ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-413/2021 от 02.06.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-10656/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 2 июня 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Гусева Д.А., Латушкиной С.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-413/2021 (УИД 38RS0013-01-2021-000644-03) по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Куйтунский район Иркутской области, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» о восстановлении срока подачи заявления на выдачу свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

по кассационной жалобе представителя ФИО1 - ФИО2 на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 15 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 января 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., объяснения представителя истца ФИО1 – ФИО2, поддержавшего доводы и требования кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 (далее по тексту ФИО1, истец) обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Куйтунский район Иркутской области, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» (далее по тексту - ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району») о восстановлении срока подачи заявления на выдачу свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что заключением межведомственной комиссии жилое помещение ее отца М.А.И., расположенное по адресу: , признано непригодным для проживания. Ее отец ДД.ММ.ГГГГ скончался. Она вступила в права наследования 16 октября 2020 г., в связи с чем неоднократно обращалась в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, но ответов на свои заявления не получила.

С учетом изложенного истец просила суд восстановить срок подачи заявления на выдачу свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 15 сентября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 января 2022 г., в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 - ФИО2 просит отменить решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 15 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 января 2022 г.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности от 15 марта 2021 г., доводы и требования кассационной жалобы поддержал, просил кассационную жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судами первой и апелляционной инстанций и они выразились в следующем.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 30 июля 2019 г. № 630-п на территории Куйтунского района введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

На основании постановления администрации муниципального образования Куйтунский район от 13 декабря 2019 г. № 1078-п определены границы подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район, в которые входит жилое помещение по адресу: , принадлежащее на праве собственности М.А.И.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 1 ноября 2019 г. выявлены основания для признания указанного помещения, принадлежащего М.А.И., непригодным для проживания.

Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 26 ноября 2019 г. № жилое помещение по адресу: , признано непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГМ.А.И. умер, наследство после его смерти приняла его дочь ФИО1, которой 16 октября 2020 г. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на жилое помещение по адресу: .

При рассмотрении заявленных ФИО1 исковых требований суды указали, что 7 апреля 2021 г. в администрацию муниципального образования Куйтунский район поступило заявление ФИО1 от 27 марта 2021 г. с просьбой выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения с приложенными документами, которое 9 апреля 2021 г. перенаправлено в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» и решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» от 21 апреля 2021 г. ФИО1 отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в связи с пропуском срока подачи заявления, при этом отказывая ФИО1 в восстановлении срока для подачи заявления о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, суды исходили из того, что с соответствующим заявлением в компетентный орган государственной власти ФИО1 обратилась 27 марта 2021 г., то есть за пределом срока, предусмотренного Положением «О порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп (25 декабря 2020 г.), который является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Однако, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными не неправильном применении норм материального права в связи со следующим.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы 2 и 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп утверждено Положение «О порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения» (далее по тексту – Положение).

В силу пунктов 3, 4 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития). Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.

Согласно положениям пункта 11 Положения (в редакции от 16 марта 2021 г., действовавшей на момент принятия органом социальной защиты решения об отказе истцу в предоставлении меры социальной поддержки) в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на поврежденное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 г. включительно обращается (обращаются) в учреждение с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

В соответствии с пунктом 16 Положения Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений): 1) сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация»; 2) сведений о признании жилого помещения утраченным; 3) сведений о праве собственности на утраченное жилое помещение или о праве пользования утраченным жилым помещением по договору социального найма - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; 4) сведений о регистрации членов семьи по месту жительства в утраченном жилом помещении; 5) сведений о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 7) сведения об учетной норме площади жилого помещения; 8) сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания

Согласно абзацу 4 пункта 18 Положения обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения является основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства.

Суды первой и апелляционной инстанций из анализа приведенных положений обоснованно указали, что предоставление меры социальной поддержки носит заявительных характер.

Для получения свидетельства на получение социальной выплаты гражданин в срок до 25 декабря 2020 г. обращается с соответствующим заявлением в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное Министерству социального развития, которое в свою очередь принимает решение о выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты при соответствии гражданина условиям, установленным в пункте 6 Положения, наличии документов в соответствии пунктами 11, 12 Положения и получении ответов на межведомственные запросы в соответствии с пунктом 16 Положения, которые должны содержать, в том числе сведения о признании жилого помещения утраченным.

При соблюдении указанных условий при обращении гражданина с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение в порядке, установленным Положением, может быть признано право гражданина на предоставление социальной выплаты.

Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что с соответствующим заявлением в государственное учреждение, подведомственное Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, истица ФИО1 обратилась 27 марта 2021 г., то есть за пределом срока, предусмотренного Положением (25 декабря 2020 г.), который является пресекательным и восстановлению не подлежит, пришли к выводу о том, что предоставление социальной выплаты носит заявительный характер, законодателем установлен срок для реализации принадлежащего гражданину права, указанный срок законодателем неоднократно продлялся, признан достаточным и разумным для получения гражданином меры социальной поддержки, в связи с чем основания для возможности реализации истцом права по истечению срока, установленного законом, отсутствовали.

Вместе с тем, как в исковом заявлении, так и в ходе рассмотрения дела сторона истца указывала, что в период с 20 по 25 декабря 2020 г. обратилась в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, в подтверждение чего к исковому заявлению была приложена копия такого заявления.

Однако судами обстоятельства, связанные с фактом поступления в период с 20 по 25 декабря 2020 г. заявления ФИО1 о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области либо в подведомственные ему государственные учреждения, наличии какого-либо ответа на данное заявление либо причины отсутствия ответа не устанавливались, на обсуждение сторон указанные обстоятельства не выносились.

Следовательно, юридически значимые для дела обстоятельства, связанные с обращением истца в установленный срок до 25 декабря 2020 г. с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в полной мере не выяснены, эти обстоятельства на обсуждение сторон не выносились.

Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранил.

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.

Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.

Однако этим требованиям решение суда и апелляционное определение не соответствуют.

Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 15 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 января 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Куйтунский районный суд Иркутской области.

Председательствующий

Судьи