№ 2-4281/2023 № 88-7062/2023
25RS0001-01-2022-005747-27
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 августа 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шевцовой Т.С.,
судей Александровой М.В., Юдановой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Камчатского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Валкур» о возложении обязанности, третье лицо Дальневосточное межрегиональное Управление Росприроднадзора
по кассационной жалобе ООО «Валкур»
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 15 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В., пояснения прокурора Плетневой С.Н., представителя ООО «Валкур» - ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
и.о. Камчатского транспортного прокурора обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Валкур» о запрещении деятельности по выполнению погрузочно-разгрузочных операций с нефтепродуктами с использованием судна «<данные изъяты>» в участках морского порта Петропавловск-Камчатский до проведения тренировочных учений в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 27 ноября 2020 г. №522, возложении обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на выполнение грузовых (бункеровочных) операций с нефтепродуктами с использованием морского судна «Святой Пётр» во внутренних морских водах Российской Федерации – в акваториях <адрес> в срок до 1 июля 2023 г.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки выполнения требований законодательства хозяйствующими субъектами при выполнении грузовых операций с нефтепродуктами в акваториях Камчатского края, проведённой с 2 февраля 2022 г. по 14 февраля 2022 г. выявлено, что ООО «Валкур», основным видом деятельности которого является деятельность морского грузового транспорта, имеющим лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а также лицензию на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, в период с 19 декабря 2021 г. по 14 января 2022 г. произвело перегрузку не менее 5 336 т дизельного топлива с судна «Святой Пётр» в береговые ёмкости склада ГСМ АО «Корякгеолдобыча» на рейдовой стоянке в районе посёлка <адрес> (участок «<адрес>) посредством гибкой шлаголинии путём слива топлива в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающей хозяйственную деятельность, также в нарушение требований действующего законодательства при утверждении плана мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (план ЛАРН), а именно не проведены тренировочные учения перед утверждением плана ЛАР, содержащем сведения об осуществлении хозяйственной деятельности в акватории участка «<адрес>, сведения в план ЛАРН о прогнозируемой зоне распространения разливов нефти и нефтепродуктов в акватории участка «Тиличики» указанного морского порта внесены с нарушением установленного порядка их внесения.
В связи с чем, 15 февраля 2022 г. Камчатским транспортным прокурором в адрес ООО «Валкур» внесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, которое 17 марта 2022 г. рассмотрено руководителем Общества и дан ответ без сведений о принятых Обществом мерах с целью устранения причин и условий, способствующих нарушению требований законодательства.
Аналогичные нарушения выявлены Камчатской транспортной прокуратурой в ходе проверки, проведённой в период с 1 марта 2022 г. по 30 марта 2022 г., по результатам которой установлено, что Обществом в период с 4 марта 2022 г. по 7 марта 2022 г. перегружено не менее 7 500 т дизельного топлива с судна <данные изъяты>» в береговые ёмкости склада ГСМ АО «<данные изъяты>» на рейдовой стоянке в районе посёлка <адрес> (участок «<адрес>) посредством гибкой шлаголинии путём слива топлива.
29 апреля 2022 г. в Камчатскую транспортную прокуратуру поступила информация капитана морского порта Петропавловск-Камчатский о том, что Обществом в период времени с 22 апреля 2022 г. по 23 апреля 2022 г. вновь произведены грузовые операции с нефтепродуктами: Обществом выгружено 500 т дизельного топлива в береговые резервуары грузополучателя АО «Южные электрические сети» в акватории участка «Никольское» морского порта. Дальнейшая перевалка нефтепродуктов Обществом в нарушение установленных требований законодательства создает реальную угрозу возникновения аварийных ситуаций на эксплуатируемых производственных объектах и загрязнения акватории Камчатского края, причинения экологического вреда водным объектам, тем самым представляет безусловную опасность для жизни и здоровья неопределённого круга лиц, нарушает права работников на безопасные условия труда на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность. В связи с добровольным исполнением ООО «Валкур» исковых требований в части проведения тренировочных учений и получения положительного заключения Росморречфлота по результатам их проведения, прокурором заявлено об отказе от иска к ООО «Валкур» в части требований о запрещении деятельности по выполнению погрузочно-разгрузочных операций с нефтепродуктами с использованием судна «<данные изъяты>» в участках морского порта Петропавловск-Камчатский до проведения тренировочных учений. В остальной части прокурором исковые требования поддерживались.
Производство по гражданскому делу в указанной части прекращено определением суда от 15 декабря 2022 г.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 15 декабря 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 марта 2023 г., иск прокурора удовлетворен. Возложена обязанность на ООО «Валкур» получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на выполнение грузовых (бункеровочных) операций с нефтепродуктами с использованием морского судна «<данные изъяты>» во внутренних морских водах Российской Федерации – в акваториях Камчатского края в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе ООО «Валкур» ставит вопрос об отмене судебных постановлений, просит принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов своей жалобы ссылается на то, что деятельность, осуществляемая ответчиком, не относится к тем видам деятельности, которая по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 34 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» требует получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Общество не является пользователем природных ресурсов. При осуществлении морского судоходства не происходит непосредственного потребления природных ресурсов, воздействия на природные ресурсы. Воздействие на окружающую среду опосредовано происходит только через грузовое морское судно, осуществляющее судоходство, судно «Святой Петр» является транспортным средством международной перевозки (танкер), соответствует требованиям международных норм в области защиты окружающей среды. Считает, что деятельность перевозчика по передаче груза грузополучателю (перевалка) может осуществляться только при наличии плана мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (план ЛАРН), именно план ЛАРН должен сопровождаться положительным заключением государственной экологической экспертизы, но данное правило не распространяется на деятельность по перевалке нефтепродуктов и бункеровке. У Общества имеется разработанный и утверждённый план ЛАРН, имеется договор с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, которые находятся в постоянной готовности к ликвидации возможных аварийных разливов нефтепродуктов при осуществлении погрузочно-разгрузочных операций при приёмке-сдаче груза. Полагает, что обращение прокурора с настоящим иском нарушает права Общества как хозяйствующего субъекта.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Дальневосточный транспортный прокурор просит судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит основания для отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела ООО «Валкур» имеет лицензию МР-4 № от 04 февраля 2014 г. на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а также лицензию МР-1 № от 04 февраля 2014 г. на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, выданные Дальневосточным управлением Госморнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Указанные лицензируемые виды деятельности общество осуществляет, в том числе, с использованием морского судна «<данные изъяты>», эксплуатируемое на основании договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) от 13 мая 2016 г., заключенного с ООО «Агротэк-ТМ».
ООО «Валкур» в период с 19 декабря 2021 г. по 14 января 2022 г. произвело грузовые операции с топливом с судна «<данные изъяты>» на рейдовой стоянке поселка <адрес> (акватория участка «<адрес>) в емкости склада ГСМ АО «Корякгеолдобыча» посредством гибкой шлаголинии путём слива топлива. В период времени с 22 апреля 2022 г. по 23 апреля 2022 г. вновь произведены грузовые операции с нефтепродуктами, обществом выгружено 500 т дизельного топлива в береговые резервуары грузополучателя АО «Южные электрические сети» в акватории участка «Никольское» морского порта.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 3, пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 18, подпунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», пунктами 1,2,3 статьи 34, пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», исходил из того, что деятельность ответчика, связанная с грузовыми операциями с нефтепродуктами с использованием морского судна «Святой Пётр» во внутренних морских водах Российской Федерации осуществляемая в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, противоречит вышеприведенным положениям закона, поэтому пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований, установив срок исполнения решения суда в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что доводы ответчика о том, что деятельность по перевозке грузов является разовой, а не постоянной, не делает её менее опасной для окружающей среды, а кроме того, разовый характер такой деятельности опровергается материалами дела.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, оценивая доводы ответчика, повторяющиеся и в кассационной жалобе, деятельность Общества, которая выявлена в ходе проверки, проведённой Камчатской транспортной прокуратурой, с учётом характера, хронологии и места её осуществления, относятся к потенциально опасным действиям, которые могут быть опровергнуты только положительным заключением государственной экологической экспертизы, при этом соответствие требованиям международных норм в области защиты окружающей среды, а также наличие у ответчика плана ЛАРН и договора с профессиональными аварийно-спасательными формированиями не освобождает ответчика от обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, которые подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судами доказательствах.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 15 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Валкур» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи