ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-310/2021 от 16.05.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

УИД 29RS0028-01-2021-000434-63

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-7423/2022

№ 2-310/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 16 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Медведкиной В.А.,

судей Кузнецова С.Л., Гилязовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Мирный в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Архангельской области «Мирный», городскому Совету депутатов Мирного об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления, возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных, по принятию нормативного правового акта, регламентирующего процедуру принятия в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных, по встречному иску администрации городского округа Архангельской области «Мирный» к Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области и Государственному бюджетному учреждению Архангельской области «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» о возложении обязанности провести мероприятия в соответствии с Порядком осуществления деятельности по обращению с животными

по кассационной жалобе администрации городского округа Архангельской области «Мирный» на решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 3 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 2 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., выслушав объяснения представителя администрации г. Мирный Глоба О.А., действующей на основании доверенности №05-18-431 от 12 мая 2022 года, поддержавшей доводы жалобы, прокурора Бахтиной Н.И., полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия

установила:

прокурор ЗАТО г. Мирный обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Архангельской области «Мирный» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных, принять нормативный правовой акт, регламентирующий процедуру принятия в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведённой прокуратурой проверки по факту обращения начальника ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» выявлены нарушения действующего законодательства в сфере обращения с животными, связанные с бездействием администрации городского округа Архангельской области «Мирный» при приеме в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных. С целью устранения нарушения прокуратурой ЗАТО г. Мирный 24.02.2021 в адрес главы городского округа внесено представление, в удовлетворении которого ответом от 25.03.2021 отказано. 07.06.2021 в адрес администрации прокуратурой направлен проект постановления «Об утверждении Порядка поступления и использования безнадзорных домашних животных, принятых в муниципальную собственность городского округа Архангельской области «Мирный», по результатам рассмотрения которого администрацией города принято решение о невозможности издания данного постановления. Полагал, что бездействие администрации городского округа Архангельской области «Мирный» в приеме в муниципальную собственность безнадзорных животных создает реальную угрозу распространения опасных заболеваний и различных инфекций, как среди населения, так и среди домашних животных, и, как следствие, создает реальную угрозу жизни и здоровью населения. Просил признать незаконным бездействие администрации городского округа Архангельской области «Мирный», выразившееся в отказе в приеме в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных и отказе в принятии нормативного правового акта, регламентирующего процедуру принятия в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных, отловленных на территории городского округа Архангельской области «Мирный», возложить на администрацию городского округа Архангельской области «Мирный» обязанность принять в муниципальную собственность от ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» безнадзорных домашних животных, отловленных на территории городского округа Архангельской области «Мирный», срок содержания которых составил более шести месяцев, возложить обязанность принимать в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных, отловленных на территории городского округа Архангельской области «Мирный» по истечении шести месяцев их содержания в подведомственных Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области учреждениях, возложить обязанность принять нормативный правовой акт, регламентирующий процедуру принятия в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных, отловленных на территории городского округа Архангельской области «Мирный».

Определением Мирнинского городского суда Архангельской области от 5 июля 2021 года дело по административному исковому заявлению передано для рассмотрения по существу в порядке гражданского судопроизводства.

Администрацией городского округа Архангельской области «Мирный» заявлено встречное исковое требование к Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области и Государственному бюджетному учреждению Архангельской области «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» о возложении обязанности провести мероприятия в соответствии с Порядком осуществления деятельности приютов для животных и норм содержания в них на территории Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 17.12.2019 №703-пп. В обоснование встречных исковых требований указано, что действующим законодательством организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляется Инспекцией по ветеринарному надзору Архангельской области. Отлов животных без владельцев, их транспортировка, передача в приюты и возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания осуществляются государственными ветеринарными организациями Архангельской области, подведомственными инспекции. При этом, содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами, не допускается. Организации, осуществляющие отлов животных без владельцев, обеспечивают транспортировку животных и их передачу в приюты в день отлова. Содержание животных без владельцев в приютах на территории Архангельской области урегулировано разделом IV Порядка. Фактически на территории городского округа Архангельской области «Мирный» ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» осуществляется только отлов животных без владельцев, что является лишь частью мероприятий по использованию безнадзорных животных. Считают, что Инспекцией по ветеринарному надзору Архангельской области и ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» не представлены доказательства надлежащего исполнения ими всех установленных законом действий в отношении безнадзорных животных, что свидетельствует об их бездействии. Учитывая, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, неосуществление уполномоченными лицами всего комплекса мероприятий, угрожает жизни и здоровью граждан. Просила возложить на Инспекцию по ветеринарному надзору Архангельской области и ГБУ Архангельской области «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» обязанность провести мероприятия в соответствии с Порядком осуществления деятельности приютов для животных и норм содержания в них на территории Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 17.12.2019 №703-пп; возложить на ГБУ Архангельской области «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» обязанность внести в карточки учета животных сведения о проведенных с ними мероприятиях в соответствии с указанным Порядком.

Решением Мирнинского городского суда Архангельской области от 3 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 2 декабря 2021 года исковые требования прокурора ЗАТО г. Мирный к администрации городского округа Архангельской области «Мирный» об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных, удовлетворены в части, признано незаконным бездействие администрации городского округа Архангельской области «Мирный», выразившееся в отказе в приеме в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных; администрация городского округа Архангельской области «Мирный» обязана принять в муниципальную собственность городского округа Архангельской области «Мирный» от ГБУ Архангельской области «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» безнадзорных домашних животных, отловленных на территории городского округа Архангельской области «Мирный», срок содержания которых в ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» составил более шести месяцев. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора ЗАТО г. Мирный и встречных исковых требований администрации городского округа Архангельской области «Мирный» отказано.

В кассационной жалобе администрация городского округа Архангельской области «Мирный» ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения как незаконных, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Иные участники процесса о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления почтового извещения, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети «Интернет», в связи с чем на основании пункта 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при разрешении дела судами не допущено.

ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» является государственной ветеринарной организацией.

В соответствии с актами на отлов и уничтожение агрессивных безнадзорных собак от 13.07.2018, 07.08.2018, 26.09.2018, 30.10.2018, 21.11.2018, 07.12.2018, актами на отлов животных без владельцев от 19.03.2019, 03.04.2019, 06.09.2019, 19.09.2019, 11.10.2019, 15.11.2019, 27.11.2019, 06.12.2019, отловлено на территории городского округа Архангельской области «Мирный» и поставлено на содержание в ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» 40 животных без владельцев.

В соответствии со справкой о содержании животных без владельцев за 2019, 2020 годы и 6 месяцев 2021 года, по состоянию на 30.06.2021 в ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» находятся на содержании 14 животных, срок содержания которых составил свыше 6 месяцев.

Начальником ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» в адрес главы администрации городского округа Архангельской области «Мирный» неоднократно направлялись письма о передаче безнадзорных животных, отловленных на территории г. Мирный и находящихся в пункте передержки свыше 6 месяцев в муниципальную собственность, которые оставлены без удовлетворения.

05.10.2020 начальником ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» в адрес главы администрации городского округа Архангельской области «Мирный» направлена претензия о необходимости принять безнадзорных животных в муниципальную собственность с подписанием актов приема-передачи и возместить издержки на содержание животных за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, в течение 10 дней с момента получения претензии, на которую и.о. глава администрации ответил отказом.

В связи с полученным ответом начальник ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» обратилась в прокуратуру ЗАТО г. Мирный.

По результатам проведенной проверки по обращению прокуратурой ЗАТО г. Мирный в адрес главы администрации городского округа Архангельской области «Мирный» 24.02.2021 года направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Указанное представление прокурора было рассмотрено, что подтверждается письменным ответом от 24.02.2021 года, в соответствии с которым указано на отсутствие законных оснований для принятия животных без владельцев в муниципальную собственность.

Разрешая заявленные исковые требования, учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, поскольку со стороны органа местного самоуправления допущено незаконное бездействие, в результате которого нарушаются права неопределенного круга.

Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что Инспекцией по ветеринарному надзору Архангельской области и ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» не выполняются возложенные на них обязанности по осуществлению комплекса мероприятий в соответствии с Порядком.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда с выводами суда первой инстанции согласилась.

Отклоняя доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб, суд второй инстанции исходил из следующего.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», наделяющими субъекты Российской Федерации собственными полномочиями в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и обращения с животными, в том числе, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В целях реализации полномочий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, производства и реализации безопасной в ветеринарном отношении продукции животноводства, предупреждения появления и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных на территории Архангельской области прият закон Архангельской области от 08.11.2006 №265-13-03 «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и обращения с животными».

В соответствии со статьей 8 названного закона уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере ветеринарии, которым является Инспекция по ветеринарному надзору Архангельской области, осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и обращения с животными, в частности, организацию в пределах своей компетенции мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе, подведомственными государственными ветеринарными организациями Архангельской области.

Деятельность по обращению с животными без владельцев должна осуществляться, в том числе, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, как следует из его преамбулы, регулирует отношения в области обращения с животными исключительно в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Реализуя предоставленные ему полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом положений указанного выше федерального закона Правительство Архангельской области постановлением от 17.12.2019 № 703-пп утвердило Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Архангельской области (далее по тексту - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты; содержание животных без владельцев в приютах; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

При этом мероприятия по отлову животных без владельцев, их транспортировке, передаче в приюты и возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания осуществляются государственными ветеринарными организациями Архангельской области, подведомственными Инспекции (пункт 5).

Согласно пункту 15 Порядка государственные ветеринарные организации передают животных без владельцев в приюты, являющиеся их структурными подразделениями.

В соответствии с пунктом 31 Порядка животные без владельцев размещаются и содержатся в приютах до возврата их владельцам, передачи новым владельцам, возврата на прежние места их обитания или наступления естественной смерти таких животных с соблюдением требований, предусмотренных статьями 9, 16 и 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вопросы, связанные с возникновением права собственности на животных, не имеющих владельцев, урегулированы гражданским законодательством, которое рассматривает безнадзорных животных как движимое имущество (статьи 137, 225 ГК РФ).

Правовая судьба таких бесхозяйных вещей после их задержания определена статьями 230, 231 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.

Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них (первый абзац п. 1 ст. 231 ГК РФ).

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления (второй абзац п. 1 ст. 231 ГК РФ).

Таким образом, судебная коллегия исходила из того, что деятельность по обращению с животными, не имеющими владельцев, предполагает как реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им государственными ветеринарными организациями комплекса санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, так и их дальнейшее содержание и использование новым собственником и должна осуществляться в соответствии с принципами гуманности и ответственного отношения к животным.

При этом, одной из форм использования животных без владельцев является передача их в муниципальную собственность. При этом положениями приведенных норм органу местного самоуправления предоставлено право только определять порядок использования имущества, переданного в муниципальную собственность.

Как следует из представленных суду материалов, ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» является государственной ветеринарной организацией, подведомственной Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области, осуществляет отлов и содержание безнадзорных животных в приюте, являющемся ее структурным подразделением.

На основании положений второго абзаца пункта 1 статьи 231 ГК РФ после отлова безнадзорных животных и проведения требуемых санитарных мероприятий между названным учреждением и администрацией городского округа Архангельской области «Мирный» акты приема-передачи указанного имущества, как составляющего казну муниципального образования не подписаны.

Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается то обстоятельство, что в приюте ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» содержатся животные, не переданные законному владельцу - муниципальному образованию.

Поскольку при рассмотрении настоящего дела достоверно установлено бездействие ответчика в приеме в муниципальную собственность от ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» безнадзорных животных, отловленных на территории ЗАТО г. Мирный, срок содержания которых в указанном учреждении превысил шесть месяцев, при этом ответчик уклоняется от принятия в муниципальную собственность животных определения дальнейшего порядка их использования, суд второй инстанции согласился с тем, что имеет место незаконное бездействие администрации в непринятии животных в муниципальную собственность, т.е. в исполнении обязанности, которая возложена на администрацию в силу закона.

Также суд апелляционной инстанции исходил из того, что доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к оспаривании нормативного правового акта, регулирующего спорные правоотношения, а именно, Постановления Правительства Архангельской области от 17.12.2019 № 703-пп, которым утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животом и норм содержания животных в них на территории Архангельской области.

Вместе с тем, данные вопросы не подлежат разрешению в рамках настоящего дела, поскольку подлежат оценке в ходе рассмотрения спора об оспаривании нормативного правового акта.

В силу положений статей 17, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» в целях реализации возложенных на них полномочий использования муниципального имущества органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Выбор конкретного способа использования переданных в муниципальную собственность животных в силу положений пункта 1 статьи 231 ГК РФ, статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления самостоятельно.

Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанции соглашается, и считает, что при вынесении обжалуемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Судами верно применены положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения.

Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судами на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в оспариваемых судебных актах выводы, соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судом оценка соответствует требованиям статьи 67 ГПК РФ. Бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами распределено правильно.

Доводы кассационной жалобы о том, что ни Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на муниципальное образование не возложена обязанность по принятию в собственность безнадзорных животных, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании закона.

Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует имущественные отношения, которые основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, в то время как Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Указанные нормативные правовые акты имеют разный предмет регулирования, в связи с чем не могут вступать в противоречие в части решения вопроса о передаче безнадзорных животных в муниципальную собственность.

При этом основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав определяются гражданским законодательством (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ссылка ответчика на судебные акты по другим делам не принимается, поскольку эти судебные акты приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами.

Заявленные требования направлены на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, которая может ухудшиться в случае непринятия ответчиком, как собственником собак, мер по их содержанию и предотвращению появления болезней животных, опасных для человека.

Доводы жалобы о том, что в муниципальном округе не созданы приюты для безнадзорных животных, не освобождают орган местного самоуправления от исполнения возложенных на него законом полномочий.

Вопреки доводам кассационной жалобы, вопросы недостаточности финансирования мероприятий по содержанию животных, собственниками которых является администрация, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта, а могут лишь учитываться при разрешении вопроса о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения судебного постановления.

Доводы жалобы о необоснованности выводов о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также об исполнении ответчиком по встречному иску обязанности по проведению мероприятий в соответствии с Порядком осуществления деятельности приютов для животных и норм содержания в них на территории Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 17.12.2019 №703-пп, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу.

Иные доводы кассационной жалобы также подлежат отклонению, поскольку выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных (фундаментальных) нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 ГПК РФ, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 3 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 2 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Архангельской области «Мирный» – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи