ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-3134/2021 от 06.04.2022 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Судья Джанибеков Р.М. Дело № 33-504/2022

УИД- 09RS0001-01-2020-004132-02

А П П Е Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Черкесск КЧР 06 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе

председательствующего Сыч О.А.,

судей: Коркмазовой Л.А., Езаовой М.Б.,

при секретаре судебного заседания Быковской Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3134/2021 по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года по иску Хубиева Османа Муссаевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконными Протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 32 от 06 ноября 2019 года, решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года, распоряжения МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года № 208, о признании факта и права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД, о признании принятым на учет в МВД по КЧР для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18 апреля 2013 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения представителя истца Хубиева О.М. – Куликовой О.А., действующей на основании доверенности № 09/26-н/09-2020-1-41 от 17 января 2020 года, представителя МВД РФ и МВД по КЧР - Дарчиевой Л.В., действующей на основании доверенности № 11/12 от 26 ноября 2021 года, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Хубиев О.М. обратился в суд с исковым заявлением к МВД РФ, МВД по КЧР и просил: признать протокол № 32 Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года в отношении Хубиева Османа Муссаевича недействительным; признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года в отношении Хубиева Османа Муссаевича и признании не состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР незаконным; признать распоряжение МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года № 208 в отношении Хубиева Османа Муссаевича незаконным, недействительным; признать факт и право за Хубиевым Османом Муссаевичем с семьей на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, т.е. с 18 апреля 2013 года; признать Хубиева Османа Муссаевича принятым в МВД по КЧР на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18 апреля 2013 года (т.е. с даты издания Распоряжения МВД по КЧР № 154).

Истец Хубиев О.М. считает действия МВД по КЧР по исключению его с учета для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконными и необоснованными.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Хубиев О.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился.

Представитель истца Куликова О.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчиков Тинаева С.С. поддержала письменные возражения на исковое заявление, возражала против удовлетворения исковых требований.

Дело рассмотрено в отсутствие истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

От части исковых требований представитель истца в судебном заседании отказалась. Определением от 28 июля 2021 года производство по делу в части исковых требований Хубиева О.М. об обязании МВД России при решении вопроса о выплате исходить из даты возникновения права на такую выплату с даты подачи заявлений, признании датой постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, с даты подачи заявлений, считать уникальным номером в базе данных на имя Хубиева О.М. дату подачи заявлений на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации было прекращено.

Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе МВД по КЧР просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, вынесенное решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что истец изначально был неправомерно принят на учет для получение единовременной социальной выплаты. Представитель ответчика указывает, что имеются обстоятельства, препятствующие пребыванию Хубиева О.М. с семьей на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о чем он не представил информацию на момент обращения с заявлением, а именно, из приобщенных к заявлению документов, а также материалов, собранных МВД по КЧР в ходе проверки в 2019 году следует, что Хубиев О.М. просил принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 2-х человек (он и дочь 3, ). При этом, на момент подачи указанного заявления дочь сотрудника достигла возраста 23 лет. В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ дочь сотрудника Хубиева Х.О., 6 октября 1989 года рождения, не является членом семьи Хубиева О.М., на которого распространяется действие названного Федерального закона.

С 03 августа 2000 года по состоянию на дату подачи заявления Хубиев О.М. зарегистрирован в домовладении общей площадью 276,3 кв.м., по адресу: , принадлежащем на праве собственности бывшей супруге сотрудника 11 (свидетельство о государственной регистрации права №... от ). Брак расторгнут 01 ноября 1997 года (свидетельство о расторжении брака №... от ). Так же по данному адресу зарегистрированы и проживают еще 2 человека: бывшая супруга сотрудника 11 - собственник жилого помещения и дочь - 3 Обеспеченность на одного человека составляет - 92,10 кв.м. Хубиев О.М. по состоянию на дату подачи заявления проживал на основании договора найма жилого помещения от 10 июля 2011 года в комнате общей площадью 13,8 кв.м., трехкомнатной квартиры общей площадью 61,5 кв.м., жилой - 45,6 кв.м., по адресу: принадлежащей на праве собственности 12 (свидетельство о государственной регистрации права №... от ). Из имеющихся в материалах дела документов невозможно сделать вывод степени родства истца по отношению к собственнику жилого помещения.

Согласно выписке из ЕГРН на имя Хубиева О.М. от №... в собственности последнего находились следующие жилые помещения: с 02 июля 2007 года по 13 марта 2008 года - квартира, общей площадью 66 кв.м., по адресу: ; с 05 апреля 2008 года по 04 июня 2008 года - трехкомнатная квартира, общей площадью 66,2 кв.м., по адресу: ; с 23 апреля 2009 года по 27 мая 2009 года - однокомнатная квартира, общей площадью 33 кв.м., по адресу:.

В протоколе ЦЖБК МВД по КЧР от 28 февраля 2013 года № 2, утверждённого распоряжением МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года № 154, находящегося на архивном хранении в ИЦ МВД по КЧР, отсутствуют сведения о постановке на учет для получения ЕСВ Хубиева О.М.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Представитель истца Хубиева О.М. – Куликова О.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала заявленные исковые требования, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчиков Министерства внутренних дел России и Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике – Дарчиева Л.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала требования апелляционной жалобы, просила решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований истца.

Истец Хубиев О.М. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебная коллегия, учитывая, что все участники процесса извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца на основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Хубиев О.М. 19 декабря 2012 года обратился с заявлением на имя Министра внутренних дел по КЧР о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, согласно ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247 – ФЗ. Стаж службы в органах внутренних дел у Хубиева О.М. составлял 32 года 09 месяцев 20 дней в календарном исчислении.

Согласно Журналу № 1 регистрации принятых заявлений сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заявление Хубиева О.М. было зарегистрировано 21 декабря 2012 года под № 318.

Согласно Книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Хубиев О.М. зарегистрирован под № 293.

На основании протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 2 от 28 февраля 2013 года, утвержденного распоряжением МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года № 154, Хубиев О.М. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Распоряжением Министра внутренних дел по КЧР № 154 от 18 апреля 2013 года указанный протокол № 2 был утвержден и Хубиеву О.М. присвоен уникальный номер.

Протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 14, утвержденным распоряжением № 118 Министра внутренних дел КЧР 20 июня 2019 года, о правомерности нахождения лиц, значащихся состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, нахождение старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения регистрационно-экзаменационной группы государственной инспекции безопасности дорожного движения подполковника полиции Хубиева О.М. на учете для получения ЕСВ, согласно распоряжению МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года № 154 признано правомерным.

Однако указанное решение признано недействительным и отменено на заседании ЦЖБК МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 02 июля 2020 года (протокол № 7), утвержденном распоряжением МВД по Карачаево- Черкесской Республике от 03 июля 2020 года № 98. Этим же распоряжением, признано утратившим силу распоряжение МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 20 июня 2019 года № 118.

Согласно письма Врио начальника тыла 15 решением ЦЖБК МВД по КЧР (протокол от 06 ноября 2019 года № 32, утвержденным распоряжением МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года № 208) постановлено считать Хубиева О.М. не состоявшим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР.

Из протокола № 32 заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года, следует, что повесткой дня было рассмотрение письма МВД России от 31 октября 2019 года № 22/4/2-22150 «О рассмотрении списка очередников на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения», комиссией постановлено: в связи с несоблюдением требований Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1223 от 30 декабря 2011 года, при постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в 2013 году – сотрудников, значащихся в дубликате протокола от 28 февраля 2013 года № 2, направленном в ДТ МВД России, считать нижеперечисленных сотрудников не состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР, в том числе истца Хубиева О.М. Вновь сформированный список очередников, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР, комиссия постановила направить на согласование в ДТ МВД России.

По данному факту в МВД по КЧР проведена служебная проверка. В заключении служебной проверки от 26 марта 2019 года по фактам нарушений организации учета сотрудников (пенсионеров) МВД по КЧР, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выявленных сотрудниками МВД России, утвержденном министром внутренних дел КЧР 02 апреля 2019 года, проведенной в отношении начальника отделения имущественно – земельных отношений и социального обеспечения СОТО тыла МВД по КЧР подполковника внутренней службы 19 и старшего специалиста отделения имущественно – земельных отношений и социального обеспечения СОТО тыла МВД по КЧР капитана внутренней службы 16, указано, что в ходе проверки выявлены факты внесения должностными лицами МВД по КЧР в официальные документы недостоверные сведения, предоставляющие право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе в протокол ЦЖБК МВД по КЧР от 28 февраля 2013 года № 2, утверждённый распоряжением МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года № 154. В указанный протокол заседания ЦЖБК МВД по КЧР внесен вопрос о принятии на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в числе которых был и Хубиев О.М.

Разрешая и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что протокол № 32 от 06 ноября 2019 года, которым принято решение: «…считать Хубиева О.М. не состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и распоряжение, утвердившее это решение от 08 ноября 2019 года», не могут являться действительными и законными. Кроме того, многочисленные ошибки в издаваемых Актах, наличие двух протоколов под № 2 от 28 февраля 2013 года и распоряжения № 154 от 18 апреля 2013 года с разными содержаниями и повестками дня, многочисленные фальсификации документов при постановке на учет (снятии с учета) на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, установленные материалами служебной проверки и материалами проверки по факту внесения изменений в протоколы заседаний ЦЖБК МВД по КЧР об обнаружении признаков преступления, зарегистрированный в КУСП МВД по КЧР за № 294 от 16 февраля 2019 года, перерегистрированный за № 1323 от 12 июля 2019, - не должны нарушать законные права и интересы истца, подавшего заявление на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии с установленными требованиями и выразившего намерение реализовать свое право на получение выплаты, гарантированное ему ч. 1 ст. 4 Закона № 247-ФЗ.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Частью 2 названной статьи установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в частности: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5).

В соответствии с п. 11 Правил, дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.

Согласно п. 15 (действовавшего на момент возникших отношений) Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются актами федерального органа исполнительной власти.

Согласно п. 17 Правил заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения.

В силу п. 18 Правил, выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.

Согласно п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

В соответствии с п. 31 единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

При этом очередность предоставления указанной выплаты, предусмотренная пунктами 20 и 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации зависит от стажа службы и даты подачи заявления.

Как следует из материалов дела и не оспаривали стороны, что истцом Хубиевым О.М. при обращении к ответчику в декабре 2012 года с заявлением на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения был представлен полный пакет всех необходимых документов. Поданное заявление было принято и зарегистрировано 21 декабря 2012 года под № 318, что подтверждается журналом № 1.

Решением ЦЖБК МВД по КЧР (протокол от 28 февраля 2013 года № 2) постановлено принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Хубиева О.М.

Принятое решение утверждено правовым актом-распоряжением МВД по КЧР 18 апреля 2013 года № 154.

Таким образом, вопрос о наличии у сотрудника и членов его семьи права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения рассматривается соответствующей комиссией с одновременным принятием решения о принятии на такой учет либо отказе в принятии на учет.

Сведений о том, что протокол от 28 февраля 2013 года № 2 и акт - распоряжение МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года № 154, как ошибочно принятые, отменены, в материалы дела представителем ответчиков ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции, не представлено.

Указанные протокол и распоряжение полностью соответствуют содержанию журнала № 1 регистрации заседаний ЦЖБК МВД по КЧР.

Факт рассмотрения заявлений сотрудников подтверждается Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 15 сентября 2019 года следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по КЧР 17, рассмотревшего материал проверки по рапорту врио начальника ОРЧ СБ МВД по КЧР 18 от 12 июля 2019 года об обнаружении признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 286, 292 и 293 УК РФ, в действиях должностных лиц МВД по КЧР по фактам составления в 2012 – 2013 годах дополнительных протоколов заседания ЦЖБК МВД по КЧР, согласно которому установлено, что 19 в 2012 – 2013 годах являлась должностным лицом, осуществляла функции представителя исполнительной власти (МВД по КЧР) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в том числе по проверке комплектности документов, ведению учета жилищных дел сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР, по подготовке материалов и оформлению протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР, ведению учета очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В действиях 19 имеются отдельные элементы признаков ст. 292 УК РФ, а именно, в части его объективной стороны, которые заключаются во внесении изменений в отдельные экземпляры протоколов заседаний комиссии, уже утвержденных распоряжениями МВД по КЧР. В ходе проверки не получено данных о том, что 19 совершала указанные действия из корыстной или иной личной заинтересованности, что указывает на отсутствие субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ. Данные неправомерные действия 19 являются следствием небрежного отношения к исполнению своих служебных обязанностей. В действиях 19 также отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, поскольку ее действия были направлены не на превышение своих полномочий, а на приведение в соответствие документов принятым Комиссией решениям, но с нарушением установленного порядка. В действиях старшего специалиста ОИЗО и СО ООТО тыла МВД по КЧР 16 каких-либо признаков вышеуказанных преступлений в результате проверки не обнаружено. На основании изложенного, отказано в возбуждении уголовного дела в отношении 19 и 16 по факту составления протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР в 2012-2013 годах по вопросам принятия на учет сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР для получения ЕСВ, по признакам состава преступлений, предусмотренных ст.ст. 286, 292, 293 УК РФ по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть, в связи с отсутствием состава преступления в их действиях.

Из справки о составе семьи Хубиева О.М., акта обследования жилищных условий, сведений из ЕГРН и КЧР ГУП «Техинвентаризация» следует, что у Хубиева О.М. отсутствует иное жилое помещение.

Таким образом, было установлено, что при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты истцом Хубиевым О.М. были соблюдены все предусмотренные законом условия, необходимые для возникновения права. Все требования, предусмотренные п. 5 Правил при подаче заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья истцом были соблюдены, он был принят на учет, ему присвоен уникальный номер, он с 2012 года значился в общем списке очередников на получение единовременной социальной выплаты, при этом на протяжении указанного времени ему не было указано на то, что его заявление не рассмотрено, не были возвращены документы.

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учет.

При указанных обстоятельствах, поскольку такие обстоятельства судом не установлены и представителем ответчиков суду первой и апелляционной инстанции представлены не были, то вывод суда о том, что истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты сотрудникам ОВД, является законным и обоснованным.

Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.

Между тем, вывод суда в части того, что право Хубиев О.М. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имеет вместе с членами семьи, а именно с дочерью 3 является несостоятельным.

Так, в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Исходя из положений ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:

1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания лиц находившимися на иждивении сотрудника Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в целях получения предусмотренной статьей 14 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица (члена семьи сотрудника органов внутренних дел), получения от сотрудника Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации содержания, как постоянного и основного источника средств к существованию.

Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица, находящимся на иждивении сотрудника органов внутренних дел.

Материалы дела не содержат сведений о том, что дочь истца с достижением возраста 23 лет не является трудоспособным лицом и не имеет самостоятельного дохода.

При таких обстоятельствах, довод жалобы ответчика о том, что дочь - 3 не является членом семьи Хубиева О.М., поскольку на момент подачи заявления истцом, она достигла возраста 23 года, заслуживает внимания.

Таким образом, решение суда в части признания за Хубиевым О.М. с семьей права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, то есть с 18 апреля 2013 года, подлежит изменению. Абзац 5 резолютивной части решения Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года необходимо изменить и изложить в следующей редакции: признать за Хубиевым Османом Муссаевичем право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, то есть с 18 апреля 2013 года.

Довод жалобы о том, что в случае рассмотрения комиссией заявления Хубиева О.М., о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты будет отказано, поскольку в 2008 и 2009 годах, Хубиевым О.М. произведено отчуждение жилых помещений, является несостоятельным, поскольку право у Хубиева О.М. возникло лишь в связи с введением в действие части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, о чем истцу на момент отчуждения недвижимых объектов не могло быть известно. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации начало действовать с 2012 года, по указанной причине со стороны истца Хубиева О.М. не усматривается намеренного ухудшения жилищных условий.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

абзац 5 резолютивной части решения Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года изменить, изложив в следующей редакции: признать за Хубиевым Османом Муссаевичем право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, то есть с 18 апреля 2013 года

В остальной части решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Судья Джанибеков Р.М. Дело № 33-504/2022

УИД- 09RS0001-01-2020-004132-02

А П П Е Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Черкесск КЧР 06 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе

председательствующего Сыч О.А.,

судей: Коркмазовой Л.А., Езаовой М.Б.,

при секретаре судебного заседания Быковской Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3134/2021 по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года по иску Хубиева Османа Муссаевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконными Протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 32 от 06 ноября 2019 года, решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года, распоряжения МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года № 208, о признании факта и права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД, о признании принятым на учет в МВД по КЧР для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18 апреля 2013 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения представителя истца Хубиева О.М. – Куликовой О.А., действующей на основании доверенности № 09/26-н/09-2020-1-41 от 17 января 2020 года, представителя МВД РФ и МВД по КЧР - Дарчиевой Л.В., действующей на основании доверенности № 11/12 от 26 ноября 2021 года, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Хубиев О.М. обратился в суд с исковым заявлением к МВД РФ, МВД по КЧР и просил: признать протокол № 32 Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года в отношении Хубиева Османа Муссаевича недействительным; признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года в отношении Хубиева Османа Муссаевича и признании не состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР незаконным; признать распоряжение МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года № 208 в отношении Хубиева Османа Муссаевича незаконным, недействительным; признать факт и право за Хубиевым Османом Муссаевичем с семьей на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, т.е. с 18 апреля 2013 года; признать Хубиева Османа Муссаевича принятым в МВД по КЧР на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18 апреля 2013 года (т.е. с даты издания Распоряжения МВД по КЧР № 154).

Истец Хубиев О.М. считает действия МВД по КЧР по исключению его с учета для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконными и необоснованными.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Хубиев О.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился.

Представитель истца Куликова О.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчиков Тинаева С.С. поддержала письменные возражения на исковое заявление, возражала против удовлетворения исковых требований.

Дело рассмотрено в отсутствие истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

От части исковых требований представитель истца в судебном заседании отказалась. Определением от 28 июля 2021 года производство по делу в части исковых требований Хубиева О.М. об обязании МВД России при решении вопроса о выплате исходить из даты возникновения права на такую выплату с даты подачи заявлений, признании датой постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, с даты подачи заявлений, считать уникальным номером в базе данных на имя Хубиева О.М. дату подачи заявлений на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации было прекращено.

Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе МВД по КЧР просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, вынесенное решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что истец изначально был неправомерно принят на учет для получение единовременной социальной выплаты. Представитель ответчика указывает, что имеются обстоятельства, препятствующие пребыванию Хубиева О.М. с семьей на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о чем он не представил информацию на момент обращения с заявлением, а именно, из приобщенных к заявлению документов, а также материалов, собранных МВД по КЧР в ходе проверки в 2019 году следует, что Хубиев О.М. просил принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 2-х человек (он и дочь 3, ). При этом, на момент подачи указанного заявления дочь сотрудника достигла возраста 23 лет. В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ дочь сотрудника Хубиева Х.О., 6 октября 1989 года рождения, не является членом семьи Хубиева О.М., на которого распространяется действие названного Федерального закона.

С 03 августа 2000 года по состоянию на дату подачи заявления Хубиев О.М. зарегистрирован в домовладении общей площадью 276,3 кв.м., по адресу: , принадлежащем на праве собственности бывшей супруге сотрудника 11 (свидетельство о государственной регистрации права №... от ). Брак расторгнут 01 ноября 1997 года (свидетельство о расторжении брака №... от ). Так же по данному адресу зарегистрированы и проживают еще 2 человека: бывшая супруга сотрудника 11 - собственник жилого помещения и дочь - 3 Обеспеченность на одного человека составляет - 92,10 кв.м. Хубиев О.М. по состоянию на дату подачи заявления проживал на основании договора найма жилого помещения от 10 июля 2011 года в комнате общей площадью 13,8 кв.м., трехкомнатной квартиры общей площадью 61,5 кв.м., жилой - 45,6 кв.м., по адресу: принадлежащей на праве собственности 12 (свидетельство о государственной регистрации права №... от ). Из имеющихся в материалах дела документов невозможно сделать вывод степени родства истца по отношению к собственнику жилого помещения.

Согласно выписке из ЕГРН на имя Хубиева О.М. от №... в собственности последнего находились следующие жилые помещения: с 02 июля 2007 года по 13 марта 2008 года - квартира, общей площадью 66 кв.м., по адресу: ; с 05 апреля 2008 года по 04 июня 2008 года - трехкомнатная квартира, общей площадью 66,2 кв.м., по адресу: ; с 23 апреля 2009 года по 27 мая 2009 года - однокомнатная квартира, общей площадью 33 кв.м., по адресу:.

В протоколе ЦЖБК МВД по КЧР от 28 февраля 2013 года № 2, утверждённого распоряжением МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года № 154, находящегося на архивном хранении в ИЦ МВД по КЧР, отсутствуют сведения о постановке на учет для получения ЕСВ Хубиева О.М.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Представитель истца Хубиева О.М. – Куликова О.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала заявленные исковые требования, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчиков Министерства внутренних дел России и Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике – Дарчиева Л.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала требования апелляционной жалобы, просила решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований истца.

Истец Хубиев О.М. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебная коллегия, учитывая, что все участники процесса извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца на основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Хубиев О.М. 19 декабря 2012 года обратился с заявлением на имя Министра внутренних дел по КЧР о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, согласно ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247 – ФЗ. Стаж службы в органах внутренних дел у Хубиева О.М. составлял 32 года 09 месяцев 20 дней в календарном исчислении.

Согласно Журналу № 1 регистрации принятых заявлений сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заявление Хубиева О.М. было зарегистрировано 21 декабря 2012 года под № 318.

Согласно Книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Хубиев О.М. зарегистрирован под № 293.

На основании протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 2 от 28 февраля 2013 года, утвержденного распоряжением МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года № 154, Хубиев О.М. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Распоряжением Министра внутренних дел по КЧР № 154 от 18 апреля 2013 года указанный протокол № 2 был утвержден и Хубиеву О.М. присвоен уникальный номер.

Протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 14, утвержденным распоряжением № 118 Министра внутренних дел КЧР 20 июня 2019 года, о правомерности нахождения лиц, значащихся состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, нахождение старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения регистрационно-экзаменационной группы государственной инспекции безопасности дорожного движения подполковника полиции Хубиева О.М. на учете для получения ЕСВ, согласно распоряжению МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года № 154 признано правомерным.

Однако указанное решение признано недействительным и отменено на заседании ЦЖБК МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 02 июля 2020 года (протокол № 7), утвержденном распоряжением МВД по Карачаево- Черкесской Республике от 03 июля 2020 года № 98. Этим же распоряжением, признано утратившим силу распоряжение МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 20 июня 2019 года № 118.

Согласно письма Врио начальника тыла 15 решением ЦЖБК МВД по КЧР (протокол от 06 ноября 2019 года № 32, утвержденным распоряжением МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года № 208) постановлено считать Хубиева О.М. не состоявшим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР.

Из протокола № 32 заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года, следует, что повесткой дня было рассмотрение письма МВД России от 31 октября 2019 года № 22/4/2-22150 «О рассмотрении списка очередников на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения», комиссией постановлено: в связи с несоблюдением требований Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1223 от 30 декабря 2011 года, при постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в 2013 году – сотрудников, значащихся в дубликате протокола от 28 февраля 2013 года № 2, направленном в ДТ МВД России, считать нижеперечисленных сотрудников не состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР, в том числе истца Хубиева О.М. Вновь сформированный список очередников, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР, комиссия постановила направить на согласование в ДТ МВД России.

По данному факту в МВД по КЧР проведена служебная проверка. В заключении служебной проверки от 26 марта 2019 года по фактам нарушений организации учета сотрудников (пенсионеров) МВД по КЧР, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выявленных сотрудниками МВД России, утвержденном министром внутренних дел КЧР 02 апреля 2019 года, проведенной в отношении начальника отделения имущественно – земельных отношений и социального обеспечения СОТО тыла МВД по КЧР подполковника внутренней службы 19 и старшего специалиста отделения имущественно – земельных отношений и социального обеспечения СОТО тыла МВД по КЧР капитана внутренней службы 16, указано, что в ходе проверки выявлены факты внесения должностными лицами МВД по КЧР в официальные документы недостоверные сведения, предоставляющие право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе в протокол ЦЖБК МВД по КЧР от 28 февраля 2013 года № 2, утверждённый распоряжением МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года № 154. В указанный протокол заседания ЦЖБК МВД по КЧР внесен вопрос о принятии на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в числе которых был и Хубиев О.М.

Разрешая и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что протокол № 32 от 06 ноября 2019 года, которым принято решение: «…считать Хубиева О.М. не состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и распоряжение, утвердившее это решение от 08 ноября 2019 года», не могут являться действительными и законными. Кроме того, многочисленные ошибки в издаваемых Актах, наличие двух протоколов под № 2 от 28 февраля 2013 года и распоряжения № 154 от 18 апреля 2013 года с разными содержаниями и повестками дня, многочисленные фальсификации документов при постановке на учет (снятии с учета) на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, установленные материалами служебной проверки и материалами проверки по факту внесения изменений в протоколы заседаний ЦЖБК МВД по КЧР об обнаружении признаков преступления, зарегистрированный в КУСП МВД по КЧР за № 294 от 16 февраля 2019 года, перерегистрированный за № 1323 от 12 июля 2019, - не должны нарушать законные права и интересы истца, подавшего заявление на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии с установленными требованиями и выразившего намерение реализовать свое право на получение выплаты, гарантированное ему ч. 1 ст. 4 Закона № 247-ФЗ.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Частью 2 названной статьи установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в частности: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5).

В соответствии с п. 11 Правил, дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.

Согласно п. 15 (действовавшего на момент возникших отношений) Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются актами федерального органа исполнительной власти.

Согласно п. 17 Правил заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения.

В силу п. 18 Правил, выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.

Согласно п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

В соответствии с п. 31 единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

При этом очередность предоставления указанной выплаты, предусмотренная пунктами 20 и 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации зависит от стажа службы и даты подачи заявления.

Как следует из материалов дела и не оспаривали стороны, что истцом Хубиевым О.М. при обращении к ответчику в декабре 2012 года с заявлением на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения был представлен полный пакет всех необходимых документов. Поданное заявление было принято и зарегистрировано 21 декабря 2012 года под № 318, что подтверждается журналом № 1.

Решением ЦЖБК МВД по КЧР (протокол от 28 февраля 2013 года № 2) постановлено принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Хубиева О.М.

Принятое решение утверждено правовым актом-распоряжением МВД по КЧР 18 апреля 2013 года № 154.

Таким образом, вопрос о наличии у сотрудника и членов его семьи права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения рассматривается соответствующей комиссией с одновременным принятием решения о принятии на такой учет либо отказе в принятии на учет.

Сведений о том, что протокол от 28 февраля 2013 года № 2 и акт - распоряжение МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года № 154, как ошибочно принятые, отменены, в материалы дела представителем ответчиков ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции, не представлено.

Указанные протокол и распоряжение полностью соответствуют содержанию журнала № 1 регистрации заседаний ЦЖБК МВД по КЧР.

Факт рассмотрения заявлений сотрудников подтверждается Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 15 сентября 2019 года следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по КЧР 17, рассмотревшего материал проверки по рапорту врио начальника ОРЧ СБ МВД по КЧР 18 от 12 июля 2019 года об обнаружении признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 286, 292 и 293 УК РФ, в действиях должностных лиц МВД по КЧР по фактам составления в 2012 – 2013 годах дополнительных протоколов заседания ЦЖБК МВД по КЧР, согласно которому установлено, что 19 в 2012 – 2013 годах являлась должностным лицом, осуществляла функции представителя исполнительной власти (МВД по КЧР) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в том числе по проверке комплектности документов, ведению учета жилищных дел сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР, по подготовке материалов и оформлению протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР, ведению учета очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В действиях 19 имеются отдельные элементы признаков ст. 292 УК РФ, а именно, в части его объективной стороны, которые заключаются во внесении изменений в отдельные экземпляры протоколов заседаний комиссии, уже утвержденных распоряжениями МВД по КЧР. В ходе проверки не получено данных о том, что 19 совершала указанные действия из корыстной или иной личной заинтересованности, что указывает на отсутствие субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ. Данные неправомерные действия 19 являются следствием небрежного отношения к исполнению своих служебных обязанностей. В действиях 19 также отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, поскольку ее действия были направлены не на превышение своих полномочий, а на приведение в соответствие документов принятым Комиссией решениям, но с нарушением установленного порядка. В действиях старшего специалиста ОИЗО и СО ООТО тыла МВД по КЧР 16 каких-либо признаков вышеуказанных преступлений в результате проверки не обнаружено. На основании изложенного, отказано в возбуждении уголовного дела в отношении 19 и 16 по факту составления протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР в 2012-2013 годах по вопросам принятия на учет сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР для получения ЕСВ, по признакам состава преступлений, предусмотренных ст.ст. 286, 292, 293 УК РФ по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть, в связи с отсутствием состава преступления в их действиях.

Из справки о составе семьи Хубиева О.М., акта обследования жилищных условий, сведений из ЕГРН и КЧР ГУП «Техинвентаризация» следует, что у Хубиева О.М. отсутствует иное жилое помещение.

Таким образом, было установлено, что при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты истцом Хубиевым О.М. были соблюдены все предусмотренные законом условия, необходимые для возникновения права. Все требования, предусмотренные п. 5 Правил при подаче заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья истцом были соблюдены, он был принят на учет, ему присвоен уникальный номер, он с 2012 года значился в общем списке очередников на получение единовременной социальной выплаты, при этом на протяжении указанного времени ему не было указано на то, что его заявление не рассмотрено, не были возвращены документы.

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учет.

При указанных обстоятельствах, поскольку такие обстоятельства судом не установлены и представителем ответчиков суду первой и апелляционной инстанции представлены не были, то вывод суда о том, что истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты сотрудникам ОВД, является законным и обоснованным.

Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.

Между тем, вывод суда в части того, что право Хубиев О.М. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имеет вместе с членами семьи, а именно с дочерью 3 является несостоятельным.

Так, в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Исходя из положений ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:

1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания лиц находившимися на иждивении сотрудника Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в целях получения предусмотренной статьей 14 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица (члена семьи сотрудника органов внутренних дел), получения от сотрудника Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации содержания, как постоянного и основного источника средств к существованию.

Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица, находящимся на иждивении сотрудника органов внутренних дел.

Материалы дела не содержат сведений о том, что дочь истца с достижением возраста 23 лет не является трудоспособным лицом и не имеет самостоятельного дохода.

При таких обстоятельствах, довод жалобы ответчика о том, что дочь - 3 не является членом семьи Хубиева О.М., поскольку на момент подачи заявления истцом, она достигла возраста 23 года, заслуживает внимания.

Таким образом, решение суда в части признания за Хубиевым О.М. с семьей права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, то есть с 18 апреля 2013 года, подлежит изменению. Абзац 5 резолютивной части решения Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года необходимо изменить и изложить в следующей редакции: признать за Хубиевым Османом Муссаевичем право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, то есть с 18 апреля 2013 года.

Довод жалобы о том, что в случае рассмотрения комиссией заявления Хубиева О.М., о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты будет отказано, поскольку в 2008 и 2009 годах, Хубиевым О.М. произведено отчуждение жилых помещений, является несостоятельным, поскольку право у Хубиева О.М. возникло лишь в связи с введением в действие части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, о чем истцу на момент отчуждения недвижимых объектов не могло быть известно. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации начало действовать с 2012 года, по указанной причине со стороны истца Хубиева О.М. не усматривается намеренного ухудшения жилищных условий.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

абзац 5 резолютивной части решения Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года изменить, изложив в следующей редакции: признать за Хубиевым Османом Муссаевичем право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, то есть с 18 апреля 2013 года

В остальной части решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

1версия для печатиДело № 33-504/2022 (Определение)