ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18077/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 29 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Гусева Д.А., Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3840/2021 (УИД 24RS0056-01-2021-000604-37) по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю о зачете периода службы в выслугу лет в льготном исчислении,
по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 30 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее по тексту - ФИО1, истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту - ГУ МВД России по Красноярскому краю, ответчик) о зачете периода военной службы в выслугу лет в льготном исчислении.
Требования мотивированы тем, что в период с 2 августа 2002г. по 22 января 2008 г. истец проходил военную службу по контракту в Республике Таджикистан. Указанный период в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280, а также Приказом Минобороны России от 1 января 1996 г. № 9 зачтен ФИО1 в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях – один месяц службы за три месяца.
После увольнения с военной службы, он проходил службу в органах внутренних дел на различных начальствующих должностях в период с 16 июня 2008 г. по 1 октября 2021 г.
Приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 21 декабря 2020 г. № № ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел.
При согласовании расчета выслуги лет ГУ МВД России по Красноярскому краю отказалось засчитать период прохождения военной службы в Республике Таджикистан в льготном исчислении – один месяц службы за три месяца, данный период был включен в выслугу лет в исчислении один месяц военной службы за 1,5 месяца.
С учетом такого исчисления, общая выслуга лет ФИО1 составила 31 год 26 дней, с чем он не согласен.
Просил зачесть в общую продолжительность выслуги лет период прохождения военной службы по контракту в Республике Таджикистан с 2 августа 2002 г. по 21 января 2008 г. исходя из расчета 1 месяц службы за 3 месяца в соответствии с пунктом 3 подпунктом «б» абзаца 14 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 г. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения.
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 30 сентября 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены, на ГУ МВД России по Красноярскому краю возложена обязанность по включению в выслугу лет для назначения пенсии ФИО1 периода прохождения военной службы со 2 августа 2002 г. по 21 января 2008 г. в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 марта 2022 г. решение Центрального районного суда г. Красноярска от 30 сентября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ГУ МВД России по Красноярскому краю просит отменить решение Центрального районного суда г. Красноярска от 30 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 марта 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
Действие названного закона распространяется, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей) (абзац четвертый пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, военная служба.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая продолжительность выслуги лет, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 22 сентября 1993 г. № 941, в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет, в том числе с учетом особенностей прохождения военной службы военнослужащими, выполняющими задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, а именно постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее по тексту – Порядок).
Согласно подпункту «б» пункта 3 указанного Порядка в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается на льготных условиях: один месяц службы за три месяца: при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 г., а также при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 г. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения.
В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах согласно абзацу первому статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» определяет Правительство Российской Федерации.
Такой Порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» (далее по тексту - Порядок от 21 марта 1994 г. № 280).
Согласно абзацу 2 пункта 2 Порядка от 21 марта 1994 г. № 280 периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Пунктом 3 Порядка от 21 марта 1994 г. № 280 установлено, что военнослужащие и сотрудники, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в Приднестровском регионе Республики Молдова и в Республике Таджикистан, находятся в зонах вооруженных конфликтов, в связи с чем предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» Министром обороны Российской Федерации 4 января 1996 г. издан Приказ № 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах» (далее также - приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года № 9).
Пунктом 5 Приложения № 2 «Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9 определено, что военнослужащим, указанным в подпункте «б» пункта 1 настоящего Приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).
В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел с 19 июня 2008 г. по 10 декабря 2021 г.
Приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 21 декабря 2020 г. № № ФИО1 уволен из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно заключению от 21 января 2021 г. № ЦФО ГУ МВД России по Красноярскому краю ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет с 10 января 2021 г., выслуга лет по состоянию на 10 января 2021 г. составила в календарном исчислении 23 года 12 дней, в льготном исчислении 31 год 26 дней, при этом период прохождения истцом военной службы по контракту в Республике Таджикистан со 2 августа 2002 г. по 21 января 2008 г. засчитан в льготном исчислении – один месяц службы за 1,5 месяца.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период прохождения военной службы на территории Республики Таджикистан в условиях чрезвычайного положения по выполнению задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка с 2 августа 2002 г. по 22 января 2008 г. подтверждается приказами командира войсковой части <данные изъяты>, военным билетом истца, в котором имеются записи о данном периоде и включении его в выслугу лет в льготном исчислении – один месяц службы за три месяца, трудовой книжкой и послужным списком личного дела.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Являются состоятельными доводы кассационной жалобы о том, что спорный период прохождения службы ФИО1 не может расцениваться как факт выполнения им специальных задач в условиях чрезвычайного положения, не оформлен приказами, утвержденными руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операции, поскольку выводы судов не опровергают, тогда как материалами дела подтверждается период прохождения военной службы на территории Республики Таджикистан в условиях чрезвычайного положения по выполнению задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка со 2 августа 2002 г. по 22 января 2008 г., в частности приказами командира войсковой части <данные изъяты>.
Кроме того судами обоснованно принято во внимание, что в период с 23 января 2008 г. по 19 сентября 2008 г. до поступления на службу в ОВД истец являлся получателем пенсии за выслугу лет от Министерства обороны Российской Федерации, при расчете которой спорный период был засчитан в выслугу лет истца на льготных условиях – один месяц службы за три месяца в соответствии с абзацем 14 подпункта «б» пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 № 941.
Доводы кассационной жалобы ответчика повторяют позицию, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела. Действующим гражданским процессуальным законодательством суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 30 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи