ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-3418/2021 от 07.04.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

I инстанция - Иванова Е.А.

II инстанция - Мызникова Н.В. (докладчик), Рачина К.А., Пильганова В.М.

Дело № 88-8002/2022

УИД 77RS0001-02-2021-008113-02

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 апреля 2022 г. г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Бибеевой С.Е.,

судей Захаровой С.В. и Матушкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3418/2021 по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа г. Москвы и Государственному казенному учреждению города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» о предоставлении меры социальной поддержки

по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2021 г.

Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е., выслушав объяснения представителя ответчика ГКУ г. Москвы «Городской центр жилищных субсидий» по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа г. Москвы (далее также - УСЗН СВАО г. Москвы) и Государственному казенному учреждению города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» (далее также - ГКУ г. Москвы «ГЦЖС») о признании за ней, как одиноко проживающим неработающим собственником жилого помещения в г. Москве, достигшим возраста 80 лет, сведения о возрасте которого, составе его семьи, факте неосуществления им трудовой или иной деятельности имеются в распоряжении органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций города Москвы, права на получение в беззаявительном порядке меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве»; обязании УСЗН СВАО г. Москвы и ГКУ «ГЦЖС» в соответствии с пунктами 2.1.1, 6.1, 6.2, 6.5, 6.6.1 Порядка предоставить ей в беззаявительном порядке, как одиноко проживающему неработающему собственнику жилого помещения в городе Москве, достигшему возраста 80 лет, сведения о возрасте которого, составе его семьи, факте неосуществления им трудовой или иной деятельности имеются в распоряжении органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций города Москвы, меру социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве за период с 29 марта 2020 г. по 3 декабря 2020 г., предусмотренную частью 2 ст. 1 Закона города Москвы от 23 марта 2016 г. №10 «О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве» путем выплаты ей единовременной денежной компенсации в таком же порядке, в которой ей осуществляются социальные выплаты.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО9, с которым ФИО1 проживала в квартире по адресу: <адрес>, тем самым в период с 29 марта 2020 г. по 3 декабря 2020 г. она являлась одиноко проживающим неработающим собственником жилого помещения в городе Москве, достигшим возраста 80 лет, и имела право на социальную поддержку по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве. Однако указанная мера социальной поддержки ей предоставлена не была. В связи с чем в декабре 2020 года через МФЦ района Бабушкинский она обратилась с заявлением о предоставлении указанной меры поддержки за период с 1 апреля по 3 декабря 2020 г. Решением от 11 декабря 2020 г. органы социальной защиты населения отказали ей в предоставлении государственной функции, сославшись на то, что на момент обращения она была зарегистрирована по месту жительства с лицом, которое относится к группе работающих пенсионеров, что истец полагает необоснованным.

Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2021 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2021 г. решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым за ФИО1 признано право на получение в период с 29 марта 2020 г. по 3 декабря 2020 г. в беззаявительном порядке меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в г. Москве, предусмотренной ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 23 марта 2016 г. № 10 «О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве».

На ГКУ г. Москвы «Городской центр жилищных субсидий» возложена обязанность предоставить ФИО1 меру социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт за период с 29 марта 2020 г. по 3 декабря 2020 г. путем выплаты единовременной денежной компенсации в таком же порядке, в котором ей осуществляются социальные выплаты.

В кассационной жалобе представителем ответчика ГКУ г. Москвы «Городской центр жилищных субсидий» ФИО2 ставится вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения, как незаконного. Выражая несогласие с апелляционным определением, указывает на неправильное применение норм материального права, выводы судебной коллегии противоречат материалам дела и установленным обстоятельствам; судом применены нормы, не подлежащее применению. Полагает, что действующее законодательство на момент вынесения обжалуемого апелляционного определения не предусматривала обязанность ГКУ «ГЦЖС» по выплате единовременной денежной компенсации ФИО1

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец и представитель ответчика Управления социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа г. Москвы, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.

В соответствии с п. 2.1. ч. 2 ст. 169 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 23.03.2016 № 10 «О мерах социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве», одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений в городе Москве, достигшим возраста 80 лет, предоставляется скидка по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 100% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Аналогичные положения о мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт содержатся в пункте 1.2.2 Порядка предоставления собственникам жилых помещений мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 05.04.2016 № 161-ПП «О Порядке предоставления собственникам жилых помещений мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве» (далее - Порядок).

Меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт предоставляются в беззаявительном порядке - собственникам жилых помещений, сведения о возрасте которых, составе их семьи, возрасте членов их семьи, факте неосуществления собственниками жилых помещений и (или) членами их семей трудовой и (или) иной деятельности имеются в распоряжении органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций города Москвы, в том числе в связи с получением собственниками жилого помещения, членами их семей региональной социальной доплаты к пенсии, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и иных социальных выплат п.2.1.1 Порядка).

На основании обращения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт - собственникам жилых помещений, сведения о возрасте которых, и (или) составе их семьи, и (или) возрасте членов их семьи, и (или) факте неосуществления собственниками жилых помещений и (или) членами их семей трудовой и (или) иной деятельности отсутствуют в распоряжении органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций города Москвы (п.2.1.2 Порядка).

В силу п. 3.1 Порядка меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт собственникам жилых помещений, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт в соответствии с Законом города Москвы от 23.03.2016 № 10 «О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве», предоставляются с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на предоставление мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт, но не ранее 1.01.2016.

В силу раздела 6 Порядка, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, собственникам жилых помещений, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт в соответствии с Законом города Москвы от 23.03.2016 № 10 «О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве» за прошлый период, выплачивается единовременная денежная компенсация.

Размер единовременной денежной компенсации определяется исходя из: сумм взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве, начисленных с первого числа месяца, с которого предоставляются меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка, по последнее число месяца, предшествующего месяцу, в котором принято решение о предоставлении собственнику жилого помещения мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт (в том числе в беззаявительном порядке п.6.2.1 Порядка).

Объема мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт, предоставляемых собственнику жилого помещения в соответствии с Законом города Москвы от 23.03.2016 № 10 «О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве» для соответствующей категории собственников жилых помещений (п.6.2.2 Порядка).

Размер единовременной денежной компенсации, определенный в соответствии с пунктом 6.2 настоящего Порядка, в случае наличия у собственника жилого помещения задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве, образовавшейся в связи с неуплатой взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве в период, указанный в пункте 6.2.1 настоящего Порядка, уменьшается на сумму задолженности за указанный период в объеме мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт, предоставляемых собственнику жилого помещения в соответствии с Законом города Москвы от 23.03.2016 № 10 «О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве». При этом такая задолженность в указанном размере списывается (п.6.3 Порядка).

Размер единовременной денежной компенсации, определенный в соответствии с пунктом 6.2 настоящего Порядка, в случае наличия переплаты сумм взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве у собственника жилого помещения, общая площадь которого составляет 33 квадратных метра и менее (для одиноко проживающего), 42 квадратных метра и менее (для семьи из двух человек), 18 квадратных метров и менее на каждого члена семьи (для семьи из трех человек и более), увеличивается на сумму такой переплаты (п.6.4 Порядка).

Единовременная денежная компенсация выплачивается Государственным казенным учреждением города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» (далее - ГКУ ГЦЖС) в месяце, следующем за месяцем, в котором принято решение о предоставлении собственнику жилого помещения мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт (в том числе в беззаявительном порядке п.6.5 Порядка).

Единовременная денежная компенсация выплачивается:

собственникам жилых помещений, указанным в пункте 2.1.1 настоящего Порядка, - в таком же порядке, в котором осуществляются социальные выплаты собственнику жилого помещения (п.6.6.1 Порядка).

собственникам жилых помещений, указанным в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, - в порядке, указанном собственником жилого помещения в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт (п.6.6.2 Порядка).

Из изложенных нормативных положений законодательства города Москвы следует, что для одиноко проживающих неработающих собственников жилых помещений в городе Москве, являющихся получателями субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и иных социальных выплат, достигших возраста 80 лет, предусмотрены меры социальной поддержки в виде скидки в размере 100 процентов соответственно по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы (за исключением территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы), которые предоставляются таким собственникам жилых помещений в беззаявительном порядке. Рассмотрение вопроса о наличии права на получение мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт, отнесено к компетенции органов социальной защиты населения г. Москвы. На Городской центр жилищных субсидий возложена обязанность по передаче сведений о названных собственниках жилых помещений организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами и формирующим платежные документы, в целях формирования платежных документов с учетом указанных мер социальной поддержки. Меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве предоставляются собственникам жилых помещений, имеющим право на такие меры социальной поддержки, с 01.01.2016 собственникам жилых помещений, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт в соответствии с Законом города Москвы от 23.03.2016 № 10 «О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве» за прошлый период, выплачивается единовременная денежная компенсация. Единовременная денежная компенсация выплачивается Городским центром жилищных субсидий в месяце, следующем за месяцем, в котором принято решение о предоставлении собственнику жилого помещения мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности, принадлежит 1/4 доли жилого помещения по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из домовой книги, по адресу: <адрес>, по состоянию на 27 мая 2020 г., зарегистрирована ФИО1 Зарегистрированный по вышеуказанному адресу с 9 февраля 2005 г. ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, выписан ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью.

8 декабря 2020 г. ФИО1 обратилась в ОСЗН района Бабушкинский СВАО г. Москвы с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в г. Москве.

Решением ОСЗН района Бабушкинский СВАО г. Москвы от 11 декабря 2020 г. в предоставлении государственной функции ФИО1 было отказано, в связи с отсутствием права на получение государственной услуги или функции (указано на совместную регистрацию с лицом, не относящимся к категории вышеуказанных граждан).

Письмом от 24 февраля 2021 г. УСЗН СВАО г. Москвы уведомило ФИО1 о правомерности отказа, указывая, что в рамках межведомственного взаимодействия, для решения вопроса об определении статуса для предоставления льготы по оплате взноса, были запрошены необходимые документы, в том числе Единый жилищный документ, согласно которому по состоянию на 8 декабря 2020 г. совместно с ФИО1 по адресу: <адрес>, была зарегистрирована член ее семьи ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, руководствуясь ст. 169 Жилищного кодекса РФ, Законом г. Москвы от 23 марта 2016 г. № 10 «О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве», Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2016 г. № 161- ПП, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что при обращении ФИО1 за мерой социальной поддержки в жилом помещении, наряду с заявителем, была зарегистрирована ФИО10, не относящаяся к категории лиц, указанных в законе, в связи с чем ОСЗН района Бабушкинский 11.12.2020 отказал ФИО1 в предоставлении государственной услуги. При том, что беззаявительный порядок предоставления меры социальной поддержки, изложенный в пп. 2.1.1 п.2 Порядка, исходя из года рождения ФИО1, в данном случае не применим.

Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не согласилась с его выводами, усмотрев основания для отмены с принятием нового решения. Судебная коллегия указала на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что к истцу, являвшейся в спорный период с 29 марта 2020 г. по 3 декабря 2020 г. получателем социальных выплат, одиноко проживающим неработающим собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, достигшим возраста 80 лет, неприменим беззаявительный порядок предоставления меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт. Судебная коллегия отметила, что ответчиками, в свою очередь, допущено бездействие, выразившееся в непредставлении указанной меры социальной поддержки. При таких данных судебная коллегия пришла к выводу, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имелось, решение суда отменено с принятием нового решения.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемого судебного постановления, находит, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебной инстанцией дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Несогласие кассатора с оценкой, данной судом апелляционной инстанции представленным доказательствам, а также с выводами судебной коллегии об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке апелляционного определения, принятого по этому делу.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения г. Москвы «Городской центр жилищных субсидий» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи