ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-459/2023 от 24.01.2024 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 74RS0049-01-2023-000393-17

Дело № 88-748/2024

мотивированное определение

изготовлено 24 января 2024 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 16 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Ложкарёвой О.А., Жуковой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-459/2023 по иску ФИО1 к Челябинской таможне о признании незаконными и отмене приказов, признании недействительной записи в трудовой книжке, изменении формулировки основания увольнения, изменении даты увольнения, возложении обязанности, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя истца ФИО2, настаивавшего на доводах кассационной жалобы, представителей Челябинской таможни ФИО3, ФИО4, полагавших кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Челябинской таможне о признании незаконными и отмене приказов от 13 декабря 2022 года № 340-к об увольнении, от 13 декабря 2022 года № 341-к о внесении изменений в приказ от 30 ноября 2022 года № 329-к, признании недействительной записи в трудовой книжке, о выплате единовременного пособия в размере семи окладов месячного денежного содержания, денежной компенсации за не выданные в личное пользование предметы форменной одежды, изменении формулировки основания увольнения с абзаца второго пункта 1 статьи 29.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в связи с утратой доверия) на подпункт 3 части 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), изменении даты увольнения с 13 декабря 2022 года на 01 декабря 2022 года, взыскании компенсации морального вреда 50 000 руб., расходов на оплату услуг представителя 20 000 руб.

В обоснование заявленных требований ФИО1 сослался на то, что приказом от 17 сентября 2020 года № 417-к он с 01 октября 2020 года был принят на службу в таможенные органы Российской Федерации с назначением на должность ведущего инспектора по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров. 30 ноября 2022 года он обратился с заявлением об увольнении со службы в таможенных органах с 01 декабря 2022 года в связи с выходом на пенсию. Визой начальника увольнение согласовано с 01 декабря 2022 года, 30 ноября 2022 года был издан приказ о его увольнении с 14 декабря 2022 года. Приказом от 13 декабря 2022 года № 340-к он уволен со службы за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанностей, предусмотренных статьями 9, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьей 7.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», на основании абзаца второго пункта 1 статьи 29.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» с 13 декабря 2022 года в связи с утратой доверия. Приказом от 13 декабря 2022 года № 341-к он уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии со статьей 29.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» с 13 декабря 2022 года (в связи с утратой доверия). Считает приказы об увольнении со службы незаконными. Приказ не содержит сведений об обстоятельствах, послуживших основанием для увольнения, копия акта о применении взыскания с указанием коррупционного правонарушения ему не вручалась, письменные объяснения не истребованы, приказы не вручались, трудовая книжка не содержит записи об увольнении на основании приказа №341-к от 13 декабря 2023 года. Полагает, что работодатель при получении 30 ноября 2022 года его заявления об увольнении с 01 декабря 2022 года незаконно установил ему двухнедельную отработку, нарушив его право на увольнение в связи с выходом на пенсию в определённую им дату. При соблюдении сроков увольнения на основании его заявления, работодатель не мог наложить на него дисциплинарное взыскание 13 декабря 2022 года.

Представитель Челябинской таможни в суде первой инстанции возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на пропуск ФИО1 сроков обращения в суд, предусмотренных статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Решением Троицкого городского суда Челябинской области от 19 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 сентября 2023 года, ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.

В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Челябинской таможни просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Истец ФИО1 в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода основания для отмены решения и апелляционного определения не имеется.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Из содержания части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно части 1 статьи 10 указанного Федерального закона, под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Положениями части 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Статьей 7.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» предусмотрено, что на сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников таможенных органов, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за несоблюдение сотрудником таможенных органов ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 29 настоящего Федерального закона.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 29.2 указанного Федерального закона сотрудник таможенных органов подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником таможенных органов мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьей 29.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в таможенных органах, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1).

Взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 указанного Федерального закона, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 2).

При применении взысканий, предусмотренных статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником таможенных органов других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником таможенных органов своих должностных обязанностей (часть 3).

Взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника таможенных органов, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (часть 4).

В акте о применении к сотруднику таможенных органов взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 29.1 или 29.2 настоящего Федерального закона (часть 5).

Копия акта о применении к сотруднику таможенных органов взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику таможенных органов под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (часть 6).

Сотрудник таможенных органов вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке (часть 7).

Пунктом 5 Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 18 января 2010 года № 57, предусмотрено, что должностные лица таможенных органов с момента обращения в целях склонения их к совершению коррупционного правонарушения заполняют уведомление на имя начальника таможенного органа (далее - уведомление), в котором указывают информацию о фактах обращения в целях склонения должностного лица таможенного органа к совершению коррупционных правонарушений, с изложением фактических обстоятельств происшедшего, а также информируют в устной форме непосредственных начальников о факте обращения и направлении уведомления.

В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка должностное лицо таможенного органа передает документ без регистрации лично либо при отсутствии такой возможности - по каналам факсимильной связи (по телефону) должностному лицу оперативно-дежурного подразделения (подразделения таможенной охраны и оперативно-дежурной службы) таможенного органа, где должностное лицо проходит государственную службу, не позднее одних суток с момента факта обращения каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

При наличии достаточных данных о совершенном или готовящемся преступлении коррупционной направленности должностные лица таможенных органов, склоняемые к совершению уголовно наказуемого деяния, обращаются с заявлением в подразделение по противодействию коррупции таможенного органа, уведомляют органы прокуратуры или другие государственные органы о данных фактах, о чем обязаны сообщить непосредственному начальнику (пункт 8 Порядка).

В соответствии с пунктом 2 Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 21 марта 2016 года № 537, должностное лицо обязано уведомить начальника таможенного органа, предварительно поставив в известность своего непосредственного начальника, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения в день, когда ему стало об этом известно (при невозможности - в течение рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения).

Уведомление представляется (направляется) в кадровое подразделение таможенного органа, которое в день его поступления регистрирует в журнале регистрации уведомлений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (пункт 5 Порядка).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065, кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности (далее - кадровые службы), по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению.

Согласно пункту 22 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065, руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает: а) уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта «б» настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения; б) проведение в случае обращения государственного служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения государственного служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с государственным служащим.

По окончании проверки соответствующая кадровая служба обязана ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне (пункт 23 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065).

В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения государственный служащий вправе: а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 22 настоящего Положения; по результатам проверки; б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме; в) обращаться в Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или в соответствующую кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 22 настоящего Положения. Пояснения, указанные в пункте 24 настоящего Положения, приобщаются к материалам проверки.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с 04 апреля 2001 года по 02 апреля 2018 года проходил службу в Челябинской таможне на должностях сотрудника таможенных органов, с 03 апреля 2018 года по 30 сентября 2020 года – на должностях государственного гражданского служащего.

Приказом от 01 октября 2020 года № 417-к ФИО1 был принят на службу в таможенные органы Российской Федерации и назначен на должность ведущего инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров, срок заключения контракта определен - один год.

На основании приказа от 30 сентября 2022 года № 282-к с ФИО1 был заключен контракт с 01 октября 2022 года сроком на 1 год.

Согласно должностной инструкции ведущего инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Челябинской таможни, утвержденной 11 августа 2022 года, на ФИО1 возложены обязанности, установленные статьей 7.1, 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», в том числе по организации в целях профилактики правонарушений в сфере таможенного дела, проведению таможенного контроля за ввозом и оборотом товаров в формах и порядке, предусмотренными главой 45 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, и принятию мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля в порядке, установленном Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, в целях проверки соблюдения требований, установленных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (подпункт 13 пункта 12); обязанности по осуществлению в части компетенции отдела таможенного контроля (в том числе таможенный досмотр/осмотр) транспортных средств, грузов, контейнеров и отдельно следующего багажа в случае выявления профилей рисков, содержащих данное указание подразделениям таможни (подпункт 16 пункта 12); по соблюдению Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (подпункт 81 пункта 12); по уведомлению начальника таможенного органа, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконного представления такой выгоды другими физическими лицами, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (подпункт 85 пункта 12); по уведомлению начальника таможенного органа о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно (подпункт 86 пункта 12).

30 ноября 2022 года ФИО1 на имя исполняющего обязанности начальника Челябинской таможни подано заявление об увольнении со службы в таможенных органах Российской Федерации 01 декабря 2022 года в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Исполняющим обязанности начальника Челябинской таможни на заявлении ФИО1 наложена резолюция о его увольнении 14 декабря 2022 года. 06 декабря 2022 года в адрес ФИО1 направлено уведомление о принятии решения об увольнении 14 декабря 2022 года на основании заявления от 30 ноября 2022 года.

Приказом от 30 ноября 2022 года № 329-к ФИО1 уволен с 14 декабря 2022 года в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию); отделу бухгалтерского учета и финансового мониторинга выдано распоряжение о выплате при увольнении единовременного пособия в размере семи окладов месячного денежного содержания, выплате денежной компенсации за не выданные в личное пользование предметы форменной одежды, предусмотренные нормами снабжения вещевым довольствием.

С указанным приказом ФИО1 ознакомлен 13 декабря 2022 года.

Приказом от 13 декабря 2022 года № 340-к ФИО1 уволен со службы в таможенных органах на основании абзаца второго пункта 1 статьи 29.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанностей, предусмотренных статьями 9, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 7.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

В обоснование приказа указано на нарушения ФИО1 требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выявленные в ходе проведения проверки соблюдения ведущим инспектором отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров ФИО1 в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», проведенной в связи с поступлением представления Челябинской транспортной прокуратуры от 06 декабря 2022 года №2-05-2022 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» по факту непринятия ведущим инспектором отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Челябинской таможни ФИО1 мер к урегулированию конфликта интересов.

Приказом от 13 декабря 2021 года № 341-к в приказ от 30 ноября 2022 года № 329-к «Об увольнении ФИО1» внесены изменения, пункт 1 приказа изложен в следующей редакции: уволить 13 декабря 2022 года со службы в таможенных органах Российской Федерации майора таможенной службы ФИО1 ведущего инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров, в соответствии со статьей 29.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в связи с утратой доверия); пункт 2 приказа изложен в редакции: отделу бухгалтерского учета и финансового мониторинга не выплачивать ФИО1 при увольнении единовременное пособие в размере семи окладов месячного денежного содержания, в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 3 Федерального закона № 283-ФЗ, премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей по итогам работы в декабре 2022 года, денежную компенсацию за не выданные в личное пользование предметы форменной одежды, предусмотренные нормами снабжения вещевым довольствием.

С приказами от 13 декабря 2022 года № 340-к и № 341-к ФИО1 ознакомлен 16 декабря 2022 года.

Согласно представлению Челябинской транспортной прокуратуры от 06 декабря 2022 года № 2-05-2022 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» Челябинским следственным отделом на транспорте Центрального межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации в отношении ведущего инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Челябинской таможни ФИО1 возбуждено уголовное дело.

27 ноября 2022 года ведущий инспектор отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Челябинской таможни ФИО1, действуя группой лиц совместно с неустановленными должностными лицами из числа сотрудников Челябинской таможни, содействуя из иной личной заинтересованности в получении товаров грузополучателем без прохождения обязательной процедуры таможенного контроля, в нарушение Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативных и правовых актов Федеральной таможенной службы России, создали условия для несанкционированного выезда грузового автомобиля «VOLVO FH12.620», регистрационный знак <данные изъяты>, с грузовым прицепом «Омар-20W82Р», регистрационный знак <данные изъяты>, с товаром ТНП, шлемы тактические, разгрузочные жилеты, находящегося под таможенным контролем, с постоянной зоны таможенного контроля ООО «Логистик-Чел», расположенной по адресу: <...>, на автостоянку «Беркут», расположенную по адресу: Челябинская, область, г. Троицк, трасса А-310, 1, стр. 2. После чего, находясь на автостоянке «Беркут», организовали перегрузку содержащихся в указанном транспортном средстве товаров в грузовой автомобиль «Mercedes-Benz 1844LS», регистрационный знак <данные изъяты>, с полуприцепом «Krone S.DP», регистрационный знак <данные изъяты>. В результате противоправных действий ФИО1 и неустановленных должностных лиц из числа сотрудников Челябинской таможни контроль Челябинской таможни над грузовым автомобилем «VOLVO FH12.620», регистрационный знак <данные изъяты>, с грузовым прицепом «Омар-20W82Р», регистрационный знак <данные изъяты>, с товаром ТНП, шлемы тактические, разгрузочные жилеты, был утрачен, дальнейшее проведение таможенного досмотра невозможно.

Уведомление о склонении к совершению коррупционного правонарушения от ФИО1 в соответствии с Порядком уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 18 января 2010 года № 57, в таможенный орган не поступало.

Уведомление о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения в соответствии с Порядком уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы России от 21 марта 2016 года № 537, ФИО1 не направлял.

Постановлением старшего следователя следственного отдела на транспорте Центрального межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации от 04 декабря 2022 года в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного пунктами «<данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации. 04 декабря 2022 года ФИО1 был задержан по подозрению в совершении вышеуказанного преступления, 06 декабря 2022 года в отношении ФИО1 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

На основании информации, изложенной в представлении Челябинской транспортной прокуратуры от 06 декабря 2022 года № 2-05-2022, заместителем начальника Челябинской таможни <данные изъяты> на основании подпункта «в» пункта 7 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065, инициировано проведение проверки о несоблюдении ФИО1 требований к служебному поведению. Проведение проверки согласовано с исполняющим обязанности начальника Челябинской таможни <данные изъяты>., что подтверждается докладной запиской от 06 декабря 2022 года.

08 декабря 2022 года ФИО1 вручено уведомление о проведении в отношении него проверки соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, требований к служебному поведению, установленной Положением о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065; разъяснены права, предусмотренные пунктом 24, подпунктом «б» пункта 22 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065.

На предложения дать объяснения ФИО1 08 декабря 2022 года указал, что от дачи объяснений он временно отказывается, представит их по возможности после согласования с адвокатом Маркиным А.А., простил уведомить о данном решении адвоката Маркина А.А.

09 декабря 2022 года Челябинской таможней посредством электронной почты в адрес адвоката Маркина А.А. направлено извещение о проведении в отношении ФИО1 проверки, предложено в срок до 12 декабря 2022 года представить объяснения подзащитного ФИО1 по фактам нeуведомления таможенного органа о склонении к совершению коррупционного правонарушения ФИО1 в соответствии с Порядком уведомления должностных лиц таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушения и организации проверок -поступающих уведомлений, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы России от 18 января 2010 года № 57, неуведомления таможенного органа ФИО1 о возникшем конфликте интересов или возможности возникновения в соответствии с Порядком уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы России от 21 марта 2016 года № 537.

Из доклада о результатах проверки соблюдения ведущим инспектором отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Челябинской таможни ФИО1 требований к служебному поведению от 13 декабря 2022 года следует, что 27 ноября 2022 года ориентировочно около 21:00, действуя группой лиц совместно с неустановленными должностными лицами из числа сотрудников Челябинской таможни ведущий инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Челябинской таможни ФИО1, содействуя из иной личной заинтересованности в получении товаров грузополучателем без прохождения обязательной процедуры таможенного контроля, в нарушение Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативных и правовых актов Федеральной таможенной службы России, создали условия для несанкционированного выезда грузового автомобиля «VOLVO FH12.620», регистрационный знак <данные изъяты>, с грузовым прицепом «Омар-20W82Р», регистрационный знак <данные изъяты>, с товаром «ТНП, шлемы тактические, разгрузочные жилеты», находящегося с 21 ноября 2022 года под таможенным контролем, с постоянной зоны таможенного контроля ООО «Логистик-Чел», расположенной по адресу: <...>, на автостоянку «Беркут», расположенную по адресу: Челябинская, область, г. Троицк, трасса А-310, 1, стр.2. После чего, находясь на автостоянке «Беркут» организовали перегрузку содержащихся в указанном транспортном средстве товаров в грузовой автомобиль «Mercedes-Benz 1844LS», регистрационный знак <данные изъяты>, с полуприцепом «Krone S.DP», регистрационный знак <данные изъяты>

В ходе проверки установлено, что ФИО1 в соответствии с требованиями Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 21 марта 2016 года № 537, Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 18 января 2010 года № 57, исполняющего обязанности начальника Челябинской таможни ФИО5, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, а также о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений не уведомлял.

По результатам проведенной проверки сделан вывод, что ведущим инспектором отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Челябинской таможни ФИО1 допущено нарушение требований, предусмотренных пунктом 11, подпунктами 81, 85, 86 пункта 12 должностной инструкции, требований частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; принято решение о применении к ФИО1 меры юридической ответственности – увольнение в связи с утратой доверия.

С докладом о результатах проверки ФИО1 ознакомлен 16 декабря 2022 года.

Разрешая ходатайство представителя ответчика о применении последствий пропуска истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что с приказом от 13 декабря 2022 года № 340-к истец был ознакомлен 16 декабря 2022 года, одновременно с ознакомлением с приказом истцу была выдана трудовая книжка, при выдаче трудовой книжки им выражено желание о передаче трудовой книжки его супруге (получена 03 февраля 2023 года), исковое заявление поступило в суд 13 февраля 2023 года, то есть с пропуском срока обращения в суд. Приняв во внимание, что в отношении ФИО1 с 04 декабря 2022 года избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, суд пришел к выводу, что данные обстоятельства в своей совокупности не позволили ФИО1 своевременно обратиться в суд за защитой своих трудовых прав, в связи с чем признал причины пропуска срока уважительными.

Разрешая возникший спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 80, 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 18 января 2010 года № 57, Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся, в ведении Федеральной таможенной службы России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 21 марта 2016 года № 537, Положения о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065, Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы России от 02 августа 2012 года № 1557, Правил выдачи вещевого довольствия должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 237, исходил из того, что факт совершения истцом коррупционного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств; выявленный в результате проверки факт несоблюдения требований по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных законом в целях противодействия коррупции, безусловно, повлекли у работодателя утрату доверия к сотруднику, что является основанием к увольнению истца со службы в таможенных органах; порядок привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия ответчиком соблюден; на момент издания приказа от 13 декабря 2022 года трудовые отношения между сторонами не были прекращены, ответчик вправе был издать приказ об увольнении ФИО1 по инициативе работодателя, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными и отмене приказов от 13 декабря 2022 года № 340-к, от 13 декабря 2022 года № 341-к, изменении формулировки основания и даты увольнения, признании недействительной записи в трудовой книжке № 22.

Отказывая в удовлетворении требований в части возложения обязанности по выплате денежной компенсации за не выданные в личное пользование предметы форменной одежды, суд первой инстанции исходил из того, увольнение истца произведено на основании пункта 1 статьи 29.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, в связи с чем оснований для выплаты указанной денежной компенсации не имеется.

Разрешая требования в части выплаты единовременного пособия в размере семи окладов месячного денежного содержания, суд первой инстанции, руководствуясь положением подпункта 3 пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходил из того, что единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в связи с утратой доверия, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в данной части.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.

Изучение материалов дела показало, что выводы судов о доказанности факта совершения ФИО1 коррупционного правонарушения; соблюдении порядка проведения в отношении истца проверки и порядка увольнения основаны на установленных судами обстоятельствах, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

В кассационной жалобе ФИО1 указывает на то, что ответчиком не доказаны обстоятельства совершения им коррупционного правонарушения, уголовное дело в отношении него в суд не передано, что подтверждает недоказанность вменяемого ему коррупционного правонарушения. Выражает несогласие с выводами суда о законности направления адвокату истца запроса о представлении его объяснений, поскольку защитник Маркин А.А. представляет его интересы в рамках уголовного дела, полномочий на представление его интересов в рамках трудовых отношений ему не предоставлялось; предложение ответчика представить объяснения по факту неуведомления таможенного органа о склонении его к совершению коррупционного правонарушения, а также неуведомления о возникшем конфликте интересов не содержит указания на конкретные действия, которые Челябинская таможня ему вменяет в качестве нарушений трудовой дисциплины; неуведомление таможенного органа о склонении к совершению коррупционного правонарушения, а также неуведомление о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как правонарушение, подразумевает обобщенное толкование. Судом не дана оценка тому факту, что в нарушение требований статьи 29.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в отношении сотрудника, совершившего коррупционное правонарушение, не был составлен акт о применении к сотруднику таможенных органов взыскания, он не вручался ему под расписку. В судебном акте не приведены мотивы, по которым была отклонена его ссылка на нарушение Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 года № 1396, Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 02 августа 2012 года № 1557. Приказ о проведении служебной проверки не издавался, служебная проверка не проводилась; суды приняли позицию ответчика о проведении проверки на основании докладной записки с резолюцией руководителя, при этом судебные акты не содержат мотивированных ссылок на причины отклонения довода кассатора о том, что докладная записка с резолюцией не может собой подменять приказ о проведении служебной проверки; заключение служебной проверки принято 21 декабря 2022 года, тогда как ее выводы были положены в основу доклада, принятого 13 декабря 2022 года; материалы служебной проверки не содержат подтверждения того, что истец уведомлялся о начале служебной проверки 28 ноября 2022 года, что является основанием для признания служебной проверки недействительной.

Данные доводы не влекут отмену судебных постановлений.

Проверяя законность увольнения ФИО1 со службы в таможенных органах на основании абзаца второго пункта 1 статьи 29.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, в число которых входит установление факта совершения истцом дисциплинарного проступка, повлекшего его увольнение, тогда как в рамках уголовного дела подлежит установлению в действиях ФИО1 состав преступления, в связи с чем обстоятельства передачи уголовного дела, возбужденного в отношении истца, правового значения при рассмотрении служебного спора значения не имеют. Проведенной в отношении ФИО1 проверкой было установлено совершение истцом действий, нарушающих нормы Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» по соблюдению требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов.

08 декабря 2022 года ФИО1 вручено уведомление о проведении в отношении него проверки соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, требований к служебному поведению, ему разъяснены права, предусмотренные пунктом 24, подпунктом «б» пункта 22 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065, было предложено дать объяснения. То обстоятельство, что ФИО1 08 декабря 2022 года «временно отказался» их представить, а также ответчик во исполнение просьбы истца направил такое уведомление его защитнику Маркину А.А., не свидетельствует о нарушении порядка проведения проверки.

Отсутствие акта о применении к истцу, как сотруднику таможенных органов, взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения при доказанности факта совершения такого правонарушения, соблюдения порядка проведения проверки и сроков наложения взыскания не является основанием для признания увольнения незаконным.

Приведенные в кассационной жалобе истцом доводы о незаконности проведенной ответчиком служебной проверки, заключение по результатам которой было составлено 21 декабря 2022 года, значения не имеют, поскольку основанием для издания приказа от 13 декабря 2022 года послужил доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, от 13 декабря 2022 года, а не заключение служебной проверки.

Ссылки истца в кассационной жалобе на то обстоятельство, что суд не оценил действия ответчика по непривлечению <данные изъяты> и <данные изъяты> к дисциплинарной ответственности, отдавших ему незаконный приказ, за совершение коррупционного проступка, что позволило им продолжить службу в таможенных органах; в суде апелляционной инстанции к материалам дела было приобщено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении <данные изъяты>, который по настоящее время продолжает осуществлять службу в таможенных органах, что, по мнению истца, свидетельствует о проявлении ответчиком по отношению к нему дискриминации, не влечет отмену судебных постановлений, поскольку оценка тяжести дисциплинарного проступка, совершенного ФИО1, не зависит от привлечения или непривлечения к дисциплинарной и уголовной ответственности иных сотрудников, а также по смыслу положений статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации не свидетельствует о проявлении дискриминации.

Ознакомление истца с приказами от 13 декабря 2022 года через три дня после их издания о нарушении порядка увольнения не свидетельствует, данное обстоятельство имеет значение только для определения соблюдения истцом сроков их обжалования.

Доводы истца о незаконности действий ответчика по установлению ему двухнедельной отработки при подаче заявления 30 ноября 2022 года об увольнении по выслуге срока службы, в соответствии с частью 3 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации его должны были уволить с 01 декабря 2022 года, как им было указано в заявлении, не могут быть приняты во внимание. Применение к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае не допускается, поскольку порядок и основания прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами специального закона - Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который не предусматривает каких-либо обязательных сроков предварительного предупреждения сотрудником о предстоящем увольнении. Кроме того, пунктом 4 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» предусмотрено, что увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе сотрудника таможенного органа или с его согласия, то есть инициатива увольнения в данном случае может исходить как от сотрудника, так и от таможенного органа. Применение судами при разрешении настоящего спора положений Трудового кодекса Российской Федерации не повлекло принятие незаконных судебных актов.

Доводы жалобы истца повторяют его позицию в судах нижестоящих инстанций, она обоснованно отвергнута по мотивам, приведенным в судебных постановлениях. Доводы жалобы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств. Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций. При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Троицкого городского суда Челябинской области от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи