ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-16200/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 11 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Бочкарева А.Е.
судей Петровой Ю.Ю., Устимова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-443/2020 по иску военного прокурора Петрозаводского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести процедуру установления приаэродромной территории аэропорта совместного базирования «Петрозаводск»
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 15 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Ю.Ю., объяснения прокурора Мазиной О.Н., полагавшей кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, представителя Министерства обороны Российской Федерации – Иванова А.Ю., действующего на основании доверенности от 13 ноября 2020 г. сроком до 23 октября 2022 г., представителя БУ Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» - Васяниной Т.В., действующей на основании доверенности от 11 января 2021 г. сроком до 31 декабря 2021 г., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 15 декабря 2020 г. исковые требования прокурора Петрозаводского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц удовлетворены, признана незаконной эксплуатация аэродрома Петрозаводск (Бесовец) в отсутствие установленной приаэродромной территории, суд обязал Министерство обороны Российской Федерации в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить подготовку проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Петрозаводск (Бесовец), его согласование и принятие в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 апреля 2021 г. решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 15 декабря 2020 г. отменено в части удовлетворения исковых требований военного прокурора Петрозаводского гарнизона о признании незаконными действий Министерства обороны Российской Федерации по эксплуатации государственного аэропорта совместного базирования «Петрозаводск» в отсутствие утвержденного федеральным органом исполнительной власти решения об установлении приаэродромной территории.
Судом апелляционной инстанции принят отказ военного прокурора Петрозаводского гарнизона от иска в защиту неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации в части требований о признании незаконными действий Министерства обороны Российской Федерации по эксплуатации государственного аэропорта совместного базирования «Петрозаводск» в отсутствие утвержденного федеральным органом исполнительной власти решения об установлении приаэродромной территории, производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
Представители третьих лиц ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, АО Проектно-изыскательный и научно-исследовательский институт воздушного транспорта Ленаэропроект, Войсковой части 45121, ГБУ Московской области МОБТИ, администрации Гарнизонного сельского поселения, администрации Пряжинского национального муниципального района, администрации Шуйского сельского поселения, администрации Петрозаводского городского округа, администрации Прионежского муниципального района, Департамента государственных закупок Минобороны РФ, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ФГБУ ФКП Росреестра, ФГКУ «Первый отдельный авиационный отряд Федеральной службы безопасности РФ», ФБУ «Центральная база авиационной охраны лесов» о времени и месте рассмотрения дела были извещены направлением судебных повесток, полученных 24 августа 2021 г., 27 августа 2021 г., 24 августа 2021 г., 26 августа 2021 г., 24 августа 2021 г., 28 августа 2021 г., 23 августа 2021 г., 27 августа 2021 г., 24 августа 2021 г., 23 августа 2021 г., 24 августа 2021 г., 26 августа 2021 г., 24 августа 2021 г. соответственно, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции в части, неотмененной апелляционной инстанцией, и апелляционного определения не находит.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права не были допущены судом первой и апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10 августа 2007 г. № 1034-р «Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации» аэродром «Петрозаводск» является государственным аэродромом совместного базирования, находящимся в ведении Министерства обороны РФ.
Указанным распоряжением Правительства РФ также разрешено базирование на аэродроме «Петрозаводск» ФСБ России, БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» и ФГУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана». По договору о совместной эксплуатации аэродрома Петрозаводск (Бесовец) от 16 сентября 2011 г., на аэродроме также осуществляется базирование ФГКУ «Первый отдельный авиаотряд ФСБ России».
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 апреля 2016 г. № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения» аэропорт «Петрозаводск» включен в перечень аэропортов федерального значения.
Проведенной военным прокурором Петрозаводского гарнизона проверкой выявлено, что приаэродромная территория аэропорта совместного базирования «Петрозаводск» до настоящего времени не определена и не установлена.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования военного прокурора Петрозаводского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1, 3 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», подп. «а» п. 2 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1460, пришел к выводу о возложении на Министерство обороны РФ в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанности по подготовке проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Петрозаводск (Бесовец), его согласования и принятия в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории».
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции военный прокурор Петрозаводского гарнизона отказался от требования в части признания незаконными действий Министерства обороны РФ по эксплуатации государственного аэропорта совместного базирования «Петрозаводск» в отсутствие утвержденного федеральным органом исполнительной власти решения об установлении приаэродромной территории.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда, доводы апелляционной жалобы признал несостоятельными и не имеющими правового значения для разрешения возникшего спора по существу.
Отклоняя довод ответчика о том, что возложение на Министерство обязанности по принятию подобного решения является вмешательством в его деятельность, в том числе в правомочия собственника, суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае прокурор действует в публичных интересах, требуя от государственного органа исполнения возложенных на него обязанностей и полномочий по обеспечению соблюдения законодательства РФ о безопасности полетов воздушных судов, в соответствии с требованиями закона.
Ссылка ответчика на отсутствие судебной оценки обстоятельств, связанных с процедурой подготовки проекта решения, по мнению суда апелляционной инстанции, основанием к отмене решения суда в указанной части не является, поскольку доводов относительно сроков исполнения решения суда жалоба не содержит, а незавершенность процедуры установления границ земельного участка, на котором находится аэродром, как усматривается из материалов дела, связана преимущественно с распорядительными действиями самого ответчика и подведомственных ему лиц и основанием от освобождения от возложенных на него обязанностей по подготовке необходимой документации и принятию соответствующего решения об установлении приаэродромной территории не является.
Оценивая доводы ответчика о том, что резолютивная часть решения суда не соответствует требованиям, изложенным в иске прокурора, в том числе, в части осуществления регистрационных действий, суд апелляционной инстанции указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1460, к исполнению которого суд фактически обязал Министерство обороны РФ, подробно регламентирована вся процедура подготовки проекта решения по установлению приаэродромной территории и выделения на приаэродромной территории подзон, предусматривающая, в числе прочего, и направление принятого решения в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Суд апелляционной инстанции также указал, что доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к оспариванию решения суда в части признания незаконной эксплуатации аэродрома Петрозаводск (Бесовец) в отсутствие решения уполномоченного органа об установлении приаэродромной территории, предметом проверки не являются в связи с отказом истца от иска в данной части, принятым судом апелляционной инстанции, а производство по делу в части исковых требований военного прокурора Петрозаводского гарнизона о признании действий Министерства обороны РФ по эксплуатации аэропорта в отсутствие утвержденного федеральным органом исполнительной власти решения об установлении приаэродромной территории незаконными прекращено.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права и сделанными без нарушений норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную и получившую верную судебную оценку, оснований для несогласия с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы о рассмотрении требований к ненадлежащему ответчику при том обстоятельстве, что надлежащим ответчиком является ФГКУ «СЗТУИО» Минобороны России не содержат обоснований со ссылками на положения об указанном органе, а само по себе то обстоятельство, что ФГКУ «СЗТУИО» Минобороны России является самостоятельным юридическим лицом, в постоянном бессрочном пользовании которого находится предоставленный под базирование аэродрома земельный участок, не дает оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии с пп. «а» п. 2 Правил установления приаэродромной территории, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460, и на основании распоряжения Правительства РФ от 10.08.2007 № 1034-р «Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации», решение об установлении приаэродромной территории должно принимать Минобороны РФ.
В соответствии с п.п. 71 п. 7 положения о Министерстве обороны РФ (утверждено Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082) Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 15 декабря 2020 г. в части, не отмененной апелляционным определением, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: