ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-11468/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 28 июня 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Кожевниковой Л.П., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №54RS0010-01-2021-007328-80 (№ 2-4641/2021) по иску К.Н.Н. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению с специальный стаж периодов работы, возложении обязанности по назначению пенсии, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 ноября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
К.Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее- ОПФР по Новосибирской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению с специальный стаж периодов работы, возложении обязанности по назначению пенсии, взыскании судебных расходов.
В обосновании исковых требований указала, что 28 октября 2020 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии на основании п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Ввиду отказа ответчика включить в специальный стаж истца период ее работы с 17 января 1992 г. по 31 января 1993 г., специального (педагогического) стажа для назначения пенсии оказалось недостаточным, с отказом во включении данного периода в специальный стаж истец не согласна, что и послужило причиной ее обращения в суд с настоящим иском.
Просила суд с учетом уточнений исковых требований, признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее - УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска) № от 25 ноября 2020 г. в части отказа в назначении пенсии и отказа во включении в специальный стаж периодов работы истца с 17января 1992 г. по 31 января 1993 г; возложить на ОПФР по Новосибирской области обязанность включить в специальный стаж период ее работы с 17 января 1992 г. по 31января 1993 г., а также назначить досрочную страховую пенсию с 16 февраля 2022 г.; взыскать с ответчика расходы по составлению искового заявления в размере 2 500 руб.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 ноября 2021 г. исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска от 25 ноября 2020 г. № в части отказа в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и не включения в стаж периода работы с 17 января 1992 г. по 31 января 1993 г., возложил на ответчика обязанность включить в стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ период работы с 17 января 1992 г. по 31 января 1993 г., назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 16 февраля 2022 г., также суд взыскал с ответчика в пользу истца расходы за составление иска в размере 2 500 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 февраля 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 ноября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОПФР Новосибирской области ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
К.Н.Н. направила в суд письменные возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 28 октября 2020 г. К.Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска № от 25 ноября 2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г., № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» К.Н.Н. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа (24 года 1 месяц 28 дней).
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по и. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионным органом не зачтен период работы истца с 17 января 1992 г. по 31 января 1993 г. (1 год 15 дней) в должности музыкального руководителя в детском саду № Славгородского молочно-консервного комбината, ввиду того, что отсутствует подтверждение работы на полную тарифную ставку за установленную педагогическую нагрузку.
Из трудовой книжки истца усматривается, что в период с 17 января 1992 г. по 31 января 1993 г. (1 год 15 дней) К.Н.Н. (до брака ФИО1) работала в должности музыкального руководителя в детском саду № Славгородского молочноконсервного комбината.
Из архивных справок, выданных ЗАО «ФИО2 молочный комбинат» (до реорганизации ФИО2 молочноконсервный комбинат – л.д.21), а также дополнительно представленных документов, в том числе, выписок из журнала приказов, справок о размере заработной платы, лицевых карточек усматривается, что 17 января 1992 г. истец была принята на работу в детский сад № Славгородского молочно-консервного комбината музыкальным руководителем на время декретного отпуска Г.Г.В. и уволена 31 января 1993 г.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции суд первой инстанции руководствовался норами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, приказом Министерства просвещения СССР от 31 декабря 1971 г. №103, Разъяснением Госкомтруда СССР «О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 17 мая 1960 г. № 19, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, исходил из оценки представленных доказательств, указав, что поскольку в лицевой карточке на имя истца за спорный период времени указано, что ей начислялась заработная плата каждый месяц, например за работу в январе 10 дней, в феврале – 21 день, в марте – 22 дня и т.д., также в данной карточке имеется указание, что оклад в январе составляет -255, а сумма к выплате -306; в феврале оклад - 1 020, а к выплате -1 217,80; в марте оклад -1 530, а к выплате -1 620; в апреле оклад - 1 530, а к выплате -1 620 и т.д., следовательно, истец получала заработную плату в сумме свыше установленного оклада, что подтверждает выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Кроме того, суд первой инстанции принял в качестве доказательства выполнения истцом в спорный период времени нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы сведения, содержащие в лицевой карточке на имя Г.Г.В. (истец была принята на ее должность в период нахождения в декретном отпуске), в которой указано, что в месяц Г.Г.В. работала от 165 до 275 часов, т.е. около 40 часов в неделю, что с достоверностью подтверждает выполнение нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки (24 часа в неделю) установленной за ставку заработной платы Г.Г.В. до ухода в декретный отпуск. Истец, будучи принятой на должность, ранее занимаемую Г.Г.В., продолжила работать на тех же условиях, в том числе, с учетом ранее существующей нагрузки, что подтверждается вышеуказанными сведениями, в части размера заработной платы и получения заработка сверх установленного оклада.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что согласно Разъяснению Госкомтруда СССР «О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 17 мая 1960 г. № 19, по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах педагогам- воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям (п. 1 раздела 1). Аналогичное разъяснение дано и в пункте 2.6 инструктивного Письма Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 30 июня 1986 г. № 1-63-И.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанное нормативное положение и разъяснения по его применению, которые не предусматривали порядок исчисления льготного стажа в зависимости от выполнения нормы рабочего времени, утратили силу лишь с 1 октября 1993 г., с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, то есть, после окончания спорных периодов трудовой деятельности истца. Таким образом, Перечнем от 1959 года с учетом разъяснения Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 г. № 19 и Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. № 1-63-И предусматривалось право на досрочную пенсию музыкальных руководителей в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях-садах независимо от выполнявшейся нормы рабочего времени.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда обшей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2015 г. и действующего на момент обращения 28 октября 2020 г. г. К.Н.Н. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подп. «м» п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. № 320-О установлено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), право на пенсию за выслугу лет предоставлялось заведующим, руководителям-воспитателям и воспитателям детских садов и объединенных яслей - садов.
На основании Приказа Министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 г. № 103 о типовых штатах детских дошкольных учреждений в дошкольных учреждениях была предусмотрена должность музыкального руководителя.
Согласно Разъяснению Госкомтруда СССР «О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 17 мая 1960 г. № 19, по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям (п. 1 раздела 1).
Аналогичное разъяснение дано и в пункте 2.6 инструктивного Письма Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 30 июня 1986 г. № 1-63-И.
Суды пришли к правильному выводу о том, что указанное нормативное положение и разъяснения по его применению, которые не предусматривали порядок исчисления педагогического стажа в зависимости от выполнения нормы рабочего времени, утратили силу лишь с 1 октября 1993 г., в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953. Таким образом, Перечнем от 1959 года с учетом разъяснения Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 г. № 19 и Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. № 1-63-И предусматривалось право на досрочную пенсию музыкальных руководителей в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях-садах независимо от выполнявшейся нормы рабочего времени.
Разделом «Наименование должностей» Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённого постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 должность «музыкальный руководитель» не была предусмотрена.
С принятием Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, данный пробел законодателем был ликвидирован путем указания в п. 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Эти Правила введены в действие с 1 ноября 2002 г., им не придано обратной силы, они действуют со дня введения их в действие.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённым постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 была предусмотрена должность «музыкальный руководитель» и работа в этой должности, начиная с 1 ноября 1999 г., стала засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрено, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют музыкальные руководители, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе яслях-садах (сад-ясли).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам.
Согласно п. 4 вышеназванных Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному или другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Установив, что спорный период работы истца подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст..30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении иска.
Доводы кассатора о том, что представленными доказательствами не подтверждается выполнение истцом нормы педагогической нагрузки направлены на переоценку доказательств по делу, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции, так как в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Доводы кассатора о том, что спорный период работы истца мог быть включен в специальный стаж только при применении положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2992 г. № 781, однако при применении данных Правил к спорному периоду работы истца, данные положения также должны быть применены ко всем периодам трудовой деятельности истца, не влекут отмену обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как правильно учтено судами, Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, не предусматривал музыкальных руководителей (музыкальных работников), однако в соответствии с п. 3 указанного постановления за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Указанный пункт постановления утратил силу с 1 октября 1993 г.
Таким образом, работа в качестве музыкального руководителя (музыкального работника) подлежала включению в специальный стаж по нормам вышеуказанных нормативных актов без учета выработки нормы педагогической нагрузки до 1 октября 1993 г. (тогда как судами установлено, что истец в спорный период выполняла нормы педагогической нагрузки).
Впервые должность музыкального руководителя (тождественна должности музыкального работника в соответствии с постановлением Минтруда Российской Федерации от 23 июня 2003 г. № 39) была предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., и в силу п. 1 Правил исчисления сроков выслуги..., утвержденных указанным постановлением, подлежала зачету в специальный стаж при условии выполнения установленной нормы педагогической нагрузки. Таким образом, в период с 1 октября 1993 г. по 1 ноября 1999 г. законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в качестве музыкального руководителя (музыкального работника) в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Указанный пробел в законодательстве был устранен Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение..., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, в соответствии с которыми работа в должности музыкального руководителя засчитывается в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (п. 5).
Таким образом, работа в должности музыкального руководителя (музыкального работника) может быть включена в специальный стаж в период после 1 октября 1993 г. только при условии выполнения нормы педагогической нагрузки, между тем, спорный период работы истца (с 17 января 1992 г. по 31 января 1993 г.) относится к периоду до 1 октября 1993 г.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 ноября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи