ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-38/2021 от 14.10.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-16510/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 14 октября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Фроловой Т.В.

судей: Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-38/2021 ( по иску ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов

по кассационной жалобе ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 мая 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО2 обратился в суд с иском к ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов.

Исковые требования мотивированы тем, что со 2 сентября 2014 г. истец работает в Дудинском арктическом поисково-спасательном отряде МЧС России в должности спасателя 3 класса поисково-спасательного подразделения.

3 июня 2020 г. решением Правительственной комиссии в связи с разливом нефтепродуктов из резервуара ТЭЦ-3 АО НТЭК на территории г.Норильск и ТДН района был введен режим ЧС федерального характера. 4 июня 2020 г. приказом ФГКУ СРПСО МЧС России в Дудинском отряде введен режим функционирования ЧС.

В период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. истец в составе аварийно- спасательной группы принимал непосредственное участие в ликвидации ЧС, при этом, им осуществлялись аварийно-спасательные работы (установка и снятие боновых заграждений, рассыпка и сбор сорбента, установка и сбор сорбирующих салфеток), а также неотложные работы (обслуживание техники перед и после проведения работ, погрузка, разгрузка различных грузов и оборудования, их доставка, перевозка людей, а также выполнение служебных обязанностей в лагере в период отсутствия работ на выезде). Все работы проводились исключительно в зоне ЧС, и были направлены на ликвидацию ее последствий. При проведении работ им неоднократно использовался защитный костюм Л-1, выданный работодателем, необходимость применения которого была обусловлена работами с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами.

В период проведения работ на месте ЧС, по указанию старшего группы - начальника поисково-спасательного подразделения ФИО5, спасателем ФИО11 велся учет выполнения служебных обязанностей на выезде, с отображением проведения работ в ночное время, времени работы в особых условиях без изолирующих средств, вносились сведения в журнал выхода и возвращения машин, данные сведения ежедневно передавались посредством электронной почты на электронную почту работника ФГКУ «СРПСО МЧС России» ФИО6, отвечавшей за учет рабочего времени в чрезвычайной ситуации, каких-либо замечаний по полученным сведениям не поступало. Тем не менее, по возвращению с места ЧС, начальником поисково-спасательного подразделения ФИО5 был составлен табель учета рабочего времени при проведении работ, не соответствующий действительности, в котором время работы истца было уменьшено. При получении расчета истцом обнаружено, что в состав оплаты не вошли 42 часа его работы с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами, 14 часов работы с использованием защитного костюма Л-1, 02 часа работы в ночное время, 52 часа работ при непосредственном участии в ликвидации ЧС (учтены 159 часов вместо фактических 211).

В результате искажения учета рабочего времени, ему недоначислены и не выплачены 55 781 рубль 89 копеек.

Невыплатой в полном размере заработной платы ему причинен моральный вред, также им понесены расходы по оплате юридических услуг при обращении в суд.

ФИО2 просил суд взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по заработной плате за период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. в размере 55 781 рубль 89 копеек, денежную компенсацию морального вреда 20 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг 17 000 рублей.

Решением Дудинского районного суда Красноярского края от 1 февраля 2021 г. иск ФИО2 удовлетворен частично. Постановлено взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» в пользу ФИО2 задолженность по заработной плате в размере 45 004 рубля 01 копейку, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы 2 295 рублей 20 копеек, денежную компенсацию морального вреда 2 000 рублей, судебные издержки 7 000 рублей, а всего взыскать 56 299 рублей 21 копейку.

В остальной части заявленных исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 мая 2021 г. решение Дудинского районного суда Красноярского края от 01 февраля 2021 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г., процентов за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда отказано.

ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 мая 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления как незаконного, оставлении без изменения решения Дудинского районного суда Красноярского края от 1 февраля 2021 г..

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 со 2 сентября 2014 г. работает в должности спасателя поисково-спасательного подразделения Дудинского арктического поисково-спасательного отряда (АПСО) МЧС России Сибирского регионального поисково-спасательного отряда МЧС (филиал ФГКУ «Сибирский региональный поисковоспасательный отряд МЧС России»).

В целях защиты населения и территорий, ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов из резервуара ТЭЦ-3 открытого акционерного общества «Норильско- Таймырская энергетическая компания» и загрязнением водных объектов (р. Далдыкан, р. Амбарная), постановлением правительства Красноярского края от 31 мая 2020 г. № 400-п, с 18 часов 00 минут 31 мая 2020 г. введен режим чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) для органов управления и сил муниципальных звеньев г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Территория г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района определены зоной чрезвычайной ситуации.

Согласно протоколу заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № 3 от 3 июня 2020 г. на территории городского округа Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации федерального характера и установлен федеральный уровень реагирования.

Приказом заместителя начальника ФГКУ «СРПСО МЧС России» ФИО7 от 4 июня 2020 г. в Дудинском Арктическом ПСО МЧС России (филиал ФГКУ «СРПСО МЧС России» с 09 часов 50 минут до особого распоряжения введен режим чрезвычайной ситуации. Начальнику ПСС СРПСО МЧС России, начальнику Дудинского Арктического ПСО МЧС России (филиала ФГКУ «СРПСО МЧС России» поручено организовать выполнение мероприятий согласно Плану приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время; выделить необходимое оборудование и снаряжение; для доставки личного состава, оборудования и снаряжения в г. Норильск и обратно выделить автотранспорт.

Приказом начальника регионального поисково-спасательного отряда ФИО8/ф от 2 июля 2020 г. истец ФИО2, являющийся спасателем 3 класса, в составе группы спасателей в количестве 6-ти человек, был включен в состав дежурной смены и направлен 4 июля 2020 г. в 09 часов 10 минут в г. Норильск Красноярского края, район ТЭЦ-3 ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ (далее- АСДНР) Дудинским арктическим поисково-спасательным отрядом МЧС России (пункт 1 приказа).

При проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в особых условиях бухгалтерии поручено произвести выплату компенсационного характера в соответствии с пунктами 67-69 Приложения приказа МЧС от 14 декабря 2019 г. № 747, на основании документов, подтверждающих выполнение работ (пункт 9 приказа).

В период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. спасателями вышеуказанной группы в количестве 6 человек, включая ФИО2, был выполнен комплекс АСДНР, время проведения которых, в том числе, время выполнения служебных обязанностей на выезде (по 16 часов ежедневно), в том числе в ночное время (по 2 часа ежедневно), время проведения АСДНР (по 12 часов ежедневно), время работы в особых условиях без изолирующих средств (0 часов), с применением изолирующих средств (0 часов) отражены в ежедневных табелях учета рабочего времени при проведении АСДНР, составленных в указанный период и подписанных руководителем АСДНР, начальником ПСП ФИО5, начальником отряда ФИО9, начальником ПСС ФИО10 и утвержденных начальником ФГКУ «СРПСО МЧС России» ФИО7ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно служебной записке начальника отряда ФИО9 с просьбой установить надбавку в размере 45 % за непосредственное участие в ликвидации ЧС федерального характера за фактически отработанное время в данных условиях, согласно пункту 2.38 Положения об оплате труда работников ФГКУ «СРПСО МЧС России», утвержденного приказом ФГКУ «СРПСО МЧС России» от 28 февраля 2020 г. № 98, фактически отработанное истцом время при ликвидации ЧС составило в спорный период - 159 часов.

Приказом от 10 августа 2020 г. №125-В постановлено выплатить работникам Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ «СРПСО МЧС России») надбавку за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации федерального характера в размере 45% оклада за фактически отработанное время в данных условиях. Выплату установить за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда.

Из расчетного листка ФИО2 за август 2020 г. следует, что 11 августа 2020 г. ему была выплачена сумма в размере 10 112 рублей 78 копеек (разовые начисления, межрасчет). При этом в августе 2020 г. начислены доплаты за непосредственное участие в ликвидации ЧС с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. за 159 часов. Кроме того, в расчетном листке за июль 2020 г. начислена оплата за 228 отработанных часов в течение 15 дней, доплата за 8 часов работы в ночное время, в том числе за 2 часа работы в ночное время в праздничный день, а также иные надбавки и доплаты, не являющиеся предметом спора.

Согласно расчету задолженности по заработной плате истца, общее время его работы по непосредственному участию в ликвидации ЧС в спорный период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. составило 211 часов, из них - работа в ночное время - 2 часа, время выполнения работ с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами) - 42 часа, время использования защитного костюма Л-1 при проведении АСДНР- 14 часов, которые работодатель в полном объеме не оплатил.

Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 91, 129, 135, 146 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. №747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», Положением об оплате труда работников ФГКУ «СРПСО МЧС России», утвержденным Приказом начальника СРПСО № 98 от 28 февраля 2020 г., исходя из сведений о работе в период ЧС, составленных спасателем ФИО11, установив, что ФИО1 в период с 04 июля по 17 июля 2020 г. выполнялись работы, относящиеся к непосредственному участию в ликвидации ЧС в количестве 192 часов (по 16 часов 12 дней), в том числе 2 часа в ночное время, а также работ с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами) в количестве 37 часов, с применением изолирующих средств - 12 часов, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований и произвел расчет недоначисленной истцу заработной платы, исходя из обязанности работодателя по повышенной оплате в размере 45% всех, учтенных спасателем ФИО11 часов работы истца по непосредственному участию в ликвидации ЧС, в том числе ночное время, работ с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами) и с применением изолирующих средств.

Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, руководствуясь положениями статей 129, 135, 146, 147, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», Положения об оплате труда работников ФГКУ «СРПСО МЧС России», утвержденного приказом ФГКУ «СРПСО МЧС России» от 28 февраля 2020 г. , установив, что ФИО11 не был наделен полномочиями по составлению и подписанию табеля учета рабочего времени при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, в результате проведенной работодателем проверки в связи с представлением документов, оформленных с нарушением требований и наличием необъективных сведений, было установлено, что время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, время непосредственного участия в ликвидации чрезвычайной ситуации в ночное время, время работы в особых условиях без изолирующих средств в табелях учета рабочего времени, составленных спасателем ФИО11 было завышено, время работы с применением изолирующих средств не соответствовало действительности, а истец, кроме работ на выезде, непосредственно связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, выполнял служебные обязанности в лагере, занимался перевозкой людей, доставкой и рассыпкой сорбента, доставкой оборудования, установкой и снятием боновых заграждений, которые не связаны с работой с сильнодействующими и ядовитыми веществами и не влекут риска для жизни и здоровья истца, в связи с чем не могут быть отнесены к работам в особых условиях и не могут быть оплачены в повышенном размере, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оплата труда, компенсационные выплаты истцу начислены и выплачены работодателем в соответствии с приказом МЧС России от 14 декабря 2019г. №, исходя из объема и характера выполненных истцом работ, подтвержденных служебной запиской начальника Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ «СРПСО МЧС России») ФИО9 «О направлении документов» от 06 августа 2020 г. с приложением копий наряда-задания, табеля учета рабочего времени при проведении аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, подписанных полномочными лицами, служебного письма начальника ПСП ФИО8 от 17 июля 2020 г. о направлении документов и служебной записки начальника Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ «СРПСО МЧС России») ФИО9 «Об проверке отчетных документов» в полном размере, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку вышеуказанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения судом применены верно.

Согласно части 1 статьи 129 названного Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. №747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», наряду с другими нормативными актами утверждены «Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» (далее - Условия).

Выплаты компенсационного характера работникам, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в ночное время, в соответствии с пунктами 2 «а», 7 Условий устанавливаются приказами руководителей органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России, наделенных полномочиями работодателя на основании документов, подтверждающих выполнение работ.

В силу пункта 52 Условий, работникам за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу дежурных частей и выездному персоналу реанимационных бригад выплачивается надбавка в размере до 45 процентов оклада (тарифной ставки).

В соответствии с пунктом 67 Условий (Раздел 5 «Выплаты работникам за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда), работникам производится выплата за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях: а) без применения изолирующих средств - из расчета пятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы; б) с применением изолирующих средств - из расчета десятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы.

Согласно пункту 3 Положения по учету рабочего времени граждан, принятых в профессионально-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденным постановлением Минтруда РСФСР от 8 июня 1998 г. № 23 предусмотрен отдельный учет в составе рабочего времени спасателей: - время выполнения спасательных работ в нормальных условиях; - время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах, в соответствии с действующими условиями оплаты труда; - время выполнения работ в повседневной деятельности.

При этом время выполнения спасательных работ в нормальных условиях состоит из: времени проведения поисково - спасательных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (работа разведывательных подразделений спасателей с использованием транспортных средств, развертывание средств связи, проведение специальной и санитарной обработки, ремонт и прокладка дорог, расчистка завалов, вскрытие убежищ, переноска носилок с людьми и другие виды работ в соответствии с действующими правилами проведения поисково - спасательных работ), времени нахождения спасателей в пути от места сбора до места происшествия, времени проведения инструктажа по технике безопасности и подготовки к работе на рабочем месте, регламентированных перерывов для отдыха и восстановления работоспособности спасателей в соответствии с медицинскими показаниями при проведении ими работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Во время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах в соответствии с действующими условиями оплаты труда, входит время от начала выполнения спасателями указанных работ и до момента их окончания.

Работы, выполненные спасателями в районах ликвидации чрезвычайных ситуаций, учитываются в журнале учета аварийно - спасательных работ. Ответственность за правильность учета выполненных спасателями работ возлагается на руководителя аварийно - спасательной службы (старшего группы спасателей). На основании выписок из журнала учета аварийно - спасательных работ составляется табель учета отработанного времени.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Условий, размеров, порядка осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. №747 и Положения пункта 3 Положения по учету рабочего времени граждан, принятых в профессионально-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденного постановлением Минтруда РСФСР от 8 июня 1998 г. № 23 в их взаимосвязи, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку оплата труда истца в спорный период была произведена работодателем на основании данных учета рабочего времени, представленных уполномоченным лицом – руководителем аварийно-спасательной группы с учетом отдельно времени выполнения спасательных работ в нормальных условиях; времени выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах, в соответствии с действующими условиями оплаты труда, исходя из объема и характера выполненных работ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в период с 4 июля 2020 г. по 17 апреля 2020 г., что подтверждено документально.

Доводы кассатора об отсутствии документов, подтверждающих полномочия ФИО8 на подачу апелляционной жалобы не свидетельствуют о допущенных судом апелляционной инстанции процессуальных нарушениях, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, поскольку из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ФИО8 является начальником Федерального государственного казенного учреждения «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» - руководителем ответчика, действующим на основании Устава.

Указание кассатора на наличие опасных факторов на месте чрезвычайной ситуации выводов суда не опровергают, поскольку судом апелляционной инстанции при разрешении спора обоснованно было учтено, что нефтепродукт - дизельное топливо, разлив которого произошел в зоне ликвидации чрезвычайной ситуации, в соответствии с СН245-71 и ГОСТ 12.1.007-76 не относится к сильнодействующим ядовитым веществам, а относится к вредным веществам, которые по степени воздействия на организм человека относятся к четвертой группе и являются малоопасными, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии в местах проведения работ вредных и опасных факторов в виде превышенных ПДК вредных и опасных веществ, защитные костюмы Л-1 использовались работниками для защиты одежды от намокания и загрязнения дизельным топливом, средства защиты органов дыхания при этом работники не использовали, а следовательно отсутствуют основания для выплат истцу из расчета десятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы в соответствии с пунктами 68, 68.9, 69, 69.6 Условий.

Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не дана оценка факту частичной оплаты работы истца в повышенном размере, отсутствия иных средств индивидуальной защиты, обязанности истца по выполнению распоряжения ФИО5, в том числе, на использование защитного костюма Л-1 по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене определения судебной коллегии служить не могут, поскольку применительно к положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.

Ссылка кассатора на отсутствие нормативного закрепления по использованию защитного костюма Л-1 только со средствами защиты органов дыхания, не опровергает выводов суда апелляционной инстанции, поскольку из установленных судом фактически обстоятельств дела следует, что применение указанного защитного костюма не было обусловлено наличием особых условий, в том числе работой с сильно действующими ядовитыми веществами

Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено.

При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: