ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-844/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ дела 2-390/2019
в суде первой инстанции
12 февраля 2020 года г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Усмановой Г.Ф.
судей Ошхунова З.М., Росиной Е.А.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 (действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО7), ФИО8, ФИО9 к АО «Теплосеть» о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право
по кассационной жалобе ФИО2 (действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО7), ФИО8, ФИО9 на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13.03.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26.06.2019.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ошхунова З.М., выслушав объяснения ФИО9, представителя истцов - адвоката Фишера С.Ф., Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Истцы обратились в суд с иском к АО «Теплосеть» в котором просили признать действия АО «Теплосеть» по изменению с 01.01.2018 норматива потребления услуги «теплоэнергия на отопление» с 0,0123 Гкал/кв.м на 0,0184 Гкал/кв.м. по договору теплоснабжения № 14550 от 26.09.2017, № 14963 от 20.01.2017, № 1488 от 04.01.2017, № 14034 от 22.08.2016 незаконным; обязать АО «Теплосеть» осуществить перерасчет услуги «теплоэнергия на отопление» по договору теплоснабжения № 14550 от 26.09.2017, № 14963 от 20.01.2017, № 14888 от 04.01.2017, № 14034 от 22.08.2016 начиная с 01.01.2018 по нормативу потребления 0,0123 Гкал/кв.м; взыскать с АО «Теплосеть» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска: в пользу ФИО2 - 600 рублей, в пользу ФИО8 - 600 рублей, в пользу ФИО9 - 1200 рублей.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> (ФИО2 и трое ее несовершеннолетних детей по 1/5 доли ком. 226; ФИО8 - <адрес> секции 0003, ФИО9 - <адрес>, секции 0012, <адрес>, секции 0006).
В доме выбран способ управления - непосредственное управление, собственники жилых помещений заключают прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Коммунальную услугу по отоплению предоставляет АО «Теплосеть».
На вышеуказанные комнаты заключены договоры теплоснабжения (на ком. 226 № от ДД.ММ.ГГГГ, на <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, на <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> -14034 от ДД.ММ.ГГГГ).
В конце 2017 - начале 2018 года АО «Теплосеть» разослало всем собственникам в доме дополнительное соглашение к ранее заключенным договорам теплоснабжения, в котором предлагало дополнить договор новым приложением - объем тепловой энергии на 2018 год по нормативам потребления коммунальных услуг, предусматривающим повышенные нормативы за услуги, сославшись при этом на письмо комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя от 18.05.2017 № 05/1-08/05-8405, согласно которому помещения МКД по <адрес> имеют статус общежития. Истцы отказались подписывать данное соглашение.
С 1.01.2018 по всем жилым помещениям АО «Теплосеть» стало применять для расчета норматив потребления на отопление 0,0184 вместо норматива 0,0123, который предусмотрен для жилым многоквартирных домов.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13.03.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26.06.2019 решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13.03.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО2 (действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей), ФИО8, ФИО9 просят об отмене состоявшихся судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
По делу установлено, истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО10 являются собственниками (1/5 доли) жилого помещения, площадью 11,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сек. 0015, ком. 226.
ФИО8 является собственником жилого помещения, площадью 35,8 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, сек. 0003, ком. 4.
ФИО9 является собственником жилого помещения, площадью 37,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сек. 0012.
Способ управления <адрес> в <адрес> - непосредственное управление.
АО «Теплосеть» является теплоснабжающей организацией г.Ставрополя и производит расчет платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Расчет платы за отопления собственникам жилым помещений, проживающих в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, производится, исходя из действующего норматива по отоплению и площади занимаемого помещения.
Постановлением главы г. Ставрополя от 27.12.2007 № 3980 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения города Ставрополя, согласно которым норматив потребления тепловой энергии для отопления жилых помещений многоквартирных домов централизованной системой теплоснабжения для жилых зданий постройки после 1958 года - 0,01123 Гкал/кв.м. (5 этажей), для общежития - 0,0184 Гкал/кв.м (5 этажей).
АО «Теплосеть» с истцами, как собственниками вышеуказанных комнат в <адрес> в <адрес>, заключены договоры теплоснабжения на отпуск-потребление для отопления и горячего водоснабжения: от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО5<адрес>; от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО6<адрес>; от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО6<адрес>; от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО1<адрес>.
После получения АО «Теплосеть» писем комитета городского хозяйства города Ставрополя от 13.03.2015 № 05/01-08/1-3011, от 25.01.2016 № 05/1- 08/05-748, от 19.05.2017 № 05/1-08/05-8405 о том, что <адрес> имеет статус общежития, в адрес собственников жилых помещений направлены дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам теплоснабжения, в которых дополнен новый пункт, предусматривающий договор новым приложением - «Объем тепловой энергии на 2018 год по нормативам потребления коммунальных услуг», предусматривающим норматив потребления отопления - 0,0184 Гкал/кв.м. При этом дополнительным соглашением предусмотрено его вступление в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции сослались на то, что по сведениям комитета городского хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ общежитию по адресу: <адрес>, статус жилого дома не присвоен.
Кроме того суды указали, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (сведения о характеристиках объекта недвижимости) от 26.11.2018 недвижимый объект, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус общежития.
Исходя из указанных доказательств суды пришли к выводу о том, что строение, в котором располагаются жилые помещения истцов является общежитием и при определении стоимости коммунальных услуг к нему подлежит применению норматив, установленный для общежитий.
Вместе с тем судебными инстанциями не учтено следующее.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, согласно действующему законодательству, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
При этом статьей 4 названного закона установлен запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
По смыслу приведенных норм, после приобретения права собственности в порядке приватизации на жилые помещения в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, их правовой статус изменяется, такие дома утрачивают статус общежития.
При определении статуса жилого дома, в котором истцы являются собственниками жилых помещений, указанные нормы материального права судебными инстанциями не учитывались, не установлены основания возникновения права собственности истцов на спорные жилые помещения.
Вместе с тем установление факта приобретения истцами (либо их правопредшественниками) принадлежащих им жилых помещений в порядке приватизации в жилом доме, использовавшемся ранее в качестве общежития, исключает дальнейшее сохранение статуса общежития для данного жилого дома.
Данные обстоятельства имели юридическое значение для правильного разрешения спора, однако судебными инстанциями установлены не были, что повлекло неправильное разрешение спора.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит подлежащим отмене апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 26.06.2019, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26.06.2019 отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий Г.Ф. Усманова
Судьи З.М. Ошхунов
Е.А. Росина