ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-306/2021 от 01.02.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-2361/2022

(№ 88-24509/2021)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 1 февраля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Леонтьевой Т.В., Гусева Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-306/2021 (УИД: 42RS0035-01-2021-000566-38) по иску ФИО1 к Таштагольскому государственному Пассажирскому автотранспортному предприятию Кузбасса о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

по кассационной жалобе ФИО1 и его представителя ФИО2 на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 19 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 октября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В., объяснения представителя Таштагольского государственного Пассажирского автотранспортного предприятия Кузбасса ФИО3, действующей по доверенности, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 (далее - ФИО1, истец) обратился с иском к Таштагольскому государственному Пассажирскому автотранспортному предприятию Кузбасса (далее - Таштагольское ГПАТП Кузбасса, ответчик) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что с 12 марта 2004 г. работает в Таштагольском ГПАТП Кузбасса в должности водителя автомобиля 1-го класса.

С 1 января 2020 г. вступило в действие Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы.

Мотивированный отказ Таштагольского ГПАТП Кузбасса от присоединения к отраслевому соглашению поступил в Минтруд России 14 февраля 2020 г. (входящий № В-17468).

Учитывая то, что протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя к отказу не приложен, ФИО1, обращаясь с иском в суд, полагал, что Таштагольское ГПАТП Кузбасса является присоединившимся к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы и оно является обязательным к исполнению руководителем данного предприятия.

В связи с чем, ФИО1 полагал, что установленный ему размер заработной платы, в частности размер тарифных ставок не соответствует в полной мере положениям трудового законодательства и действующему Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы, принятому на федеральном уровне.

Кроме того, ФИО1 ссылался на то, что по специальной оценке условий труда у водителей Таштагольского ГПАТП Кузбасса класс вредности - 3.2, но в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные взносы в размере 4% работодатель не перечисляет, чем лишает его повышенной пенсии и досрочного выхода на пенсию на льготных условиях.

ФИО1 просил суд понудить руководителя Таштагольского ГПАТП Кузбасса к выполнению положений Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы в части оплаты труда, заключив с ним новый трудовой договор, взыскать с Таштагольского ГПАТП Кузбасса недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в сумме 354 443,29 рубля, с учетом денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы на день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, обязать Таштагольское ГПАТП Кузбасса выплачивать в дальнейшем заработную плату в соответствии положениями Трудового кодекса Российской Федерации и Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, а также с учетом положений действующего в Таштагольском ГПАТП Кузбасса коллективного договора, начислить и перечислить в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные взносы в размере 4% за вредные условия труда за спорный период и начислять их впредь.

Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 19 мая 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 октября 2021 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 и его представителем ФИО2 ставится вопрос об отмене решения Таштагольского городского суда Кемеровской области от 19 мая 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 октября 2021 г., как незаконных.

На кассационную жалобу представителем Таштагольского ГПАТП Кузбасса принесены письменные возражения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец ФИО1, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УПФР в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное), сведений о причине неявки не представили.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.

Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что 12 марта 2004 г. между Таштагольским ГПАТП Кузбасса и ФИО1 заключен трудовой договор, по условиям которого ФИО1 принят на должность водителя автобуса марки ПАЗ, вахта, дежурный 1 класса.

В Таштагольском ГПАТП Кузбасса действует коллективный трудовой договор на 2019-2021 годы, подписанный исполняющим обязанности директора Таштагольского ГПАТП Кузбасса и от имени работников председателем Первичной профсоюзной организации «ЗапСиб» Горно-металлургического профсоюза России П.В.Г.

В соответствии с п. 1.3 указанного коллективного договора представителем работников (единый представительный орган работников) является Первичная профсоюзная организация «ЗапСиб» Горно-металлургического профсоюза России, действующая на основании Устава Горно-металлургического профсоюза России и Устава первичной профсоюзной организации в лице председателя первичной профсоюзной организации.

Согласно п. 5 ст. 1 Устава Горно-металлургического профсоюза России профсоюз, его территориальные и первичные организации являются юридическими лицами.

Согласно п. 2.2 ст. 18 Устава Горно-металлургического профсоюза России выборным органом профсоюза, в том числе, являются председатели первичных профсоюзных организаций.

Председатель первичной профсоюзной организации без доверенности осуществляет действия от имени первичной профсоюзной организации, представляет и защищает ее интересы и интересы членов профсоюза перед работодателем или его представителем, а также во всех органах и организациях по делам и вопросам, связанным с уставной деятельностью профсоюза (п. 1.2 ст. 29 Устава Горно-металлургического профсоюза России).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в качестве юридического лица зарегистрирована Первичная профсоюзная организация «ЗапСиб» Горно-металлургического профсоюза России, председателем которой является Печёрских В.Г.

Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 г. утверждено Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.

Данное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 г., регистрационный № 15/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовано в газете «Солидарность».

Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2020 г. № 14- 4/10/В-807, опубликованном 12 февраля 2020 г. в Российской газете, выпуск № 29, работодателям автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к нему. Обращено внимание на то, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

11 февраля 2020 г. Таштагольским ГПАТП Кузбасса в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации направлен мотивированный отказ от присоединения к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы, который поступил в Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 14 февраля 2020 г. К отказу приложен протокол совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Таштагольского ГПАТП Кузбасса от 11 февраля 2020 г.

Из протокола совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Таштагольского ГПАТП Кузбасса от 11 февраля 2020 г. следует, что отказ Таштагольского ГПАТП Кузбасса от присоединения к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы обоснован тем, что предприятие является планово-убыточным, окупаемость собственными средствами по маршрутным перевозкам составляет 45,8%. Убытки от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам и предоставлением льготного проезда компенсируются из регионального бюджета. Присоединение к соглашению потребует дополнительные средства, что еще более усугубит трудное финансово-экономическое положение предприятия. Дополнительная финансовая нагрузка может повлечь за собой как наличие задолженности по заработной плате, так и образование задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам во все уровни бюджета. Председателем Первичной профсоюзной организации «ЗапСиб» горно-металлургического профсоюза России П.В.Г. выражено несогласие с отказом Таштагольского ГПАТП Кузбасса от присоединения к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.

Данный протокол совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Таштагольского ГПАТП Кузбасса подписан, со стороны предприятия – исполняющим обязанности директора Таштагольского ГПАТП Кузбасса Б.Д.И. и председателем Первичной профсоюзной организации - П.В.Г.

Разрешая исковые требования ФИО1 о понуждении руководителя Таштагольского ГПАТП Кузбасса к выполнению положений Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы в части оплаты труда, заключении нового трудового договора, взыскании с Таштагольского ГПАТП Кузбасса недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г., с учетом денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы на день вынесения решения суда, компенсации морального вреда, обязании Таштагольское ГПАТП Кузбасса выплачивать в дальнейшем заработную плату в соответствии положениями Трудового кодекса Российской Федерации и Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, а также с учетом положений действующего в Таштагольском ГПАТП Кузбасса коллективного договора, суд первой инстанции установив, что мотивированный письменный отказ присоединиться к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы Таштагольским ГПАТП Кузбасса своевременно направлен в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, к мотивированному письменному отказу приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, процедура отказа от присоединения к соглашению, установленная ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, Таштагольским ГПАТП Кузбасса соблюдена, пришел к выводу о том, что положения Отраслевого соглашения на Таштагольское ГПАТП Кузбасса не распространяются, в связи с чем, отказал в удовлетворении исковых требований ФИО1

Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Таштагольское ГПАТП Кузбасса начислить и перечислить в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные взносы в размере 4% за вредные условия труда за спорный период и начислять их впредь, суд первой инстанции исходил из того, что не представлено доказательств того, что ФИО1 работает в должности водителя регулярных городских маршрутных автобусов.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что Таштагольским ГПАТП Кузбасса соблюдена процедура отказа от присоединения к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, установленная ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, положения Отраслевого соглашения на Таштагольское ГПАТП Кузбасса не распространяются.

В силу полномочий, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела, а также дополнительно приобщенные доказательства, установив, что занятость ФИО1 на регулярных городских пассажирских маршрутах за 2020 г. составила 34,1%, что менее 80% рабочего времени за месяц, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на Таштагольское ГПАТП Кузбасса обязанности начислить и перечислить в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные взносы в размере 4% за вредные условия труда.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Трудовые отношения и иные отношения, непосредственно с ними связанные, регулируются трудовым законодательством (Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством об охране труда, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права), а также соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ч. 4 ст. 45 ТК РФ).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).

В соответствии с ч. 8 ст. 48 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Установив, что мотивированный письменный отказ присоединиться к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы Таштагольским ГПАТП Кузбасса своевременно направлен в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, к данному отказу приложен протокол совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Таштагольского ГПАТП Кузбасса от 11 февраля 2020 г. , подписанный исполняющим обязанности директора Таштагольского ГПАТП Кузбасса Б.Д.И. и председателем Первичной профсоюзной организации П.В.Г., судебные инстанции пришли к правомерным выводам о том, что процедура отказа от присоединения к соглашению, установленная ст. 48 ТК РФ, Таштагольским ГПАТП Кузбасса соблюдена, в связи с чем, положения Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы на Таштагольское ГПАТП Кузбасса не распространяются.

Доводы кассационной жалобы о том, что к мотивированному отказу приложен не тот протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, поскольку, по мнению заявителя кассационной жалобы, к отказу работодателя от присоединения к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы должен быть приложен протокол, подписанный с коллегиальным профсоюзным органом - профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации Таштагольского ГПАТП Кузбасса, не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений принятых по данному делу.

Частью 8 ст. 48 ТК РФ установлено, что к мотивированному письменному отказу присоединиться к отраслевому соглашению должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Как следует из коллективного договора на 2019-2021 годы, действующего в Таштагольском ГПАТП Кузбасса, выборным органом первичной профсоюзной организации является Первичная профсоюзная организация «ЗапСиб» Горно-металлургического профсоюза России, председатель которой - П.В.Г., в силу п. 1.2 ст. 29 Устава Горно-металлургического профсоюза России без доверенности осуществляет действия от имени первичной профсоюзной организации, в том числе представляет и защищает интересы членов профсоюза перед работодателем или его представителем.

Не свидетельствует о незаконности судебных постановлений принятых по данному делу и ссылка в кассационной жалобе на ч. 9 ст. 48 ТК РФ, предусматривающей, что в случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения, поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации дополнительные меры, предусмотренные ч. 9 ст. 48 ТК РФ не принимались, мотивированный отказ Таштагольского ГПАТП Кузбасса был принят Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что в ответе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. указано, что к мотивированному отказу не приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации данного работодателя, не может повлечь отмену состоявшихся судебных постановлений, поскольку в материалах дела имеется ответ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. , представленный по запросу суда первой инстанции, из которого следует, что к мотивированному отказу Таштагольского ГПАТП Кузбасса от присоединения к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы приложен протокол совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Таштагольского ГПАТП Кузбасса от 11 февраля 2020 г. .

Правильными являются и выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с Таштагольского ГПАТП Кузбасса недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г., с учетом денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы на день вынесения решения суда, обязании Таштагольское ГПАТП Кузбасса выплачивать в дальнейшем заработную плату в соответствии положениями Трудового кодекса Российской Федерации и Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, а также с учетом положений действующего в Таштагольском ГПАТП Кузбасса коллективного договора, поскольку судебными инстанциями установлено, что положения Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы на Таштагольское ГПАТП Кузбасса не распространяются.

При этом, ссылка в жалобе, приведенная в обоснование незаконности указанных выводов судебных инстанций, на то, что ФИО1 под роспись не ознакомлен с принятыми работодателем локальными нормативными актами не имеет правового значения для рассмотрения заявленных исковых требований. Требований о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. без учета положений Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы ФИО1 не заявлялись и предметом настоящего спора не являлись.

Правомерными являются и выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для возложения на Таштагольское ГПАТП Кузбасса обязанности начислить и перечислить в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные взносы в размере 4% за вредные условия труда.

Согласно п. 2 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 – 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи).

Пунктом 3 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для плательщиков, указанных, в том числе в п. 2 настоящей статьи, для установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда «Вредный» подкласса условий труда 3,2 применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 4%.

Таким образом, положения ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяются в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 – 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по результатам специальной оценки рабочих мест которых установлен вредный или опасный класс условий труда.

Пунктом 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») установлено, что страховая пенсия по старости при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно Порядку подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (Приложение к Письму Минтранса России от 2 июля 1992 г. № 13-пр) право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 «к» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц (п. 1).

Учитывая вышеприведенные нормы материального права и установленные судебными инстанциями обстоятельства того, что занятость ФИО1 на регулярных городских пассажирских маршрутах за 2020 г. составила 34,1%, что менее требуемого 80% рабочего времени за месяц, судебные инстанции пришли к правомерным выводам об отсутствии оснований для возложения на Таштагольское ГПАТП Кузбасса обязанности начислить и перечислить в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные взносы в размере 4% за вредные условия труда.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что в соответствии со специальной оценкой условий труда на рабочем месте водителя автобуса вредность составляет 3,2, не может повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 4% подлежит начислению и уплате не всем работникам имеющим класс условий труда «вредный» подкласс условий труда 3,2, а только занятым на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судами нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.

Приложенные к дополнениям к кассационной жалобе копии документов подлежат возвращению, поскольку в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 19 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 и его представителя ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: