ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-3145/19 от 11.07.2019 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2019 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Захаренко В.В.,

при секретаре Бадмаеве Ж.В.,

с участием прокурора Огородниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3145/2019 по исковому заявлению Прокурора Свердловского района г. Иркутска, действующего в интересах Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» об обязании обратится за согласованием по вопросу передачи частному учреждению в пользовании федерального имущества для осуществлению образовательной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный г. Иркутска обратился Прокурор Свердловского района г. Иркутска, действующий в интересах Российской Федерации с иском к ФГБУ ВО «ИрНИТУ» об обязании обратится за согласованием по вопросу передачи частному учреждению в пользовании федерального имущества для осуществлению образовательной деятельности.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Свердловского района г. Иркутска проведена проверка по обращению Христенко Н.В. о законности использования частным учреждением высшего профессионального образования «Легкая школа» имущества ФГБУ ВО «ИрНИТУ». В ходе проверки установлено 01.09.2018 между ФГБУ ВО «ИрНИТУ» и учреждением высшего профессионального образования «Легкая школа» было заключено соглашение о сетевом взаимодействии, предметом которого является взаимодействие сторон в целях реализации организацией-партнером для обучающихся и сотрудников университета образовательной программы по освоению английского языка в соответствии с общеевропейской системой CEFR и заключивших индивидуальные договоры на обучение с 01.09.2018 по 30.06.2019. Основной целью взаимодействия сторон является качественная подготовка специалистов со знанием английского языка уровня А2 по итогам первого года сотрудничества и уровня В1 по итогам второго года сотрудничества.

Как следует из соглашения, согласованный сторонами порядок организации учебного процесса для обучающихся и сотрудников университета предусматривает предоставление помещений университета для проведения занятий частным учреждением высшего профессионального образования «Легкая школа» в целях обеспечения качественного учебного процесса по образовательной программе, а также в целях оценки владения полученных знаний и навыками коммуникативной английской лексики (п.3.7 соглашений).

30.10.2018 между сторонами было заключено дополнительное соглашение, согласно п.2.8 которого согласованный сторонами порядок организации учебного процесса для обучающихся по договору с организацией-партнером предусматривает предоставление помещений базовой организацией для проведения занятий организацией-партнером в целях обеспечения качественного учебного процесса по образовательной программе.

В рамках проверки по обращению Христенко Н.В. прокуратурой района от Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, республике Бурятия и Забайкальском крае 13.11.2018 получена информация о том, что от Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» обращений о согласовании передачи федерального имущества частному учреждению высшего профессионального образования «Легкая школа» не поступало, передача помещений для реализации образовательной программы Управлением не согласовывалась.

В связи с тем, что университетом при передаче помещений (федерального имущества) для реализации образовательной программы по освоению английского языка частному учреждению высшего профессионального образования «Легкая школа» в нарушение требований ст.295 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.3,4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №537 от 26.07.2010, было осуществлено без согласования с Межрегиональным территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, республике Бурятия и Забайкальском крае прокуратурой района 07.12.2018 в адрес ректора университета внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно ответу на представление от 25.02.2019 №м-514/19 соглашение о сетевом взаимодействии заключено между учреждениями на основании ст.15 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3, согласно которой сетевая форма реализации образовательной программы обеспечивает возможность ее освоения обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Такое соглашение и было заключено между ФГБУ ВО «ИрНИТУ» и частным учреждением высшего профессионального образования «Легкая школа», нарушения отсутствуют. Кроме того, 05.02.2019 между учреждениями во исполнение письма Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, республике Бурятия и Забайкальском крае от 17.12.2018 №3-38/25684 заключено дополнительное соглашение к договору о сетевом взаимодействии, согласно п. 1.7 которого стоимость услуг университета по участию в реализации сетевой формы образовательной программы составляет 5% от выручки, поступившей от ее реализации и перечисляется организацией-партнером в течение 10 дней по окончании месяца, следующего за отчетным.

Исходя из вышеизложенного, следует, что между ФГБУ ВО «ИрНИТУ» и частным учреждением высшего профессионального образования «Легкая школа», фактически, сложились гражданские отношения, целью которых является аренда федерального имущества с целью реализации образовательной программы по освоению английского языка («скрытая аренда»).

Подпунктом «м» п.3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №537 от 26.07.2010, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, в установленном порядке согласовывает распоряжение недвижимым имуществом такого учреждения, в том числе, передачу его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №537 от 26.07.2010, решение о распоряжении имуществом федерального бюджетного учреждения принимается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного учреждения, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

Функции и полномочия учредителя в отношении федерального бюджетного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение.

Возможность передачи образовательной организацией необходимых материальных ресурсов, в том числе, имущества, в пользование другой образовательной организации для реализации образовательной программы в сетевой форме закреплена в ст. ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Однако, данной статьей не закреплено право образовательной организации предоставления другой образовательной организации имущества, в том числе, помещений, без согласия собственника данного имущества. Иных нормативных правовых актов, закрепляющих такое право федерального государственного бюджетного учреждения, принятыми во исполнение вышеуказанного Федерального закона, не имеется.

Вместе с тем, в нарушение требований п.3.4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №537 от 26.07.2010, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, как учредитель ФГБУ ВО «ИрНИТУ», в Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, республике Бурятия и Забайкальском крае с обращением о согласовании передачи федерального имущества частному учреждению высшего профессионального образования «Легкая школа» не обращалось.

Документов, подтверждающих факт получения разрешения или согласования сдачи в «фактическую аренду» федерального имущества до подписания договора о сетевом взаимодействий или в момент его подписания, в ходе проверки прокуратуре района не представлено.

Предоставив частному учреждению высшего профессионального образования «Легкая школа» федеральное имущество в аренду без согласия учредителя ФГБУ ВО «ИрНИТУ» нарушило, тем самым, его право, как собственника данного имущества, в полном объеме свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им.

На основании изложенного, истец просил суд обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» обратиться в Министерство высшего образования и науки Российской Федерации за согласованием по вопросу передачи частному учреждению высшего профессионального образования «Легкая школа» в пользование федерального имущества для осуществления образовательной деятельности.

Прокурор Огородникова А.А. в судебном заседании заявила ходатайство об отказе от исковых требований в полном объеме и о прекращении производства по делу, указав, что ответчик добровольно исполнил указанные требования.

Представитель ответчика ФГБУ ВО «ИрНИТУ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственных имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Министерства высшего образования и науки Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч.ч. 1,2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ от иска - это важное диспозитивное право истца, означающее, что заявитель отказался от своего материально-правового требования к ответчику и от продолжения процесса, что и следует из заявления истца.

Отказ истца от иска возможен лишь в тех случаях, когда это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В судебном заседании не установлено нарушение чьих-либо прав при отказе от иска, а потому имеются основания для принятия отказа от исковых требований.

Судом разъяснены последствия, предусмотренные ст.ст. 220, 221 ГПК РФ,

В соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.

Согласно абзацу четвертому ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. В связи с чем, в производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 220, 221 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ Прокурора Свердловского района г. Иркутска от исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» об обязании обратится за согласованием по вопросу передачи частному учреждению в пользовании федерального имущества для осуществлению образовательной деятельности.

Разъяснить истцу, что он не вправе обращаться повторно в суд с этими же требованиями и по этим же основаниям.

Производство по гражданскому делу № 2-3145/2019 по иску по исковому заявлению Прокурора Свердловского района г. Иркутска, действующего в интересах Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» об обязании обратится за согласованием по вопросу передачи частному учреждению в пользовании федерального имущества для осуществлению образовательной деятельности, прекратить.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение пятнадцати дней со дня вынесения.

Судья В.В. Захаренко