ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-6863/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 19 мая 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4488/2021 (УИД 75RS0001-02-2021-005591-52) по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю о взыскании недоначисленной денежной суммы за особые условия труда, премий,
по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) обратилась в Центральный районный суд г. Читы с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю (далее по тексту – ГУ МЧС России по Забайкальскому краю) о взыскании недоначисленной суммы за особые условия труда, специальный режим работы, сложности и напряженности за период с октября 2020 г. по июнь 2021 г. в размере 821,78 рублей, единовременной ежегодной денежной премии за 2020 г. в размере 100 000 рублей, доведя ее до условий выплаченных сумм уборщицам служебных помещений.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 6 сентября 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены. С ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в пользу ФИО1 взыскана недополученная заработная плата в размере 821,78 рублей, премия в связи с празднованием «Дня Спасателя Российской Федерации» в размере 40 000 рублей, единовременная денежная премия за 2020 г. в размере 65 084 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 января 2022 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 6 сентября 2021 г. отменено в части взыскания с ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в пользу ФИО1 премии в честь Дня Спасателя Российской Федерации в размере 40 000 рублей. В данной части принято новое решение об отказе в удовлетворении указанной части исковых требований. Решение Центрального районного суда г. Читы от 6 сентября 2021 г. изменено в части размера взыскания премии за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей в 2020 г. С ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в пользу ФИО1 взыскана премия за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей в 2020 г. в размере 56 605,74 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
ГУ МЧС России по Забайкальскому краю обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 января 2022 г. отменить в части взыскания в пользу ФИО1 единовременной денежной премии за качественное и эффективное исполнение трудовых обязанностей в 2020 г. в размере 56 605,74 рублей.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность постановления суда апелляционной инстанций в части взыскания в пользу ФИО1 суммы единовременной денежной премии за качественное и эффективное исполнение трудовых обязанностей в 2020 г. в размере 56 605,74 рублей, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Судом апелляционной инстанции при рассмотрении гражданского дела дана неправильная юридическая квалификация спорных правоотношений и обстоятельств дела, допущена неверная оценка письменных доказательств предоставленных ответчиком, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела и положениям нормативно-правовых актов МЧС России, регламентирующих сложившиеся правоотношения. Вывод суда об отнесении невыплаченной ФИО1 премии за качественное и эффективное исполнение трудовых обязанностей в 2020 г. к обязательной и гарантированной выплате работникам учреждения является неверным. Являются неверными и противоречат положениям статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации выводы суда апелляционной инстанции о том, что выплата годовой премии работникам учреждения является обязательной и гарантированной выплатой работникам учреждения. Судом неверно истолкованы положения пункта 39 Приложения № 3 к приказу МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747. Суд апелляционной инстанции не дал правового обоснования по какой причине приказ начальника от 22 декабря 2020 г. № 1386 и протокол комиссии по социальным выплатам Главного управления от 14 декабря 2020 г. № 20, утвержденный работодателем, не являются мотивированным решением уполномоченного руководителя о лишении работника единовременной денежной премии. Суд апелляционной инстанции посчитал доказанными факты ненадлежащего исполнения ФИО1 трудовых обязанностей и нарушения ею распорядка дня учреждения при рассмотрении вопроса об обоснованности лишения ее премии к Дню спасателя в Российской Федерации, однако счел недостаточными представленные доказательства для лишения ФИО1 единовременной денежной премии за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей в 2020 г. В указанном случае выводы суда апелляционной инстанции об обоснованном лишении работника одной премии и о необоснованном лишении другой премии при одинаковых обстоятельствах являются непоследовательными, противоречат как положениям нормативно-правовых актов, так и локальных актов работодателя, сделаны без учета приказа от 22 декабря 2020 г. № 1386 и протокола заседания комиссии по социальным выплатам от 14 декабря 2020 г. № 20, содержащего исчерпывающие основания для принятия решения о лишении работника единовременной денежной премии. Выводы суда о том, что ФИО1 не была ознакомлена с протоколом заседания комиссии по социальным выплатам от 14 декабря 2020 г. № 20, а также не знала о ее лишении премии являются неверными, так как она в установленном порядке была ознакомлена при трудоустройстве с Коллективным договором учреждения и Положением о премировании работников, в котором указаны основания для снижения или лишения работника премии, поэтому ФИО1 знала о своем возможном лишении премии работодателем в связи с наличием низких показателей трудовой дисциплины и нарушений распорядка дня учреждения. О наличии претензий к качеству работы работодатель неоднократно уведомлял ФИО1 письмами в ее адрес от 15 октября 2020 г. № 5408-12-7, от 27 октября 2020 г. № 5608-12-7, от 12 ноября 2020 г. № 5814-12-7. Постановление суда апелляционной инстанции принято без учета того, что выплата денежной премии ФИО1 трудовым договором не предусмотрена, обязательной не является, выплачивается работодателем дифференцированно, в зависимости от качества и эффективности выполнения работником трудовых обязанностей, показателей трудовой деятельности, соблюдения распорядка дня и т.п. Размеры денежных премий, в том числе определялись с учетом того, сколько времени в периоде, за который производилось поощрение, отработал работник в 2020 г. (пропорционально отработанному времени). Апелляционное определение противоречит Положению о премировании Главного управления, принятому в установленном законом порядке в соответствии со статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации и приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», предусматривающему возможность лишения работодателем работника единовременных денежных премий по основаниям, предусмотренным пунктом 3.8 Положения о премировании работников Главного управления. Невыплата премии не нарушила прав ФИО1 на гарантированное вознаграждение за труд, установленное в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. Действия работодателя по лишению ФИО1 единовременной денежной премии за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей имели диспозитивный характер и производились строго в порядке, установленном Положением о премировании учреждения. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с приказом ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от 17 февраля 2020 г. № 65-к ФИО1 принята на должность уборщика административной площади (служебных помещений) отделения эксплуатационной службы и административно-хозяйственного обеспечения управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по Забайкальскому краю с 18 февраля 2020 г., с ней заключен трудовой договор от 18 февраля 2020 г.
Пунктом 8 трудового договора предусмотрено, что за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере: а) должностной оклад (тарифная ставка) 5 053 рублей в месяц; б) районный коэффициент в размере 20%; в) выплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями до 30%; г) надбавка за сложность и напряженность 30%; д) доплата за выслугу лет 5% (выслуга лет по состоянию на 18 февраля 2020 г. 2 года 4 месяца 2 дня) свыше 1 года – 5%, свыше 3 лет – 10%, свыше 5 лет – 15%, свыше 10 лет – 20%, свыше 15 лет – 30%.
Работодатель в одностороннем порядке уменьшил ФИО1 выплату надбавки за сложность и напряженность, выплачивая надбавку истцу 20% или 10%.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 25 сентября 2020 г. признан незаконным и отменен приказ от 8 мая 2020 г. № 452 начальника ГУ МЧС России по Забайкальскому краю о привлечении к дисциплинарной ответственности уборщика административной площади (служебных помещений) ГУ МЧС России по Забайкальскому краю. Отменен приказ от 3 августа 2020 г. № 271-к начальника ГУ МЧС России по Забайкальскому краю об увольнении ФИО1 из ГУ МЧС России по Забайкальскому краю. ФИО1 восстановлена в должности уборщика административной площади (служебных помещений) ГУ МЧС России по Забайкальскому краю с 5 августа 2020 г. С ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в пользу ФИО1 взыскана заработная плата за время вынужденного прогула в размере 32 519,30 рублей. С ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в бюджет городского округа «город Чита» взыскана государственная пошлина в размере 1 176 рублей.
После вынесения предписания Государственной инспекции труда в Забайкальском крае работодателем устранено нарушение, ФИО1 выплачено с октября 2020 г. по май 2021 г. 4 176,60 рублей в виде перерасчета недополученной заработной платы, перерасчет за май 2021 г. не произведен.
В декабре 2020 г. работникам ГУ МЧС России по Забайкальскому краю производились выплаты премий в честь празднования Дня спасателя в Российской Федерации по итогам года за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей в 2020 г.
На основании протокола заседания комиссии по социальным выплатам от 14 декабря 2020 г. № 20 комиссией предлагалось начальнику учреждения произвести выплату единовременных денежных премий уборщикам служебных помещений Главного управления, для ФИО1 в честь празднования Дня спасателя в размере 0 рублей, за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей в 2020 г. в размере 0 рублей.
Размеры единовременных денежных премий были направлены на утверждение начальнику Главного управления, который данные размеры поощрительных выплат уборщикам служебных помещений утвердил, за исключением ФИО1, в отношении которой начальником Главного управления было предписано комиссии по социальным выплатам учреждения повторно рассмотреть вопрос о поощрении ФИО1 в честь Дня спасателя в Российской Федерации.
21 декабря 2020 г. в соответствии с протоколом заседания комиссии по социальным выплатам от 21 декабря 2020 г. № 22 единовременная поощрительная выплата ФИО1 в честь Дня спасателя в Российской Федерации комиссией была определена в размере 30 000 рублей. При этом, уборщикам служебных помещений, которые наряду с ФИО1 отработали полностью весь 2020 г. были выплачены премии в честь Дня спасателя в Российской Федерации по 70 000 рублей, за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей в 2020 г. - по 65 150 рублей. Указанное решение было утверждено начальником Главного управления.
Основанием для лишения ФИО1 единовременной денежной премии за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей в 2020 г., а также снижения денежной премии в честь празднования Дня спасателя в Российской Федерации до 30 000 рублей послужили низкие показатели трудовой дисциплины, а также нарушение распорядка дня учреждения.
В обоснование низкого уровня трудовой дисциплины ФИО1, ответчиком представлены: докладная записка ФИО11 Л.Ю. от 30 октября 2020 г., акты об отсутствии на рабочем месте без уважительной причины от 7 октября 2020 г. и от 26 октября 2020 г., докладная записка начальника отделения эксплуатационной службы и административно-хозяйственного обеспечения ФИО14 Б.Э. от 17 ноября 2020 г., докладная записка начальника специализированной пожарно-спасательной части ФИО16 Д.Е. от 24 ноября 2020 г., акт о некачественной уборке от 7 ноября 2020 г., акт отказа от ознакомления с результатами специальной оценки условий труда от 2 ноября 2020 г. Кроме того, ФИО1 в письменной форме отказалась 23 октября 2020 г. от соблюдения графика уборки служебных помещений в период с 9 ноября 2020 г. по 23 ноября 2020 г.
Приказами от 22 декабря 2020 г. № 1385, от 22 декабря 2020 г. № 1386 произведена выплата единовременных денежных премий уборщикам служебных помещений учреждения в вышеуказанных размерах.
ФИО1, полагая, что надбавка за сложность и напряженность в 4 квартале 2020 г., 1 и 2 кварталах 2021 г. выплачена ей не в полном объеме, ей незаконно уменьшена премия в честь Дня спасателя в Российской Федерации и не выплачена премия по итогам года за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей в 2020 г., обратилась в суд настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 21, 22, 57, 129, 133, 135, 136, 143, 146 – 149, 191 - 193 Трудового кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что поскольку ФИО1 не была осведомлена о наличии у работников учреждения претензий к качеству ее работы, о нарушении ею трудовой дисциплины, работодатель не истребовал у нее каких-либо объяснений, не привлекал в связи с этим к дисциплинарной ответственности, у работодателя отсутствовали основания для невыплаты ей указанных премий. Суд удовлетворил требования истца о выплате недополученной заработной платы, поскольку при перерасчете ФИО1 заработной платы за май 2021 г., за сложность и напряженность, в нарушение подпункта «г» пункта 8 трудового договора, которым установлено 30%, было оплачено только 10%.
Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы только в части взыскания в пользу истца премий, суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился, указав, что они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Отменяя решение суда в части взыскания с ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в пользу ФИО1 премии в честь «Дня Спасателя Российской Федерации» в размере 40 000 рублей и принимая в указанной части новое решение об оставлении данных исковых требований без удовлетворения, изменяя решение суда в части размера взысканной премии за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей в 2020 г., подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 2, 8, 21, 22, 129, 135, 144, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», указал, что действующей у ответчика системой оплаты труда предусмотрена обязательная стимулирующая выплата в виде годовой премии, право на получение которой имеют все работники, занимающие должности по утвержденным штатным расписаниям, которая установлена Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», премия же к праздничным датам не входит в систему оплаты труда, является разовой, установленной локальным актом, выплата которой отнесена к усмотрению и компетенции работодателя.
Премия в связи с празднованием Дня спасателя в Российской Федерации в размере 40 000 рублей (с учетом выплаченной суммы в размере 30 000 рублей) относится к стимулирующим выплатам, не входит в состав обязательной части заработной платы, ее выплата производится в порядке, на условиях и в размерах, которые предусмотрены в локальных нормативных актах работодателя, и является правом, а не обязанностью работодателя. Поскольку локальным актом учреждения в качестве основания для снижения или лишения разовой премии предусмотрены нарушение установленного распорядка дня (опоздание на работу, преждевременный уход с работы), низкие показатели трудовой деятельности, работодатель, снижая ФИО1 размер премии в честь Дня спасателя в Российской Федерации с 60 819,73 рублей (с учетом количества отработанного истцом времени в 2020 г.) до 30 000 рублей, обоснованно учел качество исполнения ею трудовых обязанностей, исполнительской дисциплины, несоблюдение ею распорядка дня.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности и необоснованности лишения ФИО1 годовой премии, входящей в систему оплаты труда работодателя, являющейся обязательной, указав, что право на получение этой премии имеют все работники и лишены они могут быть премии только решением руководителя, однако в материалы дела мотивированное и обоснованное решение руководителя о лишении истца годовой премии, со ссылками на конкретные даты и обстоятельства нарушения ею распорядка дня и недобросовестного исполнения трудовых обязанностей, не представлено. Суд апелляционной инстанции также учел, что фактически истец была лишена возможности ознакомиться с таким приказом и мотивами его принятия, а в случае несогласия обжаловать его в установленном законом порядке. С учетом позиции ответчика о максимальном размере премии ФИО1, исходя из количества отработанного ею времени в 2020 г., суд апелляционной инстанции взыскал с ответчика в пользу ФИО1 премию за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей в 2020 г. в размере 56 605,74 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (часть 2 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Подпунктом «в» пункта 24 трудового договора, заключенного с ФИО1 в том числе закреплено право работодателя поощрять работника за добросовестный эффективный труд.
Пунктом 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» установлено, что системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России урегулированы Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, которым, в том числе утверждены Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 3).
Согласно пункту 3 Приложения № 3 «Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» работникам устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; б) выплаты за качество выполняемых работ; в) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; г) премиальные выплаты по итогам работы.
К основным показателям оценки эффективности труда работников относятся следующие показатели: а) успешное, добросовестное и качественное исполнение профессиональных и трудовых обязанностей; б) профессионализм и оперативность при выполнении трудовых функций; в) применение в работе современных форм и методов организации труда (пункт 4 Приложения № 3 «Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России»).
В пункте 5 Приложения № 3 «Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» указано, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются к должностным окладам (тарифным ставкам) (далее соответственно - оклады, тарифные ставки) в виде надбавок, доплат, если иное не установлено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Выплаты стимулирующего характера, их размеры и условия устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (пункт 6 Приложения № 3 «Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России».
Конкретные показатели для стимулирования работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (пункт 7 Приложения № 3 «Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России»).
Согласно пункту 8 Приложения № 3 «Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» выплаты стимулирующего характера устанавливаются руководителям органа, организации (учреждения) и подразделения системы МЧС России из числа работников по результатам достижения показателей эффективности деятельности и работы руководителя.
Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера работникам являются приказы руководителей органа, организации (учреждения) и подразделения системы МЧС России, наделенных полномочиями работодателя (далее - руководитель), руководителям - приказы должностных лиц, наделенных в отношении руководителей полномочиями работодателя (пункт 9 Приложения № 3 «Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России»).
Разделом V «Премиальные выплаты по итогам работы» Приложения № 3 «Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» установлено, что выплата премии осуществляется по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, иной период текущего года) (пункт 36), порядок и условия премирования (периодичность выплаты премии, показатели премирования, условия, при которых работникам могут быть снижены размеры премий или работники могут быть лишены премии полностью) устанавливаются положениями о премировании (пункт 37), конкретные размеры премий работников определяются исходя из своевременного и добросовестного исполнения ими трудовых обязанностей и результатов работы в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, и максимальными размерами не ограничиваются (пункт 38), работникам выплачивается премия за добросовестное выполнение трудовых обязанностей по итогам календарного года (далее - годовая премия). Выплата годовой премии производится в декабре календарного года, за который она выплачивается. Размеры годовой премии определяются руководителем, исходя из остатков средств, доведенных на оплату труда. Право на получение годовой премии имеют все работники, занимающие должности по утвержденным штатным расписаниям (штатам). Основанием для выплаты годовой премии работникам являются приказы руководителей, руководителям - приказы должностных лиц, наделенных в отношении руководителей полномочиями работодателя (пункт 39), руководители имеют право лишать работников годовой премии за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) трудовых обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также в случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (пункт 40), должностные лица, наделенные в отношении руководителей полномочиями работодателя, имеют право снижать размер годовой премии, лишать руководителей годовой премии за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) трудовых обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, снижение размера годовой премии и ее лишение оформляется приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей учреждений полномочиями работодателя (пункт 41).
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» ГУ МЧС России по Забайкальскому краю разработано Положение о премировании работников ГУ МЧС России по Забайкальскому краю (далее по тексту – Положение о премировании), являющееся Приложением № 7 к Коллективному договору, заключенного между руководством Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю и трудовым коллективом по регулированию социально-трудовых отношений федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, на период с 1 апреля 2020 г. по 31 марта 2023 г.
Пунктом 1.2 Положения о премировании установлено, что работникам ГУ МЧС России по Забайкальскому краю производятся следующие виды разовых премий: - по результатам работы (за месяц, квартал или иной период текущего года); - к праздничным датам; - годовая премия.
Разделом 2 «Условия выплаты разовых премий работникам территориального органа» Положения о премировании установлено, что конкретные размеры премий работникам территориального органа определяются в соответствии с личным вкладом каждого работника в выполнение задач, стоящих перед учреждением, в пределах средств, предусмотренных на эти цели фондом оплаты труда и максимальными размерами не ограничиваются (пункт 2.1); премия выплачивается работнику на основании приказа начальника Главного управления, который определяет размер поощрения конкретного работника по результатам рассмотрения предложений Комиссии по социальным выплатам Главного управления и с учетом ходатайства непосредственного руководителя поощряемого работника (пункт 2.2); основные показатели премирования: - особые заслуги и качественное исполнение обязанностей; - проявление высокого профессионализма при выполнении служебного долга конкретным работником; - особое усердие, проявленная инициатива при выполнении поставленных задач конкретным работником; - добросовестное выполнение конкретным работником отдельно поставленных задач, требующих дополнительного профессионального мастерства, усердия и ответственности; - исполнение должностных обязанностей конкретным работником за пределами нормальной продолжительности рабочего времени; - эффективная организация работы конкретным должностным лицом по исполнению задач и функций; - результативная работа конкретного сотрудника по исполнению задач, поставленных руководством; - профессиональное исполнение должностных обязанностей за временно отсутствующего работника; - активное участие в проведении спортивно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий; - высокие показатели по итогам сдачи нормативов по пожарно-строевой подготовке; - обеспечение боеготовности подразделения в свободное от несения службы время; - состояние делопроизводства на вверенном участке работы, осуществление контроля за прохождением документов, соблюдение сроков составления и представления отчетности, рассмотрения писем и заявлений; - своевременное и качественное выполнение работ, степень сложности, важность и качество выполнения работником заданий, эффективность полученных результатов; - выполнение работ с проявлением разумной инициативы и применения в работе современных форм и методов работы; - высокая исполнительная дисциплина; - соблюдение установленного распорядка дня.
В Разделе 3 «Порядок выплаты премии» Положения о премировании закреплено, что при наличии экономии денежных средств на оплату труда работников, им по решению работодателя может выплачиваться премия по результатам работы (месяц, квартал, иной период текущего года) календарного года, либо премия в честь ведомственных и профессиональных праздников. Премия выплачивается работникам за добросовестное выполнение должностных обязанностей и высокие результаты работы (пункт 3.1); конкретный размер премии работнику определяется работодателем по результатам рассмотрении предложений Комиссии по социальным выплатам территориального органа и с учетом ходатайств непосредственных руководителей, исходя из своевременного и добросовестного исполнения работником трудовых обязанностей и достижения им высоких результатов в работе, в пределах средств фонда оплаты труда, предусматриваемых на эти цели (пункт 3.2); начальник Главного управления поручает председателю комиссии по социальным выплатам (далее - председателю комиссии), организовать работу по подготовке предложений о премировании работников территориального органа с учетом правомерного, эффективного и адресного распределения денежных средств фонда оплаты труда (пункт 3.3); руководители структурных подразделений Главного управления по результатам подведения итогов работы соответствующего подразделения, готовят обоснованные ходатайства о поощрении подчиненного личного состава, обеспечившего своевременное и качественное выполнение поставленных задач, добившегося высоких показателей в служебной деятельности (пункт 3.4); премирование производится дифференцированно в отношении работников, обеспечивших своевременное и качественное выполнение поставленных задач, а также работников, добившихся лучших показателей в служебной деятельности в текущем году, с учетом предложений Комиссии по социальным выплатам и ходатайств непосредственных руководителей (пункт 3.7).
Пунктом 3.8 Положения о премировании установлены случаи при которых премирование работников может не производиться: при наличии дисциплинарного взыскания (действующего или снятого) в периоде, за который производится выплата премии; отказ от выполнения своих трудовых обязанностей при нахождении Главного управления в режиме повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; за невыполнение приказа или указания непосредственного или прямого руководителей; нарушение установленного распорядка дня (опоздание на работу, преждевременный уход с работы); за низкие показатели трудовой деятельности; по иным причинам по решению начальника Главного управления.
Пунктом 3.9. Положения о премировании предусмотрено, что работодателем размер премии работнику устанавливается (увеличивается, снижается) с учетом предложений комиссии по социальным выплатам территориального органа и ходатайства соответствующего руководителя структурного подразделения. Работодатель вправе своим решением увеличить или уменьшить размер премии работнику, либо полностью лишить его выплаты премии, без учета предложений комиссии по социальным выплатам территориального органа и ходатайства руководителя структурного подразделения.
Как следует из материалов дела, начальником отдела технического обеспечения управления материально-технического обеспечения председателю комиссии по социальным выплатам ГУ МЧС России по Забайкальскому краю был предоставлен рапорт, в котором он просил рассмотреть вопрос о премировании за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей в 2020 году соответствующих работников, указанных по списку.
Уборщик административной площади (служебных помещений) ФИО1 не была включена в указанный список.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по социальным выплатам от 14 декабря 2020 г. № 20, в повестку дня, было включено рассмотрение вопроса о премировании работников МЧС (работники ГИМС, работники УМТО (отделение эксплуатационной службы и административно-хозяйственного обеспечения, отделение хранения имущества и техники), работники отделения по охране зданий и территорий) ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, в честь празднования Дня Спасателя Российской Федерации, и за качественное выполнение трудовых обязанностей в 2020 году, слушали председателя комиссии - заместителя начальника ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, полковника ФИО7, который предложил работникам МЧС (работники ГИМС, работники УМТО (отделение эксплуатационной службы и административно- хозяйственного обеспечения, отделение хранения имущества и техники), работники отделения по охране зданий и территорий) ГУ МЧС России по Забайкальскому краю выплатить премию в размере до 70 000 рублей на человека в честь празднования Дня Спасателя Российской Федерации, а премию за качественное выполнение трудовых обязанностей в 2020 году выплатить в соответствии с показателями оценки эффективности деятельности и мотивированными рапортами начальников структурных подразделений из расчета: 5 баллов - коэффициент 1 = 65 150 рублей, 4 балла - коэффициент 0,8 = 52 120 рублей, 3 балла - коэффициент = 39 090 рублей, 2 балла - коэффициент = 26 060 рублей, 1 балл - коэффициент = 13 030 рублей, выплату премии, в соответствии с Положением о комиссии по социальным выплатам, осуществлять работникам МЧС пропорционально отработанному времени, при условии прохождения службы в Главном управлении не менее двух месяцев в периоде, за который предполагается поощрение; ВрИО начальника финансово-экономического управления подполковника внутренней службы ФИО8 сообщил, что по состоянию на 14 декабря 2020 г. размер предполагаемой экономии по фонду оплаты труда работников МЧС Главного управления составил 9 280 887,07 рублей, фактическая численность - 79 человек.
Таким образом, из материалов дела следует, что годовая премия не была начислена ФИО1, в связи с ее отсутствием в списке лиц, перечисленных в указанном рапорте о премировании работников. Какого-либо документа, содержащего сведения об оценке качества работы ФИО1, повлекших лишение ее премии за качественное выполнение трудовых обязанностей в 2020 г., со ссылкой на конкретные факты, их описания и документы их обосновывающих, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, и установив, что право лишать работников годовой премии за ненадлежащее исполнение должностных (трудовых) обязанностей в случаях имеет только руководитель учреждения, лишение годовой премии оформляется приказом руководителя учреждения, в материалах дела мотивированного обоснованного решения руководителя о лишении ФИО1 годовой премии, со ссылками на конкретные даты и обстоятельства нарушения ею распорядка дня и недобросовестного исполнения трудовых обязанностей не имеется, при этом, представленные стороной ответчика доказательства, подтверждающие нарушение истцом трудового распорядка дня и ненадлежащего исполнения ею обязанностей в 2020 г., не могут свидетельствовать о законности и обоснованности лишения ФИО1 стимулирующей выплаты в виде годовой премии, поскольку фактически приказ или иное решение руководителя с соответствующей мотивировкой о лишении ее премии не принималось, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца премии за качественное и эффективное выполнение трудовых обязанностей в 2020 г., размер которой определил в сумме 56 605,74 рублей пропорционально отработанному ею времени в 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что в данной части фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводом суда апелляционной инстанции об отнесении невыплаченной ФИО1 премии за качественное и эффективное исполнение трудовых обязанностей в 2020 г. к обязательной и гарантированной выплате работникам учреждения, не могут служить основанием для отмены правильного по существу судебного постановлений, поскольку наличие у руководителя учреждения права оценивать трудовую деятельность сотрудника и принимать решение относительно размера выплаты стимулирующего характера, не дает ему права не выплачивать такую выплату без каких-либо оснований, в отсутствие мотивированного обоснованного решения такой не выплаты.
Приказ начальника ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от 22 декабря 2020 г. № 1386 и протокол комиссии по социальным выплатам ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от 14 декабря 2020 г. № 20, утвержденный начальником ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, не могут свидетельствовать о законности и обоснованности лишения ФИО1 стимулирующей выплаты, поскольку пунктом 40 Приложения № 3 «Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», утвержденного Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, императивно закреплено, что лишать работников годовой премии за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) трудовых обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также в случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами имеют право руководители. Приказ руководителя с обоснованием лишения ФИО1 спорной выплаты стимулирующего характера суду не представлен.
Доводы кассационной жалобы о том, что судебное постановление суда апелляционной инстанции принято без учета того, что выплата денежной премии ФИО1 трудовым договором не предусмотрена, обязательной не является, выплачивается работодателем дифференцированно, в зависимости от качества и эффективности выполнения работником трудовых обязанностей, показателей трудовой деятельности, соблюдения распорядка дня и т.п., размеры денежных премий, в том числе определялись с учетом того, сколько времени в периоде, за который производилось поощрение, отработал работник в 2020 г. (пропорционально отработанному времени), не опровергают выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии мотивированного решения руководителем учреждении об отсутствии оснований для выплаты ФИО1 годовой премии за 2020 г.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что вынесенное апелляционное определение противоречит Положению о премировании ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, принятому в установленном законом порядке в соответствии со статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации и Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», предусматривающему возможность лишения работодателем работника единовременных денежных премий по основаниям, предусмотренным пунктом 3.8. Положения, поскольку суд апелляционной инстанции установив, что в связи с действующими в учреждении локальным актом ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, нарушение установленного распорядка дня, низкие показатели трудовой деятельности являются основанием для лишения премии по итогам работы за календарный год (пункт 3.8 Положения о премировании ГУ МЧС России по Забайкальскому краю), обоснованно исходил из отсутствия в данном случае какого-либо мотивированного обоснованного решения о лишении ФИО1 годовой премии, со ссылками на конкретные даты и обстоятельства нарушения ею распорядка дня и недобросовестного исполнения трудовых обязанностей, принятого руководителем учреждения.
Само по себе наличие у работодателя документов, подтверждающих низкий уровень трудовой дисциплины ФИО1 (докладная записка непосредственного руководителя ФИО12 Л.Ю. от 30 октября 2020 г., акты об отсутствии на рабочем месте без уважительной причины от 7 октября 2020 г., от 26 октября 2020 г., докладная записка начальника отделения эксплуатационной службы и административно-хозяйственного обеспечения ФИО15 Б.Э. от 17 ноября 2020 г., докладная записка начальника специализированной пожарно-спасательной части ФИО17 Д.Е. от 24 ноября 2020 г., акт о некачественной уборке от 7 ноября 2020 г., акт отказа от ознакомления с результатами специальной оценки условий труда от 2 ноября 2020 г., заключение служебной проверки от 31 июля 2020 г., служебная характеристика на ФИО1 составленная непосредственным руководителем ФИО13 Л.Ю. 23 августа 2021 г.) недостаточно для вывода о неисполнении (недобросовестном исполнении) ФИО1 трудовых обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, при отсутствии мотивированного обоснованного решения руководителя учреждения, подтверждающего эти факты.
По существу доводы, приведенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного судебного постановления в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин