Мотивированное определение составлено 13.10.2022 УИД 66RS0004-01-2022-002502-42
дело № 2-3525/2022 (33-15711/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 13.10.2022
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего судьи Волковой Я.Ю., судей Мурашовой Ж.А., Зоновой А.Е. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зубаревой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Екатеринбурга, действующего в интересах ( / / )1, к Администрации города Екатеринбурга, Министерству социальной политики Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области о возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Екатеринбурга на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 13.07.2022.
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения представителя ответчика Администрации города Екатеринбурга ФИО1 (по доверенности), поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя ответчика Министерства социальной политики Свердловской области ФИО2 (по доверенности), прокурора Беловой К.С., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Екатеринбурга, действующий в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ( / / )1, обратился с иском, с учетом уточнения требований просил возложить на Министерство социальной политики Свердловской области (далее по тексту – Министерство) обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить координацию и проведение мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>31, в котором проживает ребенок-инвалид ( / / )1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, возложить на Министерство финансов Свердловской области (далее – Министерство финансов) обязанность обеспечить финансирование мероприятий по приспособлению указанного жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает ребенок-инвалид ( / / )1, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, возложить на Администрацию г. Екатеринбурга обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает ребенок-инвалид ( / / )1, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки возможного нарушения прав ребенка-инвалида ( / / )1 установлено, что муниципальной комиссией проведено обследование жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>31, в котором проживает ребенок-инвалид ( / / )1, на основании акта № 24 от 20.04.2021 принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома). Акт обследования с приложенными материалами 26.05.2021 направлен в Министерство для рассмотрения вопроса о проведении проверки экономической целесообразности и выделении финансирования для проведения данных мероприятий, однако до настоящего времени проведение указанной проверки не осуществлено, что нарушает права и законные интересы ребенка. Министерством как уполномоченным органом не определены сроки и содержание мероприятий, входящих в возложенную на орган исполнительной власти функцию координации мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества к потребностям инвалида. Ответчиком Министерством финансов за счет средств областного бюджета не обеспечено финансирование затрат, связанных с проведением мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества к потребностям инвалида. Относительно непосредственного проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома как составной части мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества дома к потребностям ребенка ( / / )1, прокурором одновременно заявлены требования как к Министерству, так и к Администрации г. Екатеринбурга.
Администрация г. Екатеринбурга исковые требования не признала, указав, что полномочия органов местного самоуправления не включают в себя социальную поддержку и социальное обслуживание отдельных категорий населения (инвалидов) и создания условий для их беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Положениями Закона Свердловской области от 13.12.2016 № 148-ОЗ «О социальной защите инвалидов Свердловской области» предоставление инвалидам мер социальной поддержки возложено на областные и территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области. Уполномоченным органом по проведению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, является Министерство. Финансирование затрат, связанных с предоставлением инвалидам мер социальной поддержки, должно осуществляться за счет средств областного бюджета и расходным обязательством муниципального образования г. Екатеринбург не является. Перенаправление Министерством полученных от муниципалитетов заявок на софинансирование планируемых к проведению работ в Министерство финансов не является надлежащим исполнением полномочия по проведению проверки экономической целесообразности. Порядок предоставления денежных средств из средств областного бюджета местному бюджету на реализацию соответствующего полномочия (мероприятия) не утвержден.
Министерство иск не признало, отметив, что оно не наделено полномочиями по самостоятельному определению сроков и перечня мероприятий, входящих в функцию координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, в том числе, по возложению на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей в рамках проведения данных мероприятий. Свои обязанности по координации мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества к потребностям инвалида полагало исполненными надлежащим образом.
Министерство финансов Свердловской области иск не признало, указав, что на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм возложена обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа в объектам социальной инфраструктуры, к которым отнесены и жилые здания. На основании п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для их беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. При этом полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления разграничены в зависимости от вида жилищного фонда, в частности, вопросы содержания муниципального и частного жилищного фонда относятся к полномочиям органов местного самоуправления. На Министерство нормативными правовыми актами возложены полномочия по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, что не означает непосредственное проведение таких мероприятий и их финансирование. В рамках координации мероприятий в отношении жилого помещения, в котором проживает ребенок ( / / )1, Министерством направлены в Министерство финансов сведения (заявка) от Администрации г. Екатеринбурга о потребности в расходах на проведение мероприятий по приспособлению жилого помещения, в котором проживает ( / / )1, включая расходы на проведение проверки экономической целесообразности, также осуществлена координация работы муниципальной комиссии по обследованию жилого помещения, акт обследования многоквартирного дома по результатам работы комиссии направлен в Администрацию г. Екатеринбурга. Полномочия по финансированию мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, которые относятся к муниципальному и частному жилищному фонду, с учетом потребностей инвалидов на Министерство финансов не возложены. Проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) относится к компетенции Администрации г. Екатеринбурга, реализуемой за счет средств местного бюджета. Заявка Администрации г. Екатеринбурга по жилому дому, в котором проживает ( / / )1, ответчиком учтена при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 13.07.2022 исковые требования прокурора г. Екатеринбурга, действующего в интересах ( / / )1, к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности по проведению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает ребенок-инвалид, удовлетворены, Администрация г. Екатеринбурга обязана провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>31, в котором проживает ребенок-инвалид ( / / )1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; в удовлетворении исковых требований прокурора г. Екатеринбурга к Министерству об обеспечении координации и проведении мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает ребенок-инвалид, к Министерству финансов о возложении обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает ребенок-инвалид, отказано.
Ответчик Администрация г. Екатеринбурга в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований к Администрации г. Екатеринбурга. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом ошибочно допущено разграничение зон ответственности за проведение проверки в отношении жилищного фонда субъекта Российской Федерации и муниципального жилищного фонда, несмотря на то, что законодатель оба этих фонда относит к одной категории – иной жилищный фонд, равно как и наделяет единственный орган соответствующими полномочиями – орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно Правилам проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, утвержденным Приказом Минстроя России от 28.02.2017 №583/пр, в отношении жилых помещений указанного жилищного фонда координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивает уполномоченный орган - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а не орган местного самоуправления. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права, указывая, что социальная поддержка инвалидов не относится к расходным обязательствам муниципалитета, обязанность по финансированию действующим законодательством возложена на органы власти субъекта Российской Федерации. Отмечает, что органу местного самоуправления не делегировано полномочие по оценке экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, финансирование на эти цели не выделялось, использование средств муниципального бюджета на данные цели не предусмотрено. Ссылается на то, что в материалах дела нет доказательств того, что Министерством выполнено обеспечение проведения такой оценки. Указывает на судебную практику по иным делам в обоснование своей позиции.
В возражениях на жалобу помощник прокурора г. Екатеринбурга, Министерство, Министерство финансов просят решение оставить без изменения, полагая доводы жалобы необоснованными.
Законный представитель истца ( / / )1 – ( / / )9 в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (почтой по адресу проживания, конверт возвращен за истечением срока хранения), доказательств уважительных причин неявки в процесс суду не представила, об отложении судебного заседания не просила. На основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ( / / )1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, является ребенком-инвалидом, передвигающимся на инвалидной кресле-коляске и фактически проживающим на первом этаже в доме по <адрес> в <адрес>.
Составленным комиссией Администрации <адрес> актом обследования жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме от <дата> установлена необходимость приспособления общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> к потребностям ребенка-инвалида ( / / )1 и отсутствие технической возможности такого приспособления по причине невозможности изменения параметров помещений. На основании указанных выводов принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, о направлении акта в уполномоченный орган, обеспечивающий ее проведение – Министерство социальной политики <адрес>.
Проверка экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) не проведена, сообщение о необходимости таковой (с указанием необходимых средств для финансирования таких мероприятий) направлено в Министерство, которое сообщило Администрации <адрес> об обязанности произвести такую оценку.
Разрешая заявленный спор и руководствуясь ст.ст. 2, 12, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><№> «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее по тексту – Правила <№>), приказом Минстроя России от <дата><№>/пр, постановлением <адрес> от <дата><№>-ПП, приказом Министерства социальной политики <адрес> от <дата><№>, суд первой инстанции исковые требования к Администрации <адрес> удовлетворил, указав, что Министерство уполномочено на создание региональной комиссии в отношении жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда <адрес>, соответственно в отношении помещения истца, относящегося к частному жилищному фонду, органом компетентным и уполномоченным на проведение оценки экономической целесообразности, является Администрация <адрес>. При разрешении искового требования о возложении на Министерство финансов обязанности по финансированию данного мероприятия суд руководствовался правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от <дата><№>-О-О, согласно которой финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, приходя к выводу, что судом правильно применены нормы материального права.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки инвалидов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», далее - Закон № 181-ФЗ).
Закон № 181-ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Закона № 181-ФЗ).
Согласно п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
П. 2 ч. 1 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 649).
Согласно п. 2 Правил № 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В соответствии с абз. 3 п. 3 Правил № 649 координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
П. 10 Правил № 649 определяет, что порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.
Из п. 15 Правил № 649 следует, что в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.
Заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (п.п. 17-20, 22 Правил № 649).
Во исполнение п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.02.2017 № 583/пр утверждены Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - Правила № 583/пр).
Согласно п. 2 указанных Правил проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абз. 3 п. 3 Правил № 649.
На Министерство постановлением Правительства Свердловской области от 21.07.2017 № 516-ПП как на уполномоченный орган возложена обязанность по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Приказом Министерства от 15.03.2018 № 67 утверждены Положения о региональной и муниципальной комиссиях по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Пунктом 1 Положения о региональной комиссии предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает порядок создания и работы региональной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Пунктом 1 Положения о муниципальной комиссии предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает порядок создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Из указанных норм следует, что обязанность провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома в г. Екатеринбурге, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, лежит на органе местного самоуправления. На Министерство как на уполномоченный орган возложена обязанность лишь по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Такое же толкование нормативных актов дано в судебных актов вышестоящей инстанции, например, в определениях судебной коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2021 по делу № 88-16211/2021 и от 22.07.2021 по делу № 88-0791/2021.
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы жалобы ответчика о неверном применении судом норм материального права, отмечая, что позиция автора жалобы основана на ошибочном утверждении, что к полномочиям органов местного самоуправления законом не отнесено полномочие по оценке экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Такое полномочие органа местного самоуправления определено на федеральном уровне в п. 5.1 ч. 1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в силу п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно ч. 2 этой же статьи порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Этой же статьей предусмотрено, что государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Из этих норм следует, что расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры могут быть не только государственными, но и муниципальными. Изложенное опровергает основанный на преамбуле Закона № 181-ФЗ довод Администрации г. Екатеринбурга о том, что расходы на финансирование мероприятий по Закону № 181-ФЗ возможны только за счет государства (федерального и регионального бюджетов).
Доводы об отсутствии у Администрации г. Екатеринбурга обязанности по проведению оценки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, где проживает ребенок-инвалид, с учетом обеспечения условий для доступности жилья для инвалида отклоняются.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона Свердловской области от 19.12.2016 № 148-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Свердловской области» (далее – Областной закон № 148-ОЗ) органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организации, подведомственные этим органам, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным законом обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски, собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Областного закона № 148-ОЗ обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых в них услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи осуществляется органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организациями, подведомственными этим органам, в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из указанных норм и изложенных выше следует, что именно орган местного самоуправления наделен полномочием по оценке экономической целесообразности в отношении жилых помещений инвалидов, находящихся в частной собственности. Следовательно, за его счет и должны производиться расходы на такую оценку.
Ссылка в жалобе на то, что в материалах дела нет доказательств того, что Министерством выполнено обеспечение проведения такой оценки, отклоняется, учитывая, что уполномоченному на проведение такой оценки органу (Администрации г. Екатеринбурга) направлено письмо о необходимости проведения данной оценки, предприняты и действия по направлению в Министерство финансов заявки Администрации г. Екатеринбурга на финансирование. Такие действия являются достаточными при координации проведения оценки, в т.ч. и с учетом указанной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 № 689-О-О позиции о том, что финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Из отзыва Министерства финансов на жалобу следует, что бюджет г. Екатеринбурга является профицитным, вследствие чего необходимости оказания бюджетом субъекта финансовой помощи целевого характера на указанную в иске оценку нет.
Указание в жалобе на судебную практику по иным делам в обоснование своей позиции не может быть учтено, т.к. правовое регулирование вопросов полномочий органов местного самоуправления в сфере реализации прав инвалидов в иных субъектах отличны от законодательства Свердловской области.
Отклоняя доводы жалобы о недопустимости разграничения зон ответственности за проведение проверки экономической целесообразности в отношении жилищного фонда субъекта Российской Федерации и муниципального жилищного фонда, поскольку законодатель оба этих фонда (а также частный жилищный фонд) относит к одной категории - иной жилищный фонд, равно как и наделяет единственный орган соответствующими полномочиями - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, судебная коллегия отмечает, что такое разграничение предусмотрено приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 15.03.2018 № 67, утвердившим Положения о региональной и муниципальной комиссиях по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов. Названные Положения в установленном законом порядке недействительными не признаны, в связи с чем обоснованно применены судом при рассмотрении дела.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы апеллянта, изложенные в жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 13.07.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Екатеринбурга – без удовлетворения.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судьи Ж.А. Мурашова
А.Е. Зонова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...а