ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-312/2021 от 02.03.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-5741/2022 (№ 2-312/2021)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 2 марта 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Тришкиной М.А.

судей Спрыгиной О.Б., Балашова А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Заокский район Тульской области к Управлению Росреестра Тульской области о снятии земельного участка с кадастрового учета,

по кассационной жалобе администрации муниципального образования Заокский район Тульской области на решение Заокского районного суда Тульской области от 1 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22 сентября 2021 г.

заслушав доклад судьи Спрыгиной О.Б., изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

администрация муниципального образования Заокский район Тульской области обратилась в суд с иском к Управлению Росреестра по Тульской области о снятии земельного участка с кадастрового учета.

В обоснование заявленных требований истец указал, что земельный участок с кадастровым номером общей площадью кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для малоэтажной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, уч.4 находится в ведении администрации муниципального образования <адрес>, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет для передачи в аренду.

При проведении мониторинга земельного участка, с учетом данных дистанционного зондирования земли, выявлено нахождение указанного земельного участка в охранной зоне объекта электроснабжения, а также в границах водного объекта.

По мнению истца, спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства.

Поскольку снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок во внесудебном порядке не представляется возможным, так как указанный объект недвижимости имеет статус «ранее учтенный», просит суд удовлетворить заявленные требования.

Решением Заокского районного суда от 1 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Тульского областного суда от 22 сентября 2021 года исковые требования администрации муниципального образования Заокский район Тульской области оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования Заокский район Тульской области оспаривает законность судебных актов по основаниям несоответствия выводов судов, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами не допущено.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок площадью кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, спортивная площадка, поставлен на государственный кадастровый учет 21 января 2003 года, ему присвоен кадастровый .

Ранее спорный земельный участок принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования ОАО «Магаданэнерго», что подтверждается свидетельством №1 на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 23 февраля 1993 года.

Постановлением главы муниципального образования Заокского района от 05 августа 2004 года № 540 указанный земельный участок изъят из постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Магаданэнерго» и предоставлен в аренду на основании договора № от 1 ноября 2004 года ООО «Колымская группа». Изменен вид разрешенного использования земельного участка-«для строительства и эксплуатации спортивной площадки».

Постановлением первого заместителя главы администрации муниципального образования Заокский район от 12 июля 2013 года № 895 право аренды ООО «Колымская группа» на указанный земельный участок прекращено.

Постановлением главы муниципального образования Заокского района от 16 июля 2013 № 918 указанный земельный участок предоставлен в аренду Гончаровой Е.С. сроком на 5 лет для строительства и эксплуатации спортивной площадки.

На основании договора аренды № 1561 от 15 августа 2013 года, заключенного между ФИО7 и Комитетом по экономике и имущественным отношениям администрации муниципального образования Заокский район, ФИО6 является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного на землях населенного пункта, предоставленного ей для строительства и эксплуатации спортивной площадки.

Постановлением главы администрации муниципального образования Заокский район от 24 ноября 2015 года № 1422, изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка - «для индивидуального жилищного строительства».

Постановлением главы администрации муниципального образования Заокский район от 6 февраля 2018 года № 146 изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка с кадастровым, с: «для индивидуального жилищного строительства» на: «для малоэтажной жилой застройки».

25 июля 2018 года между Гончаровой Е.С. и комитетом по экономике и имущественным отношениям администрации муниципального образования Заокский район заключено соглашение к договору аренды № 1561 земельного участка от 15 августа 2013 года, которым изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка с кадастровым номером с установленного вида - для малоэтажной жилой застройки на вид, предусматривающий для индивидуального жилищного строительства, и размер арендной платы.

Постановлением первого заместителя главы администрации муниципального образования Заокский район от 31 июля 2019 года № 876 изменен вид разрешенного использования земельного участка общей площадью 5328 кв. м, с кадастровым номером 71:09:030302:73, с установленного ранее- для малоэтажной жилой застройки на вид, предусматривающий для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением главы администрации муниципального образования Заокский район от 10 февраля 2020 года № 190 отменено постановление администрации муниципального образования Заокский район от 31 июля 2019 года № 876 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».

По сведения ЕГРН по состоянию на 11.04.2021 г. спорный земельный участок с кадастровым номером площадью кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для малоэтажной жилой застройки, имеет статус «актуальный, ранее учтенный», сведения о правообладателях отсутствуют.

Согласно выписке из ЕГРН от 12 марта 2021 года на указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , площадью кв. м, собственником которого является ФИО8

ФИО4 6 марта 2020 г. обратилась в администрацию муниципального образования Заокский район с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка с кадастровым номером , в связи с нахождением на нем принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, в ответ на которое письмом от 02.02.2020 г. отказано в предоставлении в собственность земельного участка.

Отказ администрации муниципального образования Заокский район мотивирован тем, что в фактическом землепользовании ФИО4 находится земельный участок с кадастровым номером , площадью кв. м, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, который используется на 3,32 %, объекты недвижимости вспомогательного назначения, строительные материалы и техника, плодовые деревья и кустарники, сельскохозяйственные растения и культуры отсутствуют, животноводство не осуществляется. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 5328 кв. м и превышает максимальный размер участка при его предоставлении для индивидуального жилищного строительства в сельских населенных пунктах в размере 5000 кв. м, установленный Решением собрания представителей муниципального образования Заокский район № от 9 ноября 2012 года «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства».

Решением Заокского районного суда Тульской области от 23 октября 2020 года отказ администрации муниципального образования Заокский район Тульской области в предоставлении в собственность ФИО4 на основании договора купли-продажи указанного земельного участка с кадастровым признан незаконным. На администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО4 в установленном законом порядке.

26 февраля 2020 года Управление Росреестра по Тульской области уведомило администрацию муниципального образования <адрес> о погашении ограничения (обременения) права аренды земельного участка с кадастровым номером в пользу ФИО4

Решением администрации муниципального образования Заокский район Тульской области от 2 апреля 2021 года ФИО4 отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером .

5 апреля 2021 года администрация муниципального образования <адрес> обратилась в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером с государственного кадастрового учета, на что 9 апреля 2021 года вынесено уведомление о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета указанного земельного участка до 9 июля 2021 года, в связи с тем, что данный земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Ссылаясь на то, что при проведении мониторинга земельного участка с учетом данных дистанционного зондирования земли выявлено, что земельный участок с кадастровым номером расположен в охранной зоне объекта электроснабжения, а также в границах водного объекта, администрация муниципального образования <адрес> обратилась в суд с настоящим иском.

В ходе проверки доводов сторон по делу судом ФИО1 инстанции запрошены сведения в ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и Министерстве природных ресурсов и экологии <адрес> относительно нахождения спорного земельного участка вблизи охранных зон.

Согласно сообщению ПАО «МРСК Центра и Приволжья» от 28 июня 2021 года на территории земельного участка с кадастровым номером , площадью кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, , а также в непосредственной близости с указанным участком, охранные зоны объектов электроснабжения отсутствуют.

Из содержания письма министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 1 июля 2021 года следует, что министерство не располагает информацией о водном объекте, расположенном вблизи земельного участка с кадастровым номером 71:09:030302:73. Выделение бюджетных средств для установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос в отношении водного объекта земельного участка с кадастровым номером 71:09:030302:73 Федеральным агентством по водным ресурсам, как главным распорядителем бюджетных средств, не осуществлялось.

Разрешая спор и, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, руководствуясь ст. ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.60,11 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 и от 29 апреля 2016 года № 377, которыми утверждены «Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» и «Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения», пунктами 8 и 10.2 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации, пунктом 5(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, пунктом 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377, п.6 Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160, ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в силу действующего законодательства снятие с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН), не предусмотрено. При этом указал, что действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для снятия земельных участков (как объектов недвижимости) с кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным согласиться с решением суда и апелляционным определением.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, все они являлись предметом проверки судов, получили надлежащую оценку и были мотивировано отклонены.

Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» снятию с кадастрового учета могут подлежать земельные участки, которые являются преобразуемыми (п. 33 ч. 1 ст. 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (п. 14, 15 ст. 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п. 3 ст. 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч. 7 ст. 72).

Пунктом 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2017, предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случаях, если сведения о правообладателях таких участков отсутствует в реестре.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 71:09:030302:73 поставлен на кадастровый учет в 2016 году, имеет статус «актуальный, ранее учтенный», участок не является преобразуемым, не подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно части 7 статьи 1 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые: прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Частями 1, 2 статьи 5 Федерального закона определено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

В силу части 3 статьи 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 33 части 1 статьи 26 указанного Федерального закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 указанного обзора).

Таким образом, Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона.

Поскольку ни под одно из оснований, предусмотренных действующим законодательством для снятия с государственного учета спорный земельный участок не подпадает, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета.

Не являются основанием для отмены оспариваемых судебных актов доводы истца об обременении земельного участка охранной зоной объекта электроснабжения и его местоположение в границах водного объекта, поскольку сформированные земельные участки вблизи указанных зон, а также обремененные такими зонами могут использоваться по назначению с ограничениями, предусмотренными законом и не снимаются с кадастрового учёта по этим основаниям.

Само по себе несогласие с выводами суда и иной взгляд на применение норм материального права и вариант разрешение спора о незаконности судебных актов не свидетельствует.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Заокского районного суда Тульской области от 1 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22 сентября 2021 г., оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Заокский район Тульской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

судьи: