четвертого созыва принято решение «О выражении недоверия заместителю председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» ФИО2 и досрочном прекращении его полномочий в должности заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район». В качестве основания указано обращение группы депутатов о выражении недоверия за несоблюдение правил депутатской этики, за поведение, которое вызывает сомнение в надлежащем исполнении депутатских обязанностей, а также умышленное создание конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации и авторитету Совета депутатов, за препятствие плодотворной работе Совета народных депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район»

Приказом Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от 24 марта 2020 г. трудовой договор с ФИО2 расторгнут на основании решения Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от 24 марта 2020 г. .

Полномочия истца как депутата Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» не прекращены.

Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2013 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Кош-Агачский район», Регламента Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вышеуказанные нормы не содержат в качестве основания для досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Совета – выражение ему недоверия Советом депутатов, при разрешении вопроса Советом депутатов нарушены права истца на защиту в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в части.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, согласился с принятым по делу решением.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статьей 2 вышеуказанного Федерального закона заместитель председателя представительного органа является депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

Согласно статье 22 Устава муниципального образования «Кош-Агачский район» (далее - Устав) структуру органов местного самоуправления района составляют Совет депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», глава муниципального образования, администрация муниципального образования «Кош-Агачский район», контрольно-счетный орган муниципального образования «Кош-Агачский район».

В соответствии со статьей 23 Устава, Совет депутатов района является постоянно действующим коллегиальным представительным органом муниципального района и подотчетен населению. Совет депутатов состоит из 23 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Совета депутатов и его депутатов – 5 лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Совет депутатов принимает Регламент, регулирующий вопросы его организации и деятельности, а также принятия правовых актов. Совет депутатов обладает правами юридического лица и действует на основании настоящего Устава.

В структуру Совета депутатов, в том числе, входит заместитель председателя Совета депутатов (пункт 2 части 1 статьи 25 Устава).

Пунктом 2 статьи 26 Устава предусмотрено, что решение о согласовании кандидатуры заместителя Председателя Совета депутатов и освобождении от должности заместителя Председателя Совета депутатов принимается двумя третями голосов от установленной настоящим Уставом численности Совета депутатов. Порядок избрания и освобождения заместителя председателя Совета депутатов от должности определяется Регламентов Совета депутатов.

Полномочия заместителя председателя Совета депутатов прекращаются досрочно в порядке, установленном настоящим Уставом и Регламентом (пункт 4 статьи 26 Устава).

Согласно статьи 7 Регламента Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», утвержденного решением очередной тридцать четвертой сессией Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» третьего созыва 18 мая 2018 г. №34-7 (далее – Регламент), заместитель председателя Совета депутатов назначается Председателем Совета из числа депутатов Совета депутатов и осуществляет полномочия на постоянной основе по согласованию с Советом депутатов.

О согласовании кандидатуры заместителя председателя Совета депутатов, принимается решение.

В силу положений статей 8 Регламента досрочное прекращение полномочий председателя Совета депутатов и (или) его заместителя допускается в случае смерти; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограничено дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим иди объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; в иных случаях установленных Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно указал на то, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального образования «Кош-Агачский район», Регламент Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» не предусматривают в качестве основания для досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Совета депутатов - выражения ему недоверия Советом депутатов.

Кроме того, судебные инстанции пришли к выводу, что Уставом муниципального образования «Кош-Агачский район», регламентом Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» не урегулирована процедура выражения недоверия заместителю председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район».

Установив, что вопрос о недоверии заместителю председателя Совета депутатов ФИО2 и освобождение его от занимаемой должности внесен и разрешен на сессии 24 марта 2020 г. в отсутствии ФИО2, доказательств извещения истца о выражении ему недоверия суду стороной ответчика представлено не было, истцу не была предоставлена возможность дать депутатам Совета объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для досрочного прекращения его полномочий в должности заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», учитывая, что в результате принятого решения с истцом был расторгнут трудовой договор и прекращены трудовые отношения, суды обоснованно указали на неправомерность досрочного прекращения полномочий ФИО2 и нарушении его права на защиту, поскольку правовое регулирование не предполагает принятия произвольного решения по данному вопросу без проверки обстоятельств указанных в решении.

Доводы кассационной жалобы о том, что досрочное прекращение полномочий истца произведено в соответствии с Уставом муниципального образования, муниципальными правовыми актами, выводы судебных инстанций о ненадлежащем уведомлении истца о рассмотрении вопроса о выражении ему недоверия не соответствуют требованиям действующего законодательства, основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к собственной оценке заявителем установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, толкованию норм права, выводы судебных инстанций не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права.

Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, судами не допущено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 3 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай - без удовлетворения.

Председательствующий М.В. Лавник

Судьи Н.В. Богдевич

Е.Н. Раужин

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-717/2021 – (88-19979/2020)