ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-37/19 от 18.03.2020 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№88-1555/2020

№ дела 2-37/2019

в суде первой инстанции

18 марта 2020 года г. Пятигорск

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Усмановой Г.Ф.,

судей Ошхунова З.М., Росиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Ленинского района г. Ставрополя к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО30, Марти Н.И., Марти С.А., Марти А.А., ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, Черной И.В., ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельного требования относительно предмета спора – комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, АО «Ставропольгоргаз», АО «Теплосеть» г. Ставрополя о возложении на собственников жилых помещений дома, подготовить многоквартирный жилой дом к эксплуатации в осенне-зимний период, представить администрации необходимые документы

по кассационной жалобе главы администрации Ленинского района г.Ставрополя ФИО27 на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 17.09.2019.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ошхунова З.М., Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Администрация Ленинского района г. Ставрополя обратилась с иском, к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО28, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО30, Марти Н.И., Марти С.А., ФИО29, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, Черной И.В., ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 о возложении обязанности на собственников жилых помещений дома, расположенного по адресу: <адрес>, подготовить многоквартирный жилой дом к эксплуатации в осенне-зимний период, а именно предоставить администрации Ленинского района г. Ставрополя следующие документы: договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования с АО «Ставропольгоргаз», а также акты проверки газового оборудования; договоры поставки газа с ООО «Газпорм Межрегионгаз Ставрополь»; акты проверки вентиляционных каналов жилых помещений; технические условия на установку прибора электрического отопления, согласованные в энергоснабжающей организации; проектную документацию на установку прибора электрического отопления, согласованную с энергоснабжающей организацией и органом государственного энергетического надзора; договор на электроснабжение, заключенного между потребителем и энергоснабжающей организацией; разрешения от органов госэнергонадзора на подачу напряжения на электроустановки; разрешение на переустройство квартир; договоры на содержание и обслуживание общего имущества; договор на аварийное обслуживание.

В обоснование иска указано, что в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» в целях обеспечения устойчивого функционирования объектов жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи, инженерной и социальной инфраструктуры города Ставрополя в осенне-зимний период 2017 - 2018 годов администрацией г. Ставрополя издано постановление от 23.05.2017 № 884 «О подготовке городского хозяйства и социальной инфраструктуры города Ставрополя к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов».

Во исполнение постановления администрации г. Ставрополя администрацией Ленинского района г. Ставрополя создана комиссия по проверке готовности к отопительному периоду 2017 - 2018 годов потребителей тепловой энергии (приказ администрации Ленинского района г. Ставрополя от 10.07.2017 № 178-п). Многоквартирные дома должны быть подготовлены к отопительному сезону в срок до 15 сентября 2017.

Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в ломах, системы отопления, вентиляции).

При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов (п. 2.6.2. Постановления Госстроя РФ № 170).

Оценка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе центрального теплоснабжения, производится в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103.

В случае, если все квартиры дома подключены к центральному теплоснабжению, то результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки по рекомендуемому образцу.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду.

При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.

В случае, если отопление квартир многоквартирного дома осуществляется за счет внутриквартирного газового оборудования, оценка готовности производится в соответствии Постановлением Правительства РФ

от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и удержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении

коммунальной услуги по газоснабжению и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд. Кроме того, обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.

Собственники помещений, у которых имеется газовое оборудование, должны оформить документацию в соответствии с вышеуказанными требованиями.

Если отопление осуществляется за счет трансформации электроэнергии, то данный случай регулируется СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование, согласно которому отопление и внутреннее теплоснабжение зданий электроэнергией с непосредственной трансформацией ее в тепловую допускается применять по техническому заданию. Отпуск электроэнергии следует согласовывать с энергоснабжающей организацией в установленном порядке.

Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, согласно требованиям Постановления Госстроя РФ № 170.

Многоквартирный жилой дом № 56 по улице Объездной сдан в эксплуатацию в 1980 году. Количество помещений в многоквартирном доме: жилых 20 квартир, нежилых 2 помещения. Общая площадь помещений в МКД составляет 1099,1 кв. м, в том числе жилой 1003,1 кв. м.

Согласно техническому паспорту МКД имеет центральное теплоснабжение. По информации АО «Ставропольгоргаз» от 12.01.2018 № 14- 46, согласно исполнительной документации по адресу: <адрес>, газификация многоквартирного дома выполнена в 1981 году.

28 апреля 2013 года проведено общее собрание жильцов МКД. Согласно протоколу от 28 апреля 2013 г. № 2 собственниками помещений принято решение о переходе квартир на индивидуальное отопление. Собственник нежилых муниципальных помещений, которого представляет КУМИ г. Ставрополя, согласия на переход на индивидуальное отопление не

давал.

07 августа 2013 г. Управлением Ставропольского края Государственной жилищной инспекцией была проведена внеплановая выездная проверка обращения собственника <адрес>.

В ходе проверки установлено, что председателем дома ФИО30 без разработки проектно-сметной документации и получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления г. Ставрополя, а также без получения согласования с собственниками нежилых помещений по указанному адресу начаты работы по переустройству (реконструкции) системы центрального отопления в указанном доме, переход на индивидуальное отопление, что привело к нарушению в работе инженерной системы центрального отопления дома, а именно: демонтирован теплоноситель в тепловом узле, демонтированы стояки системы центрального отопления, демонтирована запорная арматура.

Администрацией Ленинского района г. Ставрополя 23 сентября 2013 года заявлено исковое заявление № 02/01-4747-7 в Ленинский районный суд г. Ставрополя об обязании восстановить систему центрального отопления <адрес> в <адрес>.

Решением от 04.10.2013 Ленинский районный суд г. Ставрополя обязал ФИО30, как уполномоченного представителя собственников в МКД, восстановить систему Центрального отопления, подготовить общедомовое имущество к эксплуатации в осенне-зимний период 2013-2014 годов, оформить акт готовности системы г топления и паспорта готовности общедомового имущества.

Согласно определению Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10.12.2014 удовлетворено заявление ФИО30 о прекращении исполнительного производства. Решением суда прекращено исполнительное производство от 09.10.2013 № 40873/13/41/26 в отношении ФИО30 Тем не менее в определении суда прямо сказано, что теплоснабжение центрального отопления в МКД восстановлено не во всех квартирах, а только в квартирах № 2,4, 6, 8,10,12,14,16,18.

Согласно письму комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 11 января 2018 г. № 5419-06/7-14/2-33 решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений квартир №№ 1,3- 11, 13, 15, 17, 19 выданы комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя в соответствии с проектом, предусматривающим установку индивидуального квартирного источника тепловой энергии. Проектом переустройства и перепланировки квартиры 20 установка индивидуального квартирного источника тепловой энергии не предусмотрена. По квартирам 3, 13, 20 подготовлены акты о завершении переустройства и перепланировки жилых помещений.

В проектах, представленных для выдачи решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений по <адрес>, запроектированы работы по замене чугунных радиаторов на алюминиевые и замене старых трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения на трубопроводы из пропиленовых труб, прокладываемых в конструкции пола. Демонтаж стояков системы центрального отопления проектом не предусмотрен.

В настоящее время, по информации АО «Ставропольгоргаз» от 02.10.2018 № 17-2405, согласно исполнительно-технической документации в квартирах №№ 6, 10, 14, 20 произведен самовольный демонтаж проточного водонагревателя и установка теплогенератора, в квартирах №№ 2, 12, 16, 18 отопительный прибор отсутствует.

Таким образом, собственники помещений многоквартирного дома самостоятельно, без согласования произвели демонтаж системы центрального отопления и в настоящее время не предпринимают никаких мер по восстановлению системы центрального отопления или окончательного исполнению решения общего собрания о переходе на индивидуальное отопление.

Рабочей группой по подготовке жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района города Ставрополя, состав которой утвержден приказом администрации Ленинского района г. Ставрополя от 10.07.2017 № 178-п, проведена проверка дома № 56 по ул. <адрес> в целях готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду в соответствий с требованиями приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду».

По результатам проверки составлен акт о неготовности дома к отопительному периоду. До настоящего времени информация в администрацию Ленинского района города Ставрополя об устранении нарушений не предоставлена.

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 24.05.2019 исковые требования администрации Ленинского района города Ставрополя удовлетворены.

Суд обязал собственников жилых помещений дома, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО31, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО28, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО30, ФИО32, ФИО33, ФИО29, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО34, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 подготовить многоквартирный жилой дом к эксплуатации в осенне-зимний период, а именно предоставить администрации Ленинского района города Ставрополя следующие документы:

договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования с АО «Ставропольгоргаз», а также акты проверки газового оборудования;

договоры поставки газа с ООО «Газпорм Межрегионгаз Ставрополь»; акты проверки вентиляционных каналов жилых помещений; технические условия на установку прибора электрического отопления, согласованные в энергоснабжающей организации;

проектную документацию на установку прибора электрического отопления, согласованную с энергоснабжающей организацией и органом государственного энергетического надзора;

договор на электроснабжение, заключенного между потребителем и энергоснабжающей организацией;

разрешения от органов госэнергонадзора на подачу напряжения на электроустановки;

разрешение на переустройство квартир;

договоры на содержание и обслуживание общего имущества;

договор на аварийное обслуживание.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 17.09.2019 решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 24.05.2019 отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение, ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.

Проверив апелляционное определение в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущено не было.

Отменяя решение суде первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акт проверки к отопительному сезону 2018-2018г.г. от 01 августа 2017 года, на котором истец основывал свои требования, суд апелляционной инстанции, установил его несоответствие пунктам 4-12 Приказа Минэнерго России от 12 марта 2014 №103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду», а именно отсутствие перечня конкретных замечаний, с указанием срока их устранения, требования о предоставления определенных документов, указанных в иске. Установив данное обстоятельство, а также факт непроведения повторной проверки на предмет оценки готовности многоквартирного дома к отопительном периоду, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по принудительному совершению указанных в иске требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, что в силу части 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 17.09.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации Ленинского района г. Ставрополя ФИО27 - без удовлетворения.

Председательствующий Г.Ф. Усманова

Судьи З.М. Ошхунов

Е.А. Росина