ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-4309/2021 от 26.07.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 59RS0004-01-2021-006664-34

Дело № 88-10797/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 26 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Грудновой А.В., Шушкевич О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4309/2021 по иску ФИО1 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанностей,

по кассационной жалобе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Пермскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В.,

судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту - ГУФСИН России по Пермскому краю) о возложении обязанности включить в выслугу лет период его обучения в Пермской специальной средней школе Министерства юстиции Российской Федерации с 23 октября 2000 года по 21 июля 2002 года из расчета два месяца обучения за один месяц службы, внести изменения в приказ от 19 августа 2021 года № 622-ЛС в части выслуги лет по состоянию на 19 августа 2021 года в календарном и льготном исчислении с учетом включения в выслугу лет периода обучения в Пермской специальной средней школе Министерства юстиции Российской Федерации с 23 октября 2000 года по 21 июля 2002 года из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с 22 июля 2002 года по 19 августа 2021 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе ГУФСИН России по Пермскому краю. Приказом ГУФСИН России по Пермскому краю от 19 августа 2021 года № 622-ЛС уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Также данным приказом произведен расчет выслуги лет по состоянию на 19 августа 2021 года в календарном исчислении – 19 лет 00 месяцев 27 дней, в льготном исчислении – 28 лет 06 месяцев 03 дня. Полагает, что выслуга лет ответчиком рассчитана неверно, поскольку не учтен период его обучения до поступления на службу с 23 октября 2000 года по 21 июля 2002 года в Пермской специальной средней школе Министерства юстиции Российской Федерации. Письмом ГУФСИН России по Пермскому краю от 17 июня 2021 года ему сообщено, что Пермская специальная средняя школа Министерства юстиции Российской Федерации является ведомственной, в связи с чем период обучения в данном учебном заведении зачету в выслугу лет не подлежит. Полагает, что отказом ГУФСИН России по Пермскому краю во включении периода обучения в выслугу лет для назначения пенсии нарушено его право на получение пенсионного обеспечения в размере, установленном законом.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 15 ноября 2021 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 марта 2022 года решение Ленинского районного суда г. Перми от 15 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение. На ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность включить в выслугу лет ФИО1 период его обучения в Пермской специальной средней школе Министерства юстиции Российской Федерации с 23 октября 2000 года по 21 июля 2002 года из расчета два месяца обучения за один месяц службы и внести изменения в приказ от 19 августа 2021 № 622-ЛС в части исчисления размера выслуги лет по состоянию на 19 августа 2021 года в календарном и льготном исчислении с учетом включения периода обучения в Пермской специальной средней школе Министерства юстиции Российской Федерации с 23 октября 2000 года по 21 июля 2002 года.

В кассационной жалобе Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Пермскому краю ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 марта 2022 года, как незаконного, с оставлением в силе решения Ленинского районного суда г. Перми от 15 ноября 2021 года.

В доводах кассационной жалобы указывает на неправомерный вывод суда апелляционной инстанции о включении в выслугу лет периода обучения ФИО1 в Пермской специальной средней школе Министерства юстиции Российской Федерации с 23 октября 2000 года по 21 июля 2002 года, поскольку в силу постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, до поступления на службу, в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Поскольку Пермская специальная средняя школа Министерства юстиции Российской Федерации является ведомственным учебным заведением и не относится к гражданским образовательным учреждениям, учеба в которых предоставляет сотрудникам уголовно-исполнительной системы право на включение таких периодов учебы в выслугу лет, то у ФИО1 отсутствует данное право по включению вышеуказанного периода в выслугу лет.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания, поскольку судом апелляционной инстанции допущено неверное применение норм материального права при разрешении спора.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с 22 июля 2002 года по 19 августа 2021 года.

Приказом ГУФСИН России по Пермскому краю от 19 августа 2021 года № 622-ЛС ФИО1 уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение на пенсии, выслуга лет по состоянию на 19 августа 2021 года определена в календарном исчислении – 19 лет 00 месяцев 27 дней, в льготном исчислении – 28 лет 06 месяцев 03 дня.

В период с 23 октября 2000 года по 31 августа 2002 года ФИО1 проходил обучение в Пермской специальной средней школе Министерства юстиции Российской Федерации по специальности «Правоохранительная деятельность», по окончании обучения присвоена квалификация «Юрист». Приказом Пермской специальной средней школы Министерства юстиции Российской Федерации от 23 октября 2000 года № 69-к ФИО1 принят на очную форму обучения на платной основе, 18 июля 2002 года приказом Пермской специальной средней школе Министерства юстиции Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 105 л/с зачислен курсантом с присвоением специального звания «рядовой внутренней службы». Период с 23 октября 2000 года по 21 июля 2002 года не зачтен ФИО1 в выслугу лет для назначения пенсии по линии ФСИН России.

Письмом ГУФСИН России по Пермскому краю от 17 июня 2021 года истцу сообщено, что Пермская специальная средняя школа Министерства юстиции Российской Федерации является ведомственной, в связи с чем периоды обучения в данном учебном заведении зачету в выслугу лет не подлежат.

Полагая нарушенным свое право на включение в стаж службы (выслугу лет) периода обучения в Пермской специальной средней школы Министерства юстиции Российской Федерации с 23 октября 2000 года по 21 июля 2002 года, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федерального закона от 27 мая 2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в выслугу лет истца периода обучения с 23 октября 2000 года по 21 июля 2002 года в Пермской специальной средней школе Министерства юстиции Российской Федерации, поскольку Пермская специальная средняя школа Министерства юстиции Российской Федерации является ведомственной образовательной организацией, при этом включению в выслугу лет подлежит время обучения до поступления на службу в гражданских образовательных организациях.

Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, отменяя его, вынося новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что необходимыми условиями для включения в выслугу лет периода обучения для назначения пенсии являются обучение сотрудника в соответствующих образовательных учреждениях (безотносительно гражданских или ведомственных (военных)) до поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы только по очной форме обучения и окончание обучения успешным прохождением государственной итоговой аттестации и получением по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца. Поскольку истец обучался с 23 октября 2000 года в Пермской специальной средней школе Министерства юстиции Российской Федерации по очной форме обучения на платной основе по специальности «Правоохранительная деятельность», а по окончании обучения ему присвоена квалификация «Юрист», суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконном отказе ответчика во включении в выслугу лет истца периода его обучения с 23 октября 2000 года по 21 июля 2002 года в Пермской специальной средней школе Министерства юстиции Российской Федерации.

Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что Пермская специальная средняя школа Министерства юстиции Российской Федерации являлась ведомственным образовательным учреждением Министерства юстиции Российской Федерации, поскольку согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 04 апреля 2000 года, Пермская специальная средняя школа Министерства юстиции Российской Федерации создана на базе городка Пермского военного авиационно-технического училища Министерства обороны Российской Федерации, переданного в ведение уголовно-исполнительной системы, а следовательно по своему статусу не могла быть приравнена к военной образовательной организации, не находилась в ведомственной подчиненности Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждает прохождение истцом обучения и получения специальности и квалификации как раз относящейся к гражданской специальности, а не к ведомственной (военной).

Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, регламентировано Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Условием, определяющим право на пенсию за выслугу лет, является наличие соответствующей выслуги на военной службе (службе в органах уголовно-исполнительной системы).

Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, названный Закон в статье 18 установил правило, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 может засчитываться время учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы урегулирован постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".

Пунктом 2 данного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

В перечень образовательных учреждений, установленный Правительством Российской Федерации, время обучения в которых до поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий входят гражданские высшие образовательные учреждения либо профессиональные образовательные организации.

С 01 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.

Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

Согласно статье 97 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа уголовно-исполнительной системы, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1760 в пункт 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 внесены изменения, в частности пункт 2 дополнен абзацем 3 следующего содержания: "В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу с 1 августа 2018 года".

В перечень образовательных учреждений, установленный Правительством Российской Федерации, время обучения в которых до поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий, как указано выше, стали входить гражданские высшие образовательные учреждения либо средние специальные образовательные учреждения.

Как следует из приведенных нормативных положений, и обоснованно указал суд первой инстанции, при исчислении выслуги лет сотруднику уголовно-исполнительной системы период обучения в образовательной организации может быть включен в выслугу лет сотруднику уголовно-исполнительной системы, поступившему на службу до 01 августа 2018 года, не зависимо от формы обучения (очно или заочно) но только в гражданских образовательных организациях, а после 01 августа 2018 года не зависимо от ведомственной принадлежности образовательной организации, но только по очной форме обучения. Установив, что истец поступил на службу в уголовно-исполнительную систему до 01 августа 2018 года, при этом учебное учреждение, в котором ФИО1 получено образование, - Пермская специальная средняя школа Министерства юстиции Российской Федерации не является гражданской образовательной организацией, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода учебы в выслугу лет.

При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что согласно статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 марта 2022 года отменить.

Оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Перми от 15 ноября 2021 года.

Председательствующий

Судьи