ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-393/2021 от 21.10.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-15022/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 21 октября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Фроловой Т.В.

судей: Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-393/2021 () по иску Дамченко И.Г. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) о включении в специальный страж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии

по кассационной жалобе Государственного учреждения- Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области – Кузбассу (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 1 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., пояснения Дамченко И.Г., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Дамченко И.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) о включении в специальный страж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии.

Требования мотивированы тем, что 28 февраля 2020 г. истец подал ответчику заявление о назначении пенсии по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400 «О страховых пенсиях». 30 июня 2020 г. ответчиком - УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) принято решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии.

Истец указывает на то, что ответчик, имея все необходимые документы для назначения пенсии на льготных основаниях, не включил в льготный (специальный) стаж ряд периодов занятости истца, а именно: - с 5 августа 1982 г. по 5 января 1989 г. обучения в Ачинском военном авиационном техническом училище им. 60-летия ВЛКСМ (курсант), военная служба в рядах ВС СА (офицерская должность) всего в календарном порядке 06 лет 05 месяцев 01 день ; с 14 августа 1989 г. по 5 февраля 1992 г. работа авиационным техником в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ всего в календарном порядке 02 года 05 месяцев 23 дня, а всего в календарном порядке 08 лет 10 месяцев 24 дня. С решением комиссии истец не согласен, поскольку оценку специального стажа следует производить в соответствии с законодательством, действовавшим во время выполнения работ.

С учетом уточненных исковых требований Дамченко И.Г. просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецка(межрайонное) от 30 июня 2020 г.; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии в календарном порядке период прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с 5 августа 1982 г. по 5 января 1989 г. (06 лет 05 месяцев 01 день); обязать ответчика включить специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии календарном порядке период работы авиационным техником в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ с 14 августа 1989 г. по 5 февраля 1992 г. (02 года 05 месяцев 23 дня); обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке (межрайонное) назначить Дамченко И.Г. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400 «О страховых пенсиях» с 28 февраля 2020 г.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 1 марта 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2021 г., исковые требования удовлетворены частично: признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) от 30 июня 2020 г. об отказе Дамченко И.Г. в установлении пенсии; на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды: с 5 августа 1982 г. по 5 января 1989 г. (06 лет 05 месяцев) период службы в рядах Советской Армии; с 14 августа 1989 г. по 1 января 1992 г. (2 года 4 мес. 18 дней) период работы авиационным техником в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ; на ответчика возложена обязанность назначить досрочную пенсию в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения, а именно с 28 февраля 2020 г.

В удовлетворении оставшейся части требований отказано.

Государственным учреждением- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области – Кузбассу (межрайонное) на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 1 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного гражданского дела судебными инстанциями были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 28 февраля 2020 г. Дамченко И.Г. обратился в УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

30 июня 2020 г. УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) принято решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как не выработан специальный стаж, требуемый для назначения страховой пенсии.

Согласно решению от 30 июня 2020 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Дамченко И.Г. не были включены в специальный стаж периоды, так как не подтверждена занятость на работах по обслуживанию судов гражданской авиации с 5 августа 1982 г. по 5 января 1989 г. - обучение в Ачинском военном авиационном техническом училище имени 60-летия ВЛКСМ (курсант), военная служба в СА (офицерская должность), с 14 августа 1989 г. по 5 февраля 1992 г. - работы авиационным техником в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ; с 5 октября 1992 г. по 19 февраля 1998 г. - военная служба в органах ОВД УВД Кемеровской области; периоды 31 декабря 2004 г., с 1 января 2013 г. по 17 января 2013 г., 12 августа 2018 г. - представлены работодателем как стаж на общем основании.

Таким образом, документально подтвержденный специальный стаж заявителя составил 16 лет 9 месяцев, страховой стаж с учетом Постановления Конституционного суда № 2-П составил 35 лет 2 месяца 15 дней.

Судом установлено, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 8 февраля 1999 г.

Как следует из трудовой книжки Дамченко И.Г. , 14 августа 1989 г. истец принят на должность авиационного техника 4 разряда в Кемеровский учебно-авиационный центр ДОСААФ. Уволен 5 февраля 1992 г. в связи с ликвидацией предприятия.

Согласно справке от 17 декабря 2020 г. Дамченко И.Г. работал с 14 августа 1989 г. (приказ от 16 августа 1989 г.) по 5 февраля 1992 г. (приказ от 5 февраля 1992 г.) в должности авиационного техника в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ. Дамченко И.Г. был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в должности авиационного техника в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ. Справка дана на основании книги приказов, личной карточки.

Согласно справке от 25 июня 2004 г. Дамченко И.Г. работал с 14 августа 1989 г. (приказ от 16 августа 1989 г. ) по 5 февраля 1992 г. (приказ от 5 февраля 1992 г.) в должности авиационного техника в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ который был переименован в Кемеровский аэроклуб со 2 ноября 1992 г., согласно приказу от 23 октября 1992 г. В связи с изменением Устава на основании свидетельства о государственной регистрации предприятия серии , с 5 февраля 1998 года Кемеровский аэроклуб переименован в Негосударственное образовательное учреждение в Кемеровский областной аэроклуб РОСТО им. Мартемьянова В.Д. РОСТО. Справка дана на основании книги приказов, личной карточки

Согласно ответу на адвокатский запрос от 11 февраля 2021 г. наименование ДОСААФ появилось в 1951 году, когда 20 августа 1951 г. Совет Министров СССР принял Постановление «Об объединении ДОСАРМа, ДОСАВа, и ДОСФЛОТа» во Всесоюзное добровольное Общество содействия Армии, Авиации, Флоту (ДОСААФ СССР). В 1952 году был утвержден Устав.

ДОСААФ является общественной организацией, в структуре которой образованы учебно-авиационные центры и авиационно-спортивные клубы. Взаимодействие ДОСААФ и Министерства обороны изложено в пунктах 3-4 вышеуказанного Постановления Правительства

Разрешая спор по существу, установив, что должность истца, указанная в трудовой книжке, поименована в списке, истец выполнял работу по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в данный период, учитывая, что до 1 января 1992 г. работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работа истца авиационным техником в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ с 14 августа 1989 г. по 1 января 1992 г. (2 года 4 месяца 18 дней) подлежит включению в специальный стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня.

При этом, по мнению суда первой инстанции, период работы истца в данной организации и должности, протекавшей после 1 января 1992 г. до 5 февраля 1992 г. не может быть принят судом без соответствующего подтверждения.

Руководствуясь Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590, которым предусматривалось включение спорного периода службы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, при соблюдении указанных в Положении условий, которые в данном случае, по мнению суда первой инстанции, не нарушены, суд пришел к выводу о обоснованности требований истца о включении в специальный стаж период обучения в Ачинском военном авиационном техническом училище имени 60-летия ВЛКСМ (курсант), военная служба в СА с 5 августа 1982 г. по 5 января 1989 г.

Исходя из того, что специальный стаж Дамченко И.Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 25 лет 6 месяцев 18 дней, с учетом указанных периодов, страховой стаж истца составляет более 35 лет, по мнению суда первой инстанции, страховая пенсия истцу может быть назначена по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения истца в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением, то есть с 28 февраля 2020 г., а решение УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) от 30 июня 2020 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии Дамченко И.Г. является незаконным.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В соответствии с частями 2 - 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей,

специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление N 665).

В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 Постановления №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяются соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР, и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением» (далее - Список N 459).

В силу пункта 3 постановления №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением, в частности, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила N 537). При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ применяются соответствующие положения:

пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 года N 1412 «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации», - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 1 января 1992 г.;

Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года №459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением», - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 1 января 2002 года (далее - Правила №459).

В пункте 1 названного Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР №1412 от1 декабря 1987 г. указано, что пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.

Пунктами 9, 11 Постановления Совмина СССР от 11 декабря 1987 года №1412 «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации» (вместе с «Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава») предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

Пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: мужчинам по достижении возраста 55 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях; женщинам по достижении возраста 50 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях.

В выслугу лет работникам инженерно-технического состава засчитывается также время работы в должностях летного (летно-испытательного) состава, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункт 11).

В период с 25 сентября 1991 года по 27 ноября 2009 года общественная организация ДОСААФ СССР была преобразована в Общероссийскую общественную организацию «Российская оборонная спортивно-техническая организация» (РОСТО).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 года №973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Общероссийская общественная организация «Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)» преобразована в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».

Согласно п. «д статьи 2 вышеназванного Постановления Правительства «Российской Федерации одной из государственных задач, исполнение которой осуществляется ДОСААФ в соответствии с Уставом, является летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ. При этом согласно пункта 1 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации под авиационными работами понимаются работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов.

Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод, что авиационные предприятия и организации, объединенные системой ДОСААФ, исходя из характера и содержания деятельности, относятся к гражданской авиации.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 1 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1968 года № 2777-V1I «О подготовке офицеров запаса летного и летно-технического состава в учебных организациях ДОСААФ СССР» лицам, проходившим подготовку офицеров запаса в учебных заведениях ДОСААФ СССР, время обучения на офицеров запаса засчитывается в срок действительной военной службы, а время практической летной подготовки также в выслугу лет в Вооруженных силах СССР и в трудовой стаж.

Согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. №590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями груда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подп. «а» и «б» п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подп. «в» п. 16) периоды, указанные в подп. «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Подпунктом «к» пункта 109 Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Министерства внутренних дел СССР, в органах милиции, приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, установив, что Дамченко И.Г. в период с 14 августа 1989 г. по 1 января 1992 г. работал в должности авиационного техника в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ и был занят на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что в указанный период истец осуществлял трудовую деятельность в течение полного рабочего дня, дающую право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Доводы кассационной жалобы об отсутствии документального подтверждения факта льготной работы истца в период с 14 августа 1989 г. по 1 января 1992 г. не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку опровергаются материалами дела.

В соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 г. №459 занятость авиационных техников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Согласно справке №647 от 17 декабря 2020 г., выданной Региональным отделением ДОСААФ России Кемеровской области, истец в спорный период был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, что соответствует положениям вышеуказанных Правил.

Кроме того, до 1 января 1992 года действовавшее пенсионное законодательство не содержало требования по дополнительной проверке постоянной занятости в течение полного рабочего дня, с учетом того, что до 1 января 1992 г. работы предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришли к правомерному выводу о включении периода работы истца авиационным техником в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ с 14 августа 1989 г. по 1 января 1992 г. в специальный трудовой стаж.

Также судебные инстанции, руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием в системном толковании, пришли к выводу о включении в специальный стаж истца периода военной службы в рядах Советской Армии, в том числе в должности авиатехника группы, авиатехника самолета.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что иные доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.

Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.

Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, а также положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 1 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения- Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области – Кузбассу (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: