ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-429/18 от 23.03.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

59RS0004-01-2017-007021-63

Судья Гладкова О.В.

Дело № 2-429/2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь Дело № 33-3139/2022

23 марта 2022 года

Судья Пермского краевого суда Заривчацкая Т.А. в открытом судебном заседании, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зыряновой И.В., рассмотрела частную жалобу Администрации города Перми на определение Ленинского районного суда города Перми от 25 января 2022 года об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения от 21 марта 2018 года по делу № **/2018 в части на срок до 31 декабря 2022 года.

На основании представленных в апелляционную инстанцию материалов дела были установлены следующие обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Перми от 21.03.2018 возложена обязанность на Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми в срок до 30.04.2019 разработать научно-проектную документацию о приспособлении объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского» для современного использования с учётом реставрации; провести в срок до 30.04.2021 ремонтные работы на указанном объекте культурного наследия на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, а также работы по благоустройству и озеленению территории объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского».

Определением Ленинского районного суда города Перми от 29.07.2019 Администрации города Перми предоставлена отсрочка по решению Ленинского районного суда города Перми от 21.03.2018 в части возложения обязанности разработать научно-проектную документацию о приспособлении объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского» для современного использования с учётом реставрации на срок до 31.12.2019.

Определением Ленинского районного суда города Перми от 15.01.2020 Администрации города Перми предоставлена отсрочка по решению Ленинского районного суда города Перми от 21.03.2018 в части возложения обязанности разработать научно-проектную документацию о приспособлении объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского» для современного использования с учётом реставрации на срок до 29.02.2020.

21.04.2021 в суд поступило от Администрации города Перми заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 30.04.2022 в части возложения обязанности проведения ремонтных работ на объекте культурного наследия на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, а также работы по благоустройству и озеленению территории объекта культурного наследия.

Определением Ленинского районного суда города Перми от 17.05.2021 отсрочка предоставлена.

Апелляционным определением судьи Пермского краевого суда от 19.07.2021, оставленным без изменения кассационным определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.10.2021, определение судьи Ленинского районного суда города Перми от 17.05.2021 отменено, вопрос разрешен по существу. В удовлетворении заявления Администрации города Перми о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда города Перми по гражданскому делу № **/2018 от 21.03.2018 отказано.

11.01.2022 Администрация города Перми обратилась в Ленинский районный суд города Перми с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № **/2018 на срок до 31.12.2022 в части возложения обязанности проведения ремонтных работ на объекте культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского» на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, работ по благоустройству и озеленению территории объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского».

Судом вынесено обжалуемое определение от 25.01.2022 об отказе в предоставлении отсрочки, с учетом того обстоятельства, что до настоящего времени решение суда не исполнено в полном объёме, приведенные заявителем обстоятельства не являются исключительными, решение суда должно быть исполнено в разумный срок.

Из частной жалобы Администрации города Перми с изложением хронологической последовательности событий следует, что ею предпринимаются меры к исполнению решения суда, подготовлена проектная документация, заключен контракт на выполнение работ, поскольку ранее отсрочка исполнения решения в части подготовки проектной документации предоставлялась, необходимо предоставить отсрочку для реализации самого проекта.

Возражения на частную жалобу не поступили.

Частная жалоба рассмотрена без извещения сторон в соответствии с положениями части 3 статьи 333 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации..

Проверив законность и обоснованность определения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

На основании статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В Определении от 18 апреля 2006 года № 104-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. С учетом этого, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в первой инстанции» при рассмотрении заявлений об отсрочке ли рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование заявления об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

В соответствия с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

По смыслу приведённых выше норм процессуального закона отсрочка исполнения решения суда допустима в случае, если решение суда при наличии исключительных обстоятельств, не связанных с недобросовестными действиями должника, не может быть своевременно исполнено.

Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда города Перми от 21.03.2018 на Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми возложена обязанность в срок до 30.04.2019 разработать научно-проектную документацию о приспособлении объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского» для современного использования с учётом реставрации; провести в срок до 30.04.2021 ремонтные работы на указанном объекте культурного наследия на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, а также работы по благоустройству и озеленению территории объекта культурного наследия.

18.02.2019 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края МКУ «Содержание муниципального имущества» выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия № 03-04-19 (л.д. 39-44 том 2).

03.06.2019 между МКУ «Содержание муниципального имущества» и ООО «САМТОРЕС-М» заключен муниципальный контракт №** на разработку научно-проектной документации о приспособлении объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского», находящегося по адресу: г.Пермь, ул.25 Октября,47/Малышева, 14, для современного использования с учетом реставрации. Срок действия контракта установлен по 31.12.2019.

21.01.2020 научно-проектная документация согласована Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края (л.д. 204-206, 207-212 том 2).

17.03.2020 Департаментом имущественных отношений администрации города Перми заключен муниципальный контракт №** на оказание услуг по определению рыночной стоимости арендной платы в месяц за использование муниципального имущества.

27.03.2020 ООО /наименование 1/ подготовлен отчет №205/20 об определении рыночной стоимости арендной платы в месяц за использование муниципального имущества по адресу: Пермский край, г.Пермь, Свердловский район, ул.Малышева/25-го Октября, 14/47, который принят Департаментом имущественных отношений администрации города Перми 17.04.2020 (л.д. 213 том 2).

23.06.2020 Департаментом имущественных отношений администрации города Перми проведен аукцион на право заключения договора аренды объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящегося в собственности муниципального образования город Пермь, в отношении объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества от 23.06.2020 аукцион признан несостоявшимся, на участие в аукционе подана только одна заявка, комиссией принято решение о заключении договора аренды муниципального имущества с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, на условиях и по цене, предусмотренных документацией об аукционе, с ООО /наименование 2/ (л.д. 214-215 том 2).

Письмом Департамента имущественных отношений Администрации города Перми от 23.06.2020 №059-19-01-30/2-537 в адрес ООО «ТОПВЕАР» направлен проект договора аренды в отношении муниципального имущества по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Малышева/25-го Октября, 14/47 (л.д. 216 том 2).

В срок, установленный для заключения договора аренды, он не был заключен.

20.08.2020 Департаментом имущественных отношений администрации города Перми вновь проведен аукцион на право заключения договора аренды объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящегося в собственности муниципального образования город Пермь, в отношении объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского» (л.д. 217 том 2).

09.09.2020 по результатам аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества от 20.08.2020 между Департаментом имущественных отношений администрации города Перми и ООО /наименование 3/ заключен договор аренды №** в отношении объекта муниципального недвижимого имущества в виде отдельно стоящего 2-х этажного здания, назначение - нежилое, наименование - административное здание, общей площадью 483,3 кв.м (кадастровый номер **), расположенного по адресу: Пермский край. г. Пермь. Свердловский район, ул. Матышева/25-го Октября. 14/47, являющегося объектом культурного наследия регионального значения - памятником «Дом С.Е. Грапинского», с учетом использования земельного участка общей площадью 459,18+/-4,28 кв.м (кадастровый номер **), категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации, расположенного по адресу: г. Пермь. Свердловский район, ул. 25 Октября. 47 (л.д. 218-231 том 2).

В соответствии с п. 3.2.1 (1) договора арендатор обязан в срок до 30.04.2021 выполнить в соответствии с Охранным обязательством, научно-проектной документацией, согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, актом технического состояния объекта культурного наследия (здания, строения сооружения) от 19.10.2017 работы по реставрации объекта с приспособлением его для современного использования, ремонтные работы на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, а также работы по благоустройству и озеленению территории.

28.12.2020 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края подготовлено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского» (л.д. 1-5 том 3).

03.03.2021 между ООО /наименование 3/ и ООО «Тонус Плюс» заключен договор строительного подряда №** на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского» (л.д. 12-21 том 3), согласно которому, срок выполнения работ по получению разрешения на проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 45 дней с момента подписания договора; срок на выполнение демонтажных работ на объекте культурного наследия в течение 2-х месяцев с момента оплаты аванса.

10.03.2021 в адрес Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края направлено заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (л.д. 6-9 том 3).

15.03.2021 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края отказано в выдаче разрешения на проведение работ в связи с наличием несоответствия представленных заявителем документов (информации) (л.д. 10-11 том 3).

25.06.2021 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта (л.д.139-141 том 3).

Согласно сопроводительному письму инспекции от 28.06.2021 № ИСх55-01-18.2-1667 разрешение не представляет право на проведение работ, затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности объекта, в связи с чем на основании разрешения могут проводиться следующие работы: разборка конструкций перекрытия, усиление фундамента (л.д. 138 том 3).

15.09.2021 между арендатором ООО /наименование 3/ и ПАО /наименование 4/ заключен договор энергоснабжения №** в отношении объекта (л.д.145-163 том 3).

23.09.2021 ООО «/наименование 5/ выданы технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения №** (л.д. 164-168 том 3).

11.10.2021 между арендатором ООО /наименование 3/ и САО «РЕСО-Гарантия» заключен договор страхования имущества №** в отношении объекта (л.д. 169-172 том 3).

11.11.2021 получено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (л.д. 173-178 том 3).

29.11.2021 между арендатором ООО /наименование 3/ и АО /наименование 6/ заключен договор о подключении объектов капитального строительства заявителей 1 категории к сети газораспределения, с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб.м в час включительно (л.д. 179-189 том 3). Срок выполнения мероприятий по подключению объекта капитального строительства и пуску газа составляет 135 дней со дня заключения договора по газификации (п. 3 договора).

07.12.2021 между арендатором ООО /наименование 3/ и ООО /наименование 7/ заключен договор подряда №** по оказанию услуг по ведению авторского надзора, научного руководства и составлению отчетной документации при проведении работ по сохранению объекта в срок до 31.12.2022 (л.д. 190-192 том 3).

07.12.2021 между арендатором ООО /наименование 3/ и ООО /наименование 8/ заключен договор №** на выполнение производственных работ по реставрации и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Дом С.Е. Грацинского» по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. 25 Октября, 47/ Малышева, 14 (л.д. 194-202 том 3).

07.12.2021 между арендатором ООО /наименование 3/ и ООО /наименование 8/ заключен договор №** на осуществление технического надзора за качеством ремонтно-строительных работ по реставрации и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Дом С.Е. Грацинского» по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. 25 Октября, 47/Малышева, 14 (л.д. 203-205 том 3).

13.12.2021 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края принято заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта (л.д. 207-210 том 3).

Из приложенных к частной жалобе ответчика документов, которые приобщены к материалам дела в качестве новых доказательств, так как подтверждают имеющие значение для правильного разрешения вопроса обстоятельтва, следует, что 23.12.2021 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта. Разрешение выдано на срок до 31.12.2022 (л.д.23-25 том 4).

30.12.2021 между арендатором ООО /наименование 3/ и ООО /наименование 8/ заключен договор №** на разработку научно-проектной документации о приспособлении объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского» по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. 25 Октября, 47/Малышева, 14, для современного использования с учетом реставрации Срок действия договора: с момента заключения договора по 31.12.2022 (п. 2.1) (л.д. 50-63 том 4).

Из Акта приемки выполненных работ от 28.01.2022 следует, что Подрядчик ООО /наименование 8/ сдал, а Заказчик ООО /наименование 3/ принял на объекте культурного наследия регионального значения «Дом С.Е. Грацинского» по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. 25 Октября, 47/Малышева, 14, демонтажные и отделочные работы в соответствии с перечнем (л.д. 28-32 том 4).

Из изложенного следует, что рассматриваемое решение суда находится в стадии исполнения, полностью исполнено в части разработать научно-проектную документацию о приспособлении объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского» для современного использования с учётом реставрации, при этом его дальнейшее исполнение требует значительных временных затрат. Данный вывод подтверждается содержание самого решения суда, согласно которому срок выполнения ремонтных работ определен как два года с даты разработки проектной документации. Определением суда была предоставлена отсрочка исполнения решения в части срока изготовления проектной документации до 29.02.2020. Научно-проектная документация согласована Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края 21.01.2020, таким образом, ремонтные работы, а также работы по благоустройству и озеленению территории должны быть проведены до 29.02.2022. Разрешение на проведение этих работ выдано 23.12.2021 со сроком действия до 31.12.2022. Выдаче разрешения ранее препятствовали, как указано выше, объективные причины.

Руководствуясь вышеуказанными нормами права, принимая во внимание все изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что доводы ответчика о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения следует признать обоснованными, поскольку ответчиком принимаются меры по исполнению решения суда, направленного на сохранение объекта культурного наследия. Работы, направленные на сохранение и ремонт данного объекта в настоящее время выполняются, в связи с чем, есть основания полагать, что предоставление отсрочки исполнения решения в рассматриваемом случае не нарушит интересы неопределенного круга лиц в сохранении объекта культурного наследия на что и были направлены заявленные прокуратурой Свердловского района города Перми исковые требования.

На основании изложенного обжалуемое определение подлежит отмене, а вопрос разрешению по существу путем предоставления Администрации города Перми отсрочки исполнения решения суда в части проведения ремонтных работ на объекте культурного наследия на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, а также работы по благоустройству и озеленению территории объекта культурного наследия на срок до 31.12.2022.

Руководствуясь ст. 334 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

Определение Ленинского районного суда города Перми от 25 января 2022 года отменить.

Разрешить вопрос по существу.

Предоставить Администрации города Перми отсрочку исполнения решения Ленинского районного суда города Перми от 21 марта 2018 года по гражданскому делу № **/2018 в части проведения ремонтных работ на объекте культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского» на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, а также работ по благоустройству и озеленению территории объекта культурного наследия «Дом С.Е. Грацинского» на срок до 31 декабря 2022 года.

Судья: