ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-401/2021 от 02.08.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-14685/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 2 августа 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Лавник М.В.

судей: Андугановой О.С., Раужина Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-401/2021 (38RS0027-01-2021-000438-73) по иску ФИО5, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, к ФИО7, ФИО8, ФИО9, МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району, ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области», ОГКУ «Центр по ГО, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» о признании недействительным свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения; применении последствий недействительности сделки, прекращении права собственности; признании права собственности

по кассационной жалобе ФИО5, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, на решение Чунского районного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО5, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, обратился с иском к ФИО7, ФИО8, ФИО9, МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району, ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области», ОГКУ «Центр по ГО, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» о признании недействительным свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения; применении последствий недействительности сделки, прекращении права собственности; признании права собственности.

В обоснование исковых требований истец ФИО5 указал, что с ответчиком ФИО7 он состоял в браке с ДД.ММ.ГГГГ От брака имеют совместную дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 24 августа 2012 г., в период брака, они с ФИО7 приобрели в собственность земельный участок, расположенный по адресу: Право собственности зарегистрировано на имя ФИО7 На указанном земельном участке был дом, право собственности на который не было оформлено в установленном законом порядке. В конце 2017 г. в указанный дом были временно вселены родственники жены: мать ФИО8; бабушка ФИО10; сожитель бабушки ФИО14 В ночь с 29 на 30 июня 2019 г., в Чунском районе Иркутской области произошло наводнение, вследствие которого, жилой дом по адресу: , был затоплен. В период паводка он находился по указанному адресу, спасал от паводка своё имущество и личные вещи. После наводнения получил от администрации Лесогорского МО насос, которым пользовался для откачки паводковых вод из затопленного подвала. В связи с юридической неграмотностью, оформлением всех документов после наводнения занималась ФИО7 При этом, в это же время супруга злоупотребляла спиртными напитками, самоустранилась от воспитания дочери ФИО2, оставив дочь на его иждивении. При оформлении выплат по утрате имущества первой необходимости, выплат пострадавшим от паводка ФИО7 в заявлениях в адрес администрации Лесогорского муниципального образования и органов социальной защиты населения указывала в качестве членов семьи, пострадавших от паводка бабушку ФИО10,; деда ФИО14; мать ФИО8,, не указывая при этом супруга - ФИО5 и дочь ФИО2 06 июля 2019 года ФИО7 обратилась к прокурору Чунского района Иркутской области с просьбой обратиться в суд в защиту интересов заявителя и членов ее семьи: ФИО8, ФИО10, ФИО14 в связи с отказом включения в список нуждающихся в оказании материальной помощи и её выплате, ввиду отсутствия их регистрации по месту жительства.

Решением Чунского районного суда ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены требования прокурора Чунского района Иркутской области об установлении факта постоянного проживания, в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, по адресу: , ФИО7, ФИО8, ФИО14

14 ноября 2019 г. решением Чунского районного суда Иркутской области по гражданскому делу , удовлетворены требования прокурора Чунского района Иркутской области об установлении факта владения и пользования на праве собственности ФИО7 жилым домом, расположенным по адресу: , на день введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области.

Решением Чунского районного суда Иркутской области от 28 ноября 2019 г. по гражданскому делу , удовлетворены требования ФИО8; ФИО14 к ФИО7 о признании их членами семьи ФИО7 23 декабря 2019 года по результатам рассмотрения заявления ФИО7 и приложенных к нему документов министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принято решение о выдаче ФИО7 свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения -ПЧ с учетом членов семьи: ФИО8, и ФИО14, на сумму 2 435 238 рублей.

Узнав о нарушении своего права, а также права дочери на включение в указанное свидетельство 13 января 2020 г. истец обратился с заявлением к прокурору Чуйского района Иркутской области, в котором просил провести проверку по данному факту, однако, до настоящего времени ответа на своей заявление не получил. Одновременно он обратился в ОГКУ «УСЗН по Чунскому району» с заявлением о приостановлении оплаты по свидетельству на имя ФИО7 Также просил провести проверку по фактам, изложенным в заявлении с привлечением правоохранительных органов. Несмотря на его обращения к прокурору и ОГКУ «УСЗН по Чунскому району» 24 января 2020 г., денежные средства в размере 2 435 238 рублей по сертификату были перечислены на счет продавца ФИО6, произведена регистрация права собственности ответчиков на приобретенные взамен утраченного после паводка жилья на квартиру и земельный участок, расположенные по адресу:

ДД.ММ.ГГГГ решением мирового судьи 114 судебного участка Чуйского района Иркутской области брак между ним и ФИО7 был расторгнут.

Решением Чунского районного суда Иркутской области по делу от 17 сентября 2020 г. ФИО7 по его исковому заявлению лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФИО5 считает, что ответчиками, при оформлении свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения -ПЧ от 24 декабря 2019 г., были нарушены его права, а также права малолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом работникам МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования» было достоверно известно, что ФИО7 при оформлении необходимых документов на получение социальной выплаты, находилась в зарегистрированном браке с ФИО5, также им было известно, что ФИО7 имеет малолетнюю дочь.

Истец ФИО11 просил суд с учетом уточнений, применить последствия недействительности сделки - договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: , от 13 января 2020 г., прекратить право собственности ФИО14 и ФИО8 на спорную квартиру, признать право общей долевой собственности по 1/3 доли за ним, ФИО7 и ФИО2 на спорную квартиру. Признать недействительным свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения -ПЧ от ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 2435238 рублей, выданное министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО7 с учетом членов семьи: ФИО8 и ФИО14, в связи с невнесением членов семьи ФИО7, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения - мужа ФИО5 и малолетней дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и применить последствия недействительности сделки.

Решением Чунского районного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г., принят отказ Казанжи ФИО5, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, от исковых требований к ФИО7, ФИО8, ФИО9, МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району о применении последствий недействительности сделки – договора купли-продажи квартиры от 13 января 2020 года, прекращении права собственности ФИО14 и ФИО8 на квартиру, расположенную по ; признании за ФИО5, ФИО2 право собственности по 1/3 доли за каждым в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ФИО4 прекращено производство по делу в этой части в связи с отказом истца ФИО5 от иска.

В удовлетворении исковых требований ФИО5 действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, к ФИО7, ФИО8, ФИО9, МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району, ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области», ОГКУ «Центр по ГО, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» о признании недействительным свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения -ПЧ от 24 декабря 2019 года, на сумму 2 435238 рублей, выданного ФИО7 без учета членов семьи – супруга ФИО5, дочери ФИО2, применении последствий недействительности сделки –отказано в полном объеме.

ФИО5, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, на решение Чунского районного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

ОГКУ «Центр по ГО, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» представлены пояснения к кассационной жалобе.

Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области были принесены возражения на кассационную жалобу.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 29 ноября 2019 г. ФИО7 обратилась в ОГБУ «УСЗСОН по » с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты за утраченное жилое помещение по адресу: ФИО4 , с учетом членов семьи: ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно полученным ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» сведениям по результатам межведомственного взаимодействия правообладателем жилого дома по адресу: является ФИО7

Из акта комиссионного обследования утраченного имущества, утвержденного главной администрации Лесогорского муниципального образования 05 июля 2019 г. следует, что на момент обследования по адресу: ФИО4 , пострадала ФИО7 и члены ее семьи: бабушка ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дед - ФИО14ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать - ФИО8, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО12

Согласно заявлению от 4 июля 2019 г. на имя главы администрации Лесогорского муниципального образования ФИО7 просила включить ее и членов ее семьи - бабушку ФИО10, деда ФИО14, мать ФИО8 в списки на оказанием единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка, представив свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок по указанному адресу.

На основании списков, составленных администрацией Лесогорского муниципального образования, ответчикам - ФИО7, ФИО8, ФИО14 в 2019 году выплатным центром была выплачена единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на каждого человека, финансовая помощь за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 рублей на каждого человека, по адресу: .

На основании решения учреждения ФИО7 министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдано свидетельство -П-Ч, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 24 декабря 2019 г. с учетом членов семьи. При этом, размер социальной выплаты рассчитан исходя из норм пункта 26 главы 4 указанного выше Положения, а именно по 18 м2 на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

В целях реализации свидетельства ФИО8, ФИО7, ФИО14 10 января 2020 г. заключен договор купли-продажи квартиры и земельного участка с ФИО9 в отношении квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: .

В соответствии с заявлением ФИО7, ФИО8, ФИО14 о перечислении социальной выплаты министерством 24 января 2020 г. произведено перечисление социальной выплаты за приобретенное жилое помещение по адресу: .

13 января 2020 г. ФИО5 обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» с заявлением о приостановлении оплаты по свидетельству, выписанному на имя ФИО7

Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. №916 Указа Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. №134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области», Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем», установив, что при вынесении министерством решения о выдаче ФИО7 свидетельства с учетом указанных в заявлении членов семьи: ФИО8 и ФИО14 соблюдены все условия Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области -пп, принимая во внимание, что ФИО7, ФИО8 и ФИО14 вступившими в законную силу судебными актами признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, установлен факт их постоянного проживания на момент возникновения чрезвычайной ситуации в июне 2019 года в пострадавшем от паводка жилом помещении, ФИО8 и ФИО14 признаны членами семьи ФИО7 единоличного собственника утраченного жилого помещения, пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для признания недействительным свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения -П-Ч от 24 декабря 2019 г. на сумму 2 435 238 рублей, выданного ФИО7 без учета членов семьи - супруга ФИО5, дочери ФИО2, применении последствий недействительности сделки, не имеется.

Суд первой инстанции также указал на то, что истец ФИО5 и его дочь ФИО2 не признавались в установленном порядке пострадавшими от наводнения; собственниками утраченного жилого помещения на день введения режима чрезвычайной ситуации не являлись, в утраченном жилом помещении постоянно не проживали, поскольку на момент возникновения чрезвычайной ситуации и до настоящего времени имеют регистрацию по месту жительства: , указанное жилое помещение находится в их долевой собственности.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ответчиков какого-либо нарушения жилищных прав истца и его несовершеннолетней дочери при выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения -ПЧ от ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 2 435238 рублей. ФИО3 без учета членов семьи – супруга ФИО1, дочери ФИО2

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. №316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. №916 «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области» утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:

а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;

б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;

в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;

г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;

д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

В силу пункта 4 Правил 4. Мероприятия реализуются в отношении: граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях или поврежденных жилых помещениях, относящихся к членам семьи граждан, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина.

Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. №134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. №316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. №556-пп, Положение).

Согласно пункту 1 вышеуказанного Постановления гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем: предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

В силу пункта 3 Положения от 17 июля 2019 г. №556-пп уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 Положения, предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты. в том числе, следующему условию: являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Порядок удостоверения права на получение социальной выплаты регламентирован Главой 3 указанного Положения.

В соответствии с пунктами 10, 11, 16 Положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, в целях выдачи которого граждане обращаются с заявлением по установленной форме в уполномоченный исполнительным органом государственной власти Иркутской области с приложением соответствующих документов, после получения которых учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения, в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», о признании жилого помещения утраченным; о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.

Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что решение о выдаче ФИО7 свидетельства с учетом указанных в заявлении членов семьи: ФИО8 и ФИО14 было принято в соответствии с установленным законом порядком, истец и его дочь ФИО2 не были признаны в установленном порядке пострадавшими от наводнения, в утраченном жилом помещении не проживали, на момент возникновения чрезвычайной ситуации имели регистрацию по месту жительства: указанное жилое помещение находится в их долевой собственности, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительным свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения -П-Ч от 24 декабря 2019 г., применения последствий недействительности сделки.

Доводы кассационной жалобы о нарушении ответчиками при оформлении свидетельства на получение социальной выплаты прав истцов повторяют правовую позицию истцов, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судебных инстанций и были отклонены по мотивам, изложенным в обжалованных судебных актах, по существу сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений предоставлено право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций.

Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к ошибочному толкованию норм права, а также несогласию заявителя с оценкой фактических обстоятельств, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, поскольку согласно положениям статьями 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, а также положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.

Поскольку судами материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Чунского районного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО5 действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: