ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-11123/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 9 июня 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Андугановой О.С., Латушкиной С. Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-42/2021 (УИД 38RS0016-01-2020-001443-50) по иску ФИО1 к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в о признании решения об отказе в назначении пенсии досрочно незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии с момента возникновения права,
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 11 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее - ФИО1, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области (далее – УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области, ответчик) о признании решения об отказе в назначении пенсии досрочно незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии с момента возникновения права.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что 1 октября 2020 г. он обратился в УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 8 октября 2020 г. № ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа работы (требуется не менее 10 лет стажа на соответствующих видах работ по Списку № 1). Указывает, что в специальный стаж по Списку № 1 ему ответчиком засчитаны периоды работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2000г. в ПАО «Коршуновский ГОК» (2 года 11 месяцев 25 дней, с учётом постановления Конституционного суда от 29 января 2004 г. № 2п – 4 года 5 мес. 25 дней). В специальный стаж по Списку № 1 ему не включены периоды работы с 20 сентября 1994 г. по 31 мая 1995 г. в качестве слесаря-ремонтника по 2 разряду в службе сантехники обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК», с 1 июня 1995 г. по 4 июня 1997 г. в качестве слесаря-ремонтника по 3 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК», с 5 июня 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в качестве слесаря-ремонтника по 4 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК»; с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2005 г. в качестве слесаря-ремонтника по 4 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК».
С учетом уточнений исковых требований ФИО1 просил суд признать решение ГУ УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 8 октября 2020 г. № незаконным, обязать ГУ УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области назначить ему пенсию по старости с момента наступления права, включив в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии периодов его работы: с 20 сентября 1994 г. по 31 мая 1995 г. в качестве слесаря-ремонтника по 2 разряду в службе сантехники обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК», с 1 июня 1995 г. по 4 июня 1997 г. в качестве слесаря-ремонтника по 3 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК», с 5 июня 1997 г. по 31 декабря 2001 г. в качестве слесаря-ремонтника по 4 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК»; с 27 января 2002 г. по 31 декабря 2005 г. в качестве слесаря-ремонтника по 4 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК».
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 11 марта 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 марта 2022 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Признано незаконным решение ГУ УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 8 октября 2020 г. № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы ФИО1 с 20 сентября 1994 г. по 31 мая 1995 г. в качестве слесаря-ремонтника по 2 разряду в службе сантехники обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» (0 лет 8 месяцев 12 дней), с 1 июня 1995 г. по 4 июня 1997 г. в качестве слесаря-ремонтника по 3 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» (2 года 0 месяцев 4 дня), с 5 июня 1997 г. по 31 декабря 2001 г. в качестве слесаря-ремонтника по 4 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» (4 года 6 месяцев 27 дней), с 27 января 2002 г. по 31 декабря 2005 г. в качестве слесаря-ремонтника по 4 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» (3 года 11 месяцев 5 дней), всего 11 лет 2 месяца 18 дней.
На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области возложена обязанность назначить ФИО1 пенсию по старости с момента наступления права, с 9 октября 2020 г., включив в стаж на соответствующих видах работ, дающий право для досрочного назначения пенсии период его работы: с 20 сентября 1994 г. по 31 мая 1995 г. в качестве слесаря-ремонтника по 2 разряду в службе сантехники обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» (0 лет 8 месяцев 12 дней), с 1 июня 1995 г. по 4 июня 1997 г. в качестве слесаря-ремонтника по 3 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» (2 года 0 месяцев 4 дня), с 5 июня 1997 г. по 31 декабря 2001 г. в качестве слесаря-ремонтника по 4 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» (4 года 6 месяцев 27 дней), с 27 января 2002 г. по 31 декабря 2005 г. в качестве слесаря-ремонтника по 4 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» (3 года 11 месяцев 5 дней), всего 11 лет 02 месяца 18 дней.
Определением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 30 декабря 2021 г. Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области восстановлен процессуальный срок для подачи апелляционной жалобы на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 11 марта 2021 г., произведена замена стороны ответчика - Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее – ОПФР по Иркутской области).
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области просит об отмене решения Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 11 марта 2021 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 марта 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на неправильное применение судами норм материального права, неверное толкование норм законодательства.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, при вынесении решения судом допущено неверное толкование действующего законодательства, не верно применены нормы права предусмотренные, подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10; Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516; Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. №1015.
ФИО1 обратился в ГУ УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области 1 октября 2020 г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области № от 8 октября 2020 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Основанием отказа явилось отсутствие стажа на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального Закона №400-ФЗ. В стаж на соответствующих видах работ не были зачтены периоды работы в ПАО «Коршуновский ГОК» в качестве слесаря ремонтника службы сантехники и вентиляции с 20 сентября 2014 г. по 31 декабря 1997 г. и с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2005 г.
В соответствии с подпунктом 1 части статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет и проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
При исчислении стажа на соответствующих видах работ в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяется список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.
Порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ определяется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516, Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1015, Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской федерации по Иркутской области указывает, что при рассмотрении данного дела суд должен учитывать положения Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которым наличие специального трудового стажа, дающего право на льготное пенсионное обеспечение должно быть подтверждено доказательствами, бесспорно свидетельствующими о занятости работника на работах непосредственно предусмотренных Списком №1, а также суд обязан принимать во внимание, что при определении права работника на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда в обязательном порядке учитываются данные как о наименовании профессии (должности) работника, так и о характере выполняемой им работы.
Данные о наименовании профессии (должности) работника, указанные в трудовой книжке, приказах по личному составу, должны соответствовать наименованию профессии (должности), указанным в Списке №1.
В соответствии со Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, раздел 2 Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых» (в редакции Постановления Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. №581), право на досрочное назначение пенсии имеют рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1- слесари-ремонтники, электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Основные рабочие, ведущие технологический процесс, согласно Списку №1 (позиция 10201000а-1753б) пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, если они заняты на дроблении, измельчении, помоле, сортировке и обогащении руд черных металлов, нерудных ископаемых и горнохимического сырья, содержащих в пыли 2% и более кристаллической (свободной) двуокиси кремния. Согласно копиям приказов по личному составу ПАО «Коршуновский ГОК» истец 20 сентября 1994 г. был принят в Коршуновский ГОК слесарем ремонтником 2 разряда в службу сантехники обогатительного комплекса, 1 июня 1995 г. переведен слесарем ремонтником 2 разряда в службу по сантехнике и вентиляции обогатительной фабрики, 5 июня 1997 г. истец переведен слесарем ремонтником 4 разряда в службу сантехники в цех дробления обогатительного комплекса.
Согласно карточки формы Т2 ФИО1 20 сентября 1994 г. истец принят в Коршуновский ГОК слесарем ремонтником 2 разряда в службу по сантехнике и вентиляции обогатительного комплекса, 1 июня 1995 г. переведен слесарем - ремонтником 3 разряда в службу по сантехнике и вентиляции обогатительной фабрики, 5 июня 1997 г. истец переведен слесарем ремонтником 4 разряда в службу сантехники в цех дробления обогатительного комплекса.
Согласно представленной работодателем истца рабочей инструкции слесаря ремонтника службы сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» слесарь ремонтник службы сантехники и вентиляции находится полный рабочий день во всех корпусах обогатительной фабрики. Согласно представленной работодателем истца Карты аттестации рабочих мест по условиям труда слесаря - ремонтника 5 разряда службы сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» от 16 апреля 2008 г. слесарю - ремонтнику службы сантехники и вентиляции льготное пенсионное обеспечение не предоставляется (строка 110 карты аттестации), сведений о воздействии на организм кристаллической (свободной) двуокиси кремния не имеется.
Согласно представленной работодателем истца Карты специальной оценки условий труда слесаря — ремонтника 5 разряда службы сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» от 1 февраля 2016 г., слесарю — ремонтнику службы сантехники и вентиляции право на досрочное назначение трудовой пенсии не предоставляется (строка 040 карты аттестации), сведений о воздействии на организм кристаллической (свободной) двуокиси кремния не имеется.
Основные рабочие, ведущие технологический процесс, согласно Списку №1 (позиция 1020100а-1753б) пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, если они заняты на дроблении, измельчении, помоле, сортировке и обогащении руд черных металлов, нерудных ископаемых и горнохимического сырья, содержащих в пыли 2% и более кристаллической (свободной) двуокиси кремния.
Согласно протоколу проведения исследований (испытаний) и измерение аэрозолей преимущественно фиброгенного действия 5.325-П в период с 24 ноября 2014 г. по 28 ноября 2014 г. слесарь — ремонтник 5 разряда службы сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» подвергается воздействию кристаллической (свободной) двуокиси кремния, при этом, среднесменное значение концентрации составляют 0,2 % при нормативном значении 2%.
Таким образом, как полагает ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, на истца не воздействует вредный производственный фактор, предусмотренный позицией 1020100а-1753б. В отличии от основных рабочих, ведущих технологический процесс, согласно Списку №1 (позиция 1020100а – 1753б), на которых воздействует вредный фактор пыли, содержащей 2% и более кристаллической (свободной) двуокиси кремния, на слесаря — ремонтника 5 разряда службы сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО « Коршуновский ГОК» процент воздействия не превышает 0,2 (указано среднесменное значение концентрации, класс условий труда 2).
Кроме того, как указывает ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, истец в спорный период не был занят полный рабочий день в качестве рабочего ремонтных служб, занятого ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1, не работал на участках дробления, измельчения, помола, сортировке и обогащения руд черных металлов, нерудных ископаемых и горнохимического сырья, содержащих в пыли 2% и более кристаллической (свободной) двуокиси кремния.
Указывает, что занимаемые истцом в спорные периоды должности слесаря в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» не предусмотрены Списком №1. Указывает, что работодатель не предоставляет обосновывающие документы, и не подтверждает занятость истца в производствах, дающих право на льготную пенсию по Списку №1. Полагает, что юридически значимым обстоятельством при разрешении спора является установление занятости истца ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что за ним закреплено конкретное оборудование, которое он должен был ремонтировать, а также документы службы сантехники и вентиляции, подтверждающих, что служба является ремонтной и имеет своей целью осуществление ремонта оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств.
Также ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области указывает, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пункта 4 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. На основании пункта 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. №258н выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, является документом, подтверждающим занятость в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ.
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (пункт 4 Порядка от 31 марта 2011 г. №258н). Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 05 января 1999 г. По данным выписки по форме СЗИ- НВП, работодатель представил данные о работе истца в ПАО «Коршуновский ГОК» в спорные периоды без кода льготной кодировки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона. В связи с вышеуказанным спорные период работы в ПАО «Коршуновский ГОК» в качестве слесаря ремонтника 5 разряда службы сантехники и вентиляции обогатительной фабрики не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (работа по Списку №1).
Согласно Разъяснению Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
При рассмотрении вопросов досрочного пенсионного обеспечения работников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в качестве документов, подтверждающих характер выполняемой работы и непосредственную занятость работника на определенных работах, предусмотренных Списками, могут быть использованы: приказы о приёме, переводе на другую работу, увольнении, журналы учёта отработанного времени, штатное расписание, должностная (рабочая) инструкция, лицевые счета, расчетно-платежные ведомости на заработную плату, результатах аттестации рабочих мест, заключения органов государственной экспертизы, санитарно - эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на их рабочих местах а также любые другие документы, которыми подтверждается занятость работника на выполнении определённых работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, заявитель кассационной жалобы полагает, что органом Пенсионного фонда Российской Федерации принято правомерное решение об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости. По общему правилу, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Период, зачтенный решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 11 марта 2021 г. №2-42/2021 составляет 11 лет 2 месяца 18 дней. При этом период работы ФИО1 в качестве слесаря – ремонтника по 4 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2000 года (3 года) учтен дважды; первично решением УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 8 октября 2020 г. №1/98/2020 и вторично решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 11 марта 2021 г. №2-42/2021. С учетом изложенного, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области просит отменить судебные постановления и вынести решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец ФИО1, представитель ответчика ГУ - ОПФР по Иркутской области, представитель третьего лица ПАО «Коршуновский ГОК», сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обоснованной и подлежащей удовлетворению, а судебные акты подлежащими отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами при вынесении судебных постановлений были неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в судебных постановлениях не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для их отмены.
Как следует из материалов дела 1 октября 2020 г. ФИО1 обратился в ГУ - УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 8 октября 2020 г. № в назначении пенсии ФИО1 отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа (требуется 10 лет, стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 составил 2 года 11 месяцев 25 дней, с учётом постановления Конституционного суда от 29 января 2004 г. №2п — 4 года 5 мес. 25 дней). Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил 25 лет 2 месяца 24 дня, при требуемом 20 лет. Страховой стаж составляет 27 лет 10 месяцев 21 день, с учетом постановления Конституционного Суда от 29 января 2004 г. № 2п - 31 год 6 месяцев 29 дней, при требуемом 25 лет.
Из записей в трудовой книжке истца ФИО1. следует, что на основании приказа от 19 сентября 1994 г. № он принят слесарем-ремонтником по 2 разряду в службу сантехники обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК», 1 июня 1995 г. истец на основании приказа от 27 июня 1995 г. № переведен слесарем-ремонтником по 3 разряду в службу сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК», с 5 июня 1997 г. на основании приказа от 10 июля 1997 г. № переведен слесарем-ремонтником по 4 разряду в цех дробления в службу по сантехнике и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК», в связи с приказом от 17 февраля 2006 г. № истец перемещен в филиал ОАО «Коршуновский ГОК» в г. Железногорске-Илимском без изменения условий трудового договора с 17 февраля 2006 г.
ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 5 января 1999 г., спорные периоды работы с 20 сентября 1994 г. по 31 мая 1995 г. и с 1 июня 1995 г. по 4 июня 1997 г. относятся к периодам до регистрации, а период с 5 июня 1997 г. по 31 декабря 2001 г. и с 27 января 2002г. по 31 декабря 2005 г., начиная с 5 января 1999 г. после регистрации его в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно выписки из индивидуального лицевого счета, сведения о работе истца в период с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2000 г. в должности слесаря ремонтника по 4 разряду на обогатительной фабрике в цехе дробления
Коршуновского ГОКа поданы в пенсионный орган с указанием особых условий код ЗП12А, 1020200а-1753г (2-11-24).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 39 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденным Постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Минсоцразвития от 31 марта 2011 г. № 258н. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и признал незаконным решение УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 8 октября 2020 г. № 1/98/2020 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы ФИО1 с 20 сентября 1994 г. по 31 мая 1995 г. в качестве слесаря-ремонтника по 2 разряду в службе сантехники обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» (0 лет 8 месяцев 12 дней), с 1 июня 1995 г. по 4 июня 1997 г. в качестве слесаря-ремонтника по 3 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» (2 года 0 месяцев 4 дня), с 5 июня 1997 г. по 31 декабря 2001 г. в качестве слесаря-ремонтника по 4 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» (4 года 6 месяцев 27 дней), с 27 января 2002 г. по 31 декабря 2005 г. в качестве слесаря-ремонтника по 4 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» (3 года 11 месяцев 5 дней), всего 11 лет 02 месяца 18 дней.
На ГУ УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области суд возложил обязанность назначить ФИО1 пенсию по старости с момента наступления права, с 9 октября 2020 г., включив в стаж на соответствующих видах работ, дающий право для досрочного назначения пенсии спорные периоды его работы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 марта 2022 г. решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 11 марта 2021 г. оставлено без изменения.
При этом, суды устанавливая соответствие выполняемой истцом работы в спорные периоды согласно Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10, исходили из того, что подтверждением того обстоятельства, что ФИО1 в период с 20 сентября 1994 г. по 31 декабря 2005 г., так и в спорные периоды фактически выполнялись одни и те же функции, являются приказы работодателя о приеме истца на работу и его переводе. Суд первой инстанции установил, что истец в спорные периоды занимал фактически те же должности, что и в период работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2000 г. (должность слесаря ремонтника по 4 разряду на обогатительной фабрике в цехе дробления Коршуновского ГОКа). Между тем, ГУ УПФ РФ в Нижнеилимском районе принят к зачету стаж на соответствующих видах работ (работа по списку №1) за период с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2000 г., тогда как спорные периоды в стаж на соответствующих видах работ по списку №1 не приняты. С учетом изложенного обстоятельства, суд счел подтвержденным факт выполнения работ в тяжелых условиях в спорные периоды по Списку №1.
Также суд первой инстанции, оценив условия должностной инструкции истца по занимаемой им должности, карту аттестации рабочего места ФИО1 по условиям труда №8 от 2008 г. слесаря – ремонтника 5 разряда, схему отопления по корпусам участка дробления, сохранившиеся табели учета рабочего времени за период с января 2016 г. по декабрь 2020 г., справку, выданную ОАО «Коршуновский ГОК», согласно которой при дроблении и измельчении железных руд, содержащих двуокись кремния до 25% на обогатительной фабрике ОАО «Коршуновский ГОК» в пыли, выделяющейся при этих процессах, содержание свободной кристаллической двуокиси кремния колеблется в пределах от 3 до 7 процентов, суд сделал вывод о работе истца именно в тяжелых условиях и на работах (в цехах), предусмотренных Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции в части подтверждения факта работы истца в спорные периоды в тяжелых условиях, согласно Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16- 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Из приеденных норм следует, что страховая пенсия по старости может быть назначена мужчинам досрочно по достижению возраста 45 лет, если они отработали не менее 10 лет на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 20 лет, страховой стаж не менее 25 лет.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу подпункта «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» для учета периодов с 1 января 1992 г.
Согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденному Постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, раздел II Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование) обжиг руд и нерудных ископаемых» подраздел а) Рабочие (1020200а), право на досрочное назначение пенсии имеют рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1: слесари - ремонтники, электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования (код 1020200а-1753г).
К основным рабочим, ведущим технологический процесс на обогатительных фабриках, согласно названного Списка № 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, относятся рабочие, занятые в обогащении на дроблении, измельчении, помоле, сортировке и обогащении руд черных металлов, нерудных ископаемых и горнохимического сырья, содержащих в пыли 2% и более кристаллической (свободной) двуокиси кремния: дозировщики, дробильщики, машинисты конвейеров, машинисты мельниц, при сухом помоле, шихтовщики.
Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. №1015, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ч.4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Пунктом 10 названных Правил определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил).
Аналогичные условия содержатся в пункте 3 Правил подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минсоцразвития от 31 марта 2011 г. № 258н.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. №258н, в случаях, когда необходимые данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени и др. для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
К таким документам можно отнести результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда, которые могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 6 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. №258н.)
С учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В данном случае, судами нарушены указанные положения Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку обстоятельства, установленные судами о работе истца в спорные периоды времени на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях по Списку №1, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 не подтверждены надлежащими доказательствами по делу, на что указывает заявитель кассационной жалобы.
Как указывает ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области и следует из материалов дела, согласно копиям приказов по личному составу ПАО «Коршуновский ГОК» ФИО1 20 сентября 1994 г. был принят в Коршуновский ГОК слесарем ремонтником 2 разряда в службу сантехники обогатительного комплекса, 1 июня 1995 г. переведен слесарем ремонтником 2 разряда в службу по сантехнике и вентиляции обогатительной фабрики, 5 июня 1997 г. истец переведен слесарем – ремонтником 4 разряда в службу сантехники в цех дробления обогатительного комплекса.
Согласно карточки формы Т2 ФИО1 20 сентября 1994 г. истец принят в Коршуновский ГОК слесарем ремонтником 2 разряда в службу по сантехнике и вентиляции обогатительного комплекса, 1 июня 1995 г. переведен слесарем - ремонтником 3 разряда в службу по сантехнике и вентиляции обогатительной фабрики, 5 июня 1997 г. истец переведен слесарем - ремонтником 4 разряда в службу сантехники в цех дробления обогатительного комплекса.
Согласно представленной работодателем истца рабочей инструкции слесаря ремонтника службы сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» от 1 августа 2014 г. слесарь ремонтник службы сантехники и вентиляции находится полный рабочий день во всех корпусах обогатительной фабрики. ( п. 1.5).
Согласно представленной работодателем ФИО1 карты аттестации рабочих мест по условиям труда слесаря - ремонтника 5 разряда службы сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» от 16 апреля 2008 г. слесарю - ремонтнику службы сантехники и вентиляции льготное пенсионное обеспечение не предоставляется (строка 110 карты аттестации), сведений о воздействии на организм кристаллической (свободной) двуокиси кремния не имеется.
Согласно представленной работодателем ФИО1 карты специальной оценки условий труда слесаря — ремонтника 5 разряда службы сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» от 1 февраля 2016 г., слесарю — ремонтнику службы сантехники и вентиляции право на досрочное назначение трудовой пенсии не предоставляется (строка 040 карты аттестации), сведений о воздействии на организм кристаллической (свободной) двуокиси кремния не имеется.
Основные рабочие, ведущие технологический процесс, согласно Списку №1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 (позиция 1020100а-1753б) пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, если они заняты на дроблении, измельчении, помоле, сортировке и обогащении руд черных металлов, нерудных ископаемых и горнохимического сырья, содержащих в пыли 2% и более кристаллической (свободной) двуокиси кремния.
Согласно протоколу проведения исследований (испытаний) и измерение аэрозолей преимущественно фиброгенного действия 5.325-П в период с 24 ноября 2014 г. по 28 ноября 2014 г. слесарь — ремонтник 5 разряда службы сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» подвергается воздействию кристаллической (свободной) двуокиси кремния, при этом среднесменное значение концентрации составляют 0,2 % при нормативном значении 2%.
Таким образом, как полагает ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, на истца не воздействует вредный производственный фактор, предусмотренный позицией 1020100а-1753б. В отличии от основных рабочих, ведущих технологический процесс, согласно Списку №1 (позиция 1020100а – 1753б), на которых воздействует вредный фактор пыли, содержащей 2% и более кристаллической (свободной) двуокиси кремния, на слесаря — ремонтника 5 разряда службы сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» процент воздействия не превышает 0,2 (указано среднесменное значение концентрации, класс условий труда 2).
Судами первой и апелляционной инстанций оценка указанным обстоятельствам и доказательствам по делу не дана, вопрос о влиянии вредного производственного фактора на ФИО1 в спорные периоды его работы в ПАО «Коршуновский ГОК» не выяснялся и не устанавливался.
При этом, несмотря на то, что согласно указанным выше разъяснениям, именно работодатель обязан подтверждать факт работы сотрудника во вредных условиях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суды не мотивированно не учли позицию ПАО «Коршуновский ГОК» по делу, которая выражена в отзыве на иск.
В рассматриваемом споре работодатель не предоставляет обосновывающие документы, и не подтверждает занятость истца в производствах, дающих право на льготную пенсию по Списку №1.
Напротив, ПАО «Коршуновский ГОК» оспаривал исковые требования ФИО1, считая их необоснованными.
В обоснование своих возражений указывал, что в ПАО «Коршуновский ГОК» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Спискам №1 и №2 распространяется на рабочих, руководителей и специалистов, занятых полный рабочий день в технологическом процессе дробления железосодержащей руды. При рассмотрении вопроса о досрочном назначении пенсии но старости по Спискам №1 и №2 следует отличать технологическое оборудование от оборудования систем вентиляции и кондиционирования, сантехники. Досрочная страховая пенсия по старости назначается тем рабочим, чьи профессии предусмотрены в соответствующих подразделах данного раздела Списка №1 и Списка №2 и которые выполняют работы, предусмотренные для рабочих этих профессий в соответствующих выпусках Единого тарифно - квалификационного справочника работ.
Что касается рабочих, занятых ремонтом вентиляции и оборудования кондиционирования, сантехники, то они правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку №1 и №2 не пользуются, так как их профессия не включена в данный раздел.
Также суд кассационной инстанции полагает заслуживающими внимание доводы ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации в Иркутской области о том, что истец в спорный период не был занят полный рабочий день в качестве рабочего ремонтных служб, занятого ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1, не работал на участках дробления, измельчения, помола, сортировке и обогащения руд черных металлов, нерудных ископаемых и горнохимического сырья, содержащих в пыли 2% и более кристаллической (свободной) двуокиси кремния.
Суд кассационной инстанции полагает недопустимыми предположения судов о работе истца в спорные периоды в тех же условиях, что и в период работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2000 г. в должности слесаря ремонтника по 4 разряду на обогатительной фабрике в цехе дробления Коршуновского ГОКа, поскольку указанное утверждение не основано на каких – либо доказательствах по делу.
Также не мотивированно отклонены судами доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что в периоды с 20 сентября 1994 г. по 31 мая 1995 г., с 1 июня 1995 г. по 4 июня 1997 г., с 5 июня 1997 г. по 31 декабря 2001 г. и с 27 января 2002 г. по 31.12.2005 г. истец работал слесарем – ремонтником по 2, 3, 4, разрядам в специально созданной службе – службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики Коршуновского ГОКа, в которой нет основных рабочих, ведущих технологический процесс обогащения железной руды, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1.
Также суд кассационной инстанции полагает неправомерным ссылку суда первой инстанции на экспертное заключение оценки фактических условий труда ФИО2, проведенной в рамках другого гражданского дела №2-566/2015, которое не может иметь доказательственного значения в рамках настоящего дела, поскольку указанным заключением условия работы именно истца в ПАО «Коршуновский ГОК» не оценивались и не исследовались.
Также судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает несостоятельными выводы судов, указавших, что отсутствие в выписке из лицевого счета истца сведений о его работе на соответствующих видах работ, согласно Списку №1 после даты регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования 5 января 1999 г. не свидетельствует о том, что истец не был занят на данных работах и не может являться основанием для отказа во включении спорных периодов в льготный стаж. Также неверен вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие соответствующих сведений в выписке из лицевого счета говорит о ненадлежащем выполнении страхователем своих обязанностей по внесению сведений о застрахованном лице.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015, при подсчете страхового стажа, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пункта 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. №258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту – Правила № 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в специальный стаж, определяемый особыми условиями труда. ( п. п. 5 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ)
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку. По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 5 января 1999г. То есть, в силу пункта 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, спорные периоды работы после 5 января 1999 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в органах пенсионного фонда Российской федерации, представляемыми работодателями в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктами 4, 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. №258н, установлено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Таким образом, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без истребования справок о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Выводы о недостоверности сведений, представленных работодателем согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица для назначения страховой пенсии в ОАО «Коршуновский ГОК» в особых условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в которой отражен период работы истца в специальных, особых условиях только в период с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2011 г. (особые условия труда, код ЗП12А, 1020200А-1753г) и без указания работы истца в специальных условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии в другие (спорные) периоды, суды недостаточно мотивировали, не учли вышеизложенные положения нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывает, что суду первой инстанции следует учесть, что юридически значимым обстоятельством при разрешении спора является установление занятости истца ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10.
Также суду первой инстанции необходимо учесть, что период работы ФИО1 в качестве слесаря – ремонтника по 4 разряду в службе сантехники и вентиляции обогатительной фабрики ОАО «Коршуновский ГОК» с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2000 года (3 года) учтен решением УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 8 октября 2020 г. № 1/98/2020.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 11 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 марта 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нижнеилимский районный суд Иркутской области.
Председательствующий:
Судьи: