ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-356/2021 от 18.01.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 63RS0002-02-2021-000201-76

Дело № 88-357/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 18 января 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Карповой О.Н., Руновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-356/2021 по иску Администрации муниципального района Борский Самарской области к Бунтовой Олесе Васильевне о взыскании социальной выплаты на строительство жилья,

по кассационной жалобе Бунтовой Олеси Васильевны на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 сентября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Администрация муниципального района Борский Самарской области обратилась в суд с иском к Бунтовой О.В., в котором просила взыскать с ответчика в бюджет муниципального района Борский Самарской области социальную выплату на строительство в размере 1 624 826 руб. 82 коп.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 5 августа 2014 г. Бунтова О.В. обратилась с заявлением в Администрацию муниципального района Борский Самарской области о включении ее в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 г.г. и на период до 2020 г.», планируя улучшить свои жилищные условия путем строительства жилого дома. 16 декабря 2014 г. ответчик и его семья получили свидетельство № 384 о предоставлении социальной выплаты на строительство жилого дома в сельской местности в размере 1 624 896 руб. 89 коп. В установленный срок до 16 декабря 2019 г. жилое помещение в собственность не оформлено. Документов, подтверждающих трудоустройство в агропромышленном комплексе Бунтовой О.В. в нарушение подпункта «а» пункта 43 Типового положения о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья граждан Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 1014-2017 г.г. и на период до 2020 г.», а также порядка предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности...», утвержденного постановлением правительства Самарской области № 616 от 13 ноября 2013 г., не представлены.

Решением Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 июня 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 сентября 2021 г., исковые требования Администрации муниципального района Борский Самарской области удовлетворены. Взыскана с Бунтовой О.В. в пользу Администрации муниципального района Борский Самарской области сумма полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 г.г. и на период до 2020 г.» в размере 1 624 829 руб. 82 коп. Взыскана с Бунтовой О.В. государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования города Муравленко в размере 16 324 руб. 15 коп.

В кассационной жалобе ответчик Бунтова О.В. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приводит доводы о пропуске истцом срока исковой давности при обращении в суд с настоящим иском. Полагает, что судами неправильно применены норм материального права, регулирующие спорные правоотношения, не дано правовой оценки доводам ответчика относительно отсутствия трехстороннего соглашения об обязанности отработать в течение пяти лет в агропромышленном комплексе, а также об отсутствии ее вины в нарушении срока исполнения обязательства по постройке дома по причине ненадлежащего исполнения обязательств подрядной организацией. Ссылается на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 января 2020 г. № 2-П.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает жалобу Бунтовой О.В. подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судами при рассмотрении данного дела и выразились они в следующем.

Как установлено судами, 5 августа 2014 г. Бунтова О.В. обратилась с заявлением в Администрацию муниципального района Борский Самарской области о включении ее в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 г.г. и на период до 2020 г.», планируя улучшить свои жилищные условия путем строительства жилого дома.

Истец Бунтова О.В., подавая заявление, предоставляла трудовой договор, согласно которому она была трудоустроена <данные изъяты> в колхоз им. Чапаева 1 июля 2014 г.

16 декабря 2014 г. ответчик и ее семья, состоящая из супруга <данные изъяты>. и двух малолетних детей: <данные изъяты> получили свидетельство № 384 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 624 896 руб. 89 коп. на строительство жилого дома.

Согласно трудовой книжке и данных Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу Бунтова О.В. работала в период с 1 июля 2014 г. по 12 января 2015 г. в качестве <данные изъяты> в колхозе им. Чапаева, стаж составляет 6 месяцев 12 дней.

С 20 июня 2016 г. по 22 сентября 2016 г. она осуществляла трудовую деятельность в должности <данные изъяты> отдела продаж сектора в ООО «Евросеть-Ритейл», стаж - 3 месяца 3 дня.

С 22 мая 2017 г. по 30 июня 2020 г. осуществляла трудовую деятельность в МБУ «МФЦ МО Борский Самарской области», стаж - 3 года 1 месяц 10 дней.

Супруг ответчика <данные изъяты> не осуществлял и не осуществляет в настоящее время трудовую деятельность в Самарской области, не трудоустроен в агропромышленном комплексе или социальной сфере.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования о взыскании с Бунтовой О.В. социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.», постановления Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. № 616 «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.», исходил из того, что Бунтова О.В. в нарушение условий соглашения не отработала пятилетний срок в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, в связи с чем обязана возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования. Кроме того, суд установил нарушение условий предоставления социальной выплаты, выразившиеся в не оформлении жилого помещения в общую собственность всех членов семьи в установленный срок.

Рассматривая заявление ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, суд первой инстанции исходил из того, что указанный срок истцом не пропущен, Администрация муниципального района Борский Самарской области обратилась в суд в пределах трехгодичного срока исковой давности, исчисляемый с 16 декабря 2019 г. (дата, к которой истец была обязана оформить в собственность членов семей жилое помещение).

Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оставил решение без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается с выводами судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1544.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г.г и на период до 2020 г.» (приложение № 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.».

Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий («а», «б», «г» названного пункта).

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.

Пунктом 30 Типового положения установлено, что жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.

Согласно подпункту «а» пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Согласно подпункту «б» пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодой специалист при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией

Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт «а» пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом «а» пункта 43 названного положения (пункт «б» пункта 43 Типового положения).

Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.

Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. № 616 утверждена государственная Программа Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 г.г. и на период с 2020 г.» (далее – программа).

Данной программой определены условия и порядок предоставления в Самарской области молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.

Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Условиями предоставления этой выплаты является вложение полученной социальной выплаты в строительство дома, которое должно осуществляться в установленные нормативным актом соответствующего субъекта Российской Федерации сроки с последующей регистрацией права собственности на всех членов семьи; работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пунктах 3.2 и 3.3 Постановления от 14 января 2020 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г.г и на период до 2020 г.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой», законодатель, реализуя экономическую и социальную политику, располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе выбирать способы и инструменты правового регулирования, необходимые для решения приоритетных социально-экономических задач (Определения от 1 октября 2009 г. № 1128-О-О, от 9 ноября 2017 г. № 2515-О и от 20 декабря 2018 г. № 3245-О). При этом усмотрение законодателя в вопросе регулирования тех или иных общественных отношений подчинено принципам равенства, справедливости и соразмерности ограничения прав и свобод, а также требованиям определенности правового регулирования, в том числе в правовых последствиях, им порождаемых, и гарантиях, которыми наделяется то или иное лицо (Постановление от 18 июля 2019 г. № 29-П).

Принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяют недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. С учетом ее правовой природы само по себе введение срока для регистрации права собственности на построенное (приобретенное) жилое помещение призвано стимулировать получателей выплаты к своевременному и должному ее использованию, а возврат ее средств по требованию компетентного органа публично-правового образования не может быть признан неприемлемым, если действия получателя выплаты входят в противоречие с теми целями, для достижения которых она предоставлена. В то же время гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.

При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (Постановления от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 13 декабря 2016 г. № 28-П, от 10 марта 2017 г. № 6-П, от 11 февраля 2019 г. № 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.

Взыскание денежных средств в размере предоставленной выплаты при подтверждении ее расходования по целевому назначению и при исполнении гражданином обязательства осуществлять трудовую деятельность в соответствии с заключенным соглашением, по которому выплата предоставляется, только ввиду отсутствия записи о регистрации права собственности на жилое помещение по истечении определенного срока исказило бы саму суть рассматриваемых правоотношений. При подобном подходе предоставление выплаты на строительство (приобретение) жилья утрачивало бы характер меры социальной поддержки граждан, избравших место жительства в сельской местности. Напротив, их имущественное положение в этой ситуации было бы ухудшено, притом что речь идет о лицах, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Это не согласуется с фундаментальными правовыми принципами, из которых, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, вытекает необходимость обеспечения государством разумной соразмерности между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы поддерживался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению (Постановления от 16 июля 2008 г. № 9-П, от 17 апреля 2019 г. № 18-П и др.).

Суды вследствие неправильного толкования и применения норм материального права, регулирующих порядок и условия сохранения права члена молодой семьи (молодого специалиста) на предоставленную ему социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения пришли к необоснованному выводу о несоблюдении Бунтовой О.В. условий для сохранения за ней права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья, в связи с чем она обязана возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования.

Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон. Каждое доказательство, представленное лицами, участвующими в деле, в обоснование своих выводов или возражений на доводы другой стороны спора, должно быть предметом исследования и оценки суда, в том числе в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.

Изложенные требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат применению и судом апелляционной инстанции.

Исходя из положений статей 67, 71, 195 – 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.

Как следует из материалов дела, возражая против заявленных исковых требований Бунтова О.В. ссылалась на то, что она трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты с органом местного самоуправления и работодателем не заключала, соответственно, обязательства отработать 5 лет она в установленном порядке не давала. В обоснование причин нарушения срока регистрации права собственности на построенный дом ответчик ссылалась на то, что длительность строительства обусловлена нарушением подрядной организацией ООО «Гера+» сроков и качества строительства. В декабре 2019 г. организация, не выполнив взятые на себя по договору подряда № 15/1 от 1 июля 2015 г. обязательства, ликвидировалась. В связи с указанными обстоятельствами Бунтова О.В. с членами семьи была вынуждена достраивать дом самостоятельно с привлечением труда иных физических лиц и подрядных организаций. В ходе судебного разбирательства дом достроен, истцом поданы документы в орган технической инвентаризации о постановке его на государственный кадастровый учет. В ходе судебного разбирательства ответчик представила суду претензии в адрес данной организации, заявление в орган технической инвентаризации от 26 марта 2021 г., ответ на данное заявление от 2 апреля 2021 г. (л.д. 115-118, 135, 136-137).

Указанные доводы и доказательства, судами при рассмотрении настоящего гражданского дела не были приняты во внимание и оставлены без проверки и надлежащей правовой оценки.

Суды при рассмотрении дела в нарушение абзаца первого пункта 42 Типового положения, которым определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, а также в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, связанные с заключением такого трехстороннего договора, не устанавливали и не проверяли.

В материалах дела отсутствует трехсторонний договор, заключенный между органом местного самоуправления, Бунтовой О.В. и ее работодателем, об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Суды, приходя к выводу о взыскании с Бунтовой О.В. социальной выплаты, неправильно истолковав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не приняли во внимание, что обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты и право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, отработать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты относятся к существенным условиям названного трехстороннего договора и названные право и обязанность возникают на основании такого договора, тогда как такой договор в материалах дела отсутствует.

Кроме того, учитывая вышеприведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что конституционно значимые цели предоставления социальной выплаты, не предоставление документов, подтверждающих оформление права собственности на жилой дом, построенный за счет средств выплаты, в орган местного самоуправления в установленный срок, не может быть достаточным и безусловным основанием для удовлетворения требования уполномоченного органа о взыскании денежных средств в размере полученной выплаты независимо от уважительности причин не предоставления данных документов в случае целевого использования выплаты получателем и соблюдения им иных условий, на которых она предоставлена. Не может производиться взыскание денежных средств с гражданина, если он проявил заботливость и осмотрительность в той степени, которая требовалась от него как получателя выплаты и участника гражданско-правовых отношений, связанных со строительством жилья, в том числе по договору строительного подряда, и если он предпринял все зависящие от него меры для создания жилого помещения в установленный срок. Не должна игнорироваться и достаточность установленного срока для строительства жилого помещения исходя из выбранного гражданином способа реализации потребности в жилище.

Решение суда о взыскании с получателя социальной выплаты на строительство жилого дома денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае не предоставления им доказательств строительства и регистрации права собственности на дом в установленные сроки, должно основываться на установлении и исследовании всех имеющих значение для разрешения дела обстоятельств, в том числе причин пропуска этого срока, разумности и осмотрительности действий получателя социальной выплаты, соблюдения им условий ее использования, предусмотренных нормативными актами и договором о ее предоставлении.

Один лишь факт пропуска срока для строительства индивидуального жилого дома не может быть основанием для удовлетворения соответствующих требований, поскольку это означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и судебной защите прав граждан и вступало бы в противоречие со статьями 18 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного юридически значимыми по делу обстоятельствами являются уважительность причин пропуска ответчиком установленного срока строительства индивидуального жилого дома, вина получателя выплаты в пропуске такого срока, целевое использование выплаты получателем, степень завершенности строительства индивидуального жилого дома.

Между тем, суды первой и апелляционной инстанции, не устанавливая по делу юридически значимые обстоятельства, сделали преждевременные выводы о наличии оснований для удовлетворения иска без проверки и оценки доводов ответчика о причинах нарушения срока строительства и окончании такого строительства в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.

С учетом приведенного выводы судов о несоблюдении Бунтовой О.В. условий для сохранения за ней права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья, в связи с чем она обязана возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования без установления обстоятельств, истребования и исследования доказательств, имеющих юридическое значение, являются незаконными.

Кроме того, суд кассационной инстанции полагает заслуживающими внимание доводы ответчика о необоснованности выводов судебных инстанции о соблюдении истцом срока обращения в суд с настоящим иском со ссылкой на следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 28 Порядка предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее – Порядок), являющегося Приложением № 5 к государственной программе Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г.г. и на период с 2020 г.», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. № 616 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений – 16 декабря 2014 г.) жилое помещение оформляется заявителем в общую собственность всех членов семьи, указанных свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее - свидетельство) в случае строительства жилого дома, приобретения жилого помещения путем участия в долевом строительстве жилого дома (квартиры) - в течение полутора лет с даты выдачи свидетельства.

Как полагает ответчик, с учетом даты выдачи свидетельства (16 декабря 2014 г.) жилое помещение должно было быть оформлено Бунтовой О.В. в общую совместную собственность членов семьи не позднее 16 июня 2016 г. О нарушении срока исполнения обязательств истец с учетом положений статей 195, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации должен был узнать 17 июня 2016 г., когда в его распоряжение не были представлены документы, подтверждающие факт оформления построенного жилого помещения в собственность всех членов семь. Срок исковой давности по требованию о возврате социальной выплаты в связи с нарушением условий получения социальной выплаты начал течь 17 июня 2016 г. и закончился 17 июня 2019 г. Вместе с тем, с исковым заявлением орган местного самоуправления обратился в суд только 26 февраля 2021 г., то есть за пределами срока исковой давности.

Ссылку истца на то обстоятельство, что срок оформления построенного жилого дома в собственность всех членов семьи составляет пять лет с момента выдачи свидетельства, ответчик считает несостоятельной, поскольку изменения, связанные с увеличением срока оформления в собственность жилого помещения внесены в постановление Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. № 616 постановлением Правительства Самарской области от 23 декабря 2016 г. № 793 (срок оформления в собственность увеличен с полутора до двух с половиной лет) и постановлением Правительства Самарской области от 31 июля 2019 г. № 521 (срок оформления в собственность увеличен с двух с половиной лет до пяти). Указанные постановления Правительства Самарской области вступили в силу с момента их официального опубликования, то есть 23 декабря 2016 г. и 31 июля 2019 г. соответственно. Положениями данных нормативных правовых актов, увеличившим сроки оформления в собственность жилых помещений, построенных за счет средств социальной выплаты законодателем Самарской области была придана обратная сила, распространившая их действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г. (пункт 4 постановления Правительства Самарской области от 23 декабря 2016 г. № 793, пункт 5 постановления Правительства Самарской области от 31 июля 2019 г. № 521).

По мнению ответчика, придание нормам, регламентирующим сроки оформления жилых помещений в собственность членов семьи получателей субсидии, обратной силы, не влияет на начало течения срока исковой давности, поскольку в соответствии с положениями статей 202 и 203 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие имеющего обратную силу нормативного правового акта, изменяющего срок исполнения обязательств, законом не отнесено к юридическим актам, влияющим на течение срока исковой давности и влекущим его приостановление либо прекращение его течения. Более того, на момент принятия 23 декабря 2016 г. первого нормативного правового акта, увеличившего срок исполнения получателем социальной выжаты обязанности по оформлению в собственность членов семьи построенного за счет социальной выплаты жилого помещения, правоотношения, связанные с исполнением ответчиком обязанности по постройке дома и последующего его оформления в собственность всех членов моей семьи, уже прекратили свое действие 16 июня 2016 г. Соответственно увеличение сроков исполнения вышеуказанной обязанности получателя субсидии даже путем придания соответствующим нормам трава обратной силы могло бы иметь юридическое значение и повлиять на срок исполнения ответчиком соответствующих обязательств только в том случае, если бы на момент увеличения этих сроков, данные обязательства были бы действующими. В этой связи нормы постановления Правительства Самарской области от 23 декабря 2016 г. № 793 и постановления Правительства Самарской области от 31 июля 2019 г. № 521, увеличившие сроки исполнения соответствующего обязательства, даже несмотря на придание им обратной силы, по мнению ответчика, не могут регулировать уже прекратившиеся к моменту их принятия правоотношения.

Приведенным доводам и правовым обоснованиям ответчика суды при разрешении заявления о применении последствий пропуска срока обращения в суд никакой оценки не дали, ограничившись ссылкой на то, что Порядком предусмотрен пятилетний срок для строительства дома. При этом суды не установили сроки действия вышеприведенных нормативных актов Самарской области во времени, не указали, влияет ли придание нормам, регламентирующим сроки оформления жилых помещений в собственность членов семьи получателей субсидии, обратной силы, на течение установленного законом срока исковой давности. Тексты нормативных актов Самарской области, регламентирующих сроки строительства, и сведения о сроках их опубликования в материалах дела отсутствуют.

На основании изложенного состоявшиеся судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они приняты при неправильном толковании и применении норм материального права, сделаны с нарушением норм процессуального права, основаны на неполно выясненных обстоятельствах, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить исковые требования Администрации муниципального района Борский Самарской области на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.5, 3797, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 сентября 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи