ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-3154/20 от 07.10.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

I инстанция - Пыжова Н.И.

II инстанция - Кубарева Т.В. (докладчик), Климова К.В., Комарова Ю.В.

Дело № 88-23016/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 октября 2021 г. город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Бибеевой С.Е.,

судей Курчевской С.В. и Матушкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3154/2020 по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению Тверской области «Центр занятости населения города Твери (далее – ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери») об обязании поставить на учет в качестве безработной, назначить пособие по безработице

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Московского районного суда г. Твери от 25 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 20 апреля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» об обязании поставить ее на учет в качестве безработной с 1 октября 2020 г., назначить выплату пособия по безработице в размере 12 130 руб. на срок три месяца с 1 октября 2020 г. в соответствии с пунктом 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346, взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.

Требования мотивированы тем, что в период с 10 июня 2020 г. по 09 сентября 2020 г. она стояла на учете в службе занятости ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» с использованием интерактивного портала службы занятости населения Тверской области https://trudzan.tverreg.ru, все начисления по социальным выплатам за этот период были произведены верно и в полном объеме.

7 сентября 2020 г. она подала в МФЦ заявление на регистрацию предпринимательской деятельности, о чем сообщила в службу занятости 9 сентября 2020 г. по электронной почте vakans-05@mail/ru.

10 сентября 2020 г. она получила из налоговой инспекции по электронной почте папку с файлами о регистрации предпринимательской деятельности с 10 сентября 2020 г., о чём сообщала в службу занятости 11 сентября 2020 г. по электронной почте vakans-05@mail/ru, прикрепив к своему сообщению вышеупомянутую папку с файлами, содержащую, в том числе, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя в формате PDF. Однако предпринимательское дело у нее не пошло и вскоре она подала через МФЦ заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

30 сентября 2020 г. она получила по электронной почте письмо из налоговой инспекции, содержащее папку с файлами о регистрации ее прекращения.

В этот же вечер, 30 сентября 2020 г., она подала заявление в службу занятости через интерактивный портал, выбрав в личном кабинете услугу «Содействие в поиске подходящей работы», к которому прикрепила файлы формата PDF о регистрации предпринимательской деятельности и о ее прекращении с 30 сентября 2020 г.

1 октября 2020 г. она отнесла в службу занятости документы о закрытии предпринимательской деятельности.

Сотрудник службы занятости сделала копии представленных ФИО1 документов и сообщила, что ее будут перерегистрировать 5-6 октября 2020 г.

2 октября 2020 г. она получила из ЦЗН три электронных письма, первое из которых состояло в том, чтобы увеличить продолжительность выплаты, второе - снять с учета в качестве безработного по причине предпринимательской деятельности, третье - прекратить выплату по той же причине.

Помимо писем, пришедших на её электронную почту, в личном кабинете на портале появились сведения об этих приказах.

Кроме этого, в её личном кабинете появился файл от 2 октября 2020 г. о принятии службой занятости документов: заявления от 30 сентября 2020 г. «О содействии в поиске подходящей работы» и уведомления о снятии с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом статус ее обращения изменился, было указано «выполнено».

22 октября 2020 г. от сотрудников службы занятости ей стало известно, что ее обращение от 30 сентября 2020 г. не прошло, потому что на тот момент не было закрыто дело. Также ей сообщили, что 30 сентября 2020 г. она не могла подать заявление, поскольку день закрытия предпринимательской деятельности это еще один рабочий день. Она не согласна с тем, что ее заявление не прошло, так как оно имеется в личном кабинете на интерактивном портале в разделе «мои обращения». Считает, что правовые основания для отказа в принятии ее обращения от 30 сентября 2020 г. к рассмотрению отсутствуют. Полагает, что могла подать заявление о содействии в поиске подходящей работы 30 сентября 2020 г. вечером после получения из ФНС электронного документа о регистрации и прекращении предпринимательской деятельности.

Решением Московского районного суда г. Твери от 25 декабря 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 20 апреля 2021 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных. По мнению кассатора, суд не рассмотрел её доводы, а вынес решение в соответствии с мнением ответчика, основанном на неверном толковании закона. Полагает, что абзац 2 пункта 2 Временных правил не исключает возможности подачи заявления в дистанционной форме и через портал службы занятости, также без предоставления предусмотренных статьей 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» документов. Считает, что она не являлась индивидуальным предпринимателем на момент подачи заявления 30 сентября 2020 г., поскольку к этому времени ФНС уже зарегистрировала прекращение деятельности.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец и представитель ответчика. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Согласно пункту 1 статьи 6, пункту 1 статьи 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми, среди прочих, считаются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (абзац третий статьи 2 указанного Закона РФ).

Как определено пунктом 1 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 г. № 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении соответствующих документов.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительство Российской Федерации Постановлением от 08 апреля 2020 г. № 460 утвердило Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В соответствии с Временными правилами организован дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения.

Как следует из Временных правил, для постановки на регистрационный учет в целях получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в качестве безработного гражданин направляет в центр занятости заявление в электронной форме через информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России» https://tradzan.tverreg.ru/ либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://www. gosuslugi.ru/ по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Личное посещение гражданином центра занятости не требуется.

При этом документы, предусмотренные абзацем первым пункта 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в центр занятости заявителями не предоставляются. Сведения, содержащиеся в указанных документах, центр занятости получает в электронном виде в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)», а также портала «Работа в России».

Постановка гражданина на регистрационный учет осуществляется центром занятости на основе сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, сведений, полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также сведений, содержащихся в дополнительных документах, представленных гражданином.

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона, в том числе в случае регистрации гражданина в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 г. №844 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступившим в силу 13 июня 2020 г., гражданам, признанным в установленном порядке безработными и утратившим после 01 марта 2020 г. право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, выплата пособия по безработице продлевается на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 01 октября 2020 г., в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день окончания установленного периода его выплаты, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, действующих на день принятия решения о продлении периода выплаты.

Как следует из Временных правил (методических рекомендаций), перерегистрация гражданина в качестве безработного осуществляется ежемесячно на 30 день с даты признания гражданина безработным либо с даты предыдущей перерегистрации в качестве безработного без личного посещения гражданином центра занятости населения.

Дата перерегистрации гражданина в качестве безработного определяется ИАС ОБВ «Работа в России» автоматически сразу после внесения в карточку соискателя сведений о признании гражданина безработным.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, прекратившим индивидуальную 15 предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год». Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 г. №844 в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» внесены изменения, согласно которым индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке после 01 марта 2020 г. и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице устанавливается в размере 12130 рублей на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 01 октября 2020 г.

Исходя из буквального толкования указанного абзаца постановления, индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность, пособие по безработице не может быть установлено в размере 12130 рублей после 1 октября 2020 г., а устанавливается, как было указано ранее, в размере минимальной величины пособия по безработице.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 10 июня 2020 г. ФИО1 в электронном виде, через сайт информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России» подала в ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, постановки на учет в качестве безработного гражданина.

Размер минимальной величины пособия определен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год».

Приказом ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» от 19 июня 2020 г. ФИО1 признана безработной с 10 июня 2020 г., ей назначено пособие по безработице на 3 месяца на период с 10 июня 2020 г. по 09 сентября 2020 г. Этим же приказом установлены размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере минимальной величины пособия 4500 рублей с 10 июня 2020 г. по 31 августа 2020 г., в размере минимальной величины пособия 1500 рублей с 01 сентября 2020 г. по 09 сентября 2020 г.

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2020 г. № 988, на 2020 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей. При этом минимальная величина пособия по безработице в мае - августе устанавливается в размере 4500 рублей.

Выплата пособия по безработице производилась ФИО1 за период с 10 июня 2020 г. по 07 сентября 2020 г. после прохождения ежемесячной перерегистрации.

Дата очередной перерегистрации была назначена на 06 октября 2020 г.

Однако 30 сентября 2020 г. через интерактивный портал службы занятости Тверской области https://trudzan.tveneg.ru с использованием подтвержденной учетной записи ЕСИА было получено обращение № 27402615/20СЗН от 30 сентября 2020 г., к которому прилагались следующие документы: заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе от 10 сентября 2020 г. № 569832230 и уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе от 30 сентября 2020 г. №573667813.?

На основании представленных ФИО1 документов центром занятости 02 октября 2020 г. принято решение о прекращении выплаты пособия по безработице (по заявлению от 10 июня 2020 г.) с 09 сентября 2020 г. с одновременным снятием ФИО1 с учета в качестве безработного в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с регистрацией 10 сентября 2020 г. в качестве индивидуального предпринимателя.

Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца. При этом суд исходил из того, что ФИО1 не могла быть признана безработным гражданином по заявлению от 30 сентября 2020 г., поданному через интерактивный портал службы занятости Тверской области без приложения полного комплекта документов, поскольку обратилась в день прекращения своей предпринимательской деятельности и еще являлась занятым гражданином. Суд указал, что истец не была лишена возможности подать новое заявление после 30 сентября 2020 г. через портал «Работа в России» или Единый портал без предоставления документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», либо через Интерактивный портал службы занятости населения Тверской области с приложением полного комплекта документов. Оснований для назначения пособия ФИО1 в максимальном размере также не имелось, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице.

Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, не усмотрев основания для отмены, указав, что день прекращения предпринимательской деятельности учитывается как последний день осуществления предпринимательской деятельности, этот день засчитывается в страховой стаж гражданина, поскольку в страховой стаж включаются периоды, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Судебная коллегия приняла во внимание и то обстоятельство, что по сведениям ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» 12 декабря 2020 г. ФИО1 повторно обратилась в центр занятости с заявлением, поданным в электронной форме через портал информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», и была признана безработным гражданином с назначением ей пособия по безработице.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Несогласие кассатора с оценкой, данной судом первой и апелляционной инстанций представленным доказательствам, а также с выводами судов об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Московского районного суда г. Твери от 25 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 20 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи