ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-38-151/20 от 11.09.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88-22235/2020

№ дела суда 1-й инстанции 2-38-151/2020

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 11 сентября 2020 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Якубовская Е.В., рассмотрев гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с 1 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым на решение мирового судьи судебного участка № 38 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) Республики Крым от 20 марта 2020 года, апелляционное определение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 июня 2020 года,

установила:

Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым обратился к мировому судье с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи в размере <данные изъяты> руб. и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с 1 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года в размере <данные изъяты> руб., а также судебных издержек, связанных с почтовым отправлением копии искового заявления с приложенными документами в адрес ответчика и третьего лица на общую сумму <данные изъяты> руб.

Решением мирового судьи судебного участка № 38 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) Республики Крым от 20 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе начальник Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым ФИО4 ссылается на то, что при вынесении обжалуемых судебных актов допущены нарушения норм материального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и подлежат отмене.

В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.

Судебными актами установлено, что ответчик ФИО1 на основании заявлений от 23 апреля 2019 года в период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года являлась получателем мер социальной поддержки в виде государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба на основании Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года по категории «Малоимущая семья».

Решением Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории от 11 июня 2019 года прекращено назначение ФИО1 мер социальной поддержки «Государственная социальная помощь», в соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым №587 от 23 декабря 2014 года.

Также 11 июня 2019 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории принято решение о прекращении ФИО1 назначения мер социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба», в соответствии с пунктом 4 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым № 480 от 25 августа 2015 года.

Согласно справок-расчетов от 25 июня 2019 года и от 25 июня 2019 года, представленных истцом, за период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года ответчиком ФИО1 была получена мера социальной поддержки в виде «Государственной социальной помощи ежемесячно» в размере <данные изъяты> руб. 91 коп. и мера социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» в размере <данные изъяты> руб. 31 коп.

Основанием для прекращения выплат послужил факт регистрации в государственном органе на имя ФИО1 (согласно ответа Отделения МРЭО ГИБДД МВД по РК за исх. от 24 мая 2019 года) двух транспортных средств: автомобиля <данные изъяты>, 1984 года выпуска, с государственным регистрационным знаком и автомобиля <данные изъяты>, 1990 года выпуска, с государственным регистрационным знаком .

Разрешая спор и отказывая Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции руководствуясь статьями 130, 218, 223, 454, 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что что основания для взыскания с ответчика ФИО1 спорной суммы государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с 1 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года отсутствуют.

Суд кассационной инстанции не может согласиться вынесенными судебными постановлениями по следующим основаниям.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым устанавливает Закон Республики Крым «О государственной социальной помощи в Республике Крым» от 27 ноября 2014 года .

Государственная социальная помощь в соответствии с Законом Республики Крым «О государственной социальной помощи в Республике Крым» от 27 ноября 2014 года предоставляется малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым. Государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым на период, не превышающий трех месяцев с первого числа месяца обращения за ней.

Согласно статье 10 Закона Республики Крым «О государственной социальной помощи в Республике Крым» от 27 ноября 2014 года , в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных получателем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.

Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым.

Правила назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия установлены Порядком предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года.

В соответствии с Порядком от 23 декабря 2014 года государственная социальная помощь не назначается в случае, когда в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного автомобиля, транспортного средства (механизма).

Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба в соответствии с Порядком расходования субвенции местным бюджетам на социальные выплаты малообеспеченным, инвалидам и другим категориям граждан от 25 августа 2015 года назначается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым. Ежемесячная денежная выплата назначается с месяца подачи заявления на год и выплачивается по месту жительства либо месту пребывания получателя в Республике Крым ежемесячно.

В соответствии с Порядком от 25 августа 2015 года , утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым пособие не назначается в случае, когда в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного автомобиля, транспортного средства (механизма).

Согласно статье 24 Порядком расходования субвенции местным бюджетам на социальные выплаты малообеспеченным, инвалидам и другим категориям граждан от 25 августа 2015 года , в случае установления органом труда и социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности выплата ежемесячной денежной выплаты прекращается.

Вместе с тем, материалами дела установлено, что согласно сообщения Отделения МРЭО ГИБДД Министерства внутренних дел по Республики Крым от 24 апреля 2019 года , за ответчиком ФИО1 зарегистрированы следующие транспортные средства: автомобиль <данные изъяты>, 1984 года выпуска, госномер ; автомобиль <данные изъяты>, 1990 года выпуска, госномер .

В этой связи, 11 июня 2019 года Департаментом принято решение о прекращении назначения и выплаты МСП «Государственная социальная помощь» и МСП «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» с 01 апреля 2019 года, поскольку ответчик ФИО1 имеет в собственности 2 автомобиля и для назначения мер социальной поддержки законные основания согласно пункта 40 Порядка от 23 декабря 2014 года и пункта 24 Порядка от 05 августа 2015 года отсутствуют.

Решение Департамента о прекращении назначения мер социальной поддержки ответчиком в административном либо в судебном порядке не оспаривалось.

В связи с тем, что ответчик ФИО1 при подачи заявлений на получение мер социальной поддержки скрыла факт владения двумя автомобилями, произошла переплата денежных средств из бюджета Республики Крым за период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года в виде государственной социальной помощи в размере <данные изъяты> рубля и ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба в размере <данные изъяты> рублей ответственность за которую возлагается на получателя ФИО1

29 июля 2019 года ответчику вручено уведомление на возврат излишне полученных денежных средств в добровольном порядке, с предупреждением, что в случае непогашения переплаты документы будут переданы в суд.

ФИО1 в ответ на полученное уведомление, написала заявление, в котором указала, что обязуется погасить переплату до конца октября 2019 года, то есть фактически признала задолженность по переплате денежных средств и приняла на себя обязательство по возвращению денежных средств.

При этом, решение Департамента о прекращении выплаты мер социальной поддержки и взыскании образовавшейся задолженности по взысканию ФИО1 ни в административном ни в судебном порядке не обжаловала.

Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций основанием принятия решения об отказе в удовлетворении исковых требований указали, что 25 декабря 2018 года между ФИО1 и ФИО5 заключен договор купли-продажи автомобиля марки <данные изъяты>, 1984 года выпуска, с государственным регистрационным знаком . Как следует из текста указанного договора, стороны выполнили в полном объеме взятые на себя обязательства, в том числе по передаче денежных средств и транспортного средства.

При этом перерегистрация транспортного средства – автомобиля <данные изъяты> госномер собственника ФИО1 на ФИО6 согласно сообщению Отделения МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым за исх. от 11 марта 2020 года, произведена 08 июня 2019 года.

Между тем, данным обстоятельствам, имеющее значение для правильного разрешения спора, судами первой и апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями закона.

Порядок регистрации транспортных средств регламентирован Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 24 ноября 2008 года №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее - Правила).

В пункте 6 Правил указано, что изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с данными Правилами.

Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника.

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный приказом МВД РФ от 07 августа 2013 года № 605, предусматривает, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности, осуществляется на основании заявления нового собственника транспортного средства (п. 56.1). Регистрация транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем (п. 60.4).

Поскольку перерегистрация транспортного средства с собственника ФИО1 на ФИО6 имела место лишь 08 июня 2019 года, делать вывод о том, что у ФИО6 возникло право собственности на спорный автомобиль, а у ФИО1 оно прекращено на период выплат мер социальной поддержки нет оснований.

Соответственно вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения в соответствии с положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации заявленных истцом требований о взыскании с ответчика суммы государственной социальной помощи в размере <данные изъяты> руб., и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба в размере <данные изъяты> рублей за период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года является преждевременным, не соответствует обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела.

Судья считает, что допущенные при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, установить все значимые обстоятельства по делу, проверить доводы сторон, правильно применив нормы материального права и не нарушив нормы процессуального права, вынести законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определила:

апелляционное определение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 июня 2020 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Судья Е.В. Якубовская