ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-420/2021 от 12.05.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88-7224/2022

УИД 59RS0013-01-2021-000647-51

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 12 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Родиной А.К.,

судей Ишимова И.А., Лезиной Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-420/2021 по исковому заявлению прокурора Большесосновского района, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц, к администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд

по кассационной жалобе администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 13 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 22 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав возражения прокурора Никитиной Н.В. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

прокурор Большесосновского района, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации Большесосновского муниципального района Пермского края об обязании создать маневренный жилищный фонд на территории Большесосновского муниципального района в срок до 31 декабря 2023 года.

Решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 22 декабря 2021 года, требование прокурора удовлетворено.

В соответствии с Законом Пермского края от 30 апреля 2021 года № 647-ПК «Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края», решением Думы Болышесосновского муниципального округа Пермского края от 28 от 26 ноября 2021 года, решением Думы Большесосновского округа Пермского края от 13 декабря 2021 года № 45 «Об учреждении администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края», решением Думы Большесосновского муниципального округа от 29 декабря 2021 года № 90 «О ликвидации администрации Большесосновского муниципального района Пермского края как юридического лица» юридическое лицо – администрация Большесосновского муниципального района ликвидировано, ее правопреемником определена администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края.

Администрацией Большесосновского муниципального округа Пермского края подана кассационная жалоба на судебные акты.

Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04 апреля 2022 года произведена замена ответчика администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на правопреемника – администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края.

В кассационной жалобе администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края просит судебные акты отменить, полагая, что положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат обязанность органа местного самоуправления по созданию маневренного фонда, а расширительное толкование объема полномочия органа местного самоуправления недопустимо. Считает, что действующее жилищное законодательство не ограничивает самостоятельность органа местного самоуправления в выборе средств осуществления обязанности по предоставлению жилых помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилищный кодекса РФ (далее – ЖК РФ) допускает и иные способы соблюдения жилищных прав граждан, чье жилье требует капитального ремонта или реконструкции либо признано непригодным для проживания, в части путем заключения с ними договора социального найма. Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав, соответственно, отсутствие на территории муниципального округа одного из видов жилищного фонда, а именно маневренного не свидетельствует о невыполнении требования ЖК РФ. Отмечает, что истцом не представлено доказательств потребности населения муниципального округа в маневренном жилищном фонде, следовательно, понуждение к его созданию без потребности в этом населения не основано на законе.

Представитель ответчика администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края в судебное заседание кассационной инстанции не явился, извещен, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомил, не просил об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для их отмены.

Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе Пермского края» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством закреплены за сельскими поселениями Пермского края.

15 апреля 2021 года Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края № 647-ПК «Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края». На основании положений данного Закона со дня вступления его в силу (15 мая 2021 года) Большесосновское сельское поселение, Кленовское сельское поселение, Левинское сельское поселение, Петропавловское сельское поселение, Полозовское сельское поселение, Тойкинское сельское поселение, Черновское сельское поселение утрачивают статус муниципальных образований. С 1 августа 2021 года и до формирования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ на территории Большесосновского муниципального округа Пермского края осуществляет администрация Большесосновского муниципального района. Со дня формирования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Большесосновского муниципального района прекращаются. В силу ст. 4 указанного Закона со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2022 года устанавливается переходный период. В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления Большесосновского муниципального округа Пермского края, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных настоящим Законом.

На момент рассмотрения дела в судах администрация Большесосновского муниципального района Пермского края являлась действующим исполнительным органом местного самоуправления. Маневренный жилищный фонд на территории Большесосновского муниципального района отсутствовал.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 92, 95 ЖК РФ, ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе Пермского края», положениями Закона Пермского края от 30 апреля 2021 года № 647-ПК «Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края», исходя из того, что создание маневренного жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления, то есть к компетенции администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, установив факт неисполнения последней возложенных на нее законом обязанностей, в целях устранения нарушений прав неопределенного круга лиц, возложил на администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края обязанность создать маневренный жилищный фонд, при этом установил срок для исполнения – до 31 декабря 2023 года.

С позицией суда первой инстанции и ее обоснованием согласился суд апелляционной инстанции. Проанализировав положения ст.ст. 1, 14, 19, 92, 95 ЖК РФ, суд апелляционной инстанции признал, что обеспечение граждан жилым помещением маневренного фонда, как правило, осуществляется в условиях возникновения такой жизненной ситуации, когда фактор времени по предоставлению лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, жилого помещения имеет существенное значение, поскольку подразумевается, что обеспечение жилищных прав таких граждан производится в минимальные сроки. В связи с этим орган местного самоуправления с целью безотлагательного обеспечения жилыми помещениями маневренного фонда нуждающихся лиц в рамках своих публичных полномочий обязан иметь жилые помещения маневренного фонда. При этом суд отметил, что принцип самостоятельности органа местного самоуправления не нарушается, поскольку количество и характеристики таких жилых помещений определяются по усмотрению ответчика.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

На основании чч. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).

Статьей 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

С учетом приведенного выше правового регулирования в его системной взаимосвязи со ст. 40 Конституции РФ нижестоящие суды обоснованно пришли к выводу о наличии у администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, как действующего на момент разрешения спора исполнительного органа местного самоуправления, обязанности создать на территории муниципального района маневренный жилищный фонд, а установив факт неисполнения данной обязанности, правомерно удовлетворили иск прокурора.

Как верно отметили суды нижестоящих инстанций, отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории городского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст. 95 ЖК РФ. При этом самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное ст. 40 Конституции РФ право граждан на жилище.

Вопреки доводам кассационной жалобы возможность органа местного самоуправления предоставлять нуждающимся гражданам жилое помещение по договору социального найма не исключает наличие обязанность иметь маневренный жилищный фонд на случай возникновения ситуаций, предусмотренных ст. 95 ЖК РФ.

Довод кассационной жалобы о том, что в нарушение закона прокурор не представил доказательств реальной нуждаемости и необходимости создания в муниципальном округе маневренного фонда, является несостоятельным, так как выполнение администрацией обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.

В целом, доводы жалобы повторяют позицию ответчика в судах первой и апелляционной инстанции, основаны на ошибочном и произвольном толковании норм права, а также выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку исследованных им доказательств, установление новых обстоятельств, отличных от установленных судом, в связи с чем не принимаются судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ пределы его компетенции.

Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Большесосновского районного суда Пермского края от 13 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи