ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-3096/18 от 16.07.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-7283/2020

№ дела суда 1-й инстанции 2-3096/2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 16 июля 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Руденко Ф.Г.,

судей Якубовской Е.В., Мамия М.Р., с участием прокурора Руденко М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новочеркасска в интересах граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО14 ча, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к администрации г. Новочеркасска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новочеркасска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Новочеркасска, Департаменту строительства и городского развития администрации г. Новочеркасска, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО10 о признании незаконными решения Межведомственной комиссии о пригодности помещений, признании недействительными постановления Мэра г. Новочеркасска о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, признании недействительными договоров найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании обеспечить жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений по кассационному представлению прокурора Ростовской области, кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24.09.2019.

Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., путем использования систем видеоконференцсвязи, выслушав представителя ФИО1 по доверенности и ордеру адвоката Новикова Л.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации г. Новочеркасска по доверенности ФИО11, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы и кассационного представления, выслушав представителей ФИО10 по доверенности ФИО12 и ФИО13, возражавших относительно доводов кассационной жалобы и кассационного представления, выслушав мнение прокурора Руденко М.В., поддержавшую доводы кассационного представления, судебная коллегия

установила:

прокурора г. Новочеркасска в интересах граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО14, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратился в суд с иском к администрации г. Новочеркасска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новочеркасска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Новочеркасска, Департаменту строительства и городского развития администрации г. Новочеркасска о признании незаконными решения Межведомственной комиссии о пригодности помещений, признании недействительными постановления Мэра г. Новочеркасска о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, признании недействительными договоров найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании обеспечить жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО10

Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 12.12.2018 исковые требования прокурора г. Новочеркасска удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24.09.2019 решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 12.12.2018 отменено и по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору г. Новочеркасска отказано.

В кассационном представлении и кассационной жалобе стороны просят об отмене апелляционного определения и оставлении без изменения решения суда первой инстанции.

По мнению заявителей, судом апелляционной инстанции были нарушены нормы материального права и процессуального права.

В обоснование жалобы указано, что судом должным образом не были исследованы материалы дела.

По мнению кассаторов, проведенная на основании определения суда апелляционной инстанции строительно-техническая экспертиза не является надлежащим доказательством по делу, проведена с существенным нарушением, заключение строительно-технической экспертизы не соответствует требованиям законодательства.

Судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции прове-дено путем видеоконференцсвязи в соответствии со ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) допускается участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи (введена Федеральным законом от 26.04.2013 № 66-ФЗ).

В судебное заседание явился представитель ФИО1 по доверенности и ордеру адвокат Новиков Л.В., поддержавший доводы кассационной жалобы.

В судебное заседание явился представитель администрации г. Новочеркасска по доверенности ФИО11, возражавшая относительно доводов кассационной жалобы и кассационного представления.

В судебное заседание явились представители ФИО10 по доверенности ФИО12 и ФИО13, возражавшие относительно доводов кассационной жалобы и кассационного представления.

В судебное заседание явился прокурор Руденко М.В., поддержавшая доводы кассационного представления.

В судебное заседание не явился представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новочеркасска.

В судебное заседание не явился представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Новочеркасска.

В судебное заседание не явился представитель Департамента строительства и городского развития администрации г. Новочеркасска

Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 397.7 ГПК РФ, для отмены состоявшегося судебного постановления.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1, ФИО15, ФИО3, ФИО4, ФИО16, ФИО6, ФИО14, ФИО7, ФИО8, ФИО9, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Судом установлено, что в июне 2018 года ФИО1, ФИО15, ФИО3, ФИО4, ФИО16, ФИО6, ФИО14, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратилась в прокуратуру г. Новочеркасска с заявлением о просьбе направить в суд исковое заявление в защиту их жилищных прав, расторжении заключенных с ними договоров найма специализированного жилого помещения, предоставлении благоустроенного жилья надлежащего качества. А также несогласии с предоставлением им и другим детям-сиротам жилых помещений в <адрес> ввиду несоответствия их требованиям законодательства по благоустройству.

В ходе проведенной проверки исполнения Администрацией г. Новочеркасска законодательства при обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлено, что переданные в пользование детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, квартиры по <адрес> не являются в полной мере благоустроенными, а именно, в нарушение требований п.12 п.13 главы II Постановления Правительства РФ от 28..01.2006 № "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в них отсутствует газоснабжение, кроме того, в указанных квартирах отсутствуют полноценные помещения кухонь, а имеющиеся в квартирах кухни-ниши имеют объединенный вентиляционный канал с жилой комнатой. По результатом проверки направлено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Постановлением Администрации г. Новочеркасска № 1704 от 21.08.2015 "Об отнесении жилых помещений по <адрес>) к муниципальному специализированному жилищному фонду" приобретенные Администрацией квартиры в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах, организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждены в качестве жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Решениями межведомственной комиссии г. Новочеркасска от ДД.ММ.ГГГГ квартиры ФИО1, ФИО15, ФИО3, ФИО4, ФИО16, ФИО6, ФИО14, ФИО7, ФИО8, ФИО9 предоставленные им квартиры по <адрес> признана пригодной для проживания. Аналогичный вывод сделан в заключениях Межведомственной комиссии г. Новочеркасска от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных документов усматривается, что указанным лицам предоставлены квартиры: постановление Мэра г. Новочеркасска от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений" квартир <адрес>ФИО1, ФИО17; постановление Мэра г. Новочеркасска от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений" квартир № <адрес> <адрес>ФИО3, ФИО9, ФИО18; постановление Мэра ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений" квартир <адрес>ФИО6; постановление Мэра г. Новочеркасска от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений» квартир <адрес> в <адрес>ФИО15, ФИО4; постановление Мэра г. Новочеркасска от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении ФИО7 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения" <адрес>; постановление Мэра от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении ФИО14 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения" <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ Департамент ЖКХ г. Новочеркасска и указанными лицами, оставшимися без попечения родителей – ФИО1, ФИО15, ФИО3, ФИО4, ФИО16, ФИО6, ФИО14, ФИО7, ФИО8 – заключены договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: – между МКУ Департамента ЖКХ города и ФИО1; – между МКУ Департамента ЖКХ города и ФИО15; – между МКУ Департамента ЖКХ города и ФИО3; – между МКУ Департамента ЖКХ города и ФИО4; – между МКУ Департамента ЖКХ города и ФИО9; – между МКУ Департамента ЖКХ города и ФИО16; – между МКУ Департамента ЖКХ города и ФИО6; – между МКУ Департамента ЖКХ города и ФИО8

Из заключения судебной экспертизы ФБУ Южный РЦСЭ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой <адрес> не соответствует следующим требованиям: наружные стены исследуемого многоквартирного жилого дома, которые в результате выполнения работ по реконструкции данного здания на момент производства экспертных осмотров преимущественно представляют собой многослойную конструкцию, состоящую из наружной фасадной штукатурки (средней толщиной 2 мм), теплоизоляционного слоя из пенополистирольных плит пеноплэкс (толщиной 20 мм), кирпичной кладки в 1,5 кирп., выполненной из силикатного и керамического кирпича, замкнутой воздушной прослойки (толщиной 25-40 мм) и внутренней обшивки гипсокартонными листами (ГКЛ, толщиной 12,5 мм) по своим теплотехнических характеристикам не соответствуют требованиям энергоэффективности здания, предусмотренных СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (п.п.: 11.1, 11.3 СП 54.13330.2011); устройство внутриквартирных перегородок (каркасных перегородок, имеющих однослойную обшивку с двух сторон металлического каркаса гипсокартонными листами (ГКЛ), с их отделкой керамической плиткой со стороны помещений санузлов), выгораживающих помещения совмещенных санузлов квартир, выполненное при реконструкции нежилого здания в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, не соответствует положениям п.п.: 4.1.3, 5.2.3, ДД.ММ.ГГГГ СП 55-101-2000 "Ограждающие конструкции с применением гипсокартонных листов", требованиям п. 10.3 ГОСТ 6266-97 "Листы гипсокартонные. Технические условия", а также области применения перегородок системы КНАУФ СНГ; устройство данных перегородок не соответствуют проектной документации (57-2013) "Реконструкция помещений под многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>", разработанной ООО «Атмосвера – Н», предусматривающей устройство внутриквартирных кирпичных перегородок, толщиной 120 мм (1/2 кирп.), выгораживающих помещениях совмещенных санузлов; техническая возможность размещения в здании бывшей столовой по <адрес> однокомнатных квартир в количестве 31 квартира, имеющих жилые комнаты с кухнями-нишами, окна которых расположены в наружной стене северного фасада здания, что предусмотрено вышеуказанной проектной документацией, отсутствует, так как подобное размещение не обеспечит для исследуемых квартир с окнами жилых комнат в стене северного фасада здания (т.е. для квартир , , , , -го этажа и квартир , , , , -го этажа, из приобретенных согласно муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ) выполнение требований п. 9.11 СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", п. 5.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», регламентирующих нормированную продолжительность инсоляции в однокомнатных квартирах не менее чем в одной жилой комнате; жилой многоквартирный дом лит. «А», образованный в результате реконструкции здания столовой по <адрес> по выполненным в ходе данной реконструкции конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим решениям не соответствует требованиям и положениям действующих норм и правил (строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, градостроительным), предъявляемым к многоквартирным жилым зданиям, а именно: СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-20032": п. 5.2 и таблице 5.1 (общая площадь исследуемых квартир , , , , , , , , , , , , , , , , , а также общая площадь квартир и меньше минимально рекомендуемой площади 1-но комнатных квартир, составляющей 28-38 кв.м); п.5.3 (все квартиры, за исключением <адрес>, исследуемого многоквартирного жилого дома лит. «А» не имеют отдельны помещений кухонь либо кухонь-ниш). При этом, площадь жилых комнат в исследуемых квартирах <адрес>, составляет менее 19 кв.м, т.е. менее суммы минимально допустимой площади жилой комнаты (14 кв.м) и кухни-ниши (5 кв.м) в однокомнатной квартире, регламентируемых требованиями п.5.7, п.5.7 (площадь жилой комнаты в исследуемой менее минимально допустимой площади жилой комнаты в однокомнатной квартире (14 кв.м); п.7.2.1 (протяженность общего внеквартирного коридора -го этажа, не имеющего оконных проемов, наличие двух лестничных клеток из которых только одна имеет оконный проем, не обеспечивает минимально допустимое расстояние (12 м) от двери наиболее удаленной квартиры до выхода непосредственно в незадымляемую лестничную клетку (т.е. в лестничную клетку с оконным проемом в наружной стене восточного фасада дома); п. 7.2.2 (ширина общих коридоров -го этажа и -го этажа имеют участки с шириной менее минимально допустимой ширины (1,4 м), а между общими коридорами на каждом этаже имеются открытые дверные проемы (т.е. дверные проемы в стенах, разделяющие данные коридоры, не имеют дверей огнестойкостью Е1 30, оборудованные закрывателями); п. 7.3.5 (внутриквартирные электрические сети не оборудованы устройствами защитного отключения (УЗО); п. 8.2 и таблицы 8.1 (ширина маршей лестниц менее минимально допустимой ширины маршей лестниц (1,2 м), ведущих на жилые этажи коридорных жилых зданий, к которым относиться исследуемый многоквартирный жилой дом лит. "А"); п. 9.2 и таблицы 9.1 (на момент производства экспертных осмотров система вентиляции жилого дома не обеспечивает минимально допустимую кратность воздухообмена помещений санузлов (не менее 25 м/ч) и жилых комнат с кухонными зонами, кухонь-ниш и кухни (не менее 60 м3/ч) в которых произведена установка электроплит), что, в свою очередь, негативно влияет на микроклимат исследуемых квартир; п. 9.7 (выполненное на момент производства экспертных осмотров в чердачном пространстве объединение вентиляционных каналов совмещенных санузлов и жилых комнат (кухонных зон, кухонь-ниш и кухни) не препятствует попаданию неприятных запахов из помещений совмещенных санузлов в другие помещения здания); п.9.11 (исследуемые <адрес> а также <адрес> имеют оконные проемы жилых комнат, расположенные в наружной стене северного фасада дома, что исключает обеспечение инсоляцией жилых комнат данных однокомнатных квартир); п. 9.16 (общие коридоры -го этажа и -го этажа при длине каждого из них более 24 м не имеют ни световых проемов, ни световых карманов, обеспечивающих их естественное освещение); п. 11.2, 11.3 (наружные стены исследуемого многоквартирного жилого дома лит. "А" по своим теплотехнических характеристикам не соответствуют требованиям энергоэффективности здания, так как приведенное сопротивление данных ограждающих конструкций ниже приведенного сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций, регламентированного п. 5.2 СП 50.13330.2012 "Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003"); СП 31-107-2004 "Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий": п. 5.2.1 (ширина общих коридоров составляет менее минимально допустимой ширины (1,4 м), ширина маршей лестниц менее минимально допустимой ширины маршей лестниц (1,2 м), ведущих на жилые этажи коридорных жилых зданий, к которым относиться исследуемый многоквартирный жилой дом лит. "А"); п.5.2.3, п. 5.2.4, п. 5.2.5 (лестничная клетка главного входа в исследуемый жилой многоквартирный дом лит. "А" (т.е. вход со стороны его северного фасада) не имеет ни световых проемов, ни естественного освещения, т.е. данная лестничная клетка не отвечает требованиям, предъявляемым к лестничным клеткам многоквартирных жилых зданий, в т.ч. к обычным лестничным клеткам типа Л1 и Л2); п. 6.1.2, так как, по причинам указанным выше, имеется несоответствие таблице 5.1 СП 54.13330.2011; п. 6.1.6 (площадь жилой комнаты в исследуемой <адрес> менее минимально допустимой площади жилой комнаты в однокомнатной квартире (14 кв.м); п. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (все квартиры, за исключением <адрес>, исследуемого многоквартирного жилого дома лит. "А" не имеют отдельных помещений кухонь либо кухонь-ниш), а площадь жилых комнат в исследуемых квартирах , 6, 11, 15, 19 и в <адрес>, составляет менее 19 кв.м, т.е. менее суммы минимально допустимой площади жилой комнаты (14 кв.м) и кухни-ниши (5 кв.м) в однокомнатной квартире); п. ДД.ММ.ГГГГ (ширина кухни исследуемой <адрес>, ширина совмещенных санузлов в квартирах №, 3, <адрес> глубина туалета в <адрес> менее минимально допустимой соответственно ширины кухни (1,9 м), ширины совмещенного санузла (1,7 м), глубины уборной (1,2 м); СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»: п. 3.9 (в исследуемых квартирах , 13, 29 и в <адрес> вход в совмещенный санузле, оборудованный унитазом, осуществляется непосредственно из жилой комнаты); п. 4.7 (на момент производства экспертных осмотров в чердачном пространстве произведено объединение вентиляционных каналов различных помещений и квартир в два воздуховода, что не исключает поступление воздуха из одной квартиры в другую); п.п.: 5.7, 5.8, 5.9 (исследуемые <адрес>, а также <адрес> имеют оконные проемы жилых комнат, расположенные в наружной стене северного фасада дома, что исключает обеспечение инсоляцией жилых комнат данных однокомнатных квартир); СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-01 №;Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий": п.3.1 ВСН 61 -89(р) "Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов": п. 1.2.5 (исследуемые <адрес>, а также <адрес> имеют оконные проемы жилых комнат, расположенные в наружной стене северного фасада дома, что исключает обеспечение инсоляцией жилых комнат данных однокомнатных квартир); СП 30.13330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП ": п. ДД.ММ.ГГГГ (на момент производства осмотра вытяжные части всех вентилируемых канализационных стояков расположены непосредственно в чердачном пространстве при невентилируемом чердаке исследуемого жилого); устройство внутриквартирных перегородок (каркасных перегородок, имеющих однослойную обшивку с двух сторон металлического каркаса гипсокартонными листами (ГКЛ), с их отделкой керамической плиткой со стороны помещений санузлов), выгораживающих помещения совмещенных санузлов квартир, выполненное при реконструкции нежилого здания в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, не соответствует положениям п.п.: 4.1.3, 5.2.3, ДД.ММ.ГГГГ СП 55-101-2000 "Ограждающие конструкции с применением гипсокартонных листов», требованиям п. 10.3 ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные. Технические условия", а также области применения перегородок системы КНАУФ С111; ширина выполненной отмостки со стороны северного, восточного и южного фасадов исследуемого многоквартирного жилого дома лит. "А" не соответствует минимальной ширине отмостки (1,5 м), предусмотренной п. 3.182 Пособия по проектированию оснований зданий и сооружений (к СНиП ДД.ММ.ГГГГ-83); ВСН 61-89(р) "Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов" п. 2.2 общая площадь исследуемых квартир №, <адрес> и <адрес> менее минимально допустимой площади малых однокомнатных квартир (25 кв.м); СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационный пути и выходы": п. 4.3.4 (в исследуемых квартирах и на путях эвакуации имеются перепады высот менее минимально допустимой величины (45 см), расположенные вне дверных проемов, а высота ограждений внутренних лестниц исследуемого жилого дома составляет менее минимально допустимой высоты (1,2 м); п. 4.4.3 (промежуточная площадка лестницы основного входа (т.е. входа со стороны северного фасада исследуемого многоквартирного жилого дома лит. "А") у низа верхнего лестничного марша, а также промежуточная площадка лестницы второго входа (т. Е. входа со стороны восточного фасада дома) имеют длины менее минимально допустимой длины промежуточной площадки в прямом марше лестницы (не менее 1 м), п. 4.4.7 (лестничная клетка основного входа (т.е. входа со стороны северного фасада исследуемого многоквартирного жилого дома лит. "А”) не имеет световых проемов); п. 5.4.3 (протяженность общего внеквартирного коридора -го этажа, не имеющего оконных проемов, наличке двух лестничных клеток из которых только одна имеет оконный проем, не обеспечивает минимально допустимое расстояние (12 м) от двери наиболее удаленной квартиры до выхода непосредственно в незадымляемую лестничную клетку (т.е. в лестничную клетку с оконным проемом в наружной стене восточного фасада дома); п. 5.4.4 (ширина общих коридоров -го этажа и -го этажа имеют участки с шириной менее минимально допустимой ширины (1,4 м), а между общими коридорами на каждом этаже имеются открытые дверные проемы (т.е. дверные проемы в стенах, разделяющие данные коридоры, не имеют дверей огнестойкостью Е1 30, оборудованные закрывателями); п. <дата> и таблицы 8.1 (ширина маршей лестниц менее минимально допустимой ширины маршей лестниц (1,2 м), ведущих на жилые этажи коридорных жилых зданий, к которым относиться исследуемый многоквартирный жилой дом лит. "А"); п. ДД.ММ.ГГГГ (высота ограждений внутренних лестниц исследуемого жилого дома составляет менее минимально допустимой высоты (1,2 м); СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты": п. 5.2.7 (между общими коридорами на каждом этаже имеются открытые дверные проемы (т.е. дверные проемы в стенах, разделяющие данные коридоры, не имеют дверей); выполненное объемно-планировочное решение исследуемого многоквартирного жилого дома лит. "А", несоответствующее вышеуказанными требованиям СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационный пути и выходы", СП 2.13130.2012 2 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», а также вышеуказанным требованиям пожарной безопасности СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (пункты 7.2.1, 7.2.2, 7.3.5 раздела 7) ведет к несоответствию требованиям Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ст.ст.: 52, 53, 80); отсутствие обеспечения инсоляцией исследуемых квартир № <адрес> исследуемого многоквартирного жилого дома лит. "А" не соответствует требованиям п. 14.12 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*"; расположение многоквартирного жилого дома лит. «А» на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, относительно его межевых границ препятствует организации придомовой территории (т.е. территории непосредственно прилегающей к данному жилому дому), в соответствии с требованиями: п.п. 2.3., 8.2.5. СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", где указано, что отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений, расстояние от площадок для установки контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора до жилых зданий должно быть не менее 20 м, при этом данные площадки должны иметь подъездной путь для автотранспорта. Необходимость устройства для 2-3-этажных жилых зданий секционного и коридорного типов, не оборудованных мусоропроводом, специально оборудованной (крытой или открытой) площадки для сбора и хранения мусора на территории застройки с учетом норм сбора бытовых отходов на данной территории, регламентируется и требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ СП 31-107-2004 «Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий»; - в соответствии с требованиями градостроительного регламента жилой зоны застройки малоэтажными жилыми домами (1-3 эт.) Ж-2, приведенного в ст. 17 раздела 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Новочеркасск, предусматривающих минимальный отступ зданий от границ земельного участка не менее 3 м, озеленение территории земельного участка и наличие на нем машиномест для хранения индивидуального автотранспорта; расположение исследуемого многоквартирного жилого дома лит. "А" по отношению к межевым границам земельного участка с кадастровым номером не позволяет непосредственно на территории данного земельного участка устроить вокруг исследуемого дома отмостки, шириной не менее 1,5 м, что предусмотрено п. 3.182 Пособия по проектированию оснований зданий и сооружений (к СНиП ДД.ММ.ГГГГ-83).

- реконструируемые помещения и территория, прилегающая к земельному участку с кадастровым номером на котором расположен многоквартирный жилой дом лит. "А" по адресу: <адрес>, не соответствуют проектной документации (57-2013), разработанной ООО « Атмосфера-Н», а именно: устройство внутриквартирных перегородок (каркасных перегородок, имеющих однослойную обшивку с двух сторон металлического каркаса гипсокартонными листами (ГКЛ), с их отделкой керамической плиткой со стороны помещений санузлов), выгораживающих помещения совмещенных санузлов квартир, выполненное при реконструкции нежилого здания в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, не соответствует проектному решению л.2, л.3 чертеж , а также л.5, л.6 «Кладочный план на отм. 0.000» и "Кладочный план на отм. 3.600» проектной документации «Реконструкция помещений под многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>» Раздел 4 "Конструктивные объемно-планировочные решения" Том 4, разработанной ООО "Атмосфера-Н" в 2014 г.; установка душевых поддонов вместо ванн в квартирах , , -го этажа и в <адрес> 2-го этажа не соответствует проектному решению л.2, л. З предоставленной проектной документации «Реконструкция помещений под многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> " Раздел 3 "Архитектурные решения" Том 3, разработанной ООО «Атмосфера-Н» в 2014 г.; отсутствие кирпичной кладки вентиляционных каналов выше перекрытия второго этажа не соответствует проектному решению «Развертка вент. канала» л. 10 План кровли чертеж Раздел 4 «Конструктивные объемно-планировочные решения» Том 4, разработанной ООО «Атмосфера-Н» в 2014 г.; не установка в квартирных щитках для каждой квартиры устройства защитного отключения (УЗО), не соответствует проектному решению л.2,5, Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» Подраздел 5.1 «Система электроснабжения» Том 5.1; отсутствие заземляющего устройства от металлических поддонов душевых не соответствует проектному решению л. 12 Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» Подраздел 5.1 «Система электроснабжения» Том 5.1; выведение вытяжной части вентиляционных стояков системы бытовой канализации выше перекрытия второго этажа в чердачное пространство не соответствует п.2.2 Обоснование принятых систем сбора и отвода сточных вод, объема сточных вод л.2 Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" Подраздел 5.3 "Система водоотведения" Том 5.3; отсутствие фильтра механической очистки ФММ-25 перед водомером при монтаже внутриквартирной разводки водоснабжения не соответствует схеме установки водомера в квартире л.4 Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" Подраздел 5.2 "Система водоснабжения" Том 5.2; фактическое покрытие тротуара п.7, площадки п. 10, подъездов п.8, п.9 не соответствует типу покрытия, указанному в «Ведомости тротуаров, дорожек и площадок»; - отсутствие стоек для сушки белья, теннисных столов, столов со скамейками МФ 302 (единой группы), не соответствует данным, указанным в Ведомости малых архитектурных форм и переносных изделий.

Допрошенные в судебном заседании суда первой инстанции эксперты ФБУ ЮРЦСЭ МЮ РФ ФИО19 и ФИО20 подтвердили выводы своего заключения в полном объеме. Указали, что даже по одному признаку: размещение жилого дома без учета инсоляции по сторонам света не может признаваться благоустроенным, т.к. такое расположение может осуществляться только к нежилым зданиям.

Ответчик при рассмотрении дела судом первой инстанции не опроверг, что здание построено в 1962 году как нежилое строение – помещение столовой.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда назначила на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу судебную строительно-техническую экспертизу, проведение которой было поручено экспертам Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет».

Согласно выводам заключения ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> (доступ в <адрес> не был обеспечен, о чем были составлены акты), расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, соответствуют действующим нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям, кроме следующих нарушений:

- ширина общедомового коридора на 1-ом этаже от входной двери квартир <адрес> до ближайших двух выходов в местах расположения четырех несущих колонн частично не соответствует п. 5.4.4 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы», ширина общедомового коридора на 2-ом этаже от входной двери рассматриваемых квартир <адрес> до ближайших двух лестничных клеток частично не соответствует п. 5.4.4 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы». Рекомендуется устранить выявленное не соответствие, путем увеличения ширины общедомовых коридоров на 1-ом и 2-ом этажах до 1,4 м демонтировав облицовочные листы ГКЛ (гипсокартонные листы) с последующим оштукатуриванием в местах расположения четырех несущих колонн, для дальнейшего безопасного использования квартир <адрес> по назначению.

- сопротивление теплопередачи ограждающей конструкции стены южного фасада в квартирах №<адрес> не соответствует п.п. 5.1 и 5.2, т.е. не обладает достаточными теплотехническими характеристиками. Рекомендуется выполнить дополнительную теплоизоляцию конструкции стены южного фасада, с наружной стороны, предварительно выполнив теплотехнический расчет для определения толщины теплоизоляционного слоя подобранного материала (теплоизоляция). В АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН инсоляция отсутствует. Рекомендуется разработать проект по пристройки эркера к <адрес>, для увеличения нормативной продолжительности инсоляции.

- относительная влажность в помещениях квартир №№ <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, превышает допустимые значения. Рекомендуется привести в соответствие воздухообмен помещений квартир в соответствие с требованиями СанПиН .

- вентиляционные системы квартир №№ <адрес> не соответствует требованиям проектной документации «Реконструкция помещений под многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>» раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» Подраздел 5.4 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» 57-2013/П-ИОС4 том 5.4, так как сечения вытяжных вентиляционных отверстий менее указанных в проектной документации. Рекомендуется привести в соответствие размеры вытяжных вентиляционных отверстий помещений квартир в соответствие с требованиями проектной документации.

- температура воздуха в помещениях квартир №<адрес> не соответствует требованиям СанПиН , в жилых комнатах - кухнях превышает допустимое значение 20-28°С, что указывает на неэффективность работы естественной вентиляции помещений. Рекомендуется привести в соответствие воздухообмен помещений квартир путем приведения в соответствие размеров вытяжных вентиляционных отверстий в соответствие проекту – требуемый размер вентиляционного отверстия 150x200мм. При необходимости провести работы по теплоизоляции перекрытия чердака.

- результирующая температура в помещениях квартир <адрес> не соответствует требованиям СанПиН , а именно в жилых комнатах – кухнях превышает допустимое значение 18-27°С. Рекомендуется привести в соответствие воздухообмен помещений квартир путем приведения в соответствие размеров вытяжных вентиляционных отверстий в соответствие проекту – требуемый размер вентиляционного отверстия 150x200мм. При необходимости провести работы по теплоизоляции перекрытия чердака. В дальнейшем использование жилых помещений по назначению после устранения выявленных несоответствий возможно.

Суд апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого постановления посчитал, что указанное заключение судебной экспертизы является допустимым доказательством по делу, при проведении экспертизы соблюдены требования процессуального законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержит подробное описание проведенного исследования, ответы на поставленные судом вопросы.

При этом суд апелляционной инстанции ошибочно пришел к выводу об отсутствии в материалах дела объективных данных о непригодности для проживания квартир.

Пленум Верховного Суда РФ в п.п. 2, 3 постановления № 23 от 19.12.2003 «О судебном решении» разъяснил, что решение является закон-ным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

При вынесении судебного решения недопустимо основываться на доказательствах, полученных с нарушением норм федеральных законов.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что состоявшееся апелляционное определение коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда принято с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Благоустроенность жилого помещения, которым обладает гражданин, обеспечивает ему благосостояние. Поэтому физические данные жилого помещения, при наличии которых оно характеризуется как благоустроенное, относится к числу важнейших показателей состояния реализации права на жилище.

Благоустроенность жилого помещения - это собирательное понятие, выражающее единство количественных и качественных показателей. Перечень количественных данных благоустроенности жилого помещения предопределяется финансово-экономическими и технологическими возможностями населенного пункта. Количественные данные удобства жилого помещения, собранные в единстве, образуют качественное его состояние – благоустроенность.

Фактический (объективный) критерий благоустроенного жилого помещения зафиксирован в положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения – непригодным для проживания, многоквартирного дома – аварийным и подлежащим сносу или регистрации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. Положение исходит из того, что обеспеченность жилого помещения инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление й вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение) являются тем объективным критерием, который учитывает интересы как правосубъектности, так и субъектов, осуществляющих перемещение застройщиков.

Таким образом, предметом договора найма специализированного жилого помещения может быть лишь благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с п. 14 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения – непригодным для проживания, многоквартирного дома – аварийным и подлежащим сносу или регистрации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов – изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.

В соответствии с п. 11 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения – непригодным для проживания, многоквартирного дома – аварийным и подлежащим сносу или регистрации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения.

П. 13 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения – непригодным для проживания, многоквартирного дома – аварийным и подлежащим сносу или регистрации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 предусмотрено, что инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.

В соответствии с п. 15 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения – непригодным для проживания, многоквартирного дома – аварийным и подлежащим сносу или регистрации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.

Суд апелляционной инстанции, основываясь на выводах судебной экспертизы, пришел к ошибочному выводу об устранимости части нарушений, произведенных при переустройстве нежилого здания в жилое для предоставления квартир по договору социального найма.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, модернизация зданий, в том числе перепланировка с учетом расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, утепление жилых зданий относится в работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.

Жилые помещения, требующие проведение работ по капитальному ремонту для приведение их в соответствие с санитарно-эпидемиологическими, противопожарными и строительными нормами и правилами, не могут считаться пригодными для проживания и благоустроенными. Соответственно, не могут быть и предметом договора найма специализированного жилого помещения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, допустил неправильное применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Кроме того судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции обращает внимание, что экспертное заключение, положенное в основу апелляционного определения, основано не на нормах законодательства, а на сравнении с другими домами, находящимися в г. Новочеркасске. Судом апелляционной инстанции не дана оценка данной позиции экспертного заключения.

Решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (ст. 196, 330 ГК РФ) и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24.09.2019 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Ростовский областной суд.

Председательствующий Ф.Г. Руденко

Судьи Е.В. Якубовская

М.Р. Мамий