Дело № 2-311/2014
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Обь Новосибирской области «ДД.ММ.ГГГГ года
Обской городской суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего Шинко Ж.А.
При секретаре Красновой О.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Попова Игоря Юрьевича о признании незаконным Решения Совета депутатов города Оби Новосибирской области третьего созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении временно исполняющим полномочия Главы города Оби Новосибирской области»,
У С Т А Н О В И Л:
Попов И.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным Решения Совета депутатов города Оби Новосибирской области третьего созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении временно исполняющим полномочия Главы города Оби Новосибирской области», в котором указал следующее:
Попов И.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ работает по трудовому договору в должности заместителя Главы администрации г.Оби НСО. ДД.ММ.ГГГГ действующий ФИО5 (далее по тексту – Глава) в целях эффективного функционирования администрации г.Оби для обеспечения деятельности учреждений, предприятий и служб г.Оби Новосибирской области издал распоряжение № № о возложении обязанностей Главы администрации города Оби Новосибирской области на время его отсутствия на заместителя Главы по социальным вопросам И.Ю.Попова. Распоряжением Главы № № от ДД.ММ.ГГГГ на него было возложено исполнение и дополнительных обязанностей Главы на период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. основанием издания данного распоряжения послужило законное отсутствие Главы на рабочем месте по уважительным причинам – нахождение в ежегодном оплачиваемом отпуске и ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, Предоставление отпуска Главе подтверждается распоряжением исполняющего обязанности Главы, им были проведены консультации и согласование с Советом депутатов г.Оби его кандидатуры. Возражений не было. Предложение Главы было поддержано.
ДД.ММ.ГГГГ на внеочередной тридцать шестой сессии Совета депутатов города Оби Новосибирской области было принято решение № об удалении Главы в отставку с врекращением его полномочий, опубликовании данного Решения в газете «Аэро-Сити» и размещении сведений на официальном сайте города Оби не позднее пяти дней со дня его принятия. Пунктом 4 установлен порядок вступления в силу указанного решения Совета депутатов - со дня его официального опубликования. Решение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ г.
На этой же сессии принято решение № (далее по тесту - Решение) о назначении временно исполняющим полномочия Главы города Оби Новосибирской области с момента вступления в законную силу решения Совета депутатов «Об удалении в отставку Главы г. Оби» (то есть с ДД.ММ.ГГГГ) до вступления в должность вновь избранного Главы города Оби первого заместителя Главы администрации города Оби Новосибирской области ФИО1. Указанное решение вступает в силу с момента его принятия с ДД.ММ.ГГГГ. То есть на момент принятия решения о назначении ФИО1 действующий Глава города ФИО6 действовал в рамках своих полномочий, поскольку решение о его удалении вступило в законную силу только ДД.ММ.ГГГГ г.
Также необходимо обратить внимание и на то, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 находился в оттеке. В силу требований ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника не по его по инициативе в период пребывания в отпуске. Следовательно, до выхода из отпуска его полномочия считаются действующими. Более того, распоряжение о возложении на заявителя обязанностей Главы уже действовало и действует на сегодняшний день, т.к. это распоряжение было издано действующим Главой АФИО10, до настоящего времени никем не оспорено и не отменено.
Необходимо отметить, что на момент принятия оспариваемого решения о назначении исполняющим обязанности Главы г. Оби Новосибирской области ФИО11, Попов И.Ю. состоял в трудовых отношениях с Администрацией г. Оби Новосибирской области и добросовестно исполнял трудовые обязанности не только как заместителя Главы г. Обь, но и временно исполнял обязанности Главы Администрации г. Обь на основании законно изданного акта Главы г. Обь.
Вместе с тем, после назначения ФИО1 у Попова И.Ю. отсутствовали нормальные условия для выполнения возложенных на меня обязанностей.
Наличие незаконно назначенного Главы города, который также пытался давать указания, распоряжения, пытался занять его рабочее место, совершал попытки дезорганизовать его работу, работу администрации, тем самым лишив Попова И.Ю. возможности надлежащим образом выполнять возложенные на него обязанности. ФИО1 издает приказы, касающиеся непосредственно его трудовой деятельности. В частности им был издан приказ о моем увольнении. Подчиненные дезориентированы. Распоряжения не исполняются в полной мере. В связи с этим у него отсутствует необходимый объем информации, что также препятствует моей нормальной работе, выполнению его трудовых функций. Необходимо указать и на то, что его трудовая деятельность касается решения вопросов населенного пункта, в котором проживают люди, права которых также нарушаются незаконным вмешательством Совета депутатов г.Оби в кадровые вопросы Администрации города, что недопустимо.
В силу нормы, закрепленной в ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Полномочия определяются Уставом города.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований. Таким образом, из приведенной нормы права установлено, что именно устав муниципального образования определяет объем полномочий всех ветвей муниципальной власти. Согласно положениям п. 4 ст. 7 Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Это прямое указание на соблюдение норм, закрепленных в Уставе муниципального образования всеми субъектами права. В силу правил ст. 1 Устава - Устав муниципального образования города Оби (далее по тексту - Устав города Оби) является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Устав города Оби имеет прямое действие и применяется на всей территории города Оби. Устав города Оби, дополнения и изменения в Устав города Оби принимаются Советом депутатов города Оби. Изменения в Устав по спорному вопросу приняты не были. В Законе указано право на внесение изменений и дополнений в Устав. Для этого необходимо строго соблюсти определенную Законом процедуру. Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований. Регистрирующий орган: проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования; присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер; выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования; включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Вступление в силу Устава муниципального образования обусловлено необходимостью прохождения процедуры его государственной регистрации в органах юстиции субъекта Российской Федерации. Как следует из п.6 ст.44 Закона № 131-ФЗ, а также п.4 ст.1, п.2 ст.4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в ходе такой регистрации орган юстиции проверяет содержание Устава на предмет соответствия его положений Конституции России, федеральному законодательству, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также соблюдение установленной федеральным законодательством порядка его принятия. Таким образом, Устав муниципального образования был разработан с учетом требований по его соответствуют нормативно-правовым актам Российской Федерации. А так как эти требования были выполнены, соответственно Устав зарегистрирован.
В силу нормы ст.34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с требованиями п.10 ст.35 Закона исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. Согласно п.п.2, 3 ст.43 Закона Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образование. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования. Как предусмотрено п. 11 ст. 35 Закона иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Таким образом, из системного толкования нормативно-правовых актов установлено, что перечень полномочий представительного органа муниципального образования строго ограничен Законом и является претворением принципа разделения властей, в том числе и на местном уровне.
Согласно ст. 24 Устава города Оби Новосибирской области Глава города является высшим должностным лицом муниципального образования города Оби и имеет необходимые собственные полномочия по решению вопросов местного значения. Полномочия Главы на издание Распоряжения определяются нормой, закрепленной в п. 8 ст. 24 Устава муниципального образования г. Оби: в случае временного отсутствия Главы города Оби или невозможности исполнения им должностных обязанностей, его полномочия осуществляет заместитель главы администрации города Оби, назначаемый распоряжением Главы города Оби. То есть в наличии норма, определяющая обязанность действующего Главы определить лицо, исполняющего обязанности руководителя. Из текста Устава установлено, что в нем имеется указание на то, что именно Глава определяет лицо, которое его замещает в случае его отсутствия. При наличии такой нормы не требуется применять системное толкование законодательства для разрешения ситуации. В противном случае идет прямое его нарушение. Только при отсутствии нормы, напрямую регулирующей спорные правоотношения, возникает необходимость системного толкования законодательства. В преамбуле решения № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении временно исполняющим полномочия Главы указано на то, что Уставом не предусмотрено нормы, определяющей должностное лицо, которое в случае досрочного прекращения полномочий Главы города исполняет его полномочия. Тем самым, при принятии оспариваемого Решения Совет депутатов г. Оби действовал в нарушение требований п. 8 ст. 24 Устава г. Оби, поскольку Глава города Обь ФИО7 момент определения лица, его замещающего и на момент принятия оспариваемого Решения был действующим, его полномочия ограничены не были, а, следовательно, правомочен принимать решением о назначении временно исполняющего обязанности Главы. Действительно, в законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ нет норм, которые определяют указанное полномочие, поскольку эта норма определяется Уставом. И совершенно верно указано на то, что Совет депутатов наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Из смысла положений ст.ст. 34, 35 Закона вытекает, что представительный орган местного самоуправления должен действовать в строгом соответствии с требованиями Конституции, федерального законодательства, Устава муниципального образования. Ссылка в Решении на нормы, закрепленные в Законе, которые якобы дают полномочия Совету депутатов назначать временно исполняющего обязанности, не соответствуют закону, т.к. основаны на неверном толковании применяемых положений. Указание в Решении на применение сходных норм в данной ситуации недопустимо. Назначение лица, временно исполняющего полномочия Главы - это исключительная компетенция действующего Главы, закрепленная в действующем Уставе г. Оби. Таким образом, полагает, что принятие Советом депутатов решения № от ДД.ММ.ГГГГ прямо противоречит вышеприведенным нормам как федерального законодательства, так и Устава г.Обь. С учетом изложенного считает решение от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, так как Совет депутатов принял решение, не относящееся к его компетенции, с нарушением действующего законодательства, Устава г.Обь Новосибирской области, при наличии неотмененного распоряжения действующего Главы об определении замещающего его лица, незаконно назначив временно исполняющего обязанности Главы, что нарушает его трудовые права.
В судебном заседании Попов И.Ю., его представитель Ульянов А.В. в судебном заседании поддержали заявленное требование по основаниям, в нем указанным.
Представитель Совета депутатов города Оби Новосибирской области Когай Н.А. полагала, что приведенные заявителем доводы являются несостоятельными, а производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям:
1. Согласно п.12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № необходимо иметь виде, что в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителем властных полномочий. Заявитель в качестве обоснования своих требований привел следующие доводы: заявитель добросовестно исполнял трудовые обязанности не только как заместителя Главы г.Обь, но и временно исполнял обязанности главы Администрации г.Обь на основании законно изданного акта Главы г.Обь, ФИО1 издан приказ об увольнении Попова И.Ю., распоряжения (видимо, издаваемые заявителем) не исполняются в полной мере, в связи с чем у Попова И.Ю. отсутствует необходимый объем информации, что также препятствует его нормальной деятельности, касающейся решения вопрос населенного пункта, права людей которого также нарушаются незаконным вмешательством. Исходя из общего смысла заявления Попова И.Ю., заявитель понимает себя в качестве как Главы города, так и Главы администрации г.Обь. Следовательно, доводы Попова И.Ю. о лишении его возможности надлежащим образом выполнять возложенные на него обязанности Главы города и Главы администрации, чинении ему иных препятствий означают, что самим заявителем указывается на невозможность выполнения им властных полномочий в качестве «Глав» муниципальных органов, т.е. в соответствии с п.12 Постановления заявление Попова И.Ю. подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке.
2. Не соответствует действительности довод заявителя о том, что распоряжение бывшего Главы г.Оби ФИО6 № № от ДД.ММ.ГГГГ действует на сегодняшний день, поскольку не отменено и не оспорено. Попову И.Ю. достоверно было известно от отмене распоряжений ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № №.
3. В своем заявлении Попов И.Ю. указывает, что ФИО1 издал приказ об его увольнении, однако, данное обстоятельство оставляет без внимания. Вместе с тем, также распоряжение действительно издано – Распоряжение № № от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № с Поповым Игорем Юрьевичем – заместителем главы администрации по социальным вопросам, следователь в силу п.8 статьи 24 Устава города Оби Попов И.Ю. не имеет законного основания (права) исполнять полномочия как главы города, так и главы администрации. Таким образом, на момент обращения в суд оспариваемое решение, какие бы то ни было действия (бездействие) заинтересованного лица очевидно не затрагивает прав и свобод заявителя в сфере его полномочий в виду отсутствия таковых. Попов И.Ю. в связи с прекращением трудового договора не может являться и заявителем, поскольку уже не является и должностным лицом.
Представитель Попова И.Ю. – Ульянов А.В. возражал против доводов Совета депутатов г.Оби Новосибирской области, поскольку Поповым И.Ю. заявлены требования не в связи с осуществлением им конкретных властных полномочий, а в связи с нарушением его трудовых прав как гражданина, приказ об его увольнении с должности заместителя главы администрации также издан незаконно, поскольку ФИО1 не имел права его издавать, что взаимосвязано с нарушением прав Попова И.Ю. обжалуемым решением.
Выслушав мнение участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что производство по заявлению Попова И.Ю. подлежит прекращению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судья отказывает в принятии заявления на основании статьи 248 или пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении гражданина или организации оспаривается решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, очевидно не затрагивающее их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки решения, действия (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ
Если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии заявления, будут установлены после принятия заявления, судья на основании абзаца второго статьи 220 ГПК РФ прекращает производство по делу.
Как следует из представленного заинтересованным лицом – Советом депутатов г.Оби Новосибирской области распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении временно исполняющего полномочия главы города Оби Новосибирской области и главы администрации города Оби Новосибирской области», на указанные должности временно исполняющего обязанности главы города ФИО1 был назначен ФИО1, признаны утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ распоряжение администрации города Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об исполнении обязанностей главы администрации города Оби Новосибирской области» и от ДД.ММ.ГГГГ № № «О возложении на Попова И.Ю. дополнительных обязанностей»; распоряжением временно исполняющего обязанности главы города ФИО1 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ Попов Игорь Юрьевич был уволен с должности заместителя главы администрации по социальным вопросам.
В связи с чем суд приходит к выводу, что отсутствует одно из условий для рассмотрения заявления Попова И.Ю., - что обжалуемое им решение Совета депутатов города Оби Новосибирской области третьего созыва № от ДД.ММ.ГГГГ очевидно затрагивает его права и интересы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.220 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Прекратить производство по гражданскому делу по заявлению Попова Игоря Юрьевича о признании незаконным Решения Совета депутатов города Оби Новосибирской области третьего созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении временно исполняющим полномочия Главы города Оби Новосибирской области».
Определение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение 15 суток.
Судья Ж.А.Шинко