ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-383/2022 от 30.08.2022 Дудинского районного суда (Красноярский край)

84RS0001-01-2022-000444-08

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2022 года г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пигиной Н.А.,

при секретаре Галат В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-383/2022 по иску Российской Федерации в лице министерства сельского хозяйства Красноярского края к семейной (Родовой) общине коренных малочисленных народов Севера «БАКА» об обязании устранить нарушения лесного законодательства, приостановлении деятельности по ведению сельского хозяйства СРО КМНС «БАКА» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 04.07.2016 № 445/р до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, запрете СРО КМНС «БАКА» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 04.07.2016 № 445/р до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря,

УСТАНОВИЛ:

Российская Федерация в лице министерства сельского хозяйства Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением к семейной (Родовой) общине коренных малочисленных народов Севера «Бака» об обязании устранить нарушения лесного законодательства, приостановлении деятельности по ведению сельского хозяйства СРО «КМНС «БАКА» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 04.07.2016 № 445/р до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, запрете СРО «КМНС «БАКА» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 04.07.2016 № 445/р до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря. Свои требования мотивировал следующим.

Между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и Семейной родовой общиной коренных малочисленных народов Севера «БАКА» (далее — СРО «КМНС «БАКА») заключен договор аренды лесного участка от 04.07.2016 № 445/р (далее договор аренды), предоставленный для ведения сельского хозяйства (северное оленеводство), в соответствии с которым СРО «КМНС «БАКА» в пользование передан лесной участок общей площадью 4,364 га, расположенный: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий автономный район, КГБУ «Таймырское лесничество» Дудинского участкового лесничества в квартале № 398 (части выделов 4,18,24,25,27,28,36,37,38,40,41,42), являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 84:00:0000000:3, учетный номер части 433, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0150-2015-05-13622-6. Согласно договору аренды СРО «КМНС «БАКА» использует арендуемый лесной участок для ведения сельского хозяйства (северное оленеводство). Согласно пункту 12 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1614 соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования; В целях мониторинга подготовки лесопользователей к пожароопасному сезону 2022 года в декабре 2021 года в адрес всех лесничеств края Министерством лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство) направлены уведомления о проведении осмотров пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на лесных участках, принадлежащих лесопользователям края (далее - ПСПИ) и предоставлении информации о результатах осмотров до 25.02.2022. Нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». Согласно приказу Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 11.05.2022 № 86-1219-ОД пожароопасный сезон 2022 года на территории Таймырского лесничества открыт с 11.05.2022. В целях проверки подготовки лесопользователей к пожароопасному сезону 2022 года должностными лицами лесничества проведен осмотр пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, принадлежащего лесопользователю (далее - ПСПИ). По информации лесничества ПСПИ СРО «КМНС «БАКА», в нарушение пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах, не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Исходя из условий договора аренды, вида использования лесного участка (ведение сельского хозяйства), площадь арендованного лесного участка (4,364 га) арендатор должен укомплектовать ПСПИ согласно приложению № 2 части 3 графа 13 Приказа Минприроды России от 28.03.2014 № 161. Согласно сведениям от 24.01.2022 о результатах осмотра ПСПИ на используемом лесном участке указанные выше требования не выполнены, ПСПИ не укомплектовано в полном объеме, а именно отсутствует: - ранцевые опрыскиватели — 5 шт. В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности. Согласно пунктам 3, 5 статьи 53.1. Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горючесмазочных материалов. Нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя; предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Фактов, препятствующих соблюдению Лесопользователем требований действующего законодательства и условий договора в части комплектации ПСПИ необходимым инвентарём и оборудованием (техникой), не установлено. Отсутствие у СРО «КМНС «БАКА» средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров влечет неготовность СРО «КМНС «БАКА» к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты.

Таким образом, в результате бездействия СРО «КМНС «БАКА» нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах. Указанная ситуация в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределённого круга лиц).В соответствии со статьёй 56 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ определено, что Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля (надзора).

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.

Согласно пункту «б» статьи 4 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах, осуществляются органами государственной власти субъектов РФ в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

Пунктом 3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476, государственный надзор осуществляют в частности уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия РФ по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) в пределах полномочий указанных органов, определённых в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, а также подведомственные указанным органам государственные учреждения.

На основании части 1, пунктов «а», «г», «з» части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах местного организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ.

Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых Правительством края.

Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 № 560-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство).

Постановлением Правительства края от 26.07.2016 № 374-п утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края.

Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений. в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, Министерство освобождено.

В связи с чем просит обязать СРО «КМНС «БАКА» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря по договору аренды от 04.07.2016 № 445/ р в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарём: ранцевые опрыскиватели - 5 шт.; приостановить деятельность по ведению сельского хозяйства СРО «КМНС «БАКА» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 04.07.2016 № 445/р, до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства; запретить СРО «КМНС «БАКА» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 04.07.2016 № 445/р иным лицам до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству от представителя министерства лесного хозяйства Красноярского края по доверенности Максименко И.С. поступило заявление об отказе в полном объеме от исковых требований к СРО «КМНС «БАКА» об обязании укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря по договору аренды № 445/р от 04.07.2016 в связи с добровольным исполнением после подачи иска в суд. Министерство просит прекратить производство по делу на основании ст. 220 ГПК РФ, порядок и последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, истцу понятны.

Истец Российская Федерация в лице министерства сельского хозяйства Красноярского края в судебное заседание своего представителя не направил, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Ответчик СРО «КМНС «БАКА» в лице председателя правления общины – Малютин В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без своего участия.

Третье лицо КГБУ "Таймырское лесничество " в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, представило информационное письмо от 29.07.2022 № 345, согласно которому сотрудниками КГБУ «Таймырское лесничество» 12.08.2021 и 24.01.2022 был произведен натурный осмотр противопожарного инвентаря (далее ПСПИ), в ходе которого установлено отсутствие лесных ранцевых опрыскивателей в количестве 5 шт. 29.07.2022 в ходе проведения натурного осмотра ПСПИ установлено, что ПСПИ доукомплектован в полном объеме, согласно нормативам, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 28.03.2014 № 161.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 39, 173 ГПК РФ истец вправе отказаться от заявленных исковых требований. Отказ от иска принимается судом, если он не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 220 ГПК РФ производство по делу прекращается судом в случае, если заявитель отказался от заявленных требований и отказ принят судом.

Данных о том, что отказ от заявления носит вынужденный характер, не установлено, отказ не противоречит закону, прав и законных интересов истца и иных лиц не нарушает, последствия отказа от заявленных требований, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, истцу разъяснены и понятны, полномочия на отказ от исковых требований у истца имеются.

Таким образом, имеются основания для принятия отказа от заявленных требований и прекращения производства по делу.

Руководствуясь ст. 39, 152, 220, 221, 224-225 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ Российской Федерации в лице министерства сельского хозяйства Красноярского края от исковых требований к СРО «КМНС «БАКА» об обязании устранить нарушения лесного законодательства, приостановлении деятельности по ведению сельского хозяйства СРО «КМНС «БАКА» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 04.07.2016 № 445/р до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, запрете СРО «КМНС «БАКА» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 04.07.2016 № 445/р до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, производство по гражданскому делу № 2-383/2022 прекратить, в связи с отказом от иска.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Красноярский краевой суд в течение 15 дней после его вынесения.

Судья Н.А.Пигина