ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-10290/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 16 июня 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А.,
судей Латушкиной С.Б., Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-325/2021 (УИД 22RS0040-01-2021-000481-43) по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края, администрации Поспелихинского района Алтайского края, Министерству сельского хозяйства Алтайского края, Министерству финансов Алтайского края о признании незаконными действий (бездействия) по исключению из списков граждан проживающих в сельской местности – получателей социальных выплат в рамках социальной программы и не включению в указанные списки, включении в списки граждан, проживающих в сельской местности - получателей социальных выплат, внесении изменений в списки получателей социальных выплат,
по кассационной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее по тексту – ФИО1), ФИО2 (далее по тексту – ФИО2) обратились в Поспелихинский районный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края, администрации Поспелихинского района Алтайского края, Министерству сельского хозяйства Алтайского края, Министерству финансов Алтайского края о признании незаконными действий (бездействий) по исключению ФИО2 из списков граждан, проживающих в сельской местности - получателей социальных выплат в 2019 г. в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 и государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий «Алтайского края» на 2012-2020 гг., утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 2 августа 2011 г. № 420, и не включению в указанные списки ФИО1; возложить обязанность включить ФИО2 и ФИО1 в списки граждан, проживающих в сельской местности - получателей социальных выплат в 2021 г. в рамках подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 и государственной программы Алтайского края «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края» на 2020-2025 гг., утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 20 декабря 2019 г. № 530, обязании внести изменения в списки получателей социальных выплат в 2021 г.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 января 2022 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 отказано.
ФИО2, ФИО1 обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просят решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 января 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. ФИО1, работая в бюджетной организации, расположенной в сельской местности имела право на включение ее в списки получателей субсидии по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, и государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 гг., утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 2 августа 2011 г. № 420. ФИО1 обращалась с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Невключение ФИО1 в списки получателей государственной поддержки - субсидии на строительство жилья также является незаконным. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Министерство сельского хозяйства Алтайского края, в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Поспелихинского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2021 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 января 2022 г., просит оставить их без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24 мая 2013 г. ФИО2 обратился в администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от 29 мая 2013 г. № 183 ФИО2, имеющий в составе семьи жену ФИО1, детей - ФИО12. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
11 марта 2014 г. ФИО2 обратился в администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы на период до 2020 года».
9 июня 2016 г. с аналогичным заявлением в администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края обратилась ФИО1, указав в составе семьи мужа ФИО2, детей ФИО13. и ФИО14.
Постановлением администрации Поспелихинского района Алтайского края от 4 октября 2018 г. № 577 утвержден список претендентов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территории» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы в Поспелихинском районе на 2019 год. В указанный список включен ИП ФИО2
Постановлением администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от 30 апреля 2019 г. №125 на основании решения районной жилищной комиссии от 29 апреля 2019 г. ФИО2 исключен из учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из протокола заседания жилищной комиссии от 25 марта 2019 г. основанием исключения из участников программы явилась обеспеченность семьи ФИО2 общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного члена семьи.
На дату признания ФИО2 в составе семьи ФИО1, ФИО15. и ФИО16., нуждающимися в улучшении жилищных условий ФИО2 на праве собственности принадлежал жилой дом, общей площадью 52,6 кв.м. по адресу:
11 декабря 2017 г. в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности ФИО2 на жилой дом по адресу: общей площадью 68,6 кв.м.
Принимая оспариваемое решение, ответчик исходил из того, что обеспеченность семьи Б-вых общей площадью жилого помещения превышала учетную норму общей площади в размере 13,3 кв.м. на одного человека, установленную постановлением администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Алтайского края от 19 октября 2015 г. № 280.
ФИО1, ФИО2, полагая, что расчетный показатель учетной нормы рассчитан неверно, снятие с учета ФИО2 считают не законным; ФИО1, работая в бюджетной организации, расположенной в сельской местности, также имела право на включение ее в списки получателей субсидии, обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 51, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», постановлением Правительства Алтайского края от 2 октября 2018 г. № 377 «Об утверждении правил предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья», оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что обеспеченность жильем семьи истцов превышает учетную норму на одного члена семьи, в связи с чем отсутствует нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий, соответственно снятие истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий правомерно. ФИО1 на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояла.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что обеспеченность жильем семьи Б-вых превышает учетную норму на одного члена семьи, в связи с чем отсутствует нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий, соответственно снятие ФИО2 с учета в качестве, нуждающегося в жилых помещениях, является обоснованным, соответствующим действующему законодательству. Учетная норма площади жилого помещения, установленная постановлением администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Алтайского края от 19 октября 2015 г. № 280 в размере 13,3 кв.м. на одного человека являлась действующей и подлежала применению при оценке уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики среди прочих отнесено обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статей 8 и 9 названного Федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.
В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 15 июля 2013 г. № 598 утвердило федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе, далее также - Типовое положение).
Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 (приложение № 3 к федеральной целевой программе), социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 признано утратившим силу с 1 января 2018 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1544, однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1243 продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Положения федеральной целевой программы подлежали учету органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598).
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (приложение № 3 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»; в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пункту 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать: а) на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает; б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.
В пункте 9 Типового положения приведены характеристики жилого помещения (жилого дома), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата. В частности, жилое помещение (жилой дом) должно быть: пригодным для постоянного проживания (подпункт «а» пункта 9 Типового положения); обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение) (подпункт «б» пункта 9 Типового положения).
Соответствие жилого помещения указанным в пункте 9 Типового положения требованиям устанавливается комиссией, созданной органом местного самоуправления, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (пункт 10 Типового положения).
Расчет социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, исходя из содержания пункта 13 Типового положения, производится с учетом количества членов семьи получателя социальной выплаты и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год.
Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 30 Типового положения).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам регламентирован разделом III Типового положения (пункты 33 - 47).
Согласно подпункту «а» пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья или молодой специалист при условии соблюдения в совокупности ряда условий. В числе этих условий работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание молодой семьи в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 Типового положения.
Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт «а» пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом «а» данного пункта (подпункт «б» пункта 43 Типового положения).
В целях повышения качества жизни сельского населения, создания благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития сельской экономики на территории Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края от 2 августа 2011 г. № 420 была утверждена государственная программа Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края».
В соответствии с направлением (подпрограммой) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, и государственной программой Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 2 августа 2011 г. № 420, Правительство Алтайского края постановлением от 2 октября 2018 г. № 377 утвердило правила предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее по тексту - правила).
Пунктом 2.1. правил предусмотрено, что гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат); в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.10 настоящих правил, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья, в случае, предусмотренном пунктом 2.15 настоящих правил. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; г) признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящих правил признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в порядке, установленном Законом Алтайского края от 9 декабря 2005 г. № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»).
К членам семьи гражданина применительно к настоящим правилам относятся постоянно проживающие совместно с ним (с ней) супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке (пункт 2.4. правил).
В соответствии с пунктом 3.1. правил право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления и документов, определенных пунктом 3.6 настоящих правил, не старше 35 лет, или неполная семья, состоящая из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства), в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 настоящих правил; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом «в» пункта 2.1 настоящих правил; б) молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности (регистрация по месту жительства), в которой он работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 настоящих правил; наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом «в» пункта 2.1 настоящих правил.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Одним из оснований для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 2 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 г. № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления поселений вправе передавать по соглашению органам местного самоуправления муниципального района в порядке, установленном федеральным законодательством, полномочия по установлению учетной нормы на территории соответствующего муниципального образования.
Решением Поспелихинского Центрального сельского Совета депутатов Поспелихинского района Алтайского края от 10 ноября 2015 № 24, постановлением администрации Поспелихинского Центрального сельсовета № 280 от 19 ноября 2015 г. на территории муниципального образования Поспелихинский Центральный сельсовет учетная норма площади жилого помещения установлена равной 13,3 кв.м. на одного человека.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку, представленным в материалы дела доказательствам в совокупности и взаимосвязи, и, установив, что ФИО2, ФИО1, проживающие в сельской местности, всем вышеперечисленным Типовым положением, правилами предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья требованиям, в том числе критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий, не отвечают, поскольку ФИО2 является собственником жилого дома, общей площадью 68,60 кв.м., расположенного по адресу: , обеспеченность жильем семьи ФИО2 превышает учетную норму предоставления жилья - 13,3 кв.м на каждого члена семьи (68,60 кв.м./4 человека=17,15 кв.м), ФИО1 на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий самостоятельно не состояла, была поставлена совместно с супругом ФИО2, как член семьи собственника, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права, регулирующих спорные правоотношения.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы ФИО1, ФИО2 о наличии оснований для удовлетворения их исковых требований, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, являлись предметом правовой оценки судов, отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях, выражают исключительно несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Каких-либо иных аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений, равно как и обстоятельств, не прошедших судебного исследования и нуждающихся в дополнительной проверке, влияющих на существо принятых судебных постановлений, ФИО1, ФИО2 в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи С.Б. Латушкина
Д.А. Гусев