ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88 - 15028/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 8 августа 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Андугановой О.С., Леонтьевой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4081/2022 (УИД: 38 RS0032-01-2022-004628-58) по иску Черных Сергея Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Черных Сергей Михайлович (далее – Черных С.М., истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее – ОПФР по Иркутской области, ответчик) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Черных С.М. указал, что решением ОПФР по Иркутской области от 24 июня 2022 г. № ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Согласно данному решению, стаж истца на соответствующих видах работ составил 4 года 7 месяцев 1 день. Ответчиком не зачтен в специальный стаж период работы истца с 13 июня 1988 г. по 31 декабря 1997 г. Истец полагает, что при включении спорных периодов работы истца в стаж по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у него имеется необходимый стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, что дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Истцом также указано, что в спорные периоды истец работал на должностях, предусмотренных Списками, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992г. № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию связи с особыми условиями труда», работал полный рабочий день. По сведениям из архива Восточно-Сибирской железной дороги в период с 1988 г. по 2002 г. движение на двухпутном магистральном участке Черемхово - Иркутск-Пассажирский и Иркутск-Сортировочный - Слюдянка является интенсивным (более 100 пар поездов в сутки).
С учетом уточнений исковых требований, Черных С.М. просил суд признать решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 24 июня 2022 г. № незаконным; включить в специальный стаж периоды его работы:
- с 13 июня 1988 г. по 7 сентября 1988г. в должности монтера пути 4 разряда;
- с 16 мая 1989 г. по 26 сентября 1989 г. в должности монтера пути 3 разряда;
- с 11 июня 1990 г. по 13 сентября 1990 г. в должности монтера пути 3 разряда;
- с 1 октября 1990 г. по 21 октября 1991 г. в должности монтера пути 4 разряда;
- с 14 ноября 1991 г. по 5 июля 1992 г. в должности монтера пути 4 разряда;
- с 6 июля 1992 г. по 13 марта 1994 г. в должности бригадира пути;
- с 14 марта 1994 г. по 12 ноября 1995 г. в должности дорожного мастера:
- с 13 ноября 1995 г. по 30 ноября 1995 г. в должности монтера пути 4 разряда;
- с 1 декабря 1995 г. по 1 сентября 1996 г. в должности бригадира пути;
- со 2 сентября 1996 г. по 31 августа 1997 г. в должности старшего дорожного мастера;
- с 1 сентября 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности старшего дорожного мастера 12 разряда;
обязать ответчика досрочно назначить ему страховую пенсию по старости с 23 апреля 2022 г.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 6 декабря 2022 г. в удовлетворении исковых требований Черных С.М. отказано.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 12 января 2023 г. подтверждено правопреемство ответчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 марта 2023 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 декабря 2022 г. отменено.
Принято по делу новое решение, которым исковые требования Черных С.М. удовлетворены.
Признано незаконным решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 24 июня 2022 г. №.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность включить в специальный стаж Черных С.М. по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 13 июня 1988 г. по 7 сентября 1988 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 16 мая 1989 г. по 26 сентября 1989 г. в должности монтера пути 3 разряда; с 11 июня 1990 г. по 13 сентября 1990 г. в должности монтера пути 3 разряда; с 1 октября 1990 г. по 21 октября 1991 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 14 ноября 1991 г. по 5 июля 1992 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 6 июля 1992 г. по 13 марта 1994 г. в должности бригадира пути; с 14 марта 1994 г. по 12 ноября 1995 г. в должности дорожного мастера; с 13 ноября 1995 г. по 30 ноября l995 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 1 декабря 1995 г. по 1 сентября 1996 г. в должности бригадира пути; со 2 сентября 1996 г. по 31 августа 1997 г. в должности старшего дорожного мастера; с 1 сентября 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности старшего дорожного мастера 12 разряда.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность досрочно назначить Черных С.М. страховую пенсию по старости с 23 апреля 2022 г.
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 марта 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что с учетом положений части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Полагает, что до вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» применению подлежат согласно подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда; Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10 и Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173. При этом разделом XXVIII «Транспорт» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 и разделом XXX «Транспорт» пункт 1 «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Списка №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173, профессия «монтер пути» не предусмотрена. Соответственно, как полагает заявитель кассационной жалобы, работа по указанной профессии не может быть отнесена к тяжелой и соответствующий трудовой стаж не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В представленных в суд апелляционной инстанции документах - копии трудовой книжки, контракта, должностной инструкционной карточки, архивных справках, перечнях мест производства работ по текущему содержанию обслуживающими монтерами пути, бригадирами пути, дорожными мастерами, начальниками участков в границах Иркутск - Сортировочный не имеется сведений, подтверждающих занятость Черных С.М. на работах с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, подтверждают факт работы истца в спорные периоды в должностях «монтер пути», «бригадир пути», «старший дорожный мастер» и не содержат сведений относительно занятости истца на работах, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992г. №272 полный рабочий день (смену).
Кроме того, в суд апелляционной инстанции Черных С.М. представлены копии документов, которые не были представлены и не исследованы судом первой инстанции, что является нарушением норм процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Черных С.М. – Усовым С.Н. представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Черных С.М., представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции, незаконными, исходя из следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Черных С.М. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 16 апреля 1999 г.
23 марта 2022 г. Черных С.М. обратился в ОПФР по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОПФР от 24 июня 2022 г. № Черных С.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению ОПФР по Иркутской области стаж Черных С.М. на соответствующих видах работ по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 4 года 7 месяцев 1 день, при требуемом 12 лет 6 месяцев. Страховой стаж составил 36 лет 4 месяца 00 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П - 39 лет 8 дней, при требуемом 25 лет.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии по старости, не включены периоды работы Черных С.М.:
На Путевой машинной станции 234 ст. Гришево ВСЖД с 13 июня 1988г. по 8 сентября 1988 г. в качестве монтера пути 4 разряда, с 16 мая 1989г. по 26 сентября 1989 г., с 11 июня 1990 г. по 13 сентября 1990 г. в качестве монтера пути 3 разряда;
В 8-й дистанции пути ВСЖД с 1 октября 1990 г. по 21 октября 1991 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 14 ноября 1991 г. по 5 июля 1992 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 6 июля 1992 г. по 13 марта 1994 г. в должности бригадира пути; с 14 марта 1994 г. по 12 ноября 1995 г. в должности дорожного мастера; с 13 ноября 1995 г. по 30 ноября 1995 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 1 декабря 1995 г. по 1 сентября 1996 г. в должности бригадира пути; с 2 сентября 1996 г. по 31 августа 1997 г. в должности старшего дорожного мастера; с 1 сентября 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности старшего дорожного мастера 12 разряда в связи с отсутствием в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица подтверждения работодателем характера льготной работы за указанные периоды.
Из трудовой книжки истца следует, что Черных С.М. 13 июня 1988 г. принят на Путевую машинную станция 234 ст. Гришево ВСЖД монтером пути 4 разряда на время работы ССО; 7 сентября 1988 г. уволен по окончании срока договора; 6 июня 1989 г. принят на Путевую машинную станцию 234 ст. Гришево ВСЖД монтером пути 4 разряда; 26 сентября 1989 г. уволен по окончании срока договора; 11 июня 1990 г. принят на Путевую машинную станцию 234 ст. Гришево ВСЖД монтером пути 4 разряда на время работы ССО; 13 сентября 1990 г. уволен по окончании срока договора; 1 октября 1990 г. принят в 8-ю дистанцию пути ВСЖД монтером пути по 4 разряду; 21 октября 1991 г. уволен по собственному желанию; 14 ноября 1991 г. принят монтером пути по 4 разряду; 6 июля 1992 г. назначен бригадиром пути; 13 марта 1994 г. назначен дорожным мастером; 2 сентября 1996 г. назначен старшим дорожным мастером.
Из архивной справки о подтверждении трудового стажа Черных С.М. за 1988 - 1990 годы, выданной 20 июля 2022 г. отделом архивов службы управления делами Восточно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» следует, что в документах архивного фонда Путевой машинной станции № ст. Гришево ВСЖД архива ст. Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги, в приказах по личному составу значится, что приказом № от 13 июня 1988 г. Черных С.М. принят монтером пути 4 разряда на время ССО с 13 июня 1988 г.; приказом № от 7 сентября 1988 г. уволен с 8 сентября 1988 г. в связи с окончанием работы и выездом к месту учебы; приказом № от 15 мая 1989 г. принят монтером пути 3 разряда на время работы ССО «Путеец-89» с 16 мая 1989 г.; приказом № от 26 сентября 1989 г. уволен с 26 сентября 1989 г. по окончании срока работы ССО; приказом № от 11 июня 1990 г. принят монтером пути 3 разряда на время работы ССО «Путеец-90» с 11 июня 1990 г.; приказом № от 21 сентября 1990 г. уволен с 13 сентября 1990 г. согласно списочному составу студотряд «Путеец-90».
Из архивных справок о подтверждении трудового стажа Черных С.М. за 1991 - 2002 годы, выданным 15 марта 2022 г. и 20 июля 2022 г. отделом архивов службы управления делами Восточно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» следует, что в документах архивного фонда Дистанции пути ст. Иркутск-Пассажирский архива ст. Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги, в приказах по личному составу значится, что приказом № от 13 ноября 1991 г. принят Черных С.М. монтером пути 4 разряда с 14 ноября 1991 г.; приказом № от 14 июля 1992г. назначен бригадиром пути с 6 июля 1992 г.; приказом № от 11 марта 1994 г. назначен дорожным мастером с 14 марта 1994 г.; приказом № от 13 ноября 1995 г. переведен монтером пути 4 разряда с 13 ноября 1995г.; приказом № от 1 декабря 1995 г. переведен бригадиром пути с 1 декабря 1995 г.; приказом № от 2 сентября 1996 г. назначен старшим дорожным мастером с 2 сентября 1996 г.; приказом № 275 от 29 августа 1997 г. утвержден в должности старшего дорожного мастера 12 разряда с 1 сентября 1997 г.; приказом № 148-2 от 30 июля 2002 г. уволен с 30 июля 2002г. переводом по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в Управление дороги.
По сведениям отдела архивов Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 19 апреля 2022 г. согласно нормативным графикам движения поездов с 1988 по 2002 год движение по двухпутному магистральному участку Черемхово-Иркутск-Пассажирский является особо интенсивным (более 100 пар поездов в сутки). Магистральные железные дороги — это комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов. Магистральная железная дорога крупнейшая административно-территориальная единица железнодорожного транспорта общего пользования. Основание: нормативные графики движения поездов 1988-2002 годы, правила технической эксплуатации.
По сведениям отдела архивов Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 10 августа 2021 г. согласно нормативным графикам движения поездов с 1991 по 2002 год движение по двухпутному магистральному участку Иркутск-Сортировочный Слюдянка является особо интенсивным (более 100 пар поездов в сутки). Магистральные железные дороги -это комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов. Магистральная железная дорога - крупнейшая административно-территориальная единица железнодорожного транспорта общего пользования. Основание: нормативные графики движения поездов 1991-2002 годы, правила технической эксплуатации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания права на досрочное назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием в Списке №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденном постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г. №1173 и Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10 занимаемых истцом должностей, недоказанности факта работы истца в течение полного рабочего дня в тяжелых условиях труда в спорные периоды в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом суд также исходил из того, спорные периоды работы истца не отражены работодателем в системе персонифицированного учета как работа в тяжелых условиях труда, работа в которых дает работнику право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 марта 2023 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 декабря 2022 г. отменено.
Принято по делу новое решение, которым исковые требования Черных С.М. удовлетворены.
Признано незаконным решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 24 июня 2022 г. №.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность включить в специальный стаж Черных С.М. по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 13 июня 1988 г. по 7 сентября 1988 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 16 мая 1989 г. по 26 сентября 1989 г. в должности монтера пути 3 разряда; с 11 июня 1990 г. по 13 сентября 1990 г. в должности монтера пути 3 разряда; с 1 октября 1990 г. по 21 октября 1991 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 14 ноября 1991 г. по 5 июля 1992 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 6 июля 1992 г. по 13 марта 1994 г. в должности бригадира пути; с 14 марта 1994 г. по 12 ноября 1995 г. в должности дорожного мастера; с 13 ноября 1995 г. по 30 ноября l995 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 1 декабря 1995 г. по 1 сентября 1996 г. в должности бригадира пути; со 2 сентября 1996 г. по 31 августа 1997 г. в должности старшего дорожного мастера; с 1 сентября 1997 г. по 31 декабря 1997г. в должности старшего дорожного мастера 12 разряда.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность назначить Черных С.М. страховую пенсию по старости с 23 апреля 2022 г.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда исходила из того, что представленные истцом документы подтверждают обстоятельства выполнения в спорные периоды работы по должностям и в особо сложных условиях, предусмотренным Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №272.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Порядок и условия назначения застрахованному лицу досрочной страховой пенсии по старости установлены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по стрости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Пунктом «г» части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее – Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272).
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272, предусмотрена как подлежащая включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости работа в качестве бригадиров (освобожденных) по текущему содержанию и ремонту и искусственных сооружений, занятых на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов; мастеров, старших мастеров (дорожных, мостовых, тоннельных), занятых на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов; монтеров пути, занятых на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при подсчете специального сутажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).
Решение ОПФР по Иркутской области от 24 июня 2022 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости основано на результатах камеральной проверки от 18 апреля 2022 г., а также на выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалы дела представлена копия акта камеральной проверки от 18 апреля 2022 г., из которой следует, что сведения индивидуального лицевого счета с 1 января 1998 г. по 30 июля 2002 г. в части кода особых условий труда «ЗП12Д, 27-5» признаны достоверными, факт работы на магистральных железных дорогах с интенсивным движением до 1 января 1998 г. документально не подтвержден.
При обращении в суд истец представил справки отдела архивов Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 10 августа 2021 г., от 19 апреля 2022 г., подтверждающие, что движение по направлениям Черемхово - Иркутск-Пассажирский и Иркутск-Сортировочный - Слюдянка в период осуществления его деятельности являлось особо интенсивным (более 100 пар поездов в сутки).
В суд апелляционной инстанции истец дополнительно представил план-схему Восточно-Сибирской железной дороги, приказ начальника Восточно-Сибирской железной дороги №/н от 7 марта 1979 г. «О нумерации отделений и хозяйственных единиц Восточно-Сибирской железной дороги в новых границах», историческую справку в отношении Путевой машинной станции № от 28 марта 2014 г., архивные справки от 10 марта 2023 г. и 13 марта 2013 г.
Согласно исторической справке от 28 марта 2014 г., архивной справке от 13 марта 2023 г. Путевая машинная станция № Восточно-Сибирской железной дороги была образована в 1976 году, в 1998 году вошла в состав машинной станции №, располагалась на магистральном участке Черемхово – Иркутск-Пассажирский, движение по которому с 1988 года по 2002 год являлось особо интенсивным.
Согласно приказу начальника Восточно-Сибирской железной дороги №/н от 7 марта 1979 г. «О нумерации отделений и хозяйственных единиц Восточно-Сибирской железной дороги в новых границах», архивной справке от 10 марта 2023 г. в связи с выделением Красноярской железной дороги из состава Восточно-Сибирской железной дороги установлена нумерация отделений и хозяйственных единиц дороги в пределах следующих границ: Дистанция пути ст. Иркутск-Пассажирский (телеграфный шифр ПЧ-8) 5179-5280 км., местонахождение ст. Иркутск-Пассажирский. Магистральный участок Иркутск-Слюдянка имел особо интенсивное движение в 1990-2002 годы.
Суд апелляционной инстанции, с учетом представленных истцом в материалы дела доказательств по делу, пришел к верному выводу о доказанности истцом факта работы в спорные периоды на магистральных железных дорогах с интенсивным движением.
В Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорные периоды работы истца отражены без льготной кодировки. Вместе с тем, все спорные периоды относятся к периоду до регистрации в системе страхования (истец зарегистрирован 16 апреля 1999 г.). Представленными истцом доказательствами опровергаются сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете о работе истца в обычных условиях.
В подтверждение доводов о занятости истца полный рабочий день на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истцом представлены копии трудовой книжки, контракта, должностной инструкционной карточки, архивные справки, перечень мест производств работ по текущему содержанию обслуживающими монтерами пути, бригадирами пути, дорожными мастерами, начальниками участков в границах Иркутск-Сортировочный. Сведений о том, что истец был принят не на полную ставку или работал по совместительству материалы дела не содержат. Данных о нахождении в отпусках без содержания, неисполнении трудовых обязанностей по причине простоя в представленных архивных справках не имеется.
С учетом изложенного, установив значимые для дела обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом доказан факт его работы полный рабочий день в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №272 и наличии оснований для удовлетворения требований о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 24 июня 2022 г. № незаконным, о включении в специальный стаж Черных С.М. по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов его работы: с 13 июня 1988 г. по 7 сентября 1988 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 16 мая 1989 г. по 26 сентября 1989 г. в должности монтера пути 3 разряда; с 11 июня 1990 г. по 13 сентября 1990 г. в должности монтера пути 3 разряда; с 1 октября 1990 г. по 21 октября 1991 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 14 ноября 1991 г. по 5 июля 1992 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 6 июля 1992 г. по 13 марта 1994 г. в должности бригадира пути; с 14 марта 1994 г. по 12 ноября 1995 г. в должности дорожного мастера; с 13 ноября 1995 г. по 30 ноября l995 г. в должности монтера пути 4 разряда; с 1 декабря 1995 г. по 1 сентября 1996 г. в должности бригадира пути; со 2 сентября 1996 г. по 31 августа 1997 г. в должности старшего дорожного мастера; с 1 сентября 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности старшего дорожного мастера 12 разряда.
Стаж истца на соответствующих видах работ по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом зачтенных судом апелляционной инстанции (более 8 лет) и пенсионным органом в добровольном порядке (4 года 7 месяцев 1 день) составляет более 12 лет 6 месяцев, при требуемом 12 лет 6 месяцев.
Страховой стаж истца составляет 36 лет 4 месяца, при требуемом 25 лет.
23 апреля 2022 г. истцу исполнилось 55 лет.
С заявлением о досрочном назначении пенсии истец обратился в ОПФР по Иркутской области 23 марта 2022 г.
Соответственно, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 23 апреля 2022 г., с момента достижения необходимого возраста (55 лет).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационной суда общей юрисдикции не усматривает наличие допущенных судом апелляционной инстанции нарушений норм процессуального права вследствие принятия и исследования дополнительно представленных истцом в суд апелляционной инстанции документов и доказательств, принятых судом апелляционной инстанции, поскольку, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела ( пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Поскольку судом первой инстанции значимые для дела обстоятельства не установлены и не были предметом рассмотрения, суд апелляционной инстанции обоснованно принял и исследовал дополнительно представленные истцом доказательства по делу.
Также несостоятельны доводы заявителя кассационной жалобы полагающего, что работа истца в спорные периоды не предусмотрена Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденном постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г. №1173 и Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10, поскольку суд апелляционной инстанции правомерно устанавливал обстоятельства работы истца в спорные периоды в профессиях и должностях (на работах), которые предусмотрены Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №272 применительно ко всем спорным периодам, в том числе и тем, которые имели место до принятия Правительством Российской Федерации постановления от 24 апреля 1992 года №272.
Как следует из преамбулы постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №272 согласованный с Пенсионным фондом Российской Федерации прилагаемый к указанному постановлению Правительства Российской Федерации Списков профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» утвержден во исполнение и с целью реализации положений подпункта «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», вступил в силу указанный Список с 24 апреля 1992 года.
При этом в силу подпункта «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятых в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - применению подлежит Список профессий, рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года №272.
Согласно п. 16 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №29, работникам, профессии и должности которых включены в Списки, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях ( в том числе до введения в действие Списков).
При этом согласно пункту 2 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2003 году №15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1,2,4,5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272.
Таким образом, к спорным отношениям до введения в действие постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года №272 Список №2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 применяется опосредовано в случае отсутствия в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №272 той или иной должности (работы), которая была включена в Список №2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 и является тождественной работам (должностям), предусмотренным Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №272.
При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции установил, что истец выполнял работы и занимал должности, прямо предусмотренные Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №272, которые подлежат включению в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: