ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-32/2021 от 21.12.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-21460/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 21 декабря 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного

суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Кожевниковой Л.П., Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №22RS0055-01-2019-000383-92 (№ 2-32/2021) по иску прокурора Троицкого района Алтайского края в интересах муниципального образования Троицкий район Алтайского края к О.А.В. о взыскании ущерба, причиненного использованием служебного автомобиля в личных целях

по кассационной жалобе представителя О.А.В.Б.Н.А., действующей на основании доверенности, на решение Троицкого районного суда Алтайского края от 18 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско – судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО1, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Прокурор Троицкого районного суда Алтайского края обратился в интересах муниципального образования Троицкий район Алтайского края к О.А.В. о взыскании ущерба, причиненного использованием служебного автомобиля в личных целях.

В обоснование заявленных требований указано, что 21 декабря 2017 г. на должность главы Троицкого района Алтайского края был назначен ответчик О.А.В.

С момента назначения за ним закреплен служебный автомобиль «Nissan Terrano» государственный регистрационный знак . Для заправки автомобиля используется топливная карта Администрации Троицкого района, выданная ООО «Сатурн» по договору от 28 ноября 2017 г.

Прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства, в ходе сверки движения автомобиля «Nissan Terrano» государственный регистрационный знак в период с 21 декабря 2017 г. по 2 апреля 2019 г. по данным камер фиксации системы видеонаблюдения «Поток» Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, центра автоматической фиксации административных правонарушений (далее- ЦАФАП) ГУ МВД России по краю, КГКУ «Алтайавтодор» установлены факты движения автомобиля «Nissan Terrano» в г. Барнауле (по мосту через р.Обь) при наличии путевого листа с маршрутом движения только по Троицкому району в указанные дни;

- движения этого автомобиля в г. Барнауле (по мосту через р.Обь) при отсутствии путевого листа: 20 июля 2018 г., 26 июля 2018г., 28 июля 2018 г., 29 июля 2018 г., 31 июля 2018 г.;

- движения автомобиля по пути «г. Барнаул (по мосту через р. Обь) - с. Троицкое - г. Барнаул» при наличии путевого листа с маршрутом «Троицкое-Барнаул-Троицкое»: 12 июля 2018 г., 19 июля 2018 г., 23 июля 2018 г., 24 июля 2018 г., 27 июля 2018 г., 30 июля 2018 г. ;

- движения автомобиля «Nissan Terrano» в г. Барнауле (по мосту через р.Обь) вне рабочего дня, по времени исключающем выполнение трудовых обязанностей в г.Барнаул в указанные дни;

- движения автомобиля «Nissan Terrano» на 161 км автодороги «Павловск-Камень-на-Оби-граница Новосибирской области» без путевого листа 8 декабря 2018 г., 4 марта 2019 г.

Таким образом, по имеющимся финансово-хозяйственным документам установлен факт необоснованного списания горюче-смазочных материалов при использовании служебного автомобиля «Nissan Terrano» на общую сумму 63 832 руб. Оправдательные документы, подтверждающие факт использования автомобиля в вышеуказанных случаях в служебных целях, отсутствуют.

10 декабря 2019 г. МО МВД России «Троицкий» отказано в возбуждении уголовного дела по факту неправомерного завладения без цели хищения служебным автомобилем.

В ходе проверки установлено, что 8 декабря 2018 г., 4 марта 2019 г. автомобиль «Nissan Terrano» использовался О.А.В. для поездки в Панкрушихинский район Алтайского края для целей, не связанных с деятельностью администрации Троицкого района.

Таким образом, проверкой установлены факты использования служебного автомобиля главой района О.А.В. в личных целях с расходованием горюче-смазочных материалов, приобретенных за счет бюджетных средств на сумму 63 832 руб.

Неисполнение установленных требований законодательства главой района повлекло нецелевое расходование бюджетных средств, причинение ущерба бюджету муниципального образования.

С учетом уточнения исковых требований прокурор Троицкого районного суда Алтайского края просил суд взыскать с О.А.В. ущерб, причиненный использованием служебного автомобиля в личных целях, в размере 63 832 руб.

Решением Троицкого районного суда Алтайского края от 18 марта 2021 г. исковые требования удовлетворены, с О.А.В. в пользу муниципального образования Троицкий район Алтайского края взыскан ущерб в размере 63 832 руб., с О.А.В. в доход бюджета Троицкого района взыскано 2 115 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2021 г. решение Троицкого районного суда Алтайского края от 18 марта 2021 г. изменено. С О.А.В. в пользу муниципального образования Троицкий район Алтайского края взыскан ущерб в размере 54 330 руб., в доход бюджета муниципального образования Троицкий район Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере 1 800,04 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель О.А.В.Б.Н.А. ставит вопрос об отмене решения Троицкого районного суда Алтайского края от 18 марта 2021г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2021 г., как незаконных.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Троицкого районного Совета депутатов от 21 декабря 2017 г. О.А.В. назначен на должность главы Троицкого района, 11 ноября 2020 г. назначен на должность главы Октябрьского района г. Барнаула (трудовой договор либо контракт с ним при этом не заключался, должностной регламент также отсутствует), в настоящее время с указанной должности уволен.

С 26 декабря 2018 г. за. О.А.В. был закреплен служебный автомобиль «Nissan Terrano», для заправки которого использовалась топливная карта Администрации Троицкого района , выданная ООО «Сатурн» по договору от 28 ноября 2017 г. Вместе с тем, как указывает ответчик в объяснениях на имя прокурора З.С.В., фактически указанный автомобиль им использовался с 21 декабря 2017 г.

25 марта 2019 г. в прокуратуру поступило обращение депутата Троицкого районного Совета депутатов В.А.Г. о проверке целевого расходования бюджетных средств на доставку главы района О.А.В. из г. Барнаула в с. Троицкое по месту работы, установлении правомерности и эффективности подобных трат с учетом размера районного бюджета, что послужило основанием для предъявления прокурором настоящего иска.

Согласно коллективному договору Администрации Троицкого района на 2018-2020 гг. от 28 июня 2018 г. (п. 3.1.) для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов для мужчин.

Пунктом 8.4. коллективного договора предусмотрено предоставление служебного транспорта главе района для проезда на работу и с работы. Указание на возможность выезда на нем за пределы Троицкого района отсутствует.

Уставом муниципального образования Троицкий район, принятого решением Троицкого районного Совета депутатов Алтайского края от 13 декабря 2017 г. № 115 (в редакции изменений, внесенных решением Троицкого районного Совета депутатов от 8 августа 2018 г. № 40) определено, что глава района является высшим должностным лицом муниципального района (ст. 36). Избирается районным Советом депутатов на открытой сессии из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

К полномочиям главы района относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального района, в порядке, установленном районным Советом депутатов (ст. 38).

Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что в результате сверки движения автомобиля «Nissan Terrano» в период с 21 декабря 2017 г. по 2 апреля 2019 г. по данным камер фиксации системы видеонаблюдения «Поток» ГУ МВД России по краю, ЦАФАП ГУ МВД России по краю, КГКУ «Алтайавтодор» подтверждено движение автомобиля по следующим маршрутам:

- движение автомобиля в г. Барнауле (по мосту через р. Обь) при отсутствии путевого листа: 20 июля 2018 г., 26 июля 2018 г., 28 июля 2018г., 29 июля 2018 г., 31 июля 2018 г.;

- движение автомобиля по маршруту «г. Барнаул (по мосту через р.Обь) - с. Троицкое - г. Барнаул» при наличии путевого листа с маршрутом «Троицкое-Барнаул-Троицкое»: 12 июля 2018 г. (1517 руб.), 19 июля 2018г. (1137 руб.), 23 июля 2018 г. (1327 руб.), 24 июля 2018 г. (1517 руб.), 27 июля 2018 г. (1517 руб.), 30 июля 2018 г. (1517 руб.), всего - 8532 руб.;

- движения автомобиля «Nissan Terrano» в г. Барнауле (по мосту через р.Обь) вне рабочего дня, по времени исключающем выполнение трудовых обязанностей в г. Барнауле (например, выезд из г. Барнаула в 06 час., въезд в 19 часов, либо в субботу, воскресенье): 26 декабря 2017 г., 7 января 2018 г., 14 января 2018 г., 20 января 2018 г., 26 января 2018 г., 27 января 2018 г., 28 января 2018 г., 10 февраля 2018 г., 11 февраля 2018 г., 17 февраля 2018 г., 18 февраля 2018 г., 24 февраля 2018 г., 25 февраля 2018 г., 3 марта 2018 г., 4 марта 2018 г., 11 марта 2018 г., 17 марта 2018 г., 24 марта 2018 г., 31 марта 2018 г., 1 апреля 2018 г., 7 апреля 2018 г., 8 апреля 2018 г., 14 апреля 2018 г., 16 апреля 2018 г., 19 апреля 2018 г., 23 апреля 2018 г., 26 апреля 2018 г., 28 апреля 2018 г., 3 мая 2018 г., 6 мая 2018 г., 27 мая 2018 г., 3 июня 2018 г., 9 июня 2018 г., 17 июня 2018 г., 23 июня 2018 г., 30 июня 2018 г., 7 августа 2018 г., 8 августа 2018 г., 14 августа 2018 г., 2 сентября 2018 г., 4 сентября 2018 г. (1838 руб.), 6 сентября 2018 г. (1634 руб.), 8 сентября 2018 г. (811 руб.), 9 сентября 2018 г., 18 сентября 2018 г. (1125 руб.), 21 сентября 2018 г., 23 сентября 2018 г. (1225 руб.), 3 ноября 2018 г., 4 ноября 2018 г., 10 ноября 2018 г., 11 ноября 2018 г., 21 ноября 2018 г. (1248 руб.), 24 ноября 2018 г., 1 декабря 2018 г., 9 декабря 2018 г., 22 декабря 2018 г., 30 декабря 2018 г., 19 января 2019 г, (1270 руб.), 24 января 2019 г., 26 января 2019 г., 27 января 2019 г. (1482 руб.), 2 февраля 2019 г. (1271 руб.), 3 февраля 2019 г., 9 февраля 2019 г., 23 февраля 2019 г., 2 марта 2019 г, 3 марта 2019 г., всего – 12004 руб.

- движения автомобиля па 161 км автодороги «Павловск-Камень-на- Оби-граница Новосибирской области» без путевого листа 8 декабря 2018г., 4 марта 2019 г. (списано 1482 руб., 32 л);

- движения автомобиля Nissan Terrano в г. Барнауле (по мосту через р.Обь) при наличии путевого листа с маршрутом движения только по Троицкому району: 24 декабря 2017 г. (737 руб.), 25 декабря 2017 г. (1101 руб.), 29 декабря 2017 г. (1381 руб.), 1 июля 2018 г. (948 руб.), 2 июля 2018 г. (568 руб.), 5 июля 2018 г. (758 руб.), 6 июля 2018 г. (1517 руб.), 11 июля 2018 г. (379 руб.), 16 июля 2018 г. (1517 руб.), 17 июля 2018 г., 10 августа 2018 г. (1133 руб.), 13 сентября 2018 г. (811 руб.), 19 сентября 2018 г. (811), 24 сентября 2018г. (1013), 25 сентября 2018 г. (1216), 27 сентября 2018 г. (1216 руб.), 29 октября 2018 г. (1664 руб.), 31 октября 2018 г. (1440 руб.), 9 ноября 2018 г. (1222 руб.), 12 ноября 2018 г. (1440 руб.), 13 ноября 2018 г. (823 руб.), 15 ноября 2018 г. (823 руб.), 19 ноября 2018 г. (1646 руб.), 26 ноября 2018 г., (1234 руб.), 27 ноября 2018 г. (617 руб.), 4 декабря 2018 г. (1851 руб.), 5 декабря 2018 г. (1248 руб.), 11 декабря 2018 г. (1646 руб.), 18 декабря 2018 г. (1234 руб.), 21 декабря 2018 г. (1234 руб.), 27 декабря 2018 г. (1646 руб.), 28 декабря 2018 г. (1028 руб.), 29 декабря 2018 г. (617 руб.), 29 января 2019г. (1270 руб.), 5 февраля 2019 г. (847 руб.), 12 февраля 2019 г. (1271 руб.), 1 марта 2019 г. (847 руб.), 12 февраля 2019 г. (1058 руб.), всего – 41 814 руб.

Между тем, согласно ведомости учета и расходования горюче-смазочных материалов за декабрь 2017 г., по путевому листу от 24 декабря 2017 г. с топливной карты списана сумма в размере 734 руб., вместо 737 руб.; сумма в размере 1058 руб. списана с топливной карты 12 марта 2019 г., вместо 12 февраля 2019 г., что подтверждается ведомостью учета и расходования ГСМ за март 2019 г., а также самим путевым листом от 12 марта 2019 г.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 50, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 28, 38, п. 1 ч. 1 ст. 158, ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете», п.п. 3,6 Приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», ч.1 ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», исходил из того, что по имеющимся финансово-хозяйственным документам установлен факт необоснованного списания горюче-смазочных материалов при использовании служебного автомобиля «Nissan Terrano» на общую сумму 63 832 руб. Оправдательные документы, подтверждающие факт использования автомобиля в вышеуказанных случаях в служебных целях, отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменил в части размера взысканного ущерба в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, взыскав с ответчика в пользу муниципального образования Троицкий район Алтайского края взыскан ущерб в размере 54 330 руб.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили следующие нормы материального права.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), муниципальное имущество предназначено, в том числе, для решения вопросов местного значения; для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ ).

Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ст. 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф ).

В силу ч. 1 ст. 34 указанного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе целевого характера бюджетных средств.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции». В частности, ст. 1 указанного Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ к коррупции относится также незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Согласно п. 3 Приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

В соответствии с п. 6 Приказа сведения о транспортном средстве включают, в том числе дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку. Сведения о водителе включают фамилию, имя, отчество водителя.

Установив нецелевое использование ответчиком денежных средств, израсходованных за счет бюджетных средств на горюче-смазочные материалы в указанные дни, суды пришли к правильному выводу о взыскании их с ответчика. Как верно отмечено судами, отчетные документы о расходовании средств на горюче-смазочные материалы в вышеуказанных случаях составлялись с нарушением требований гражданского законодательства и законодательства о бухгалтерском учете. Неисполнение установленных требований законодательства главой района повлекло нецелевое расходование бюджетных средств, причинение ущерба бюджету муниципального образования.

В соответствии с пп.5 - пп.7 п 1 ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается: получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц, в том числе, оплату транспортных расходов; выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями; использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество.

Установив, что ответчиком были допущены указанные нарушения в виде использования ответчиком служебного автомобиля в личных целях, которые привели к ущербу, выразившемуся в расходовании горюче-смазочных материалов, приобретенных за счет бюджетных средств, определив сумму ущерба, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для взыскания их с ответчика.

Доводы кассационной жалобы о том, что ответчику как главе Троицкого района в соответствии с его полномочиями должен был предоставлен транспорт для служебных целей, были предметом правовой оценки судов, которые пришли к правильному выводу о том, что ответчиком допускалось использование служебного автомобиля в личных целях, несогласие с выводами судов об использовании служебного автомобиля в личных целях и сумме ущерба, не могут послужить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, так как в силу статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.

Учитывая, что определение наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Троицкого районного суда Алтайского края от 18 марта 2021 г. в части оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя О.А.В.Б.Н.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи