ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-7887/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 19 мая 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Кожевниковой Л.П., Раужина Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3697/2019; УИД 38RS0035-01-2019-003750-60 по иску ФИО1 к Управлению федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконным решения комиссии,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 ноября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., пояснения истца ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Управления федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО3, выступающую по доверенности, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее – УФССП России по Иркутской области) о признании незаконным решения комиссии УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 5 марта 2019 г. в отношении судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Иркутского областного и арбитражных судов.
В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что приказом руководителя УФССП России по Иркутской области от 19 апреля 2016 г. №-к назначен на должность Федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по ОУПДС Специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Иркутского областного и арбитражных судов (СО СП по ОУПД ИО и АС) УФССП России по Иркутской области. 5 марта 2019 г. Комиссия УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, рассмотрев заявление заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава СО СП по ОУПД Иркутского областного и арбитражных судов Управления Е.С.В. о нарушении порядка служебных взаимоотношений и служебной дисциплины судебным приставом по ОУПДС СОСП по ОУПДС ИО и АС Управления ФИО1, в отношении истца вынесла решение о том, что ФИО1 подлежит моральному осуждению. С данным решением, проведённым с обвинительным уклоном полностью не согласен. Комиссией не установлен факт оскорблений в адрес заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава СО СП по ОУПД Иркутского областного и арбитражных судов Управления Е.С.В. Никакого дисциплинарного проступка истец не совершал, а служебная записка начальника отдела - старшего судебного пристава СО СП по ОУПД ИО и АС Е.А.В. в адрес истца написана из-за продолжающегося конфликта с 23 августа 2019 г. по вопросам распределения премии, коррупционных нарушений и получения форменного обмундирования. Истцу не представили всех членов Комиссии и присутствующих лиц на заседании, не разъяснили права, не предупредили заранее, по каким вопросам будет проходить данная Комиссия, не дали возможность тщательно подготовиться к заседанию. Председатель Комиссии не дала достаточно времени объяснить (постоянно прерывали) сложившуюся коррупционную обстановку в Специализированном отделе СП по ОУПД ИО и АС, не дали возможности пояснить суть конфликта. До сих пор не ознакомили со всеми материалами Комиссии, у истца имеется аудиозапись заседания, Комиссию он предупреждал, как только вошел в кабинет, что будет производиться аудиозапись.
Комиссия УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов нарушила пункты 8-15, пункты 32, 33 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821. Решение Комиссии УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 5 марта 2019 г. принято с нарушением пунктов 11, 17 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22 июля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 ноября 2019 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В поданной ФИО1 кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22 июля 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 ноября 2019 г., как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 29 декабря 2011 г. заключил служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области.
Приказом руководителя УФССП по Иркутской области от 19 апреля 2016 г. №-к ФИО1 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Иркутского областного и арбитражных судов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области.
В соответствии с пунктом 6 служебного контракта ФИО1 обязан знать и соблюдать Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов. Истец был ознакомлен с Кодексом этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов, утверждённым приказом Федеральной службы судебных приставов от 12 апреля 2011 г. № 124, под роспись.
На основании служебной записки начальника отдела - старшего судебного пристава Специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Иркутского областного и арбитражных судов Управления Е.А.В. от 25 декабря 2018 г. проведена служебная проверка в отношении истца, по результатам которой составлено заключение.
Основанием для проведения заседания послужило заявление заместителя начальника отдела Е.С.В. о том, что 1 февраля 2019 г. в здании Иркутского областного суда на посту № 1, согласно постовой ведомости нёс службу СП по ОУПДС ФИО1 В ходе пропускного режима ФИО1 не выявил запрещённый к проносу предмет (нож). После стал ругаться в адрес Е.С.В., грубо оскорблять его в присутствии лиц и работников аппарата суда, назвал «трусом» и «прихвостнем», чем нарушил приказ ФССП России от 19 ноября 2015 г. № 542 «Об утверждении порядка служебных взаимоотношений и служебной дисциплины судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов», приказ ФССП России от 12 апреля 2011 г. № 124 «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения федерального гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов». На заседании Комиссии ФИО1 признал, что назвал Е.С.В. «трусом», иных слов не употреблял. Данные обстоятельства истец подтверждал и в судебном заседании.
Комиссией принято решение о том, что вина ФИО1 в нарушении положений Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов установлена. ФИО1 подлежит моральному осуждению на заседании комиссии. Перед проведением заседания Комиссии ФИО1 под роспись 1 марта 2019 г. получил уведомление о его проведении.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствовался положениями части 1 статьи 15, статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и утверждённым данным Указом Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению Федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, Кодексом этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов, утверждённым приказом Федеральной службы судебных приставов от 12 апреля 2011 г. № 124, пришёл к соответствующим установленным обстоятельствам дела выводам, что заседание комиссии УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 5 марта 2019 г. проведено при соблюдении норм законодательства, решение комиссии соответствует исследованным требованиям нормативных актов, в связи с чем, оспариваемое решение не может быть признано недействительным и незаконным.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе ФИО1, по мотивам, изложенным в апелляционном определении, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы о том, что число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее четверти от общего числа членов комиссии, в то время как в протоколе указан только один член комиссии, который не являлся лицом, замещающим должности государственной службы в государственном органе, что, по мнению заявителя, свидетельствует о неправомочности комиссии УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Данные доводы были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и правильно отклонены по мотивам, подробно изложенным в решении суда и апелляционном определении, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут.
В соответствии с пунктом 6 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 (далее – Положение), вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных служащих, замещающих должности государственной службы в территориальных органах государственных органов, рассматриваются комиссией соответствующего территориального органа. Порядок формирования и деятельности комиссии, а также её состав определяются руководителем государственного органа в соответствии с настоящим Положением.
Комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок её работы. В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии (пункт 7 Положения).
Число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии (пункт 11 Положения).
Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения (пункт 12 Положения).
Как следует из материалов дела, приказом УФССП России по Иркутской области от 22 февраля 2019 г. № 48 утверждён состав Комиссии УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно указанному приказу в состав Комиссии входят: председатель комиссии - заместитель начальника Управления – заместитель главного судебного пристава Иркутской области С.С.Ю., заместитель председателя комиссии - заместитель руководителя Управления М.В.И. секретарь комиссии – и.о. начальника отдела противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности Управления К.Е.А., члены комиссии – начальник отдела правового обеспечения Управления К.А.В., главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения Управления Л.И.А., главный специалист-эксперт отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судом Управления Д.С.В., старший преподаватель Российской правовой академии Минюста России, Иркутского юридического института К.Е.В., старший преподаватель кафедры уголовного права, кандидат юридических наук Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» Г.Я.В..
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, составляет не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
Согласно пункту 14 Положения заседание комиссии считается правомочным, если на нём присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо.
Как следует из протокола № 2 заседания Комиссии УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 5 марта 2019 г., на нём присутствовали 5 человек: председатель комиссии С.С.Ю., члены комиссии – К.Е.А.Л.И.А., Д.С.В.Г.Я.В., что составляет не двух третей от общего числа членов комиссии.
Из четырёх членов Комиссии, присутствовавших на заседании, один член Комиссии – доцент кафедры уголовного права Российской академии правосудия Г.Я.В.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы на заседании Комиссии 5 марта 2019 г. число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, составляло не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
Учитывая изложенное, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу, что заседание Комиссии УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 5 марта 2019 г. проведено при соблюдении вышеприведённых норм законодательства. При таких обстоятельствах, оснований для признания протокола заседания Комиссии незаконным, не имеется.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованных постановленного судебного акта, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи