ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-31/2021 от 05.10.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-17010/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 5 октября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Новожиловой И.А., Гусева Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-31/2021 (УИД 24RS0006-01-2020-000936-26) по иску Синякова Владимира Сергеевича к администрации Боготольского района Красноярского края, администрации Чайковского сельсовета Боготольского района Красноярского края о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе администрации Чайковского сельсовета Боготольского района Красноярского края на заочное решение Боготольского районного суда Красноярского края от 9 февраля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Синяков Владимир Сергеевич (далее по тексту – Синяков В.С.) обратился в Боготольский районный суд Красноярского края с иском к администрации Боготольского района Красноярского края о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск за 210 дней в сумме 418 698 рублей, компенсации морального вреда 100 000 рублей.

Определением Боготольского районного суда Красноярского края от 30 ноября 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Чайковского сельсовета Боготольского района Красноярского края.

Заочным решением Боготольского районного суда Красноярского края от 9 февраля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г., исковые требования Синякова В.С. удовлетворены частично. С администрации Чайковского сельсовета Боготольского района Красноярского края в пользу Синякова В.С. взыскана денежная компенсация за неиспользованный отпуск за период с 2015 г. по 2020 г. в размере 418 698 рублей, компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей, всего 421 698 рублей. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

Администрация Чайковского сельсовета Боготольского района Красноярского края обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит заочное решение Боготольского районного суда Красноярского края от 9 февраля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г. отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций противоречат действующему законодательству Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права, выяснением не полной мере фактических обстоятельств по делу и подлежат отмене. Федеральные законы, законы края не предусматривают такую гарантию как предоставление отпуска полностью или частично за пределами срока исполнения полномочий главы, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока исполнения полномочий главы. На выборных должностных лиц местного самоуправления нормы Трудового кодекса Российской Федерации не распространяются. Отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда на основании трудового договора, заключаемого с работодателем. Синяков В.С., будучи главой Чайковского сельсовета, злоупотребил своим правом на отдых, а также превысил полномочия главы Чайковского сельсовета, оформляя распоряжения о предоставлении отпуска полностью или частично за пределами срока исполнения полномочий главы, в связи с чем его требование о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска в размере 418 698 рублей с администрации Чайковского сельсовета незаконно. Поскольку правоотношения по возмещению ущерба, причиненного Синякову В.С., носят имущественный характер, правовые основания для частичного удовлетворения требований о компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей отсутствуют. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

Синяков В.С. в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность заочного решения Боготольского районного суда Красноярского края от 9 февраля 2021 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г., просит их оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 14 сентября 2015 г. Синяков В.С. избран главой Чайковского сельсовета Боготольского района Красноярского края, 15 сентября 2020 г. полномочия Синякова В.С. прекращены в связи с вступлением в должность вновь избранного главы Чайковского сельсовета.

Синяков В.С. не использовал отпуск за период работы с 14 сентября 2015 г. по 15 сентября 2020 г. продолжительностью 300 календарных дней (за период с 14 сентября 2015 г. по 13 сентября 2016 г. - 60 дней; с 14 сентября 2016 г. по 13 сентября 2017 г. - 60 дней; с 14 сентября 2017 г. по 13 сентября 2018 г. - 60 дней; с 14 сентября 2018 г. по 13 сентября 2019 г. - 60 дней; с 14 сентября 2019 г. по 15 сентября 2020 г. - 60 дней), в связи с чем им было вынесено распоряжение от 15 сентября 2020 г. № 53-лс об увольнении с 15 сентября 2020 г. и компенсации отпуска за указанные периоды.

При увольнении Синякову В.С. начислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 90 дней, в сумме 179 442 рублей.

Синяков В.С. указав, что при увольнении ему не были выплачены денежные средства за все неиспользованные отпуска, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь частью 8 статьи 11, статьями 122, 127, 172 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 г. № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае», разъяснениями, изложенными в пунктах 4, 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что денежная компенсация за неиспользованный отпуск подлежит взысканию с администрации Чайковского сельсовета Боготольского района Красноярского края, как с самостоятельного юридического лица, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет собственных доходов местного бюджета сельсовета.

Установив нарушение прав истца, суд первой инстанции в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, приняв во внимание недоначисление и несвоевременную выплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также характер и степень этих нарушений и длительность просрочки, посчитал разумной и справедливой компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что на выборных должностных лиц местного самоуправления нормы Трудового кодекса Российской Федерации не распространяются, как основанный на неверном толковании норм права, суд апелляционной инстанции указал, что должность главы муниципального образования не входит в предусмотренный частью 8 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации перечень лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права.

Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Законом Красноярского края не предусмотрено предоставление отпуска либо его компенсации за пределами срока исполнения полномочий главы муниципального образования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что выплата компенсации за неиспользованный отпуск предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации в качестве гарантии трудовых прав работника оплаты времени отдыха, не использованного в период осуществления полномочий. При этом о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с данными требованиями ответчиком не заявлялось и такие обстоятельства судом не устанавливались.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, полагает их основанными на неверном применении норм материального права.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Организация и осуществление местного самоуправления на территории Чайковского сельсовета регулируются Уставом Чайковского сельсовета Боготольского района Красноярского края, принятым решением Чайковского сельского Совета депутатов от 13 апреля 2001 г. № 2 (далее по тексту - Устав).

В соответствии со статьей 6 Устава органами и должностными лицами местного самоуправления являются: 1. Глава Чайковского сельсовета (далее также глава сельсовета, глава) - высшее выборное должностное лицо, избираемое жителями сельсовета путем прямых выборов на 5 лет, наделенное согласно настоящему Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории сельсовета; 2. Чайковский сельский Совет депутатов (далее также Совет, сельский Совет, Совет депутатов, сельский Совет депутатов) - представительный орган местного самоуправления, состоящий из 8 депутатов, избираемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Работу сельского Совета депутатов организует его председатель. Полномочия Председателя Совета исполняет Глава сельсовета; 3. Администрация Чайковского сельсовета (далее также администрация, администрация сельсовета) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным сельскому Совету депутатов. Руководство деятельностью администрации осуществляет Глава администрации сельсовета. Полномочия Главы администрации сельсовета исполняет Глава сельсовета.

Согласно статье 11 Устава глава сельсовета - высшее выборное должностное лицо сельсовета, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории сельсовета. Глава сельсовета осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Глава сельсовета действует в пределах полномочий, определенных законодательством, настоящим Уставом и решениями сельского Совета депутатов. Глава сельсовета представляет сельсовет в отношениях с Российской Федерацией, ее субъектами, государственными органами, другими муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами, от имени сельсовета приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, без доверенности действует от имени сельсовета. Глава сельсовета избирается жителями сельсовета на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Главой сельсовета может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, обладающий избирательным правом в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан. Иностранный гражданин может быть избран главой сельсовета в случае, если такая возможность предусмотрена международным договором Российской Федерации с соответствующим иностранным государством. На Главу сельсовета распространяются гарантии, предусмотренные законодательством. Глава сельсовета подконтролен и подотчетен населению и сельскому Совету депутатов. Глава сельсовета предоставляет Совету депутатов ежегодные отчёт: о результатах своей деятельности, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органах местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Глава сельсовета должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады) хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В статье 14 Устава закреплены полномочия Главы сельсовета.

Глава сельсовета: 1) представляет на утверждение сельского Совета депутатов проект местного бюджета (бюджета сельсовета) и отчет о его исполнении, проекты решений корректировке бюджета сельсовета и распределении средств, полученных в результат экономии расходов бюджета или превышения его доходов над расходами; 2) заключает от имени сельсовета договоры и соглашения; 3) организует взаимодействие администрации сельсовета с муниципальный учреждениями и муниципальными предприятиями; 4) подписывает и обнародует решения, принятые сельским Советом депутатов; 5) организует и контролирует выполнение решений, принятых жителями местном референдуме, решений сельского Совета депутатов; 6) представляет Совету депутатов ежегодный отчет о состоянии дел в сельсовете; 7) исполняет полномочия Председателя сельского Совета депутатов; 8) организует прием граждан работниками администрации сельсовета, рассматривает обращения граждан, лично ведет прием граждан; 9) утверждает штатное расписание, организует работу с кадрами в администрации сельсовета, их аттестацию, организует профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих и работников муниципальный учреждений; 10) осуществляет прием на работу и увольнение работников администрации сельсовета, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности; 10.1) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края; 11) осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов.

В соответствии со статьей 18 Устава Сельский Совет депутатов - представительный орган местного самоуправление обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории сельсовета. Совет состоит из 8 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права на основе мажоритарной избирательной системы по двум многомандатным избирательным округам, при тайном голосовании, в соответствии с федеральными и краевыми законами сроком на 5 лет. Совет может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Депутатом Совета может быть избран гражданин Российской Федерации достигший на день голосования возраста 18 лет, обладающий избирательным правом. Порядок и организация работы Совета регулируются регламентом Совета, утверждаемым решением Совета. По решению Совета на постоянной основе может работать один депутат. Голос Главы сельсовета учитывается при принятии решения сельским Советом депутатов как голос депутата сельского Совета депутатов.

Согласно пункту 21 Устава к компетенции Совета депутатов относится: 1) принятие Устава сельсовета и внесения в него изменений и дополнений; 2) утверждение бюджета сельсовета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) утверждение стратегии социально-экономического развития сельсовета; 4.1) утверждение правил благоустройства территории поселения; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядка и условий приватизации муниципального имущества; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия сельсовета в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 9.1) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку; 10) решение иных вопросов, отнесенных к компетенции Совета федеральными краевыми законами, а также настоящим Уставом; 11) утверждение правил благоустройства территории сельсовета. Совет осуществляет свою деятельность строго в пределах полномочий, определенных законодательством и настоящим Уставом, и не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным законом или настоящим Уставом к ведению государственных органов, иных муниципальных образований, к компетенции главы и администрации сельсовета.

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 г. № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» Уставом муниципального образования лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, могут гарантироваться право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения.

Статьей 5 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 г. № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» предусмотрено, что лицо, замещающее муниципальную должность на постоянной основе, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 52 календарных дней, а также на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями. Уставом муниципального образования может быть установлена минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого лицом, замещающим муниципальную должность на постоянной основе, в году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. При этом минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 28 календарных дней. Лицо, замещающее муниципальную должность на постоянной основе, имеет право на замену денежной компенсацией части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей установленную минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, или любого количества дней из этой части. При прекращении полномочий (в том числе досрочно) лицо, замещающее муниципальную должность на постоянной основе, имеет право на получение денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.

Аналогичные положения установлены в пункте 1.5 статьи 27.1 Устава.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова», выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем (абзац 5 пункта 3.1 Постановления).

В соответствии с пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (пункт 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В силу пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что при осуществлении выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий трудовых отношений не возникает, установление порядка оплаты труда главы муниципального образования, в том числе получение денежной компенсации за неиспользованные отпуска осуществляется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и уставом муниципального образования, принятие решения о выплате главе муниципального образования денежной компенсации за все неиспользованные отпуска относится к компетенции Сельского Совета депутатов, а не к компетенции самого главы муниципального образования, в отсутствие решения указанного представительного органа муниципального образования выводы судов первой и апелляционной инстанции об обоснованности исковых требований Синякова В.С. о взыскании с администрации Чайковского сельсовета Боготольского района Красноярского края в его пользу денежной компенсации за неиспользованные отпуска за 2015 -2020 гг. в размере 418 698 рублей, компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 3 000 рублей являются незаконными.

Ввиду изложенного, заочное решение Боготольского районного суда Красноярского края от 9 февраля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г. нельзя признать законными, они приняты с нарушением норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

заочное решение Боготольского районного суда Красноярского края от 9 февраля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий С.Б. Латушкина

Судьи И.А. Новожилова

Д.А. Гусев