ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-3640/2021 от 30.06.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-12409/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 30 июня 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Гусева Д.А., Андугановой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3640/2021 (УИД 55RS0006-01-2021-005672-94) по иску Редина Александра Степановича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе Редина Александра Степановича на решение Советского районного суда г. Омска от 16 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 марта 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Редин Александр Степанович (далее по тексту - Редин А.С., истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее по тексту УПФР в Советском АО г. Омска, ответчик) об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что решением УПФР в Советском АО г. Омска от 13 января 2020 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку на момент обращения в пенсионный орган отсутствовала необходимая продолжительность специального стажа работы.

Из специального стажа работы истца исключены периоды его работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в МП города Омска «ПАТП-7».

С учетом уточненных требований просил отменить решение УПФР в Советском АО г. Омска от 13 января 2020 г. об отказе в установлении пенсии; обязать ответчика включить в его специальный стаж периоды работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в МП города Омска «ПП-7» с 1 октября 1987 г. по 31 октября 1987 г., с 1 июля 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г., с 1 августа 1994 г. по 31 августа 1994 г., с 1 января 1995 г. по 31 января 1995 г., с 1 ноября 1995 г. по 6 декабря 1995 г., с 11 ноября 1996 г. по 19 декабря 1996 г., с 16 сентября 1997 г. по 27 октября 1997 г., с 27 апреля 1998 г. по 10 июня 1998 г., с 1 августа 1999 г. по 30 августа 1999 г., с 3 июня 2000 г. по 14 июля 2000 г., с 25 апреля 2001 г. по 8 июня 2001 г., с 1 июля 2009 г. по 31 июля 2009 г., с 1 декабря 2009 г. по 31 декабря 2009 г., с 1 февраля 2010 г. по 28 февраля 2010 г., с 1 августа 2010 г. по 31 августа 2010 г., с 1 апреля 2011 г. по 30 апреля 2011 г., с 1 апреля 2012 г. по 30 апреля 2012 г., с 1 мая 2012 г. по 31 мая 2012 г., с 1 июня 2012 г. по 20 июня 2012 г., с 1 июля 2012 г. по 31 июля 2012 г., с 1 октября 2012 г. по 31 октября 2012 г., с 1 ноября 2012 г. по 30 ноября 2012 г., с 1 декабря 2012 г. по 31декабря 2012 г., с 1 июня 2013 г. по 30 июня 2013 г., с 1 июля 2013 г. по 31 июля 2013 г., с 1 ноября 2013 г. по 31 ноября 2013 г., с 1 марта 2014 г. по 30 марта 2014 г., с 1 апреля 2014 г. по 30 апреля 2014 г., с 1 мая 2014 г. по 31 мая 2014 г., с 1 июня 2014 г. по 30 июня 2014 г., с 1 сентября 2014 г. по 30 сентября 2014 г., с 1 октября 2014 г. по 22 декабря 2014 г., с 13 апреля 2015 г. по 28 апреля 2015 г., с 1 сентября 2015 г. по 30 сентября 2015 г., с 5 февраля 2016 г. по 9 февраля 2016 г., с 20 мая 2016 г. по 1 июня 2016 г., с 24 июня 2016 г. по 30 июня 2016 г., с 1 июля 2016 г. по 11 июля 2016 г., с 1 октября 2016 г. по 31 октября 2016 г., с 29 ноября 2016 г. по 13 декабря 2016 г., с 24 апреля 2017 г. по 12 мая 2017 г., с 26 сентября 2017 г. по 6 ноября 2017 г., с 7 ноября 2017 г. по 19 ноября 2017 г., с 20 ноября 2017 г. по 4 декабря 2017 г., в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в МП города Омска «ПП-8» с 24 апреля 2018 г. по 17 мая 2018 г., с 14 января 2019 г. по 28 января 2019 г., с 24 февраля 2019 г. по 5 марта 2019 г., с 15 августа 2019 г. по 18 сентября 2019 г., с 5 октября 2019 г. по 14 октября 2019 г.; также обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на нее – с 20 января 2020 г.; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решением Советского районного суда г. Омска от 16 декабря 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 марта 2022 г., в удовлетворении заявленных Рединым А.С. исковых требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Редин А.С. просит отменить решение Советского районного суда г. Омска от 16 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 марта 2022 г.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судами первой и апелляционной инстанций и они выразились в следующем.

Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Аналогичные положения были закреплены в подпункте 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Редин А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился 25 декабря 2019 г. в УПФР в Советском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 10 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в Советском АО г. Омска от 13 января 2020 г. истцу Редину А.С. было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия у застрахованного лица требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям стаж на соответствующих видах работ истца составил 15 лет 5 месяцев 27 дней, страховой стаж составил 35 лет 7 месяцев 15 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент – 106,395.

При этом в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не были включены период работы с 31 июля 1987 г. по 31 октября 1987 г., с 1 февраля 1988 г. по 29 февраля 1988 г., с 1 сентября 1988 г. 30 сентября 1988 г., с 1 сентября 1989 г. по 30 сентября 1989 г., 31 января 1991 г., с 1 июля 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г., с 1 октября 1993 г. по 31 октября 1993 г., с 1 апреля 1994 г. по 30 апреля 1994 г., с 1 июня 1994 г. по 30 июня 1994 г., с 1 августа 1994 г. по 31 августа 1994 г., с 1 ноября 1994 г. по 30 сентября 2001 г., с 1 октября 2001 г. по 2 ноября 2001 г., так как согласно представленной архивной выборке часов на городских регулярных маршрутах (помесячно) Рединым А.С. отработано на линии менее чем 80%. Кроме того, за периоды работы с 1 июня 2008 г. по 31 августа 2008 г., с 1 ноября 2008 г. по 31 августа 2009 г., с 13 октября 2009 г. по 31 декабря 2009 г., с 1 февраля 2010 г. по 30 апреля 2010 г., с 1 июня 2010 г. по 31 августа 2010 г., с 1 ноября 2010 г. по 30 ноября 2010 г., с 1 февраля 2011 г. по 28 февраля 2011 г., с 1 апреля 2011 г. по 30 апреля 2011 г., с 1 ноября 2011 г. по 30 ноября 2011 г., с 1 февраля 2012 г. по 31 мая 2012 г., с 1 июля 2012 г. по 31 августа 2012 г., с 1 октября 2012 г. по 31 декабря 2013 г., с 1 апреля 2013 г. по 30 апреля 2013 г., с 1 июня 2013 г. по 31 июля 2013 г., с 1 октября 2013 г. по 30 сентября 2014 г., с 1 января 2015 г. по 30 сентября 2015 г., с 1 января 2016 г. по 17 мая 2018 г., с 18 мая 2018 г. по 31 мая 2018 г., с 1 июля 2018 г. по 31 августа 2019 г., с 1 октября 2019 г. по 24 декабря 2019 г., страхователем деятельность, включаемая в стаж на соответствующих видах работ, не подтверждена.

В свою очередь истец Редин А.С., полагая указанное решение УПФР в Советском АО г. Омска от 13 января 2020 г. нарушающим его пенсионные права, настаивал на наличии оснований для включения периодов работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в МП города Омска «ПП-7» с 1 октября 1987 г. по 31 октября 1987 г., с 1 июля 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г., с 1 августа 1994 г. по 31 августа 1994 г., с 1 января 1995 г. по 31 января 1995 г., с 1 ноября 1995 г. по 6 декабря 1995 г., с 11 ноября 1996 г. по 19 декабря 1996 г., с 16 сентября 1997 г. по 27 октября 1997 г., с 27 апреля 1998 г. по 10 июня 1998 г., с 1 августа 1999 г. по 30 августа 1999 г., с 3 июня 2000 г. по 14 июля 2000 г., с 25 апреля 2001 г. по 8 июня 2001 г.; с 1 июля 2009 г. по 31 июля 2009 г., с 1 декабря 2009 г. по 31 декабря 2009 г., с 1 февраля 2010 г. по 28 февраля 2010 г., с 1 августа 2010 г. по 31 августа 2010 г., с 1 апреля 2011 г. по 30 апреля 2011 г., с 1 апреля 2012 г. по 30 апреля 2012 г., с 1 мая 2012 г. по 31 мая 2012 г., с 1 июня 2012 г. по 20 июня 2012 г., с 1 июля 2012 г. по 31 июля 2012 г., с 1 октября 2012 г. по 31 октября 2012 г., с 1 ноября 2012 г. по 30 ноября 2012 г., с 1 декабря 2012 г. по 31декабря 2012 г., с 1 июня 2013 г. по 30 июня 2013 г., с 1 июля 2013 г. по 31 июля 2013 г., с 1 ноября 2013 г. по 31 ноября 2013 г., с 1 марта 2014 г. по 30 марта 2014 г., с 1 апреля 2014 г. по 30 апреля 2014 г., с 1 мая 2014 г. по 31 мая 2014 г., с 1 июня 2014 г. по 30 июня 2014 г., с 1 сентября 2014 г. по 30 сентября 2014 г., с 1 октября 2014 г. по 22 декабря 2014 г., с 13 апреля 2015 г. по 28 апреля 2015 г., с 1 сентября 2015 г. по 30 сентября 2015 г., с 5 февраля 2016 г. по 9 февраля 2016 г., с 20 мая 2016 г. по 1 июня 2016 г., с 24 июня 2016 г. по 30 июня 2016 г., с 1 июля 2016 г. по 11 июля 2016 г., с 1 октября 2016 г. по 31 октября 2016 г., с 29 ноября 2016 г. по 13 декабря 2016 г., с 24 апреля 2017 г. по 12 мая 2017 г., с 26 сентября 2017 г. по 6 ноября 2017 г., с 7 ноября 2017 г. по 19 ноября 2017 г., с 20 ноября 2017 г. по 4 декабря 2017 г.; в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в МП города Омска «ПП-8» с 24 апреля 2018 г. по 17 мая 2018 г., с 14 января 2019 г. по 28 января 2019 г., с 24 февраля 2019 г. по 5 марта 2019 г., с 15 августа 2019 г. по 18 сентября 2019 г., с 5 октября 2019 г. по 14 октября 2019 г. и также просил признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права – с 20 января 2020 г.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований по периодам работы, имевшим место по 8 июня 2001 г., суд первой инстанции исходил из того, что истцом не было представлено доказательств занятости в течение полного рабочего дня на регулярных городских маршрутах. По периодам работы после 1 июля 2009 г., приняв во внимание, что по данным лицевого счета застрахованного лица спорные периоды указаны страхователями с обычными условиями труда (отсутствует код льготы), суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций в части отказа во включении в специальный стаж истца в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в МП города Омска «ПП-7» с 1 августа 1994 г. по 31 августа 1994 г., с 1 января 1995 г. по 31 января 1995 г., с 1 ноября 1995 г. по 6 декабря 1995 г., с 11 ноября 1996 г. по 19 декабря 1996 г., с 16 сентября 1997 г. по 27 октября 1997 г., с 27 апреля 1998 г. по 10 июня 1998 г., с 1 августа 1999 г. по 30 августа 1999 г., с 3 июня 2000 г. по 14 июля 2000 г., с 25 апреля 2001 г. по 8 июня 2001 г.; с 1 июля 2009 г. по 31 июля 2009 г., с 1 декабря 2009 г. по 31 декабря 2009 г., с 1 февраля 2010 г. по 28 февраля 2010 г., с 1 августа 2010 г. по 31 августа 2010 г., с 1 апреля 2011 г. по 30 апреля 2011 г., с 1 апреля 2012 г. по 30 апреля 2012 г., с 1 мая 2012 г. по 31 мая 2012 г., с 1 июня 2012 г. по 20 июня 2012 г., с 1 июля 2012 г. по 31 июля 2012 г., с 1 октября 2012 г. по 31 октября 2012 г., с 1 ноября 2012 г. по 30 ноября 2012 г., с 1 декабря 2012 г. по 31декабря 2012 г., с 1 июня 2013 г. по 30 июня 2013 г., с 1 июля 2013 г. по 31 июля 2013 г., с 1 ноября 2013 г. по 31 ноября 2013 г., с 1 марта 2014 г. по 30 марта 2014 г., с 1 апреля 2014 г. по 30 апреля 2014 г., с 1 мая 2014 г. по 31 мая 2014 г., с 1 июня 2014 г. по 30 июня 2014 г., с 1 сентября 2014 г. по 30 сентября 2014 г., с 1 октября 2014 г. по 22 декабря 2014 г., с 13 апреля 2015 г. по 28 апреля 2015 г., с 1 сентября 2015 г. по 30 сентября 2015 г., с 5 февраля 2016 г. по 9 февраля 2016 г., с 20 мая 2016 г. по 1 июня 2016 г., с 24 июня 2016 г. по 30 июня 2016 г., с 1 июля 2016 г. по 11 июля 2016 г., с 1 октября 2016 г. по 31 октября 2016 г., с 29 ноября 2016 г. по 13 декабря 2016 г., с 24 апреля 2017 г. по 12 мая 2017 г., с 26 сентября 2017 г. по 6 ноября 2017 г., с 7 ноября 2017 г. по 19 ноября 2017 г., с 20 ноября 2017 г. по 4 декабря 2017 г.; соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

В трудовой книжке Редина А.С. имеются следующие записи о периодах работы истца: 31 июля 1987 г. принят водителем автобуса 3 класса с переподготовкой на категорию «Д» в Омское пассажирское автотранспортное предприятие № 7; 1 октября 1987 г. переведен водителем автобуса второго класса; 3 июля 1997 г. ОПАТП-7 переименовано в ОМУПАТП-7; 1 ноября 1999 г. присвоена квалификация водителя 1 класса; 2 ноября 2001 г. уволен по собственному желанию; 21 января 2003 г. принят водителем 1 класса на городские маршруты с испытательным сроком 3 месяца в ОМУП «Омскпассажиртранс» Пассажирский автотранспортный филиал № 7; 22 июня 2005 г. водитель автобуса первого класса; ПАФ-7 ОМУП «Омскпассажиртранс» реорганизован путем разделения в МП г. Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 7»; уволен 31 марта 2007 г. в порядке перевода с его согласия в МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 7»; принят 1 апреля 2007 г. в порядке перевода в МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» водителем автобуса 1 класса на городские маршруты; 17 мая 2018 г. уволен в порядке перевода в МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 8»; 18 мая 2018 г. принят в порядке перевода водителем автобуса 1 класса в МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 8».

Из материалов дела следует, что Редин А.С. зарегистрирован в системе в системе обязательного пенсионного страхования 19 ноября 1999 г.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила от 11 июля 2002 г. № 516).

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Письмом Минтранса России от 2 июля 1992 г. № 13-пр, согласованным с Минсоцзащиты населения России (письмо от 1 июня 1992 г. № 1-2110-15) утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Согласно пункту 1 указанного Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80% рабочего времени за месяц. Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (пункт 2). При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно-заключительных работ, на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием) на участие в плановых технических обслуживаниях № 1 и № 2 и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на регулярных городских маршрутах. Время выполнения указанных работ также можно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) (пункт 3).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).

Пунктом 10 указанных Правил определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пунктом 1 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованного с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от 1 июня 1992 г. № 1-2110-15), являющегося приложением к письму Минтранса России от 2 июля 1992 г. № 13-пр, право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 «к» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.

Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении, что отражено в статье 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов. Виды перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки пассажиров осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного и пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию, посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляется по требованию пассажиров.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию, посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

Маршрут регулярных перевозок – это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9 статьи 2 указанного Федерального закона).

Таким образом, к городским пассажирским маршрутам относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (населенного пункта), выполняемые автотранспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров. К регулярным пассажирским относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Транспортное средство осуществляет движение по расписанию, своевременно следует по всем промежуточным контрольным пунктам и прибывает на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.

Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами по данным периодам работы истца является установление работы Редина А.С. на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени (не менее 80% рабочего времени за месяц), наличие данных индивидуального лицевого счета о трудовой деятельности истца в особых условиях, после его регистрации в качестве застрахованного лица, подтверждение работодателем данных о его работе в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в спорные периоды времени, а также с 2013 года фактов уплаты дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В суде апелляционной инстанции Редин А.С. подтвердил, что он работал по разным маршрутам, в том числе и по пригородным маршрутам, в том числе - в Крутую горку.

В материалы дела представлены сведения о выборке часов работы Редина А.С. как водителя, работающего как на маршрутах города, так и отработанных по пригороду за период с 1987 года по 2001 год в МП г. Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 7», а также с 2009 года по 2018 год.

При произведении расчета отработанных часов в месяц с учетом установленной производственными календарями за период с 1987 года по 2001 год и с 2009 года по 2018 года нормы часов не подтвердилась выработка Рединым А.С. ежемесячной нормы на регулярных городских пассажирских перевозках.

Относительно периодов работы после 19 ноября1999 г. (после его регистрации в качестве застрахованного лица) в индивидуальном лицевом счете Редина А.С. отсутствуют коды льготных условий работы, а также отсутствуют сведения об уплаченных дополнительных тарифов на обязательное пенсионное страхование за периоды после 1 января 2013 г., в отношении спорных периодов с 1 июля 2009 г. по 31 июля 2009 г., с 1 декабря 2009 г. по 31 декабря 2009 г., с 1 февраля 2010 г. по 28 февраля 2010 г., с 1 августа 2010 г. по 31 августа 2010 г., с 1 апреля 2011 г. по 30 апреля 2011 г., с 1 апреля 2012 г. по 30 апреля 2012 г., с 1 мая 2012 г. по 31 мая 2012 г., с 1 июля 2012 г. по 31 июля 2012 г., с 1 октября 2012 г. по 31 октября 2012 г., с 1 ноября 2012 г. по 30 ноября 2012 г., с 1 декабря 2012 г. по 31декабря 2012 г., с 1 июня 2013 г. по 30 июня 2013 г., с 1 июля 2013 г. по 31 июля 2013 г., с 1 ноября 2013 г. по 31 ноября 2013 г., с 1 марта 2014 г. по 30 марта 2014 г., с 1 апреля 2014 г. по 30 апреля 2014 г., с 1 мая 2014 г. по 31 мая 2014 г., с 1 июня 2014 г. по 30 июня 2014 г., с 1 сентября 2014 г. по 30 сентября 2014 г., с 13 апреля 2015 г. по 28 апреля 2015 г., с 1 сентября 2015 г. по 30 сентября 2015 г., с 5 февраля 2016 г. по 9 февраля 2016 г., с 20 мая 2016 г. по 1 июня 2016 г., с 24 июня 2016 г. по 30 июня 2016 г., с 1 июля 2016 г. по 11 июля 2016 г., с 1 октября 2016 г. по 31 октября 2016 г., с 29 ноября 2016 г. по 13 декабря 2016 г., с 24 апреля 2017 г. по 12 мая 2017 г., с 26 сентября 2017 г. по 6 ноября 2017 г., с 7 ноября 2017 г. по 19 ноября 2017 г., с 20 ноября 2017 г. по 4 декабря 2017 г., в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в МП города Омска «ПП-8» с 24 апреля 2018 г. по 17 мая 2018 г., с 14 января 2019 г. по 28 января 2019 г., с 24 февраля 2019 г. по 5 марта 2019 г., с 15 августа 2019 г. по 31 августа 2019 г., с 5 октября 2019 г. по 14 октября 2019 г., в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали и об отсутствии возможности включения данных периодов работы истца в его специальный страховой стаж, данные периоды работы как подлежащие включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости работодателем истца в установленном законом порядке не подтверждены.

Периоды работы с 1 июня 2012 г. по 20 июня 2012 г., с 1 октября 2014 г. по 22 декабря 2014 г., с 1 сентября 2019 г. по 18 сентября 2019 г. учтены ответчиком в бесспорном порядке по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Не влекут отмену оспариваемых судебных актов доводы кассационной жалобы Редина А.С. о том, что им была выработана ежемесячная норма часов, поскольку при указании отработанных часов за спорный период до 2013 г. им не учитывается необходимость подтверждения работы именно не менее 80% часов рабочего времени именно по регулярному городскому пассажирскому маршруту.

В частности, с 1 января 1995 г. по 31 января 1995 г. норма рабочего времени 151 час, 80 % - 120,8 часов, отработано на городском маршруте 104,5 часов. С 1 июля 2009 г. по 31 июля 2009 г. норма рабочего времени 184 часа, 80 % - 147,2 часа, отработано на городском маршруте 136,33 часа (ремонт 7 часов). С 1 декабря 1991 г. по 31 декабря 1991 г. норма рабочего времени 184 часа, 80 % - 147,2 часа, отработано на городском маршруте 113,78 часа (ремонт 28 часов). С 1 февраля 2010 г. по 28 февраля 2010 г. норма часов – 151 час, 80% - 120,8 часов, отработано на городском маршруте 116 часов (ремонт 4 часа). С 1 августа 2010 г. по 31 августа 2010 г. норма часов – 176 часов, 80 % - 140,8 часов, отработано на городском маршруте 137,62 часа (ремонт 2,93 часа). С 1 апреля 2011 г. по 30 апреля 2011 г. норма часов – 168 часов, 80 % - 134,4 часа, отработано на городском маршруте 132,03 часа.

В период с 1 апреля 2012 г. по 30 апреля 2012 г. норма часов – 167 часов, 80 % нормы часов составляет 133,6 часа, отработано на городском маршруте 124,32 часа. С 1 мая 2012 г. по 31 мая 2012 г., норма часов – 167 часов, 80 % нормы часов составляет 133,6 часа, отработано на городском маршруте 118,96 часов.

С 1 октября 2012 г. по 31 октября 2012 г. норма часов - 184 часа, 80 % нормы часов составляет 147,2 часа, отработано 141,76 часов, с 1 ноября 2012 г. по 30 ноября 2012 г., норма часов – 168 часов, 80 % нормы часов составляет 134,4 часа, отработано – 125,4 часа, с 1 декабря 2012 г. по 31 декабря 2012 г., норма часов составляет 167 часов, 80 % нормы часов – 133,6 часа, отработано 107,3 часа.

Таким образом суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии по указанным периодам сведений о работе Редина А.С. полный рабочий день на регулярном городском пассажирском маршруте.

Содержащиеся в справках сведения о проведении ремонта не могут быть приняты во внимание.

При переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, работы по перевозке трудящихся городских предприятий в колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе (пункт 4 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации от 2 июля 1992 г.).

Вместе с тем в представленных справках отсутствуют сведения о том, что ремонт имел место после осуществления работы на регулярном городском маршрутном автобусе.

Судами обоснованно отмечено, что в периоды с 1 июня 2013 г. по 30 июня 2013 г., с 1 июля 2013 г. по 31 июля 2013 г., с 1 марта 2014 г. по 30 марта 2014 г., с 1 апреля 2014 г. по 30 апреля 2014 г., помимо отсутствия выработки 80 % нормы часов на регулярном городском маршруте, отсутствует как код льготы, так и сведения об оплате дополнительного тарифа.

С 1 ноября 2013 г. по 31 ноября 2013 г., с 1 сентября 2014 г. по 30 сентября 2014 г., с 13 апреля 2015 г. по 28 апреля 2015 г., с 5 февраля 2016 г. по 9 февраля 2016 г., с 20 мая 2016 г. по 1 июня 2016 г., с 29 ноября 2016 г. по 13 декабря 2016 г., с 24 апреля 2017 г. по 12 мая 2017 г., с 7 ноября 2017 г. по 19 ноября 2017 г., с 20 ноября 2017 г. по 4 декабря 2017 г., с 24 апреля 2018 г. по 17 мая 2018 г., с 14 января 2019 г. по 28 января 2019 г., с 5 октября 2019 г. по 14 октября 2019 г. имели место периоды временной нетрудоспособности (больничные) Редина А.С.

С 1 августа 1994 г. по 31 августа 1994 г., с 1 ноября 1995 г. по 6 декабря 1995 г., с 11 ноября 1996 г. по 19 декабря 1996 г., с 16 сентября 1997 г. по 27 октября 1997 г., с 27 апреля 1998 г. по 10 июня 1998 г., с 1 августа 1999 г. по 30 августа 1999 г., с 3 июня 2000 г. по 14 июля 2000 г., с 25 апреля 2001 г. по 8 июня 2001 г., с 1 июля 2012 г. по 31 июля 2012 г., с 1 мая 2014 г. по 30 июня 2014 г., с 1 сентября 2015 г. по 30 сентября 2015 г., с 24 июня 2016 г. по 30 июня 2016 г., с 1 июля 2016 г. по 11 июля 2016 г., с 1 октября 2016 г. по 31 октября 2016 г., с 26 сентября 2017 г. по 6 ноября 2017 г., с 24 февраля 2019 г. по 5 марта 2019 г., с 15 августа 2019 г. по 1 сентября 2019 г., имели место периоды отпусков.

Согласно абзацу 2 пункта 5 Правил от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно разъяснениям, содержащихся в подпункте 2 пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности засчитывается в страховой стаж в календарном порядке, то есть по фактической продолжительности, при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию.

Положения части 2 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривают возможность учета периода временной нетрудоспособности в страховой стаж, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в статье 11 данного Федерального закона.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что период временной нетрудоспособности подлежит учету в страховой стаж при условии, если периоды работы, включаемые в специальный стаж, предшествовали или следовали за указанным периодом.

Включение периодов отпусков и времени нетрудоспособности возможно лишь в том случае, если выработана норма по итогам отработанных дней, в том числе в месяце их предоставления.

Указанным периодам временной нетрудоспособности не предшествовала и не следовала работа на регулярном городком пассажирском маршруте полный рабочий день.

С ноября 1994 г. по сентябрь 2001 г. работа истца учтена как «обычные условия», аналогично с 1 октября 2013 г. по 30 сентября 2014 г., с 1 января 2015 г. по 30 сентября 2015 г., с 1 января 2016 г. по 31 мая 2018 г., с 1 июля 2018 г. по 31 августа 2019 г.

Принимая во внимание отсутствие сведений от работодателя о подтверждения кода льготы, отсутствие после 2013 года фактов уплаты дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует признать верными выводы судов об отсутствии оснований для включения данных периодов работы истца в специальный страховой стаж.

Вместе с тем судами не принято во внимание, что истцом заявлены требования относительно периодов работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в МП города Омска «ПП-7» с 1 октября 1987 г. по 31 октября 1987 г., с 1 июля 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г.

Как было указано выше, Письмом Минтранса России от 2 июля 1992 г. № 13-пр, согласованным с Минсоцзащиты населения России (письмо от 1 июня 1992 г. № 1-2110-15) утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Согласно пункту 1 указанного Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80% рабочего времени за месяц. Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (пункт 2). При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно-заключительных работ, на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием) на участие в плановых технических обслуживаниях № 1 и № 2 и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на регулярных городских маршрутах. Время выполнения указанных работ также можно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) (пункт 3).

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» следует, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, тогда как под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований о включении в специальный страховой стаж Редина А.С., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в МП города Омска «ПП-7» с 1 октября 1987 г. по 31 октября 1987 г., с 1 июля 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г., суды указали, что представленными документами не подтверждается работа истца в указанные периоды в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах с постоянной занятостью в течение полного рабочего дня, не менее 80% рабочего времени.

Однако судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание указанное выше правовое регулирование относительно того, что ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований о необходимости подтверждения постоянной занятости не менее 80% рабочего времени не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнения работ в течение полного рабочего дня до 1 января 1992 г. не требовалось.

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.

Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что в связи с допущенными нарушениями решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене в части отказа во включении в специальный страховой стаж Редина Александра Степановича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в МП города Омска «ПП-7» с 1 октября 1987 г. по 31 октября 1987 г., с 1 июля 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г., а также назначения досрочной страховой пенсии по старости, с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Советского районного суда г. Омска от 16 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 марта 2022 г. отменить в части отказа во включении в специальный страховой стаж Редина Александра Степановича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в МП города Омска «ПП-7» с 1 октября 1987 г. по 31 октября 1987 г., с 1 июля 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г., а также назначения досрочной страховой пенсии по старости, в отмененной части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Омска.

В остальной части решение Советского районного суда г. Омска от 16 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Редина Александра Степановича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи