ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-16729/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 1 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Андугановой О.С., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-33/2021 (УИД: 38RS0015-01-2021-000105-59) по иску прокурора Мамско-Чуйского района в интересах ФИО1 и ФИО2 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» о признании незаконным решения о снятии с учета в очереди на получение жилищной субсидии, возложении обязанности по восстановлению в данной очереди,
по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 24 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С., пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО3, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Мамско-Чуйского района обратился в суд с иском в интересах ФИО1 (далее – ФИО1) и ФИО2 (далее – ФИО2) к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» (далее – ОГКУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району»), просил суд признать незаконным решение от 9 марта 2021 г. № о снятии ФИО1 и ФИО2 с учета граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на предоставление единовременных социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений, возложить на ответчика обязанность восстановить ФИО1 и ФИО2 в указанной очереди по категории «инвалиды 1, 2 групп и инвалиды с детства» с 19 октября 1999 г.
В обоснование заявленных требований указал, что умерший ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, состоял в очереди лиц, желающих получить жилищную субсидию в связи с выездом из районов Крайнего Севера, по категории «инвалиды 1, 2 групп и инвалиды с детства» с 19 октября 1999 г. В состав семьи ФИО4 (далее – ФИО4) были включены жена — ФИО1, сын — ФИО2 Решением ответчика от 9 марта 2021 г. № ФИО1 и член ее семьи ФИО2 сняты с учета на получение жилищной субсидии. Причиной снятия с учета явилось предоставление ФИО1 в 2016 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 9 июля 2015 г. №-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в <...>». Снятие истцов с учета на получение жилищной субсидии является незаконным.
Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 24 июня 2021 г. исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение комиссии Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Мамско – Чуйскому району» от 9 марта 2021 г. № о снятии ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и члена ее семьи ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с учета граждан Российской Федерации, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории лиц, имеющих право на первоочередное получение жилищных субсидий «инвалиды 1, 2 групп и инвалиды с детства» в соответствии с подпунктом «и» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879.
На Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Мамско – Чуйскому району» возложена обязанность восстановить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в очереди граждан Российской Федерации, имеющих право на предоставление за счет средств Федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории лиц, имеющих право на первоочередное получение жилищных субсидий «инвалиды 1, 2 групп и инвалиды с детства», с даты постановки на учет умершего очередника ФИО4, с 19 октября 1999 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 сентября 2021 г. решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 24 июня 2021 г. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Мамско-Чуйского района в интересах ФИО1 и ФИО2 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Мамско – Чуйскому району» о признании незаконным решения о снятии с очереди на получение жилищной субсидии, возложении обязанности по восстановлению в очереди.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 сентября 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Иркутский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 апреля 2022 г. решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 24 июня 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит об отмене решения Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 24 июня 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 апреля 2022 г., принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что, с учетом предоставления ФИО1 ранее социальной выплаты, позволявшей ей приобрести жилое помещение за пределами северных территорий, основания для оставления ее и члена ее семьи ФИО2 в очереди на получение выплаты, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, не имелось.
Судами при рассмотрении настоящего спора неправильно применены нормы материального права, также выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов кассационной жалобы ФИО2 и ФИО1 принесены письменные возражения, в которых просят судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились материальные истцы ФИО1, ФИО2, представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по Мамско – Чуйскому району, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО4, ФИО1 и ФИО2 состояли на регистрационном учете по адресу:
ФИО4 состоял в очереди лиц, желающих получить жилищную субсидию в связи с выездом из районов Крайнего Севера, предусмотренную Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ) по категории «инвалиды 1, 2 групп и инвалиды с детства» с 19 ноября 1999 г. В состав семьи ФИО4 были включены супруга - ФИО1, сын - ФИО2
После смерти ФИО4 23 февраля 2004 г. на его место в очереди граждан категории «инвалиды 1, 2 групп и инвалиды с детства» на получение жилищной субсидии в порядке ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» поставлена заявитель ФИО1 с членом семьи - ФИО2 с 19 октября 1999 г.
Также судами установлено, что в связи с бесперспективностью развития поселка Согдиондон, в котором проживала ФИО1 в соответствии с Законом Иркутской области от 9 июля 2015 г. № 69-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем <...>» (далее- Закон Иркутской области от 9 июля 2015 г. № 69-ОЗ) в 2016 году ФИО1 получила жилищную субсидию в размере 690 900 руб. на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области.
Согласно договора купли-продажи жилого дома от 19 марта 2016 г. ФИО1, воспользовавшись предоставленной социальной выплатой, приобрела у своего сына ФИО2 жилое помещение по адресу: , в , который относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Истцы ФИО2 и ФИО1 зарегистрированы по указанному адресу.
Решением комиссии ОГКУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району» по постановке на учет граждан, имеющих право на жилищные субсидии, от 9 марта 2021 г. № ФИО1 и член ее семьи ФИО2 сняты с учета на получение указанной жилищной субсидии на основании подп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 (протокол заседания комиссии № от 9 марта 2021г.).
Письмом от 9 марта 2021 г. исх. № ОГКУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району» сообщило ФИО1 о снятии ее с учета, как не имеющей права на получение жилищной субсидии. В обоснование принятого решения указано, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такими признаются, в частности, граждане и (или) члены их семей, которые не получали иных мер государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поскольку 10 апреля 2016 г. ФИО1 была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 9 июля 2015 г. № 69-ОЗ, ей, как заявителю, не может быть предоставлена выплата, предусмотренная Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», имеют граждане, не получавшие бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. ФИО1 и ФИО2 не обеспечены жилыми помещениями, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не получали бюджетных средств на приобретение или строительство такого жилого помещения. ФИО1, переехав из рабочего поселка Согдиондон, купив жилье в поселке Мама Мамско-Чунского района Иркутской области, который относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, фактически не выехала из района, приравненного к районам Крайнего Севера, не приобрела жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом, поскольку поселок Согдиондон был ликвидирован в связи с его бесперспективностью, ФИО1 не могла остаться проживать в нем. Кроме того, суд первой инстанции учел, что в случае получения жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» приобретенное ранее жилое помещение подлежит безвозмездному отчуждению, либо размер предоставляемой жилищной субсидии - уменьшению на соответствующую сумму.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергается.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ).
Как следует из преамбулы и ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002г. № 125-ФЗ его положения направлены на оказание мер социальной поддержки в жилищной сфере, в которой действуют конституционные гарантии для лиц, нуждающихся в жилье, закрепленные в ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2086-О).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
При этом для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении, в том числе, следующих требований: гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:
состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При расчете размера жилищной субсидии, предоставляемой для приобретения жилых помещений, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации применяются установленные Правительством Российской Федерации повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.
При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
Статьей 9 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ установлено, что гражданин, которому предоставляется жилищная субсидия, должен приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения.
Граждане, выезжающие в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах субъектов Российской Федерации, находящихся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Указанные граждане также имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия и относящихся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 1 Закона Иркутской области от 9 июля 2015 г. № 69-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Согдиондон Мамско – Чуйского района Иркутской области» настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Иркутской области, законов Иркутской области регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области (далее - жилищная субсидия) гражданам Российской Федерации (далее - граждане), проживающим на день вступления в силу настоящего Закона, указанный в абзаце первом части 1 статьи 9 настоящего Закона (далее - день вступления в силу настоящего Закона), в рабочем <...>, в связи с бесперспективностью развития указанного поселка.
Статьей 4 Закона Иркутской области от 9 июля 2015 г. №69-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Согдиондон Мамско – Чуйского района Иркутской области» предусмотрено, что жилищная субсидия предоставляется в размере 690 900 руб.
Статьей 5 Закона Иркутской области от 9 июля 2015 г. №69-ОЗ « О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Согдиондон Мамско – Чуйского района Иркутской области» предусмотрено, что жилищная субсидия предоставляется гражданину, имеющему право на получение жилищной субсидии, для приобретения в собственность (общую собственность) жилого помещения на территории Иркутской области.
Таким образом, Федеральный закон от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Закон Иркутской области от 9 июля 2015 г. №69-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Согдиондон Мамско – Чуйского района Иркутской области» имеют различные цели, регулируют различные меры социальной поддержки граждан, при этом закон субъекта устанавливает сумму субсидии и условие о приобретении жилья именно в Иркутской области, тогда как Федеральный закон от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» таких ограничений ни по сумме социальной выплаты, ни по территориальному признаку не предусматривает.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1, проживающая в указанный период в рабочем поселке Согдиондон Мамско-Чуйского района, воспользовавшись своим правом, получила единовременную социальную выплату в размере 690 900 рублей на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области, что подтверждается представленными суду материалами учетного дела.
Согласно договору купли-продажи жилого дома от 19 марта 2016 г. ФИО1 приобрела жилое помещение в , что не противоречит закону Иркутской области №69-ОЗ, позволяющему приобрести жилое помещение на территории Иркутской области, и не обязывающего приобрести жилое помещение за пределами района Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Мамско-Чуйский район Иркутской области, согласно утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029 Перечню районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Таким образом, истец ФИО1, переехав из рабочего поселка Согдиондон Мамско-Чуйского района, в связи с бесперспективностью развития указанного поселка, и приобретя жилье в том же районе, фактически не выехала из района, приравненного к районам Крайнего Севера и не приобрела жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Кроме того, ответчик, в распоряжении которого находились учетные дела семьи Г-вых, доподлинно зная, что истец ФИО1 состоит на учете лиц, желающих получить жилищную субсидию в связи с выездом из районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», что отражено в специальной форме заявления о принятии на учет на получение дополнительной меры социальной поддержки в соответствии с законом Иркутской области № 69-ОЗ, и приобретая жилье в пос. Мама Мамско-Чуйского района, а не за пределами района, приравненного к районам Крайнего Севера, о чем предоставила договор купли-продажи, не пресек, а напротив, поощрил данную сделку, оплатив расходы на приобретение данного жилья, что подтверждается платежным поручением № от 27 апреля 2016 г.
Судами также учтено, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Соответственно, в случае получения жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», приобретенное ФИО1 жилое помещение в пос. Мама Мамско-Чуйского района на основании Закона Иркутской области № 69-ОЗ, подлежит, либо безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность, либо в случае отчуждения данного жилого помещения ФИО1, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшиться на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения.
Вопреки доводам жалобы, суды правильно указали, поскольку ФИО1 и ФИО2 не обеспечены жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также не получали в установленном законом порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, они имеют право на получение за счет средств Федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, предназначенных для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не верно определены обстоятельства дела, не могут служить основанием для отмены постановлений нижестоящих судов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм материального или процессуального права, фактически сводятся к несогласию с выводами судов об установленных обстоятельствах, основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на иную оценку доказательств по делу.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 24 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: