ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-44/12 от 19.07.2012 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

                                                                                    Суд Чукотского автономного округа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Суд Чукотского автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Судья суда 1 инстанции Дело №33-127/12

Глебова Е.П. №2-44/12

19 июля 2012 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе

председательствующего Калининой Н.Л.,

судей Шепуленко В.В., Принцева С.А.,

при секретаре Фирсовой Т.С.,

с участием заявителя Маркина Я.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Анадыре гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Чукотского автономного округа на решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 16 апреля 2012 года, которым постановлено:

«заявление Маркина Я.А. о признании незаконными пунктов 1 и 2 вопроса 1 протокола Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» от 24 июня 2011 года № 2 в части, касающейся Маркина Я.А., о признании незаконным распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа №114-рг от 07.07.2011 года «О внесении изменения в Распоряжение Губернатора Чукотского автономного округа от 1 апреля 2011 года № 51-рг» в части, касающейся Маркина Я.А., об обязании Губернатора Чукотского автономного округа в двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу отменить распоряжение Губернатора Чукотского автономного округа № 114-рг от 07.07.2011 года «О внесении изменения в Распоряжение Губернатора Чукотского автономного округа от 1 апреля 2011 года № 51-рг» в части, касающейся Маркина Я.А., об обязании Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» и Правительства Чукотского автономного округа в двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу восстановить Маркина Я.А. в персональном составе участников долгосрочной региональной программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» на 2011 год удовлетворить частично.

Признать незаконными пункты 1 и 2 вопроса 1 протокола Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» от 24 июня 2011 года № 2 в части, касающейся Маркина Я.А.

Признать незаконным распоряжение Губернатора Чукотского автономного округа № 114-рг от 07.07.2011 года «О внесении изменения в Распоряжение Губернатора Чукотского автономного округа от 1 апреля 2011 года № 51-рг» в части, касающейся Маркина Я.А.

Обязать Губернатора Чукотского автономного округа в двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу отменить распоряжение № 114-рг от 07.07.2011 года «О внесении изменения в Распоряжение Губернатора Чукотского автономного округа от 1 апреля 2011 года № 51-рг» в части, касающейся Маркина Я.А.

В удовлетворении требования об обязании Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» и Правительства Чукотского автономного округа в двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу восстановить Маркина Я.А. в персональном составе долгосрочной региональной программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» на 2011 год Маркину Я.А. отказать.

Взыскать с Правительства Чукотского автономного округа в пользу Маркина Я,А. уплаченную государственную пошлину в размере .».

Заслушав доклад судьи Калининой Н.Л., судебная коллегия

установила:

Маркин Я.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании незаконного решения Департамента образования, культуры и молодёжной политики Чукотского автономного округа (далее - Департамент образования) и Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» (далее - Комиссия).

В обоснование заявления указал, что 18 января 2011 года обратился в Департамент образования с заявлением со всеми необходимыми документами о включении его в число участников программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» (далее - Программа) для получения социальной выплаты, предоставляемой в первый год вступления в Программу для приобретения жилья на территории Чукотского АО в 2011 году. По итогам рассмотрения документов был включён в состав участников Программы, что удостоверено распоряжением Губернатора Чукотского АО от 1 апреля 2011 года №51-рг. Также ему было выдано гарантийное письмо ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты. После приобретения жилья предоставил соответствующие документы. Письмом первого заместителя начальника Департамента образования Б.А.Г. от 15 июля 2011 года он был поставлен в известность об исключении решением Комиссии от 24 июня 2011 года из состава участников Программы по причине несоответствия п.6.4 Программы: в связи с тем, что на момент приобретения жилья он не являлся работником государственного учреждения или государственного предприятия Чукотского АО, муниципального учреждения или муниципального предприятия Чукотского АО, органов государственной власти Чукотского АО или органов местного самоуправления Чукотского АО. Протокол комиссии, по мнению заявителя, является незаконным, поскольку п.6.4 Программы не содержит условий для включения в число участников Программы на момент приобретения жилья. В связи с этим протоколом Комиссии от 24 июня 2011 года №2 нарушены его права и созданы препятствия к осуществлению его прав на участие в Программе, на получение денежной социальной выплаты и на жильё. Заявитель просил признать пункты 1 и 2 протокола Комиссии от 24 июня 2011 года №2 в части, касающейся его, незаконными и необоснованными; обязать Департамент образования и Комиссию отменить пункты 1 и 2 протокола комиссии от 24 июня 2011 года №2; обязать Департамент образования и Комиссию направить предложение Губернатору Чукотского АО об отмене распоряжения Губернатора Чукотского АО от 7 июля 2011 года №114-рг «О внесении изменения в распоряжение Губернатора Чукотского автономного округа от 1 апреля 2011 года №51-рг»; обязать Департамент образования и Комиссию устранить в полном объёме допущенное нарушение его прав на участие в Программе и на получение социальной выплаты, восстановив его в персональном составе участников Программы с последующим рассмотрением представленных им документов и принятия решения в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

В ходе рассмотрения дела Маркин Я.А. неоднократно уточнял и изменял заявленные требования и окончательно просил: 1) признать незаконными пункты 1 и 2 вопроса 1 протокола Комиссии от 24 июня 2011 года № 2 в части, касающейся Маркина Я.А.; 2) признать незаконным распоряжение Губернатора Чукотского АО от 7 июля 2011 года №114-рг «О внесении изменения в Распоряжение Губернатора Чукотского автономного округа от 1 апреля 2011 года № 51-рг» в части, касающейся Маркина Я.А.; 3) обязать Губернатора Чукотского АО в двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу отменить распоряжение Губернатора Чукотского АО от 7 июля 2011 года №114-рг «О внесении изменения в распоряжение Губернатора Чукотского автономного округа от 1 апреля 2011 года № 51-рг» в части, касающейся Маркина Я.А.; 4) обязать Комиссию и Правительство Чукотского АО в двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу восстановить Маркина Я.А. в персональном составе участников долгосрочной региональной Программы на 2011 год.

Определением о принятии заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству от 11 ноября 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Чукотского автономного округа (далее - Правительство) и Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее - Департамент финансов) /т.1, л.д.32-34/.

Определением судебного заседания от 16 февраля 2012 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Губернатор Чукотского автономного округа (далее - Губернатор) /т.2, л.д.204/.

Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Правительство указывает на несогласие с решением суда в части удовлетворения требований Маркина Я.А. в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права. Просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Маркина Я.А. отказать в полном объёме.

Возражения на апелляционную жалобу Правительства от лиц, участвующих в деле, не поступили.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы Правительства, выслушав заявителя Маркина Я.А., просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, законность и обоснованность которой у коллегии не вызывает сомнений.

Частично удовлетворяя исковые требования Маркина Я.А., суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи заявления в Департамент образования для вступления в Программу заявитель соответствовал требованиям пп.6.3., 6.4. Программы, работал в государственном учреждении Чукотского АО. На момент обращения за социальной выплатой проходил службу в организации, финансируемой из федерального бюджета. Нормативными правовыми актами, регламентирующими предоставление вышеуказанной социальной выплаты, не предусмотрена возможность, в случае изменения участником Программы места работы после включения в состав участников Программы, исключения лица из состава участников Программы, как не предусмотрена и процедура такого исключения. В связи с этим суд признал, что отказ Комиссией Маркину Я.А. в перечислении социальной выплаты, направление предложения Губернатору об изменении распоряжения от 1 апреля 2011 года №51-рг путём исключения пункта 7 приложения к данному распоряжению, распоряжение Губернатора от 7 июля 2011 года №114-рг создали препятствия заявителю в получении социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации Программы в 2011 году.

Отказывая Маркину Я.А. в удовлетворении требования об обязании Комиссии и Правительства восстановить его в составе участников Программы в 2011 году в двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции сослался на то, что, поскольку удовлетворены требования заявителя о признании незаконным распоряжения Губернатора от 7 июля 2011 года №114-рг и об обязании Губернатора отменить данное распоряжение, то действующим и имеющим юридическую силу остаётся распоряжение Губернатора от 1 апреля 2011 года №51-рг в той редакции, где Маркин Я.А. является участником Программы в 2011 году.

Коллегия находит данные выводы суда обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном толковании норм материального и процессуального права. Эти выводы суда в решении мотивированы в достаточной степени, в связи с чем коллегия не усматривает необходимости повторно приводить эту мотивировку в настоящем определении.

Судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства о необоснованности вывода суда первой инстанции о том, что нормативными правовыми актами, регламентирующими предоставление социальной выплаты, не предусмотрена возможность, в случае изменения участником Программы места работы после включения в состав участников Программы, исключения лица из состава участников Программы и процедура такого исключения.

В обоснование данного довода Правительство ссылается на Порядок разработки и реализации долгосрочных региональных целевых программ в Чукотском АО, утверждённый постановлением Правительства от 15 июля 2008 года №123, которым установлено, из каких разделов должна состоять долгосрочная региональная целевая программа и какие требования предъявляются к содержанию каждого из разделов такой программы, в частности, раздел «Механизм реализации программы» должен содержать описание данного механизма с указанием нормативно-правовых актов, разработка которых будет необходима при реализации программы. П.6.11. Программы раздела VI «Механизм реализации программы» предусмотрено, что постановлением Правительства должен быть определён порядок предоставления социальной выплаты молодому специалисту или семье, в состав которой входит молодой специалист, являющимся участниками Программы, на приобретение жилья за счёт средств окружного бюджета. Во исполнение этого принято Положение о порядке предоставления молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, на территории Чукотского автономного округа социальных выплат на приобретение жилья, утверждённое постановлением Правительства от 25 марта 2010 года №84 (далее - Положение). Предметом правового регулирования Положения является предоставление социальных выплат молодым специалистам, а не условия исключения и не процедура исключения молодых специалистов из состава участников Программы.

Коллегия приходит к выводу, что тем самым Правительство фактически подтверждает вывод суда первой инстанции об отсутствии правовой регламентации случаев исключения молодых специалистов при изменении ими места работы из состава участников Программы и процедуры такого исключения.

Кроме того, в силу ч.1 ст.179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п.3.1 ст.44 Устава Чукотского автономного округа в полномочия Правительства, являющегося на основании ч.2 ст.11 Устава Чукотского АО высшим исполнительным органом государственной власти Чукотского АО, входит утверждение региональных целевых программ автономного округа.

Учитывая приведённые нормы законов, судебная коллегия находит, что поскольку правовое регулирование региональных целевых программ входит в компетенцию Правительства, то именно Правительство вправе в механизме реализации Программы предусмотреть, в том числе, необходимость разработки нормативного правового акта, содержащего условия и процедуру исключения лиц из состава участников Программы, чего сделано не было.

Судебная коллегия не может принять во внимание ссылки Правительства в апелляционной жалобе на то, что Департамент финансов правомерно реализовал своё право на инициирование заседания Комиссии в мае 2011 года, поскольку данный факт не свидетельствует о незаконности принятого судом первой инстанции решения.

В соответствии с п.6.5. Положения участники Программы для получения социальной выплаты представляют в Департамент финансов следующие документы:

1) оригинал или копию договора купли-продажи жилого помещения, удостоверенную в органах регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) оригинал или копию свидетельства о государственной регистрации прав собственности на приобретённое жилое помещение, зарегистрированное на участника Программы, удостоверенную организацией, выдавшей это свидетельство, либо должностными лицами в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 года № 4462-1;

3) копию документов, подтверждающих перечисление Продавцу собственных (заёмных) денежных средств за приобретаемое жильё;

4) реквизиты банковского счёта для получения социальной выплаты;

5) заявление о перечислении социальной выплаты по форме согласно приложению 5.

В силу п.6.9. Положения Департамент финансов в течение 10 дней после получения документов осуществляет проверку содержащихся в них сведений и принимает решение о перечислении социальной выплаты. В случае обнаружения Департаментом финансов в представленных документах сведений, расходящихся со сведениями, указанными в распоряжении Губернатора Чукотского автономного округа об утверждении персонального состава (основного и резервного) участников Программы на текущий финансовый год, Департамент финансов инициирует проведение заседания Комиссии для принятия решения:

1) о перечислении социальной выплаты в полном объёме;

2) об отказе в перечислении социальной выплаты;

3) о перерасчёте размера социальной выплаты.

Из анализа приведённых норм следует, что основанием для проведения заседания Комиссии является обнаружение Департаментом финансов расхождения в указанных в п.6.5. Положения документах, представленных участником Программы для получения социальной выплаты, со сведениями, указанными в распоряжении Губернатора.

Судом первой инстанции установлено, что Маркин Я.А. 12 мая 2011 года предоставил в Департамент финансов заявление на перечисление социальной выплаты с приложением пакета документов согласно перечню, утверждённому п.6.5 Положения (т.1, л.д.151, 128-129). Письмо Управления экономики Департамента финансов от 18 мая 2011 года в Департамент образования об инициировании проведения заседания Комиссии для принятия решения о перечислении Маркину Я.А. социальной выплаты либо об отказе в её перечислении свидетельствует, что основанием этой просьбы явились факты приобретения Маркиным Я.А. жилого помещения у своей матери М.О.И. и регистрации Маркина Я.А. в приобретённой квартире с ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.128-129). Других замечаний или расхождений Департамент финансов в письме от 18 мая 2011 года не указывал.

После получения письма Департамент образования провёл проверку документов Маркина Я.А., в ходе которой было установлено, что Маркин Я.А. уволен из  18 апреля 2011 года и с 10 мая 2011 года проходит службу в 

На заседании Комиссии 24 июня 2011 года начальник Управления экономики Департамента финансов Ш.Л.П. в своём выступлении указала, что с 10 мая 2011 года Маркин Я.А, проходит службу в , т.е. в органах государственной власти Российской Федерации, что противоречит пп.6.3., 6.4. Программы (т.1, л.д.124). При этом, как видно из протокола заседания Комиссии от 24 июня 2011 года, обстоятельства, указанные в письме Департамента финансов от 18 мая 2011 года, не являлись предметом рассмотрения Комиссии (т.1, л.д.124-125).

По результатам рассмотрения этого вопроса Комиссией принято решение об отказе Маркину Я.А. в перечислении социальной выплаты в связи с тем, что на момент приобретения жилья он не являлся работником государственного учреждения или государственного предприятия Чукотского АО, муниципального учреждения или муниципального предприятия Чукотского АО, органов государственной власти Чукотского АО или органов местного самоуправления Чукотского АО (т.1, л.д.124-125).

Вышеизложенное свидетельствует, что Комиссией рассмотрен вопрос о перечислении социальной выплаты Маркину Я.А. и принято решение об отказе в её перечислении не по основаниям, указанным Департаментом финансов в письме от 18 мая 2011 года, которым инициировано проведение заседания Комиссии.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что правомерность инициирования Департаментом финансов проведения заседания Комиссии в данном случае не имеет юридического значения, поскольку не влияет и не может повлиять на законность и обоснованность решения суда, принятого по требованию Маркина Я.А. о признании незаконными пп.1, 2 вопроса 1 протокола Комиссии от 24 июня 2011 года №2.

Доводы апелляционной жалобы Правительства о том, что в результате увольнения из Управления государственной службы занятости населения Чукотского автономного округа Маркин Я.А. фактически перестал соответствовать требованиям пп.6.3., 6.4. Программы и, тем самым, утратил право на получение социальной выплаты по причине несоответствия статусу молодого специалиста, судебная коллегия находит необоснованными.

Согласно п.6.3. Программы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) её участниками категории 1 (категории, к которой был отнесён Маркин Я.А.) являются молодые специалисты, проработавшие на территории Чукотского автономного округа по специальности в государственных учреждениях и государственных предприятиях Чукотского автономного округа, муниципальных учреждениях и муниципальных предприятиях Чукотского автономного округа, органах государственной власти Чукотского автономного округа и органах местного самоуправления Чукотского автономного округа не менее двух лет на момент подачи документов для вступления в Программу.

П.6.4. Программы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривает, что необходимыми условиями для включения в число участников Программы являются:

- отсутствие собственного отдельного благоустроенного жилья у молодого специалиста;

- жилое помещение, приобретаемое участником Программы, должно находиться на территории Чукотского автономного округа;

- участник Программы должен иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование;

- участник Программы до вступления в Программу должен проработать на территории Чукотского автономного округа по специальности в государственных учреждениях и государственных предприятиях Чукотского автономного округа, муниципальных учреждениях и муниципальных предприятиях Чукотского автономного округа, органах государственной власти Чукотского автономного округа и органах местного самоуправления Чукотского автономного округа не менее двух лет;

- участник Программы должен осуществлять непосредственную профессиональную деятельность на момент подачи документов на включение в Программу;

- участнику Программы должно быть менее 35 лет на момент вступления в Программу;

- вступление в Программу производится при подтверждении необходимости закрепления данного специалиста на территории Чукотского автономного округа в государственных учреждениях и государственных предприятиях Чукотского автономного округа, муниципальных учреждениях и муниципальных предприятиях Чукотского автономного округа, органах государственной власти Чукотского автономного округа и органах местного самоуправления Чукотского автономного округа работодателем (учредителем).

Из анализа приведённых норм следует, что соответствие кандидата на включение в состав участников Программы вышеуказанным требованиям оценивается на момент решения вопроса о возможности вступления его в Программу.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Маркин Я.А. полностью соответствовал требованиям Программы, в связи с чем был включён в число её участников на 2011 год.

Пленум Верховного Суда РФ в п.25 постановления от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

- соблюдён ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершённых действий (бездействия).

Ни Программа, ни Положение, регулирующие правоотношения по содействию в приобретении молодыми специалистами жилья в Чукотском автономном округе, не содержат норм, позволяющих производить переоценку прав участника Программы после его включения в данную Программу, не регламентируют основания и процедуру исключения лица из состава участников Программы.

Из вышеприведённых норм видно, что исключение составляют лишь случаи, когда Департамент финансов выявит в представленных для получения социальной выплаты документах, предусмотренных п.6.5. Положения: договоре купли-продажи жилого помещения, свидетельстве о государственной регистрации прав собственности на приобретённое жилое помещение, документах, подтверждающих перечисление продавцу денежных средств за приобретаемое жильё, реквизитах банковского счёта для получения социальной выплаты, заявлении о перечислении социальной выплаты, сведения, расходящиеся со сведениями, указанными в распоряжении Губернатора.

Однако основанием для исключения Маркина Я.А. из состава участников Программы явились не какие-либо расхождения в представленных для получения социальной выплаты документах со сведениями, указанными в распоряжении Губернатора, а тот факт, что на момент приобретения жилья Маркин Я.А. не являлся работником государственного учреждения или государственного предприятия Чукотского АО, муниципального учреждения или муниципального предприятия Чукотского АО, органов государственной власти Чукотского АО или органов местного самоуправления Чукотского АО, то есть такое основание, которое не предусмотрено действующими нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения.

Как указано выше, возможность оценки соответствия Маркина Я.А. пп.6.3., 6.4. Программы на момент приобретения жилья или на момент обращения за перечислением социальной выплаты, то есть после включения его в состав участников Программы, нормативными актами не предусмотрена.

При таких обстоятельствах коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о незаконности пунктов 1 и 2 вопроса 1 протокола Комиссии от 24 июня 2011 года №2 в части, касающейся Маркина Я.А.

Несостоятельными судебная коллегия находит и указания Правительства в апелляционной жалобе на то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности федеральных органов власти, в том числе на дополнительные выплаты государственным служащим Российской Федерации, что предоставление социальной выплаты Маркину Я.А. явилось бы нарушением бюджетного законодательства и законодательства Чукотского АО.

Поскольку по вышеизложенным мотивам коллегия пришла к выводам об отсутствии оснований для исключения Маркина Я.А. из числа участников Программы, следовательно, Маркин Я.А., являясь участником региональной целевой программы, имеет право на получение социальной выплаты. Соответственно, расходование средств окружного бюджета на социальную выплату Маркину Я.А. будет являться законным и обоснованным и не приведёт к нарушению действующего законодательства.

Также коллегия находит необоснованным довод апелляционной жалобы Правительства о том, что, обязав Губернатора в двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу отменить распоряжение от 7 июля 2011 года №114-рг, суд вмешался в компетенцию высшего исполнительного органа Чукотского автономного округа.

В силу ст.11, 42 Устава Чукотского автономного округа Губернатор является высшим должностным лицом Чукотского АО. На основании ст.2 Кодекса о нормативных актах Чукотского автономного округа (от 24.02.2009г. №25-ОЗ) распоряжения Губернатора не относятся к числу нормативных правовых актов.

Следовательно, заявление Маркина Я.А. о признании незаконным распоряжения Губернатора от 7 июля 2011 года №114-рг в части, его касающейся, обоснованно рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 25 ГПК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как следует из п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суд должен указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объёме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определённого судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Вышеприведённые нормы закона и разъяснения свидетельствуют, что в случае удовлетворения заявления, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, суд должен указать на обязанность лица, решение которого признано незаконным, принять меры для восстановления нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.

Исходя из изложенного, действия суда первой инстанции, обязавшего Губернатора в двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу отменить распоряжение от 7 июля 2011 года №114-рг, признанное незаконным, соответствуют действующему законодательству.

Не может судебная коллегия согласиться и с доводом апелляционной жалобы Правительства о неверном распределении судом первой инстанции судебных расходов.

Согласно ч.5 ст.198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать, в том числе, и указание на распределение судебных расходов, которые в силу ч.1 ст.88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворён частично, указанные в ст.98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как следует из материалов дела, Маркиным Я.А. при обращении в суд уплачена государственная пошлина на общую сумму  (т.1, л.д.20, 30).

Поскольку требования Маркина Я.А. судом первой инстанции удовлетворены частично: три требования неимущественного характера из четырёх, судом первой инстанции обоснованно с Правительства в пользу Маркина Я.А. взысканы судебные расходы в виде уплаченной им при подаче заявления государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворённых судом требований, т.е. .

Ссылка Правительства в апелляционной жалобе на п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, согласно которой от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, не может быть принята коллегией во внимание.

Ст.333.36 НК РФ устанавливает льготы по уплате государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции. Правила распределения судебных расходов Налоговым кодексом Российской Федерации и данной нормой, в частности, не регулируются.

Распределение судебных расходов производится судом по правилам главы 7 «Судебные расходы» ГПК РФ.

Возможность освобождения ответчика от возмещения судебных расходов, понесённых истцом, выигравшим судебный спор, главой 7 ГПК РФ не предусмотрена.

Таким образом, освобождение Правительства, как государственного органа, от уплаты государственной пошлины в доход бюджета не снимает с указанного заинтересованного лица обязанность по возмещению заявителю судебных расходов, понесённых им в связи с рассмотрением настоящего дела.

Нельзя согласиться и с доводом апелляционной жалобы Правительства о том, что, исходя из неимущественного характера заявленных требований, положения ч.1 ст.98, ч.1 ст.102, ч.1 ст.103 ГПК РФ не применяются при решении вопроса о распределении судебных расходов.

Ч.1 ст.246 ГПК РФ предусматривает, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26.2 ГПК РФ и другими федеральными законами.

Общие правила искового производства включают положения главы 7 ГПК РФ, устанавливающей, в том числе, правила распределения судебных расходов.

Главой 25 ГПК РФ не установлены какие-либо особенности в отношении распределения судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В связи с этим вопрос о распределении судебных расходов, понесённых заявителями при рассмотрении гражданского дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ, что правомерно и было сделано судом первой инстанции.

Поскольку положения ч.1 ст.102, ч.1 ст.103 ГПК РФ не применялись судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, коллегия не усматривает необходимости давать оценку вышеуказанному доводу апелляционной жалобы Правительства в данной части.

Обобщая вышеизложенное, коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по настоящему делу по доводам апелляционной жалобы Правительства. Нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного постановления, коллегией также не установлено.

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Анадырского городского суда от 16 апреля 2012 года по настоящему делуоставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Чукотского автономного округа - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Л. Калинина

Судьи В.В. Шепуленко

С.А. Принцев