№ 88 - 14841/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 24 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Козиной Н.М., Зеленовой Е.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4507/2019 по иску ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда»,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания и выдаче соответствующего удостоверения.
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что осуществляет свою трудовую деятельность в сфере транспорта, стаж работы в транспортной сфере составляет более 26 лет, общего стажа - 28 лет. Приказом Минтранса России от 09 августа 2019 года № 82/н была награждена за отличия в труде благодарностью, также постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ей объявлена благодарность от 29 ноября 2018 года № 121. Отвечая установленным Федеральным законом «О ветеранах» критериям ветерана труда, обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в чем ей было отказано со ссылкой на то, что имеющаяся награда не относится к ведомственным знакам отличия в труде. Считает указанный отказ незаконным.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 мая 2020 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушениями норм материального и процессуального права.
Все участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что не имеется оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 начала свою трудовую деятельность с 1984 года. С 2005 года истец работает в ООО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений».
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 82/н от 09 августа 2019 года ФИО1 – советнику генерального директора по правовым вопросам ООО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений» за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу на воздушном транспорте объявлена благодарность Министра транспорта Российской Федерации.
29 ноября 2018 года ФИО1 объявлена благодарность Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за многолетнюю добросовестную работу.
Истец обратилась в Департамент социального развития в Ханты-Мансийский автономный округ - Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», а также «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», поскольку указанные благодарности не являются ведомственными знаками отличия за заслуги в труде.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия», исходил из того, что в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 285 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» на момент награждения истца благодарностью и на момент подачи заявления, единственным ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», являлся нагрудный знак «Почетный работник транспорта России», имеющиеся у истца поощрения в виде благодарности не отнесены к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Суд первой инстанции также указал, что не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда» объявленная ФИО1 благодарность Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, поскольку объявлена должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с изложенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что Перечнем наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденным постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п, имеющиеся у истца благодарности, не предусмотрены.
Суд апелляционной инстанции учел дату награждения истца благодарностью и указал, что положения части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», в соответствии с которой за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, к данному спору не применимы.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судами не допущено.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награждённые орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые почётными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награждённые ведомственными знаками отличия в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры действует Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», который устанавливает меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и предусматривает, что ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия (далее – Положение).
Указанное Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 2 Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учётом требований настоящего Положения (пункт 3 Положения).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерация, и награждения указанными знаками отличия» федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, предписано в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда» (подпункт «а» пункта 2 постановления); привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением (подпункт «б» пункта 2 постановления).
Из приведённых положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации – Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» требуется соблюдение гражданином определённых условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги дет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Учреждать такие ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе), дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», вправе федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, уполномоченным учреждать ведомственные награды и знаки отличия в труде, на основании которых награждённые лица приобретают право на присвоение им звания «Ветеран труда», в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395, является Министерство транспорта Российской Федерации.
В силу пункта 6.2 Положения Министерство транспорта Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральной службы и федеральных агентств, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
На момент обращения истца с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» и на момент объявления ей благодарности, действовал приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 285 от 30 сентября 2016 года «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации».
Пунктом 3 этого приказа установлено, что ведомственным знаком отличия Министерства транспорта Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», является нагрудный знак «Почетный работник транспорта России».
Вопреки доводам кассационной жалобы с учетом изложенных норм материального права, правильно примененных судами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что имеющиеся у истца благодарности не отнесены к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Доводы кассационной жалобы о незаконности выводов судов о том, что поощрение в виде благодарности не отнесено к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», на момент объявления благодарности ФИО1 соответствовала критериям вручения данной ведомственной награды как лицо, осуществляющее добросовестно свою трудовую деятельность в сфере воздушного транспорта на протяжении долгого времени, в приказе от 09 августа 2019 года № 82/н Министерства транспорта Российской Федерации и в Положении о Почетной грамоте Министерства транспорта Российской Федерации в редакции на момент объявления благодарности заявителю отсутствовала норма о том, что правом на присвоение звания «Ветеран труда» обладают только лица, которые были награждены знаком отличия, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены такие нарушения норм материального или процессуального права, которые позволяют отменить вступившие в законную силу судебные постановления, по существу направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, правомерно отвергнуты судами как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Довод кассационной жалобы о применении к спорным правоотношениям части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», в соответствии с которой за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, судебной коллегией отклоняется, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права. Указанное нормативное положение применяется к правоотношениям, возникшим до 30 июля 2016 года, тогда как истцу вручены благодарности в 2018 и 2019 годах.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции правильно указал, что с учетом даты награждения истца данное нормативное положения к спорным правоотношениям не применимо.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику, содержащуюся в определениях Верховного Суда Российской Федерации, постановлениях судов кассационной инстанции, апелляционных определениях судов субъектов, ссылки о том, что в настоящее время на рассмотрении Государственной думы Российской Федерации находится законопроект № 987495-7 «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» (в части расширения круга лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда») судебной коллегией отклоняются, поскольку дело рассмотрено с учетом конкретных обстоятельств дела.
Довод кассационной жалобы о том, что ФИО1 является субъектом пенсионных правоотношений по основаниям досрочного выхода на пенсию лиц, проживающих на территории Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, а именно проживает в городе Сургуте субъект Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, который относится к территории с особыми климатическими условиями, судебной коллегией отклоняется, поскольку отношения к предмету настоящего спора не имеет.
Не свидетельствует о незаконности судебных актов и довод кассационной жалобы о необоснованном применении судами Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждённым постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п, поскольку не опровергает выводы судов о том, что имеющиеся у истца благодарности не относятся к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обжалуемые судебные постановления основаны на законе, вынесены с учетом всех обстоятельств дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи