Дело № 3-44/2015
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 сентября 2015 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.,
при секретаре Батуевой А.Б.,
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А.,
представителя Правительства Забайкальского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону отдельных норм Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2015 года № 50 и признании противоречащими закону пункта 12 Порядка в части слов «в том числе статья 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при проведении проверок в отношении органов местного самоуправления»,
установил:
Постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2015 года № 50 утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Забайкальского края (далее – Порядок) и опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru 17 февраля 2015 года.
Заместитель прокурора Забайкальского края действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления в законную силу решения суда отдельных норм Порядка как противоречащих федеральному законодательству и исключения из указанных норм слова «Забайкальского края». Кроме того, просит признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 12 Порядка в части слов «в том числе статья 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при проведении проверок в отношении органов местного самоуправления» как противоречащих федеральному законодательству.
По мнению прокурора, пункты 2, 9, подпункт 1 пункта 11, пункт 12, подпункт 1 пункта 17, пункты 19, 20, 21, подпункт 3 пункта 23, пункты 24, 25, подпункт 5 пункта 27, пункты 28, 31, 32 Порядка в части осуществления муниципального земельного контроля в отношении органов государственной власти Забайкальского края не соответствуют положениям статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Порядка к отношениям связанным с организацией и проведением проверок соблюдения органами государственной власти Забайкальского края применяются положения Земельного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, в том числе статья 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при проведении проверок в отношении органов местного самоуправления», а также настоящего Порядка. Положения указанной статьи определяют порядок осуществления контроля государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), а не органами местного самоуправления, поэтому неприменима к отношениям, связанным с осуществлением муниципального земельного контроля.
В ходе рассмотрения дела прокурор прокуратуры Забайкальского края Чадова Е.А. представила заявление заместителя прокурора об отказе от заявленных требований, поскольку 5 сентября 2015 года постановлением Правительства Забайкальского края № 454 внесены изменения в Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Забайкальского края, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2015 года, в связи с чем, оспариваемый нормативный правовой акт изложен в новой редакции, не противоречащей действующему законодательству, кроме того представлены сведения о его опубликовании на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru
Представитель Правительства Забайкальского края ФИО1 в судебном заседании представила постановление Правительства Забайкальского края № 454 от 5 сентября 2015 года «О внесении изменений в Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Забайкальского края, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2015 года» и сведения о его опубликовании. Считает возможным прекращение производства по делу в связи с отменой оспариваемой части нормативного правового акта.
Выслушав объяснения участвующих лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Данным положениям закона корреспондируют и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в пункте 27 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Вместе с тем, по смыслу статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ, предметом судебного оспаривания могут являться лишь такие нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушение прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части», судья отказывает в принятии заявления, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта).
Поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц, производство по делу на основании статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит прекращению.
Постановлением Правительства Забайкальского края № 454 от 5 сентября 2015 года внесены изменения в Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Забайкальского края, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2015 года № 50 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 13 марта 2015 года № 95), следующие изменения:
1) в пункте 2 слова «органами государственной власти Забайкальского
края, органами местного самоуправления муниципальных районов и
городских округов Забайкальского края (далее - органы местного
самоуправления)» заменены словами «органами государственной власти,
органами местного самоуправления»;
2) в пункте 7 после слов «Определение органов местного
самоуправления» дополнены словами «Забайкальского края»;
3) в пункте 8 слова «органами местного самоуправления» заменены
словами «органами муниципального земельного контроля»;
в пункте 9 слова «Забайкальского края» исключены;
в пункте 10:
а) слово «надзора» заменено словом «контроля»;
б) дополнено словами «Забайкальского края»;
6) в подпункте 1 пункта 11 слова «органами государственной власти Забайкальского края» заменены словами «органами государственной власти»;
7) в пункте 12:
а) слова «Забайкальского края» исключены;
б) слова «(в том числе статья 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при проведении проверок в отношении органов местного самоуправления)» исключены;
8) в подпункте 1 пункта 17:
а) слова «наименования юридических лиц, органов государственной
власти Забайкальского края» заменены словами «наименования юридических
лиц, органов государственной власти»;
б) слова «нахождения юридических лиц, органов государственной
власти Забайкальского края» заменены словами «нахождения юридических
лиц, органов государственной власти»;
9) в пункте 19:
а) слова «в отношении органов государственной власти Забайкальского
края» заменены словами «в отношении органов государственной власти»;
б) слова «информации от органов государственной власти
Забайкальского края» заменены словами «информации от органов
государственной власти»;
в пункте 20 слова «Забайкальского края» исключены;
в пункте 21:
а) в абзаце первом:
слова «в отношении органа государственной власти Забайкальского края» заменены словами «в отношении органа государственной власти»;
слова «руководителя органа государственной власти Забайкальского края» заменены словами «руководителя органа государственной власти»;
слова «Отсутствие руководителя органа государственной власти Забайкальского края» заменены словами «Отсутствие руководителя органа государственной власти»;
б) в абзаце втором слова «Забайкальского края» исключены;
12) в пункте 23:
а) в подпункте 3 слова «Забайкальского края» исключены;
б) в подпункте 8 слова «Забайкальского края» исключены;
в пункте 24 слова «Забайкальского края» исключены;
в пункте 25:
Забайкальского края»
а) слова «органа государственной власти
заменены словами «органа государственной власти»;
б) слова «органом государственной власти Забайкальского края»
заменены словами «органом государственной власти»;
15) в пункте 27:
а) в абзаце седьмом слова «Забайкальского края» исключены;
б) в абзаце десятом слова «Забайкальского края» исключены;
16) в пункте 28:
а) в абзаце первом слова «Забайкальского края» исключены;
б) в абзаце втором слова «Забайкальского края» исключены;
17) в пункте 31 слова «Забайкальского края» исключены;
18) в пункте 32 слова «Забайкальского края» исключены.
Таким образом, производство по делу о признании противоречащими закону отдельных норм Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2015 года № 50 и признании противоречащими закону пункта 12 Порядка в части слов «в том числе статья 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при проведении проверок в отношении органов местного самоуправления» подлежит прекращению в связи с тем, что на момент рассмотрения дела оспариваемая прокурором часть нормативного правового акта утратила силу в результате внесения в него изменений, т.е. является недействующей, в связи с чем, не может быть предметом проверки в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 220, 224-225 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
определил:
принять отказ заместителя прокурора Забайкальского края от заявленных требований.
Производство по гражданскому делу № 3-44/2015 по заявлению о признании противоречащими закону отдельных норм Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2015 года № 50 и признании противоречащими закону пункта 12 Порядка в части слов «в том числе статья 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при проведении проверок в отношении органов местного самоуправления» прекратить.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда.
Судья В.В.Пичуев