ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-4626/2021 от 16.08.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-12632/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 16 августа 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Новожиловой И.А., Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4626/2021 (УИД 38RS0032-01-2021-006427-77) по иску Рожкова Олега Анатольевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,

по кассационной жалобе Рожкова Олега Анатольевича на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Рожков Олег Анатольевич (далее по тексту – Рожков О.А.) обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту – ГУ – ОПФР по Иркутской области) о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска от 14 августа 2019 г. № 689 в части не включения в суммарную продолжительность стажа на соответствующих видах работ, дающих право в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периодов работы с 27 августа 1987 г. по 7 февраля 1988 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин в цехах КТЦ (котлотурбинный цех) и топливоподачи по 4 разряду в электрическом цехе Ново-Зиминской ТЭЦ, с 8 февраля 1988 г. по 27 апреля 2003 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в электрической лаборатории электрического цеха по 4 разряду в цехах котлотурбинном и топливоподачи Ново-Зиминской ТЭЦ, с 28 апреля 2003 г. по 11 марта 2011 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры, релейной защиты и автоматики 3 разряда группы собственных нужд электрического цеха Ново-Зиминской ТЭЦ, с 12 марта 2011 г. по 23 мая 2019 г. в электрическом цехе в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 5 разряда электротехнической лаборатории участка по ремонту и обслуживанию устройств для собственных нужд Ново-Иркутской ТЭЦ; обязании включить в суммарную продолжительность стажа на соответствующих видах работ, дающих право в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периоды работы с 27 августа 1987 г. по 7 февраля 1988 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин в цехах КТЦ (котлотурбинный цех) и топливоподачи по 4 разряду в электрическом цехе Ново-Зиминской ТЭЦ, с 8 февраля 1988 г. по 27 апреля 2003 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в электрической лаборатории электрического цеха по 4 разряду в цехах котлотурбинном и топливоподачи Ново-Зиминской ТЭЦ, с 28 апреля 2003 г. по 11 марта 2011 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры, релейной защиты и автоматики 3 разряда группы собственных нужд электрического цеха Ново-Зиминской ТЭЦ, с 12 марта 2011 г. по 23 мая 2019 г. в электрическом цехе в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 5 разряда электротехнической лаборатории участка по ремонту и обслуживанию устройств для собственных нужд Ново-Иркутской ТЭЦ; признании права на назначение досрочной пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначении пенсии с 23 мая 2019 г.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены: Ново-Иркутская тепловая электростанция публичного акционерного общества «Иркутскэнерго» (далее по тексту - Ново-Иркутская ТЭЦ), Ново-Зиминская тепловая электростанция публичного акционерного общества «Иркутскэнерго» (далее по тексту - Ново-Зиминская ТЭЦ), публичное акционерное общество «Иркутскэнерго» (далее по тексту - ПАО «Иркутскэнерго»).

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 16 декабря 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 г., исковые требования Рожкова О.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска от 14 августа 2019 г. № 689 об отказе Рожкову О.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части отказа зачесть в стаж на соответствующих видах работ период работы Рожкова О.А. с 12 марта 2011 г. по 31 декабря 2012 г. На ГУ – ОПФР по Иркутской области возложена обязанность включить Рожкову О.А. период работы с 12 марта 2011 г. по 31 декабря 2012 г. на Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В удовлетворении остальной части исковых требований Рожкову О.А. отказано.

Рожков О.А. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой и инстанции.

В обоснование доводов кассационной жалобы Рожков О.А. указал на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. В материалах дела имеются карты условий труда на рабочем месте от 7 декабря 1988 г., от 21 октября 1993 г. рабочего места электрослесаря по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики электрической лаборатории Ново-Зиминской ТЭЦ, в которых прямо указано, что он в течение полного рабочего дня в спорный период был занят ремонтом и обслуживанием котельного, турбинного, парогазотурбинного оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики в местах его установки – то есть в котельном, турбинном цехах и цехе пылеприготовления, что опровергает доводы суда в этой части и подтверждает его право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списками № 2 1956 г. и 1991 г. Судом не дано никакой оценки заверенной копии «Перечень рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения на Ново-Зиминской ТЭЦ», имеющейся в материалах дела и подтверждающей его право на льготную пенсию, где должность электромонтера электрического цеха указана в числе рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения на Ново-Зиминской ТЭЦ. Полагает, что его занятость в период с 27 июля 1987 г. по 11 марта 2011 г. на соответствующих видах работ по Спискам № 2, вопреки выводам суда, документально подтверждена. Суд подтвердил наличие оснований для назначения льготной пенсии за период его работы с 12 марта 2011 г. по 23 мая 2019 г. на Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» в электрическом цехе в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 5 разряда электротехнической лаборатории участка по ремонте и обслуживанию устройств для собственных нужд Ново - Иркутской ТЭЦ, однако указал, что в силу части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1- 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность включения в специальный стаж периодов работы при доказанности их выполнения в течение полного рабочего дня в определенных условиях (определенной должности и определенной сфере), а за период с I января 2013 г. - при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Работодатель после 1 января 2013 г. не начислял и не уплачивал за него дополнительный тариф. Полагает, что неуплата работодателем дополнительного тарифа по страховым взносам не может являться основанием для лишения его права на досрочную пенсию по старости, назначаемую в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тяжелыми условиями труда. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.

Как установлено судами и следует из трудовой книжки Рожкова О. А., копий приказов работодателя о приеме, переводе работника на другую работу, истец работал с 27 августа 1987 г. по 7 февраля 1988 г. электрослесарем по ремонту электрических машин в цехах КТЦ и топливоподачи по 4 разряду в электрическом цехе Ново-Зиминской ТЭЦ, с 8 февраля 1988 г. по 27 апреля 2003 г. электромонтером по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в электрической лаборатории электрического цеха по 4 разряду, занятым в цехах котлотурбинном и топливоподачи, с 28 апреля 2003 г. по 11 марта 2011 г. электромонтером по ремонту аппаратуры, релейной защиты и автоматики 3 разряда группы собственных нужд электрического цеха, с 12 марта 2011 г. по 7 сентября 2016 г. электромонтером по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 5 разряда электротехнической лаборатории участка по ремонту и обслуживанию устройств РЗА собственных нужд в электрический цех Ново-Иркутской ТЭЦ ОАО «Иркутскэнерго».

Приказом ПАО «Иркутскэнерго» от 8 сентября 2016 г. № 726-л/с Рожков О.А. с 8 сентября 2016 г. переведен постоянно электромонтером по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 6 разряда электротехнической лаборатории участка по ремонту и обслуживанию устройств РЗА собственных нужд Ново-Иркутской ТЭЦ, работает по настоящее время.

Согласно должностной инструкции электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики Ново-Зиминской ТЭЦ ОАО «Иркутскэнерго», утвержденной 3 августа 2005 г., основной задачей электромонтера является обеспечение исправного состояния и техническое обслуживание устройств РЗА, средств измерений и их вторичных цепей. Рабочее место электромонтера располагается в АБК (5 этаж).

Аналогичные положения содержатся в должностной инструкции электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 5 разряда группы собственных нужд электротехнической лаборатории электрического цеха Ново-Зиминской ТЭЦ ОАО «Иркутскэнерго», утвержденной 30 апреля 2009 г.

16 мая 2005 г. утверждено Положение об электротехнической лаборатории Ново-Зиминской ТЭЦ, согласно которому целью деятельности подразделения является выполнение необходимого комплекса организационно-технических мероприятий по внедрению, совершенствованию и поддержанию высокого уровня эксплуатации устройств РЗА, средств электрических измерений, а также их вторичных цепей в целях обеспечения надежной и экономичной работы ТЭЦ (пункт 1.3).

23 мая 2019 г. Рожков О.А., зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 29 января 1999 г., обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска от 14 августа 2019 г. № 689 Рожкову О.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ по Списку № 2.

Согласно решению пенсионного органа у истца отсутствует стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при требуемом 12 лет 6 месяцев.

В стаж истца на соответствующих видах работ не были включены периоды работы Рожкова О.А. с 27 августа 1987 г. по 7 февраля 1988 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин в цехах КТЦ (котлотурбинный цех) и топливоподачи по 4 разряду в электрическом цехе Ново-Зиминской ТЭЦ, с 8 февраля 1988 г. по 27 апреля 2003 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в электрической лаборатории электрического цеха по 4 разряду в цехах котлотурбинном и топливоподачи Ново-Зиминской ТЭЦ, с 28 апреля 2003 г. по 11 марта 2011 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры, релейной защиты и автоматики 3 разряда группы собственных нужд электрического цеха Ново-Зиминской ТЭЦ, с 12 марта 2011 г. по 31 декабря 2014 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 5 разряда электротехнической лаборатории участка по ремонту и обслуживанию устройств РЗА собственных нужд Ново-Иркутской ТЭЦ ОАО «Иркутскэнерго».

Страховой стаж составил 37 лет 05 месяцев 2 дня, при требуемом не менее 25 лет.

Рожков О.А., не согласившись с решением пенсионного органа, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа от 14 августа 2019 г. № 689 в части не включения в специальный стаж периодов работы с 27 августа 1987 г. по 7 февраля 1988 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин в цехах КТЦ (котлотурбинный цех) и топливоподачи по 4 разряду в электрическом цехе Ново-Зиминской ТЭЦ, с 8 февраля 1988 г. по 27 апреля 2003 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в электрической лаборатории электрического цеха по 4 разряду в цехах котлотурбинном и топливоподачи Ново-Зиминской ТЭЦ, с 28 апреля 2003 г. по 11 марта 2011 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры, релейной защиты и автоматики 3 разряда группы собственных нужд электрического цеха Ново-Зиминской ТЭЦ, о включении в специальный стаж указанных периодов работы, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение», Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г., Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, разъяснениями Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статей 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе ответ Ново-Зиминской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» от 14 июня 2019 г., согласно которому трудовая деятельность Рожкова О.А. в период с 27 июля 1987 г. по 11 марта 2011 г. в филиале ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Зиминская ТЭЦ не предусмотрена для включения в стаж работы, дающей прав на досрочную страховую пенсию по старости, работа в должности (профессии) электрослесарь по ремонту электрических машин/электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в электрическом цехе отсутствует в Перечне рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения на Ново-Зиминской ТЭЦ; выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в которой отсутствуют сведения об особом характере трудовой деятельности истца в указанные периоды времени; карты условий труда на рабочем месте от 7 декабря 1988 г., от 21 октября 1993 г., карты аттестации № № 109, 111, 112, 116, 118, 50223, 144 рабочего места истца, которыми льготное пенсионное обеспечение Списками № 1 и 2 не предусмотрено, исходил из того, что занятость Рожкова О.В. в период с 27 июля 1987 г. по 11 марта 2011 г. на соответствующих видах работ работодателем не подтверждена, доказательств выполнения истцом работ, предусмотренных Списком № 2, с 27 августа 1987 г. по 11 марта 2011 г. в течение полного рабочего дня в материалах дела не имеется, по данным индивидуального персонифицированного учета спорный период работы истца отражен без указания кода льготных условий труда. Периоды работы с 1 января 2013 г. подлежат включению в специальный стаж при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», вместе с тем страхователем ПАО «Иркутскэнерго» страховые взносы по дополнительному тарифу за Рожкова О.А., начиная с 1 января 2013 г., не начислены и не уплачены, сведения о трудовой деятельности представлены в пенсионный орган на общих основаниях.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив карту аттестации № 214 рабочего места электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 5 разряда участка по ремонту и обслуживанию устройств РЗА собственных нужд электрического цеха Ново-Иркутской ТЭЦ, составленной в декабре 2007 г., которой льготное пенсионное обеспечение по данной профессии Списками 1 и 2 не предусмотрено, карты № 210.207.055, № 210.207.054 специальной оценки условий труда электромонтера по ремонту аппаратуры, релейной защиты и автоматики 5 разряда электротехнической лаборатории участка по ремонту и обслуживанию устройств РЗА собственных нужд Ново-Иркутской ТЭЦ, составленные 25 июня 2015 г., в которых право на досрочное назначение пенсии электромонтера не предусмотрено; журналы сменных заданий за 2011-2019 гг., из которых следует, что в период работы в Ново-Иркутской ТЭЦ Рожковым О.А. ежедневно выполнялись ремонтные работы устройств РЗА непосредственно в местах их установки в течение всего рабочего дня, Рожков О.А. ежедневно проходил целевой инструктаж в связи с работой в действующих электроустановках; выписки из соответствующих журналов за период, начиная с 2013 г., свидетельствующие о прохождении Рожковым О.А. инструктажей на тему безопасного передвижения на территории и в производственных цехах; должностную инструкцию электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики (занятого на ремонте и обслуживании аппаратуры релейной защиты и автоматики котельного, турбинного оборудования и оборудования топливоподачи твердого топлива) 5 разряда, участка по ремонту и обслуживанию устройств релейной защиты и автоматики собственных нужд электротехнической лаборатории электрического цеха, утвержденную 29 сентября 2009 г., в которой указано, что электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики (занятый на ремонте и обслуживании аппаратуры релейной защиты и автоматики котельного, турбинного оборудования и оборудования топливоподачи твердого топлива) 5 разряда, участка по ремонту и обслуживанию устройств релейной защиты и автоматики собственных нужд электротехнической лаборатории электрического цеха является работником участка по ремонту и обслуживанию устройств РЗА собственных нужд ЭТЛ ЭЦ, филиала ОАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутской ТЭЦ, в зону обслуживания работника входят цепи управления и сигнализации коммутационных аппаратов, устройств РЗА, трансформаторы тока и их токовые цепи, вторичная коммутация, включая кабельные связи и ряды зажимов присоединений согласно перечню закрепленного за работником оборудования (пункт 1.7 должностной инструкции), рабочее место работника оборудуется в соответствии с требованиями ПТЭ, ПОТ, ППБ, других НТД и находится в помещении участка с.н. ЭТЛ и на закрепленном оборудовании, при производстве технического обслуживания устройств РЗА (пункт 1.12 должностной инструкции); Положение о закреплении оборудования, зданий, сооружений и территории Ново-Иркутской ТЭЦ за подразделениями электростанции, введенное в действие с 14 января 2016 г. приказом ПАО «Иркутскэнерго» от 15 января 2016 г. № 6, и которым установлено, что электрический цех, в котором работал Рожков О.А., относится к производственным подразделениям участка Ново-Иркутской ТЭЦ, пришел к выводу о документальном подтверждении работы Рожкова О.А. в качестве электромонтера и его занятости на обслуживании, ремонте средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу котельного, турбинного оборудования и оборудования топливоподачи, на работах, предусмотренных Списком № 2, и наличии оснований для удовлетворения исковых требований Рожкова О.А. о включении в специальный стаж по Списку № 2 периода работы с 12 марта 2011 г. по 31 декабря 2012 г. в электрическом цехе в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 5 разряда электротехнической лаборатории участка по ремонту и обслуживанию устройств для собственных нужд Ново-Иркутской ТЭЦ в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Установив, что на дату обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости Рожков О.А. не имел необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Рожкова О.А. права на досрочное пенсионное обеспечение, и как следствие, отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, об обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.

Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы Рожкова О.А. о том, что его занятость в период с 27 июля 1987 г. по 11 марта 2011 г. на соответствующих видах работ по Спискам № 2 документально подтверждена, суд апелляционной инстанции указал, что имеющимися в материалах дела доказательствами, занятость Рожкова О.В. в период с 27 июля 1987 г. по 11 марта 2011 г. на соответствующих видах работ по Спискам № 2 работодателем не подтверждена, доказательств обратного суду не представлено.

Отклоняя ссылку апелляционной жалобы истца на то, что в имеющихся в материалах дела копиях Перечней рабочих мест, профессий и должностей, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение на Ново-Зиминской ТЭЦ, указана занимаемая истцом должность электромонтера электрического цеха, суд апелляционной инстанции указал, что из копий указанных Перечней по состоянию на 1 января 2011 г. и на 1 января 2001 г., право на льготное пенсионное обеспечение имеют электромонтеры по обслуживанию электрооборудования электрических станций (в местах его установки (котлотурбинный цех и на топливоподаче) при условии использования твердого топлива.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что неуплата работодателем дополнительных страховых взносов не может повлечь нарушение его пенсионных прав, суд апелляционной инстанции признал не влекущими отмену решения суда первой инстанции, поскольку начисление и уплата дополнительных страховых взносов является обязательным условием для включения соответствующих периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в силу прямого указания закона (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). С учетом установленных судом фактических обстоятельств, оценки имеющихся в материалах дела доказательств, начисление и уплата дополнительных взносов в отношении истца за период работы с 1 января 2013 г. по 23 мая 2019 г. в электрическом цехе в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 5 разряда электротехнической лаборатории участка по ремонту и обслуживанию устройств для собственных нужд Ново-Иркутской ТЭЦ работодателем не осуществлялись.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В разделе XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, в подразделе «а» поименованы слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.

В силу пункта 4 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. № 81/8 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», в тех случаях, когда в Списках № 1 и № 2 указаны не только производства, но и определенные цехи, то правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются рабочие и инженерно-технические работники (по профессиям и должностям), занятые в этих структурных подразделениях. Например, Списком № 2 (раздел XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей») предусмотрены слесари и дежурные электромонтеры, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления; мастера, старшие мастера и начальники смен: котельных, машинных (теплосиловых), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи. Работники этих профессий и должностей пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение только в перечисленных цехах.

В Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, в разделе раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» (позиция 2140000а-18455) поименованы слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.

При этом согласно разъяснению от 25 февраля 1994 г. № 3 «О порядке применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. № 591», утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. № 18, по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования (код позиции 2140000а-18455).

Как следует из содержания пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. № 1015).

Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, в отсутствие документального подтверждения работы истца в периоды с 27 июля 1987 г. по 11 марта 2011 г., с 1 января 2013 г. по 23 мая 2019 г. в должности и в условиях труда, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», отражения работодателями указанных периодов в сведениях индивидуального персонифицированного учета без указания кода льготных условий труда, в отсутствие доказательств уплаты с 1 января 2013 г. страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии со статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанных периодов в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Поскольку продолжительность специального стажа истца на работах с тяжелыми условиями труда на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, составляет менее требуемого, суды правомерно отказали истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.

В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы Рожкова О.А. о том, что он работал в спорные периоды во вредных условиях труда в течение полного рабочего дня, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Приведенные в кассационной жалобе доводы, повторяют правовую позицию истца при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебных постановлений либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Рожкова Олега Анатольевича - без удовлетворения.

Председательствующий М.В. Лавник

Судьи И.А. Новожилова

Т.В. Леонтьева