ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-3312/2021 от 04.05.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-3761/2022

№ 2-3312/2021

27RS0001-01-2020-001886-81

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мертиковой В.А.

судей Медведевой Е.А., Юдановой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску прокурора Хабаровского края к Правительству Хабаровского края, министерству строительства Хабаровского края, КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края», Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Федеральному агентству водных ресурсов Российской Федерации о возложении обязанности организовать и завершить строительство объектов, обеспечить финансирование работ по завершению строительства объектов,

по кассационной жалобе Правительства Хабаровского края

на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Мертиковой В.А., выслушав объяснения представителя Правительства Хабаровского края Ширяевой А.В., представителя министерства строительства Хабаровского края Соловых Ю.А., прокурора Плетневу С.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с указанным иском, сославшись на то, что прокуратурой края в <данные изъяты> года проверена проверка исполнения законодательства Российской Федерации органами государственной власти края при реализации мероприятий по строительству инженерных сооружений в г. Комсомольске-на-Амуре для защиты города от наводнения. ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем прокурора края первому заместителю Председателя Правительства Хабаровского края по экономическим вопросам внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе для принятия мер к финансированию строительства объектов II, III этапов в объемах, достаточных для завершения строительства. Однако нарушения не устранены, Правительством края не приняты меры, направленные на завершение строительства объектов II, III этапов в <данные изъяты> году в части полноты финансового обеспечения завершения строительства. Главным распорядителем бюджетных средств, ответственным за реализацию объектов II, III этапов, является министерство строительства Хабаровского края. Министерство строительства Хабаровского края осуществляет полномочия учредителя в отношении КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края». Прокурор просил суд обязать министерство строительства Хабаровского края организовать строительство объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства – «Инженерная защита Центрального округа, 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км»; обязать КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» завершить строительство объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства – «Инженерная защита Центрального округа, 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км» до ДД.ММ.ГГГГ; обязать министерство строительства Хабаровского края, Правительство Хабаровского края обеспечить финансирование работ по завершению строительства указанных объектов.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 декабря 2021 года, заявленные требования удовлетворены частично. На министерство строительства Хабаровского края возложена обязанность организовать строительство объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа, 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км»; на КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» - обязанность завершить строительство объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа, 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км» в срок до 31.12.2022; на министерство строительства Хабаровского края, Правительство Хабаровского края – обязанность обеспечить финансирование работ по завершению строительства объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа, 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км».

В удовлетворении требований о возложении обязанности на министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации отказано.

В кассационной жалобе и дополнительных пояснениях Правительство Хабаровского края просит отменить судебные постановления, состоявшиеся по делу, в удовлетворении иска прокурора отказать.

Прокурором Хабаровского края, Росводресурсами поданы возражения на кассационную жалобу, в которых заявители просят в ее удовлетворении отказать, оставить в силе судебные постановления, состоявшиеся по делу.

Министерство строительства Хабаровского края в отзыве соглашается с доводами кассационной жалобы Правительства Хабаровского края.

В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции представители Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации, КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края не явились. На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Правительства РФ от 18 апреля 2016 года N 704-р утвержден долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, пунктами 20 (2), 20 (3) раздела 2 которого предусмотрены мероприятия по развитию общегородской коммунальной инфраструктуры: по строительству объекта «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. Второй этап строительства – «Инженерная защита Центрального округа», 7,272 км»; «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км». Предельный срок реализации указанных пунктов плана установлен на <данные изъяты> год.

Судом установлено, что план не реализован, строительство объектов не завершено вследствие расторжения государственных контрактов на строительство, в связи с чем Правительством края были разработаны, утверждены и согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральным агентством водных ресурсов, мероприятия, направленные на завершение строительства объектов, в том числе, на привлечение бюджетных ассигнований из федерального бюджета и завершение строительства объектов до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Между Росводресурсами и Правительством Хабаровского края было заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, а также дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> по предоставлению из федерального бюджета в 2019 - 2021 годах бюджету Хабаровского края субсидии на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах», в рамках государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

В соответствии с приложением № 1 к Соглашению в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусматривается субсидия из федерального бюджета на следующие мероприятия:

- Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Второй этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа» в <данные изъяты> году в размере <данные изъяты> рублей;

- Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Третий этап строительства - «Инженерная защита правого берега р. Силинка» в <данные изъяты> году в размере <данные изъяты> рублей, в <данные изъяты> году в размере <данные изъяты> рублей.

Субсидия в указанных размерах Росводресурсами доведена в полном объеме до бюджета Хабаровского края, что подтверждается расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> и, таким образом, Росводресурсами полностью исполнены обязательства по софинансированию строительства объектов «Инженерная защита территории г.Комсомольска-на Амуре» в составе: II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа, 7,272 км» и III этап строительства - Инженерная защита правового берега р. Силинка, 2,087 км» в соответствии с условиями дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Установив, что, несмотря на доведение субсидии и осуществление софинансирования строительства объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа», 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км» из средств федерального бюджета в настоящее время строительство объектов II, III этапов не осуществляется, и, приняв во внимание, что прекращение строительства объектов II, III этапов создаст угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в городском округе «Город Комсомольск-на-Амуре» и может повлечь причинение существенного ущерба экономике муниципального образования и края в случае возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с подъемом воды в реке Амур, суд обоснованно удовлетворил исковые требования в части.

Выводы суда об удовлетворении исковых требований соответствуют правильно примененным нормам части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, распоряжения Правительства РФ от 18 апреля 2016 года N 704-р, и установленным судом обстоятельствам.

Доводы кассационной жалобы Правительства Хабаровского края о том, что финансирование строительства прекращено из-за виновных действий подрядчиков, а новые контракты не заключены вследствие отсутствия финансирования, противоречат установленным судом обстоятельствам о том, что субсидия доведена в полном объеме до бюджета Хабаровского края.

По тем же основаниям не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений утверждение в кассационной жалобе о доказанности осуществления строительства объектов II и III этапов.

Ссылка в кассационной жалобе Правительства Хабаровского края на неправильное применение судом норма материального права несостоятельна. Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, в связи с чем оснований к удовлетворению кассационной жалобы не имеется.

Довод о том, что данное дело должно быть рассмотрено по правилам административного судопроизводства не влечет отмену правильных по существу судебных постановлений, поскольку не свидетельствует о существенном нарушении норм процессуального права.

В целом кассационная жалоба повторяет позицию ответчика по данному делу, которой дана подробная оценка судами первой и апелляционной инстанции, оснований для удовлетворения кассационной жалобы, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 сентября 2021 года.

Председательствующий

Судьи