ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-345/19 от 18.06.2019 Карачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

№ 2-345/19

Определение

18 июня 2019 года г. Карачаевск КЧР

Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующей судьи Байрамкуловой М.К.,

при секретаре судебного заседания Болатовой А.У-Б.,

с участием представителя истца Гаджаева Н.Р. – адвоката Какупшевой М.А. по доверенности отДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда КЧР гражданское дело по исковому заявлению Гаджаева Науара Рашитовича к Территориальному управлению Росимущества в Астраханской области о защите трудовых прав,

установил:

Истец Гаджаев Н.Р. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в Астраханской области о защите трудовых прав. В обоснование иска указано, что в январе 2019 года его ознакомили с приказом от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на него дополнительных обязанностей по направлению антитеррористической защищенности в территориальном управлении Росимущества в Астраханской области. ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен ответственным должностным лицом за организацию работы и подготовку полной и исчерпывающей информации в соответствии с требованиями по формированию информации по итогам работы за 2018 год и плана мероприятий на 2019 год. ДД.ММ.ГГГГ его ознакомили с новым должностным регламентом, утвержденным приказом руководителя ТУ ФАУГИ в Астраханской области. На момент подачи иска является заместителем руководителя ТУ Росимущества в Астраханской области. В связи с тем, что должностной регламент истца не определял такие функциональные обязанности, руководитель внес изменения в должностной регламент. Истец не согласен с возложенными на него дополнительными обязанностями, которые определяют и расширяют зону работы и ответственности.

Без его письменного согласия на увеличение объема работы путем расширения зоны обслуживания указанный приказ не законен; на момент издания приказа не установлен размер доплаты, нарушены требования ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан:

- предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

В связи с тем, что у территориального управления Росимущества в Астраханской области отсутствует действующие договора со сторонними организациями по обеспечению секретного делопроизводства, то выполнение приказа вообще невозможно, т.к. в самом территориальном управлении отсутствует аккредитованный компьютер либо носители для использования их в обеспечении сохранности служебной информации ограниченного распространения, тем самым исполняя незаконный приказ руководителя Гаджаев Н.Р. нарушал бы положения Постановления Правительства РФ от 15.11.2016 № 1196 (ред. от 08.02.2018) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федеральной службы по аккредитации, Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)":

- обеспечение защиты служебной информации, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), что достигается посредством:

установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;

- ограничения доступа должностных лиц (работников) и иных лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

- определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;

- обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации.

При издании приказа от ДД.ММ.ГГГГг. была нарушена и внутренняя инструкция, регламентирующая порядок издания распорядительных документов. В нарушение инструкции по делопроизводству Росимущества, утвержденной приказом от 22.06.2009г., пп.3.2.1. Приказ по основной деятельности – распорядительный документ, издаваемый по основным вопросам деятельности Росимущества, вносятся изменения и дополнения в ранее изданные приказы и т.д. (пп. 3.2.2.) При подготовке приказов следует изучить ранее изданные по соответствующим вопросам распорядительные документы как вышестоящих органов, так и Росимущества. Проект приказа должен соответствовать действующему законодательству, исключать противоречия и дублирования с ранее изданными распорядительными документами, возможность различного понимания изложенных в документе положений и поручений, а содержащиеся в нем поручения не должны превышать компетенцию и права Росимущества. Истец просит обязать ответчика аннулировать приказ от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика аннулировать приказ от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика отменить должностной регламент, утвержденный приказом руководителя ТУ ФАУГИ в Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии истец дополнил исковые требования, просил отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с внесением изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ и изложением в нем обязанностей в новой редакции, приказ от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководитель ТУ Росимущества в Астраханской области Плавинская С.П. в письменном отзыве исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении требований истца, пояснив, что истец проходит государственную службу в ТУ Росимущества в Астраханской области с ДД.ММ.ГГГГ. Должностные обязанности руководителя закреплены в должностном регламенте, утвержденном руководителем ТУ Росимущества в Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы безопасности РФ по Астраханской области вынесло предписание ТУ Росимущества в Астраханской области о несоблюдении требований Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 28.12.2010 года №390-ФЗ «О безопасности, Указа Президента РФ от 31.12.2015 года №683 «О Стратегии национальной безопасности РФ».

Согласно предписанию территориальное управление обязано обеспечить деятельность организации в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы РФ в сфере противодействия терроризму и обеспечения безопасности.

На основании выписанного предписания Территориальное управление издало приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении антитеррористической защищенности», согласно которому ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов и территорий ТУ Росимущества в астраханской области была возложена на заместителя руководителя Гаджаева Н.Р. С указанным приказом Гаджаев Н.Р. был ознакомлен под расписку, замечаний к приказу не поступало.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-Л была утверждена должностная инструкция лица, ответственного за работу по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий ТУ Росимущества в Астраханской области. ДД.ММ.ГГГГ экземпляр должностной инструкции получен Гаджаевым Н.Р.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О составе комиссии по категорированию объектов и территорий ТУ Росимущества в астраханской области», создана соответствующая комиссия, председателем которой назначен Гаджаев Н.Р. С данным приказом Гаджаев Н.Р. был также ознакомлен под роспись. С 2016 года по 2019 год у Гаджаева Н.Р. отсутствовали замечания и претензии к приказам о назначении ответственным за работу по обеспечению антитеррористической деятельности. Информация о назначении Гаджаева Н.Р. была доведена до сведения Росимущества и УФСБ РФ по Астраханской области.

Большую часть 2017 года Н.Р. Гаджаев находился на больничных, в октябре 2017 года согласно заявления ушел в отпуск по уходу за ребенком. Из отпуска вышел ДД.ММ.ГГГГ. В связи с выходом из отпуска был вынесен оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении антитеррористической защищенности». Поручением Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ Территориальному управлению было поручено представить по вопросам антитеррористической защищенности объектов ТУ Росимущества в Астраханской области по итогам работы за 2018 г. и план мероприятий на 2019 года. Письмо поступило посредством СЗДО IВM Lotus Notes ДД.ММ.ГГГГ вх. . Письмо носило характер ДСП, соответственно никаких особых требований к его обработке не требовалось. В рамках исполнения поручения, а также приказов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, был вынесен приказ от ДД.ММ.ГГГГ, которым ответственным за исполнение поручения был назначен Н.Р. Гаджаев. Служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление предложило Н.Р. Гаджаеву представить подготовленный план мероприятий по антитеррористической защищенности на 2019 год. В ответ от Н.Р. Гаджаева поступила служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ, в которой истец сообщил, что им в прокуратуру направлено письмо с запросом о законности вынесенного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. Прокуратура Астраханской области не нашла в действиях Территориального управления нарушения законодательства. С учетом отказа Н.Р. Гаджаева от исполнения поручения Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ №ЕГ-21/6343 и приказа от ДД.ММ.ГГГГ, на основании докладной записки от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Н.Р. Гаджаева была проведена служебная проверка (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). В объяснении к служебной проверке от ДД.ММ.ГГГГ Н.Р. Гаджаев указал, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ идет в разрез с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в части невозможности возложения руководителем обязанности по антитеррористической безопасности на иное лицо.

По результатам проведения служебной проверки приказом от ДД.ММ.ГГГГ Н.Р. Гаджаеву объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Замечание истцом не оспорено. Довод истца о том, что данный приказ фактически является дополнительной работой за плату, а также то, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности лежит исключительно на руководителе ТУ Росимущества в Астраханской области считает несостоятельными в связи со следующим.

В соответствии с п.п. 2-3 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,

гражданский служащий обязан: исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.2.7 должностного регламента, заместитель руководителя организует, в пределах своей компетенции, соответствующий режим хранения и защиты полученной в процесс е деятельности информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую <данные изъяты>: иной конфиденциальной информации.

Пункты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ должностного регламента закрепляют, что заместитель руководителя осуществляет контроль за исполнением решений, поручений, приказов, а также выполняет поручения по распоряжению руководителя Территориального управления.

Подпункт «б» п. 19 Постановления Правительства РФ от 15.11.2016 года №1196 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федеральной службы по аккредитации, Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также подведомственных им организации формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» закрепляет, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: назначение должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий), - в случае отсутствия штатных сотрудников, ответственных за обеспечение безопасности.

Штатные сотрудники ответственные за обеспечение безопасности в Территориальном управлении отсутствовали, препятствий к назначению, а также необходимость согласия сотрудника на назначение ответственным за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности Постановлением Правительства от 15.11.2016 года №1196 не предусмотрена.

Приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении антитеррористической защищенности» вынесен руководителем Территориального управления в пределах полномочий, в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Постановлением Правительства от 15.11.2016 № 1196.

Довод истца о том, что отсутствие в Территориальном управлении аккредитованного компьютера либо носителя для использования их в обеспечении сохранности служебной информации ограниченного распространения является препятствием в исполнении возложенных обязанностей, а также нарушением Постановления Правительств; 15.11.2016 года №1196 также считает необоснованным.

В соответствии с п. «ж» Постановления Правительства от 15.11.2016 года №1196, обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), достигается посредством:

установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;

ограничения доступа должностных лиц (работников) и иных лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;

обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.

Обязания проводить мероприятия, закрепленные в п.п. «ж» Постановления Правительства от 15.11.2016 №1196, исключительно посредством аккредитованного компьютера либо носителя в Постановлении не содержится.

В чем именно выражается нарушение Постановления Правительства от 15.11.2016 № 1196 в исковом заявлении не указано.

Изменения в должностной регламент были внесены в целях его актуализации и приведении в соответствии с действующим законодательством, а не в связи с включением в него обязанностей по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности.

Кроме того, Территориальное управление считает, что истцом пропущен срок на обжалование приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратится суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

С оспариваемым приказом истец был ознакомлен 11.01.2019 года, следовательно, срок на подачу заявления о его оспаривании истек 11.04.2019 года.

Исковое заявление подано в суд 29.04.2019 года, то есть за пределами установленного трехмесячного срока.

Территориальное управление считает, что исковое заявление подлежит передаче на рассмотрение в Советский районный суд г. Астрахани по месту жительства истца.

В соответствии с ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ, иски о восстановлении труд прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

Н.Р. Гаджаев, с 2011 года является заместителем руководителя Росимущества в Астраханской области. Постоянное рабочее место заместителя руководителя находится в Г. Астрахани. Также в г. Астрахани имеется постоянное место жительства истца.

ДД.ММ.ГГГГ Н.Р. Гаджаев сообщил Территориальному управлению, что новый адрес регистрации по месту пребывания находится в <адрес>. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания , Н.Р. Гаджаев зарегистрирован по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что передача дела на рассмотрение в Советский районный суд г. Астрахани будет способствовать более тщательному, объективному рассмотрению дела, с учетом того, что истец и ответчик находятся в одном городе, а также вся документация относительно возникших разногласий находится на территории г. Астрахань.

Истец Гаджаев Н.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщил.

Представитель истца по доверенности адвокат Какупшева М. в судебном заседании исковые требования не признала, возражает в удовлетворении ходатайства ответчика о передаче дела по подсудности для рассмотрения по существу в Советский районный суд г.Астрахани, считает постоянным местом жительства истца место регистрации в <адрес>, КЧР. Нахождение в г. Астрахани считает временным.

Заслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, суд, разрешая ходатайство представителя ответчика о направлении дела по подсудности, приходит к следующему.

В силу ст. 28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

Согласно п. 6.3 ст. 29 ГПК РФ иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

В силу ч.1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как видно из материалов дела, с 2011 года Н.Р. Гаджаев является заместителем руководителя Росимущества В Астраханской области. Постоянное рабочее место находится в г.Астрахани, там же имеется постоянное место жительства.

ДД.ММ.ГГГГ Н.Р. Гаджаев сообщил Территориальному управлению, что новый адрес регистрации по месту пребывания находится в <адрес>.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания , Н.Р. Гаджаев зарегистрирован по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Суд приходит к выводу о том, что истец преимущественно проживает в г. Астрахани.

Большинство доказательств находится на территории г. Астрахань.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает данный спор подсуден Советскому районному суду г. Астрахани.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 28 ГПК РФ, суд

определил:

Гражданское дело №2-345/19 по исковому заявлению Гаджаева Науара Рашитовича к Территориальному управлению Росимущества в Астраханской области о защите трудовых прав передать для рассмотрения по существу по подсудности в Советский районный суд г. Астрахани.

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд КЧР в течение 15 дней через Карачаевский районный суд КЧР.

Председательствующая: М.К. Байрамкулова.