ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-22005/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 9 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Андугановой О.С., Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-34/2023 (УИД: 55RS0007-01-2022-004407-69) по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Омска от 1 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С., объяснение принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц – связи представителя ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности от 14 мая 2021 г., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее по тексту – ФИО1, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее по тексту – ОПФР по Омской области, ответчик) о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что решением ответчика от 26 апреля 2021 г. ей отказано во включении в специальный страховой стаж, засчитываемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периодов трудовой деятельности: с 21 мая 2001 г. по 13 мая 2002 г. (матрос рабочего пути <данные изъяты>»), с 14 мая 2011 г. по 31 декабря 2020 г. (повар т/х «<данные изъяты>), с 8 января 2003 г. по 16 февраля 2003 г., с 2 февраля 2004 г. по 12 марта 2004 г., с 10 января 2005 г. по 28 февраля 2005 г., с 11 января 2006 г. по 1 марта 2006 г., с 7 ноября 2006 г. по 26 декабря 2006 г., с 5 ноября 2007 г. по 24 декабря 2007 г., с 14 января 2008 г. по 23 января 2008 г., с 12 февраля 2008 г. по 31 мая 2008 г. (учебный отпуск), с 21 января 2002 г. по 13 мая 2002 г., с 17 февраля 2003 г. по 13 мая 2003 г., с 18 марта 2010 г. по 24 мая 2010 г., с 5 мая 2011 г. по 13 мая 2011 г., с 27 апреля 2012 г. по 17 мая 2012 г., с 18 апреля 2013 г. по 12 мая 2013 г., с 22 апреля 2014 г. по 18 мая 2014 г., с 27 марта 2015 г. по 19 июня 2015 г., с 22 марта 2016 г. по 13 мая 2016 г., с 22 апреля 2017 г. по 15 мая 2017 г., с 20 апреля 2018 г. по 24 мая 2018 г., с 1 мая 2019 г. по 22 мая 2019 г., с 9 апреля 2020 г. по 15 мая 2020 г. (отпуск без сохранения заработной платы).
Истец обратилась в Куйбышевский районный суд с иском о признании незаконным решения от 26 апреля 2021 г., возложении обязанности включить вышеуказанные периоды работы в специальный стаж, и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 августа 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 декабря 2021 г. решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 августа 2021 г. отменено в части, принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований, о включении в специальный стаж периодов учебных отпусков (с 8 января 2003 г. по 16 февраля 2003 г., с 2 февраля 2004 г. по 12 марта 2004 г., с 10 января 2005 г. по 28 февраля 2005 г., с 11 января 2006 г. по 1 марта 2006 г., с 7 ноября 2006 г. по 26 декабря 2006 г., с 5 ноября 2007 г. по 24 декабря 2007 г., с 14 января 2008 г. по 23 января 2008 г., с 12 февраля 2008 г. по 31 мая 2008 г.), в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Основанием для отказа в удовлетворении исковых требований послужило отсутствие документального подтверждения сведений о специальном стаже работы в плавсоставе с 14 мая 2011 г. по 31 декабря 2020 г.
После рассмотрения дела судами апелляционной и кассационной инстанций, 8 апреля 2022 г. работодателем выдана справка №, подтверждающая осуществление истцом трудовой деятельности в должности повара на теплоходе № с 14 мая 2011 г. по 31 декабря 2020 г., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В справке указано, что судно «<данные изъяты>» (№) согласно Свидетельству о государственной регистрации права на судно, относится к типу и назначению: самоходное, прием и переработка сточных и нефтесодержащих вод с температурой вспышки паров 60 градусов Цельсия. Вышеуказанное судно закреплено за Ямало-Ненецким окружным управлением водных путей и судоходства - филиалом ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» и выполняет работы в акватории рек Ямало-Ненецкого автономного округа и не относятся к портовым судам, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутри пригородного сообщения, вспомогательным судам).
17 июня 2022 г. истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», приложив выданную работодателем справку № от 8 апреля 2022 г., однако в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа работы в плавсоставе, спорный период работы с 14 мая 2011 г. по 31 декабря 2020 г. в специальный стаж не включен.
С учетом уточнений исковых требований ФИО1 просила суд обязать ОПФР по Омской области включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 17 мая 2011 г. по 31 декабря 2020 г.; признать за ней право на досрочное назначение и получение страховой пенсии с момента возникновения права на нее, то есть с 18 июля 2018 г.
Протокольным определением Центрального районного суда г. Омска от 9 декабря 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Ямало Ненецкое окружное управление водных путей и судоходства - филиал ФБУ «Администрация Обь - Иртышского бассейна внутренних водных путей».
Протокольным определением Центрального районного суда г. Омска от 1 февраля 2023 г. надлежащим ответчиком по делу признано Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, являющееся правопреемником Государственного учреждения -Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 1 февраля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 июля 2023 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2 просит об отмене решения Центрального районного суда г. Омска от 1 февраля 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 июля 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что совокупность исследованных доказательств по делу позволяет сделать вывод о том, что работа истца в период с 14 мая 2011 г. по 31 декабря 2020 г. в составе экипажа судна – теплохода № относится к работе на портовых судах, постоянно работающих в акватории порта, на служебных, вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения, поскольку теплоход №, на котором работала ФИО1, по своим эксплуатационному назначению и техническим характеристикам не относится к портовым и вспомогательным судам. Данное судно не выполняло постоянные работы на территории порта, а функционировало по своему назначению (танкер) в акватории рек Ямало-Ненецкого автономного округа.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец ФИО1, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ямало-Ненецкого Окружного Управления водных путей и судоходства - филиал ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», сведений о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Судебной коллегией рассмотрено и отклонено заявленное представителем ФИО1 – ФИО2 ходатайство о приобщении перечисленных в ходатайстве дополнительных доказательств по делу, поскольку в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив принятые судебные постановления в оспариваемой заявителем части, таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов суда первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 августа 2021 г. по гражданскому делу № 2-4185/2021 по исковому заявлению ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЦАО г. Омска в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 декабря 2021 г. решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 августа 2021 г. отменено в части, в отмененной части принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области возложена обязанность включить ФИО1 в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды учебных отпусков с 8 января 2003 г. по 16 февраля 2003 г., со 2 февраля 2004 г. по 12 марта 2004 г., с 10 января 2005 г. по 28 февраля 2005г., с 11 января 2006 г. по 1 марта 2006 г., с 7 ноября 2006 г. по 26 декабря 2006 г., с 5 ноября 2007 г. по 24 декабря 2007 г., с 14 января 2008 г. по 23 января 2008г., с 12 февраля 2008 г. по 31 мая 2008 г. С Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области в пользу ФИО1 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом апелляционной инстанции в определении от 7 декабря 2021г. установлено, что поскольку при проведении проверки пенсионным органом работодателем не были представлены первичные документы, содержащие сведения об эксплуатации теплохода «ССПО-1», которые послужили основанием для выдачи справок, уточняющих характер работы, как и не были представлены такие документы суду апелляционной инстанции, то в силу положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации справки, уточняющие характер работы, не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств по делу, в связи с чем, ФИО1 в удовлетворении исковых требований о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 февраля 2022 г. по делу № решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 августа 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 декабря 2021 г. оставлены без изменения.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, исходя из материалов дела, работодателем Ямало- Ненецкое Окружное Управление водных путей и судоходства - филиал ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» истцу ФИО1 8 апреля 2022 г. была выдана справка №, в которой указано, что судно «№1» относится к типу и назначению: самоходное, наливное, прием и переработка сточных и нефтесодержащих вод с температурой вспышки паров выше 60 градусов Цельсия. Судно выполняет работы в акватории рек Ямало-Ненецкого автономного округа и не относится к портовым судам, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутри пригородного сообщения, вспомогательным судам.
Полагая, что указанной справкой № работодатель подтвердил обоснованность требований о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы в должности повара на теплоходе № с 17 мая 2011 г. по 31 декабря 2020 г., истец вновь обратилась в ОПФР по Омской области.
Решением ГУ УПФР в ЦАО г. Омска № от 28 июня 2022 г. ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
На основании представленных ФИО1 документов и сведений индивидуального лицевого счета, периодов, учтенных по решению Куйбышевского районного суда г. Омска по делу №, стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составил 8 лет 6 месяцев 16 дней, в том числе указано, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» стаж составил 18 лет 2 месяца 11 дней, страховой стаж - 29 лет 2 месяца 21 день. Индивидуальный пенсионный коэффициент - 101,816.
В стаж работы в плавсоставе пенсионным органом не засчитан, в том числе период работы с 14 мая 2011 г. по 31 декабря 2020 г. поваром т/х «ССПО-1» Ямало – Ненецкого окружного управления водных путей и судоходства – филиала «Администрация «Обь – Иртышского бассейна внутренних водных, так как данное судно осуществляет сбор нефтесодержащих, сточных вод и сухого мусора, а также перерабатывает отходы, то есть является вспомогательным.
Не согласившись с решением ГУ УПФР в ЦАО г. Омска № от 28 июня 2022 г., полагая его нарушающими ее пенсионные права, ФИО1 обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая спор, учитывая положения пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», установив, что судно «ССПО-1» является вспомогательным судном, осуществляющим обслуживание других судов, обеспечивая последним возможность длительное время не заходить в порт для выгрузки отходов, а работа на вспомогательном судне не влечет за собой наличие у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Суд апелляционной инстанции решение Центрального районного суда г. Омска от 1 февраля 2023 г. оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Исходя из буквального толкования указанной нормы Федерального закона «О страховых пенсиях» плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
В данном случае для установления права на досрочное назначение пенсии истцу, необходимо документальное подтверждение того, что ее должность относится к плавсоставу, а суда, на которых она работала, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Вопрос отнесения судна к определенной категории и характер его использования, находится в компетенции судовладельца и решается на основании данных технической характеристики судна, вида деятельности, характера выполняемой работы, района плавания.
Статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в редакции Федерального закона от 1 апреля 2019 года №48-ФЗ, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируется работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
Пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
С учетом изложенного, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 года №467 утвержден Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, в котором также указаны виды судов, работа на которых дает право на включение стажа работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Таким образом, указанный вид досрочного пенсионного обеспечения возможен при подтверждении следующих условий: 1) заявитель должен быть зачислен в плавсостав судна; 2) работа должна быть на судах морского, речного флота и флота водной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения); 3) наличие специального стажа работы не менее 12 лет 6 месяцев и страхового стажа не менее 25 лет.
Таким образом, как верно установили суды первой и апелляционной инстанций, для возникновения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости необходимо документальное подтверждение отнесения должности работника к плавсоставу, и установление, что суда, на которых работал работник, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 августа 2021г., вступившим в законную силу 7 декабря 2021 г., апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 декабря 2021 г. установлено, что ФИО1 представлены справки, уточняющие особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе от 22 января 2020 г. № и от 26 апреля 2021 г. №, выданные Ямало-ненецким окружным управлением водных путей и судоходства - филиалом Федерального бюджетного учреждения «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», содержащие информацию о том, что ФИО1 работает в должности повара 3 категории, которая относится к плавающему составу судов речного флота, а теплоход «ССПО-1» не относится к портовым суднам, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Кроме того, установлено, что информация из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 не соответствует справке от 12 декабря 2016 г. №, выданной Ямало-Ненецким окружным управлением водных путей и судоходства - филиалом Федерального бюджетного учреждения «Администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», в связи с чем 26 сентября 2018 г. УПФР в г. Салехард и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение о проведении документальной проверки факта выполнения ФИО1 с 21 мая 2001 г. работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В ходе проведенной проверки информация из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 признана недостоверной.
В ходе проверки УПФР в г. Салехард и Приуральском районе Ямало- Ненецкого автономного округа установлено, что теплоход «№» осуществляет сбор нефтесодержащих, сточных вод и сухого мусора, а также переработку отходов, что свидетельствует о вспомогательном характере эксплуатации теплохода №», в связи с чем, оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» спорных периодов работы истца не имелось.
Согласно ответу от 20 июля 2023 г. Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 страхователем Ямало-Ненецким окружным управлением водных путей и судоходства - филиалом Федерального бюджетного учреждения «Администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» корректирующие сведения за период работы с 14 мая 2011 г. по 31 декабря 2020г. не представлены.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела страхователем Ямало- Ненецким окружным управлением водных путей и судоходства - филиалом Федерального бюджетного учреждения «Администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» в суд первой инстанции представлен ответ от 19 января 2023 г. № на запрос суда, согласно которому, судно № (№) согласно правоустанавливающим документам, является самоходным, наливным, осуществляющим прием и переработку сточных и нефтесодержащих вод с температурой вспышки паров выше 60 градусов С; в период с мая 2011 года по декабрь 2020 года судно «№» осуществляло прием и переработку сточных и нефтесодержащих вод с температурой вспышки паров выше 60 градусов С; в период с мая 2011 года по декабрь 2020 года судно №» обслуживало другие суда.
В подтверждение данной информации представлены подтверждающие документы за 2017-2020 годы.
Из ответа от 19 января 2023 г. № следует, что предоставить информацию за более ранний период (2011-2016 года) не представляется возможным ввиду истечения срока хранения документов.
Также представлены квитанции за июнь-июль 2019 года о принятии (сдачи) теплоходом «№» отходов с других судов, свидетельство о праве собственности на судно № и отчеты по сбору нефтесодержащих, сточных вод и сухого мусора теплоходом «№
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции от 1 февраля 2023 г. ФИО1 поясняла суду, что в период с 17 июля 2011 г. теплоход «№ осуществлял сбор и переработку нефтепродуктов с поверхности воды, а также обслуживал другие суда, занимался откачкой нефтесодержащих и пищевых отходов с судов, которые не могли подплыть к заданной точке назначения. Судно подплывало к другим судам и перекачивало с них на судно №» загрязненные воды, так как постоянно плавающие суда, которые длительное время не заходят в порт, накапливая загрязненные воды (от мазута, от жизнедеятельности людей на судне и т.п.), не вправе такие загрязненные воды сливать в природные водные объекты. Судно «№» занималось откачкой загрязненных вод, их переработкой и уже в очищенном виде сбросом в водные объекты, на теплоходе «№» была расположена система переработки.
С учетом пояснений истца ФИО1 и представленных Ямало- Ненецким окружным управлением водных путей и судоходства - филиалом Федерального бюджетного учреждения «Администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» в суд первой инстанции подтверждающих документов, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца и включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода работы с 14 мая 2011 г. по 31 декабря 2020 г.
При наличии вышеуказанных доказательств суды пришли к верному выводу, что представленная истцом справка работодателя от 8 апреля 2022 г. № Ямало-Ненецкое Окружное Управление водных путей и судоходства - филиал ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» о том, что судно № (№) согласно Свидетельству о государственной регистрации права на судно относится к типу и назначению: самоходное, наливное, прием и переработка сточных и нефтесодержащих вод с температурой вспышки паров выше 60 градусов Цельсия и о том, что судно выполняет работы в акватории рек Ямало-Ненецкого автономного округа и не относится к портовым судам, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, вспомогательным судам, не может быть принята в качестве доказательства, подтверждающего осуществление истцом ФИО1 в период с 14 мая 2011 г. по 31 декабря 2020 г. работы, подлежащей включению в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Представленные истцом паспорт на мелкосидящий самоходный теплоход № выданный Учреждением ОИГБУВПиС и заключение специалиста № об идентификации речного судна, выполненное в период с 13 июля 2023 г. по 18 июля 2023 г., специалистами автономной некоммерческой организации Центр развития экспертиз «Лаборатория Экспертных Исследований», согласно которому исследуемое судно, имеющее паспорт мелкосидящего самоходного теплохода ССПО-1, судовое свидетельство ОИ-8-06-2241, является наливным мелкосидящим танкером, предназначенным для перевозки нефтепродуктов по речным транспортным магистралям, правомерно не приняты судами первой и апелляционной инстанций в качестве допустимых доказательств, подтверждающих, что в период с 14 мая 2011 г. по 31 декабря 2020 г. истец ФИО1 осуществляла деятельность в составе экипажа судна, не относящегося к портовым суднам, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, вспомогательным судам, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Доводы заявителя кассационной жалобы, настаивающего на включении спорных периодов в специальный страховой стаж, учитываемый при назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» направлены исключительно на переоценку установленных судами по делу обстоятельств, которые верно установлены судами первой и апелляционной инстанций и оснований для переоценки которых судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Судами не были допущены нарушения положений Гражданско – процессуального кодекса Российской Федерации при сборе и оценке доказательств по делу.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Всем доводам заявителя кассационной жалобы дана надлежащая правовая оценка в принятых по делу судебных постановлениях.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 1 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: