ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-3293/2021 от 04.10.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 86RS0007-01-2021-005562-81

№88-15517/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 04 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Козиной Н.М.,

судей Ложкарёвой О.А., Руновой Т.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3293/2021 по иску ФИО1 к Администрации г. Нефтеюганска об индексации пенсии за выслугу лет,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился с иском к администрации города Нефтеюганска об индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления г. Нефтеюганска с 01 января 2019 года.

В обоснование исковых требований указал, что является получателем пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления г. Нефтеюганска. Решением Думы г. Нефтеюганска от 30 июня 2017 года №193-VI утвержден Порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нефтеюганска. Одним из руководящих документов, на основании которых принято решение Думы является закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 декабря 2004 года №97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», согласно положениям которого, изложенным в пункте 3.1 статьи 29 указано, что при увеличении в централизованном порядке денежного содержания государственных гражданских служащих автономного округа, изменения среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, пенсия за выслугу лет индексируется в порядке, установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 февраля 2012 года №77-п установлен Порядок индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Решением Думы г. Нефтеюганска от 29 сентября 2018 года №440-VI утверждено Положение о денежном содержании лица, замещающего муниципальную должность в органах местного самоуправления г. Нефтеюганска, которое вступило в законную силу 01 января 2019 года. Увеличение должностных окладов произведено более чем на 50%, в связи с чем, считает, что в соответствии со статьей 29 пункта 3.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №97-оз, администрация г. Нефтеюганска обязана произвести индексацию муниципальной пенсии. 04 декабря 2019 года он обратился к Главе г. Нефтеюганска с заявлением об индексации пенсии за выслугу лет, однако в перерасчете и индексации пенсии ему отказано. 10 декабря 2020 года Думой г. Нефтеюганска принято решение «О внесении изменений в порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г. Нефтеюганска», в соответствии с пунктами 4.6. - 4.8 которого определен порядок индексации муниципальной пенсии. В феврале 2021 года он вновь обратился к Главе г. Нефтеюганска об индексации муниципальной пенсии, однако ему вновь было отказано. Считает отказ в произведении индексации и перерасчете пенсии незаконным.

Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 мая 2022 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.

Лица, привлеченные к участию по делу, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Судами установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является получателем пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Распоряжением администрации г. Нефтеюганска от 20 августа 2018 года №232-р ФИО1 установлена выплата муниципальной пенсии к страховой пенсии по старости с 16 июля 2018 года.

Решением Думы г. Нефтеюганска от 30 июня 2017 года №193-VI утвержден Порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г. Нефтеюганска.

Решением Нефтеюганского районного суда от 12 ноября 2019 года по делу №2-3231/2019 по иску ФИО1 к администрации г. Нефтеюганска, вступившего в законную силу 03 марта 2020 года, решение администрации г. Нефтеюганска от 20 августа 2018 года №232-р в части назначения истцу пенсии за выслугу лет без учета его выбора признано незаконным. На администрацию г. Нефтеюганска возложена обязанность в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу вынести решение о назначении истцу с 16 июля 2018 года пенсии за выслугу лет с учетом его выбора. Указанное решение вступило в законную силу.

Решением Думы г. Нефтеюганска от 29 сентября 2018 года №440-VI утверждено Положение о денежном содержании лица, замещающего муниципальную должность в органах местного самоуправления г. Нефтеюганска, которым повышен размер денежного содержания лица, замещающего муниципальную должность в органах местного самоуправления и которое вступило в законную силу 01 января 2019 года.

04 декабря 2019 года истец обратился к Главе г. Нефтеюганска об индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы, однако ему в индексации отказано с указанием, что основания перерасчета размера муниципальной пенсии указаны в Порядке перерасчета размера муниципальной пенсии, утвержденные решением Думы г. Нефтеюганска от 30 июня 2017 года №193-VI, в котором индексация пенсии не предусмотрена.

Решение Думы г. Нефтеюганска от 10 декабря 2020 года №875-VI внесены изменения в решение Думы г. Нефтеюганска от 30 июня 2017 года №193-VI, согласно которым: индексация муниципальной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы осуществляется при повышении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, должностных окладов муниципальных служащих (пункт 4.6); индексация муниципальной пенсии осуществляется путем умножения размера назначенной муниципальной пенсии на коэффициент повышения ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, должностных окладов муниципальных служащих ( с учетом ранее приименных коэффициентов повышения к муниципальной пенсии) (пункт 4.7); решение об индексации муниципальной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и ( или должности муниципальной службы) принимается распоряжением администрации г. Нефтеюганска (пункт4.8).

Пунктом 3 решения Думы г. Нефтеюганска от 10 декабря 2020 года №875-VI установлено, что внесенные изменения в решение Думы г. Нефтеюганска от 30 июня 2017 года №193-VI, в том числе по индексации пенсии, вступают в силу с 01 января 2021 года и применяются к правоотношениям, возникшим с 01 января 2021 года.

Истец повторно 15 марта 2021 года обратился к Главе г. Нефтеюганска об индексации пенсии за выслугу лет, однако ему вновь было отказано.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июля 2007 года №113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», исходил из того, что на органы местного самоуправления действующим законодательством возложены полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, которые самостоятельно устанавливают порядок назначения и выплат муниципальных пенсий за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим, в том числе в виде индексации пенсий; внесенные решением Думы г. Нефтеюганска от 10 декабря 2020 года №875-VI изменения в решение Думы г. Нефтеюганска от 30 июня 2017 года №193-VI, позволяющие индексировать муниципальную пенсию за выслугу лет, вступили в силу с 01 января 2021 года и применяются к правоотношениям, возникшим с 01 января 2021 года, в связи с чем пришел к выводу о том, что правовых оснований для индексации муниципальной пенсии истца с 01 января 2019 года, назначенной ему в 2018 году, не имеется.

Отклоняя доводы истца о необходимости применения положений об индексации пенсии, изложенные в Законе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 декабря 2004 года №97 «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», суд первой инстанции исходил из того, что указанный закон действует в отношении лиц, замещавшим государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и лиц, замещавшим должности государственной гражданской службы в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, а поскольку ФИО1 замещал муниципальную должность в муниципальном образовании г. Нефтеюганска, то в отношении него подлежат применению правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования г. Нефтеюганска.

Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что назначенная истцу муниципальная пенсия не индексировалась до 01 января 2021 года в связи с отсутствием соответствующего механизма в муниципальном правовом акте, регулирующим назначение пенсии данного вида. После 01 января 2021 года индексация назначенной ФИО1 муниципальной пенсии не производилась в связи с тем, что в централизованном порядке не повышались ежемесячное денежное вознаграждение лиц, замещающих муниципальные должности, должностные оклады муниципальных служащих.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что ему необоснованно отказали в индексации муниципальной пенсии с 01 января 2019 года основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (часть 1). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (часть 2). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (часть 3).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципальных и государственных гражданских служащих должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Согласно статье 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, исходи из анализа указанных норм права, следует, что регулирование вопроса назначения, порядка выплаты, в том числе и индексации пенсии, лицам, проходившим муниципальную службу в соответствующем муниципальном образовании субъекта Российской Федерации, отнесено к ведению органов местного самоуправления, то есть в данном случае г. Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решением Думы г. Нефтеюганска от 30 июня 2017 года №193-VI утвержден Порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г. Нефтеюганска, в котором до 01 января 2021 года не имелось положений об индексации пенсий муниципальным служащим.

Возможность индексации пенсий муниципальным служащим г. Нефтеюганска введены решением Думы г. Нефтеюганска от 10 декабря 2020 года №875-VI, которым внесены изменения в решение Думы г. Нефтеюганска от 30 июня 2017 года №193-VI и установлено, что

- индексация муниципальной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы осуществляется при повышении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, должностных окладов муниципальных служащих (пункт 4.6);

- индексация муниципальной пенсии осуществляется путем умножения размера назначенной муниципальной пенсии на коэффициент повышения ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, должностных окладов муниципальных служащих (с учетом ранее приименных коэффициентов повышения к муниципальной пенсии) (пункт 4.7);

- решение об индексации муниципальной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и (или должности муниципальной службы) принимается распоряжением администрации города Нефтеюганска (пункт 4.8).

При этом из содержания пункта 3 решения Думы г. Нефтеюганска от 10 декабря 2020 года №875-VI следует, что вносимые изменения вступают в силу с 01 января 2021 года и применяются к правоотношениям, возникшим с 01 января 2021 года.

Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, судами обеих инстанций верно установлено, что поскольку порядок индексации пенсий муниципальных служащих введен лишь с 01 января 2021 года, то он распространяется на возможность индексации пенсий только с 01 января 2021 года.

Доводы кассационной жалобы о том, что судами не применены положения Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 декабря 2004 года № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в котором имеется указание на необходимость индексации пенсии, также основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку как верно указал суд апелляционной инстанции, пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования и определение органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации.

Финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих производится за счет средств муниципального бюджета, в связи с чем порядок и условия выплаты регулируются органами местного самоуправления муниципального образования г. Нефтеюганска с учетом бюджетных возможностей данного муниципального образования, в связи с чем тот факт, что приведение Порядка назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г. Нефтеюганска в соответствии с положениями Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 декабря 2004 года № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» произведено лишь в 2020 году не может явиться основанием для произведения индексации муниципальным служащим до установления данного порядка соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования.

Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.

Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи